Сразу после нового года 2 программиста из 6 заявили, что уходят из моей компании. Конечно, благодаря тому, что у нас выстроен конвейер по разработке сайтов, для нас уход двоих из шести не смертелен, но очень ощутим. Клиенты на себе и не заметят потери бойца, но не все программисты занимаются сайтами. Половина пишет сервисы для автоматизации нашего направления по контекстной рекламе, разрабатывает ядро интернет-магазинов и прочее. И если клиенты не почувствуют, то сроки разработки наших сервисов явно изменятся. Без автоматизации нам не выжить — скорость, снижение издержек, частичное избавление от человеческого фактора и т.д.
Причем обидно, что уходят не новенькие, а именно “старички”. В прошлом году от нас также ушло 3 программиста, которых мы фактически вырастили. Обидно? Конечно обидно! Радует, конечно, что ребята уходят в основном не к конкурентам, а сами открывают свои студии. Это круто и это показатель уровня тех, кто у нас работает. Но мы же не благотворительная организация, чтобы всякий раз радоваться тому, что кто-то из наших запускает свое дело, правда?
Я устал, я ухожу
Знаете как они от нас уходят? Еще неделю назад он признавался тебе в любви, был самым активным на корпоративе и даже очень активно помогал его организовывать. Он никогда не жаловался на жизнь. Не было сомнений в его лояльности. И тут он заявляет — я ухожу. Причем в такой форме, которая не предполагает диалога и поиска вариантов остаться. Вся программистская нерешительность куда-то махом исчезает. Видимо человек перед этим долго-долго обдумывал, и в день признания в нем не осталось никакой робости. Он как будто вышел из темницы на волю и больше ни за что не хочет оставаться в ней. Кстати, часто уходят без отработки. Спрашиваем — что тебя не устраивает? Он говорит что все отлично, все устраивает, все супер. Но раз так все хорошо, может останешься? Не, не останусь. Хочется движухи. Здесь все как-то прогнозируемо стало.
Программисты никогда не жалуются на низкую зарплату, отсутствие роста или неинтересную работу. В один прекрасный день они просто встают и уходят.
Про нашу темницу
Реаспект можно любить или не любить, но мы, наверное, — одна из самых активных компаний на рынке (в своем регионе точно) в плане внутренней движухи и корпоративной культуры. У нас мало того маразма, который присущ большим компаниям. Ну типа там штрафы за опоздание, дресс-код, иерархия и т.д. У нас всегда бурлит жизнь. Многих это даже выбешивает, потому что не успеешь отойти от одного, начинается второе. И все-таки, программисты уходят. Наша корпоративная культура привлекает к нам новых людей, но не способна удерживать программистов?
Я начал думать, какого хрена это происходит. Какие могут быть причины, кроме зарплаты, которая у нас средняя по рынку? Тем более, что тут умные люди говорят, что рост материального вознаграждения в принципе не сильно кого стимулирует при умственном труде.
Я много думал. Хочу поделится этим с вами, доктор.
Допустим, приходят в вам на собеседование 2 человека. Уровень совершенно одинаковый. Кого возьмете?
Кто из них через 6 месяцев поймет, что пора менять оправу на очках, а вместе с ней и работу? Кто работая на вас будет каждый день думать, что зря теряет у вас время, что ему пора открывать новую студию?
Я начал вспоминать тех, кто ушел от нас. Вот грубый набросок портрета:
- Возраст 20-25 лет. Как правило это первое серьезное место работы после института или по этой специальности.
- Выглядят не как классические программисты. Ну т.е. неплохо, а иногда и модно одеты. Хорошо разговаривают, очень и даже чересчур общительные. Есть во всех соцсетях. В общем социализированные на 100%.
- У них есть машина.
И если для большинства из вас этих данных маловато, то для меня в самый раз. Мое гуманитарное образование позволяет мне сделать следующие выводы:
А не подбираем ли мы изначально тех, кто должен уйти от нас? Не играет ли против нас наше желание взять на работу интересных, общительных и хорошо одетых людей? Не эта ли социальная мобильность, амбиции, постоянное общение и поиск нового заставляют человека срываться с места в тот момент, когда тебе кажется, что он только-только чему-то научился, а он уже считает себя крутым спецом и ему хочется чего-то нового, сложного, интересного. Тем более, что он пришел к нам совсем зеленым и просто ему не с чем сравнивать. Это как секс у подростков. Есть же такой стереотип, что в молодости надо погулять, переспать со всеми, а потом, вылечив трипак, остепенится и стать солидным семьянином. Да, все верно.
А что еще?
Может потому что мы не Google? Потому что работу, которую делает программист у нас, завтра не увидит весь мир. Мы всего-то делаем наши внутренние сервисы и оказываем услуги для клиентов. Мы не катаемся по офису на самокате. Да, верно и это.
А еще что?
Может есть что-то еще намного важнее верхних пунктов? Конечно есть! Это личные отношения. Что привлекает и держит программистов в маленьких студиях? Личная сопричастность. Они делают великое дело — строят новую суперклевую компанию. Они друзья, они впахивают ночами, они проводят кучу времени друг с другом и мечтают, что в далеком светлом будущем между ними все будет делиться поровну. Личные тесные отношения сильно сплочают и продлевают срок жизни программиста. Конечно, не всегда это хорошо и продуктивно. Часто это мешает работе. Но в больших компаниях, мне кажется, создать такие отношения намного труднее.
И тут дьявол мне такой шепчет:
Может рассматривать программистов, как расходный материал, а не как людей? Обучать их минимуму, не строить личных отношений? Ушел — да и ладно? Посадили нового.
Этот вариант я отмел сразу. Потому что если работать с программистами как с людьми, обучать их, то у тебя хотя бы есть шанс вырастить и удержать сильную команду. А если идти по пути наименьшего сопротивления, то однозначно пополнишь ряды многочисленных говноконтор.
Кого брать-то?
Плохо одетых, стареющих, аутичных, лишенных всяких амбиций программистов, которые наскитались по рынку и с удовольствием осядут у нас? И из Реаспекта их вынесут только вперед ногами? Это было бы слишком идеальным, чтобы быть реальностью:)
Я пошел за советом к старшим товарищам. Реально старшим. Которым лет под 40 и у кого серьезные отделы разработки и сами продукты очень успешны на рынке. Что мне делать, отцы?
Сергей Рыжиков, 1С-Битрикс:
Уход любого сотрудника из команды наносит вред делу и директор всегда это переживает, зачастую как личную потерю и просчет. Новых людей нужно искать, вводить в процесс, адаптировать. Новый человек — это всегда риск. Новый программист — это тройной риск.
Программные проекты сложно передавать новому человеку. Довольно часто можно встретить ситуацию, когда новый программист не хочет разбираться с проектом, а «аргументированно обосновывает» необходимость все переписать. Молодые ребята предпочитают учиться тому, что не знают, а не тому, что нужно для бизнеса. И в компании работают пока им есть чему учиться новому, на их взгляд, пока есть вызов. Я однажды писал об этом в статье «Программирование как искусство».
Заметный риск для компании состоит в быстром росте. Если компания растет больше чем на 50% в года по численности, это может привести к потере внутренней культуры и разным нежелательным вещам. Скорость построения отношений в коллективе, видимо, конечна. Нужно время для адаптации новых сотрудников. И как-то особенно плохо такой быстрый рост отражается на отделах разработки.
Очень важно стабилизировать ядро команды, состоящее из зрелых и опытных разработчиков во главе с техническим директором и сформировать культуру отношения к делу, культуру общения и необходимость обучения и изменений. Равномерно набирать новых сотрудников, поддерживать активных, сильных и мотивированных, расставаться с теми, кто не справился или не принимает культуру.
Совсем исключить уход людей не удастся никогда. Бизнес — это во многом управление отношениями внутри компании.
Алексей, который предпочел остаться в тени:
:
(имеет 15-летний опыт в разработке и управлении группами программистов, создал несколько очень успешных коммерческих продуктов):
“Я прошел болезнь роста программного отдела. Тупо набирая программистов (работая над количеством) нужно осознавать новую опасность. Качество и сплоченность команды должны быть на высоте. Если в этом просадка — значит бизнес делает шаг вперед и 2 назад. Сейчас проповедую другую теорию. Программеров должно быть мало, а качество и их проф уровень на высоте. Таких уникумов нужно лелеять и чуть ли не в учреды по проектам пускать. Да, и еще, работать они должны на 30% выше нормы (компенсация за малую команду + индивидуальное мастерство во истину мастеров = большее КПД по сравнению с колхозом)”.
Это мнение состоявшихся профессионалов. Дальше снова мои рассуждения.
Ты амбициозный и общительный? Да пошел ты! Лучшие программисты до сих пор живут с мамой, сынок!
У меня начал вырисовываться идеал программиста. Пишу его с четырех программистов, которых я знаю. Это мой лучший друг. 5 лет он работал на заводе. Я его 5 лет оттуда пытался выкурить. И чуть ли не уговорами и угрозами отправил на собеседование, и теперь он успешно работает программистом. И я уверен, будет работать много лет. Причем уровень его знаний растет год от года. Другие 3 программиста, один из которых наш техдир, примерно похожи. Таких людей непонятно где и как хантить. Даже если они есть в соцсетях, они не светятся. Но каким-то чудом они попадают к нам. Они очень скромно одеты. Им 27-35 лет. До этого они поработали в других компаниях, в том числе откровенно дерьмовых, и хорошо себе представляют, чем работа у нас отличается от других мест. Они не общительные. Ну не то чтобы они рта не раскрывали. Но пока сам не спросишь — не заговорят. Они определились по жизни, чем хотят заниматься. Они очень порядочные, скромные и всегда говорят правду. В общем такой настоящий, а не хипстерский Шурик из Иван Василич меняет профессию.
Почему я ПОКА недолюбливаю часть программистов (и в принципе соискателей), рожденных в 90-е?
- Они по жизни “скользят”. Очень не любят и всячески избегают трудностей. Короткие посты в контакте, разнообразие новых игрушек к этому приучают очень сильно. Геймефикация, мать ее, в действии. Не нравится эта игра — скачаю себе новую. Стало скучно на работе — не буду решать, как это исправить — найду себе другую. Вот и гуляют, как зомби, из одной компании в другую, сливая в сортир все усилия, потраченные на их обучение.
- Еще лет 5 назад я не брал на работу людей, которые на последних местах отработали меньше 2-3х лет. А сейчас кто приходит? Если продержался на последнем месте работы больше года — ты крут, чувак. Мы тебя берем. Потому что такие как ты стали редкостью.
- Легко и просто увиливают, придумывают, лукавят. Это как следствие из первого пункта. Чтобы скользить, нужно меньше трения. А лукавство, отговорки и отмазки все смазывают. Вот увольняется он и говорит: “Ребята, вы такие клевые, я вас всех люблю”. Мы ему говорим: “Ну и мы тебя любим”, — жмем друг другу руки и договариваемся не хантить друг у друга. “Конечно, конечно”, — говорит он: “Хантить друг у друга — это последнее дело”. Через неделю мы узнаем, что один из его коллег программистов уходит. Еще через 2 недели уже оба подтверждают, что теперь работают вместе. Ну и конечно ни тот ни другой не соврали. Просто вот так вышло, что в один момент оба программиста решили уйти от нас и случайно в одно место. Так получилось. Ну ладно, ОК.
Конечно же я субъективен. В любом поколении такое есть. Обычные отцы и дети. На самом деле я понимаю, что дело не в молодых программистах. Дело в нас. Мы просто не научились работать вместе и не нашли подход.
- Для себя я решил, что идеальный программист это тот, у кого зашит рот. Он одевается также, как был одет отец в его годы. Ему плевать на бренды. У него нет и не будет айфона! Его нет на хедхантере. Он не захочет к нам на работу после какого-нибудь моего очередного креативного поста вконтакте.
- Если он решил быть программистом — он будет именно программистом. Вы можете быть уверены, что через месяц его не прибьет стать арт-директором в ночном клубе или податься открывать модную кальянную.
- И самое главное — он живет с мамой! Три из четырех суперкрутых программистов, которых я знаю — живут с мамой и не считают это чем-то унизительным. Как программисты они намного более самостоятельные и успешные, чем те, кто не вылезает из клубов и филфаковских общаг. Где таких искать, я не знаю. Что из этого получится, я тоже не знаю. Потом поделюсь с вами результатами.
Какие выводы сделал сам и советую вам — не гнаться за модными программистами, а искать “ботанов” (в хорошем смысле слова). Это примерно как с женщинами:
Есть эффектные клевые секси-телочки, с которыми можно весело провести время в клубе, с которыми можно потусить пару месяцев, а есть те, с кем мы живем всю жизнь, которые нас любят, нам готовят и рожают от нас детей.
Всего вам доброго.
p.s. Обе позиции мы закрыли в течении пары недель.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/167355/
Добавить комментарий