Eero — Objective-C без скобочек

от автора

#import <Foundation/Foundation.h>  int main()   parts := ['hello', 'world']   greeting := ''   for String part in parts     if part == parts[0]       Locale myLocale = Locale.currentLocale       greeting << part.capitalizedString     else       greeting << ' '       greeting << part    Log('%@', greeting + '!')   return 0 


На днях из любопытства решил посмотреть, на какой стадии находится проект Eero — диалект Objective-C с альтернативным легким синтаксисом. Оказалось, что проделан уже большой фронт работ и Eero представляет из себя очень интересную разработку.

Пример кода

Для затравки традиционное сравнение небольшого участка кода на Eero и на Objective-C.

Objective-C

#import <Foundation/Foundation.h>  @interface FileHelper : NSObject  @property (readonly) NSString* name; @property (readonly) NSString* format;  -(NSFileHandle*) openFile: (NSString*) path;  -(NSFileHandle*) openFile: (NSString*) path           withPermissions: (NSString*) permissions;  @end   @implementation FileHelper  -(NSString*) name {   return @"Macintosh"; }  -(NSString*) format {   return @"HFS+"; }  -(NSFileHandle*) openFile: (NSString*) path {   return [NSFileHandle fileHandleForReadingAtPath: path]; }  -(NSFileHandle*) openFile: (NSString*) path           withPermissions: (NSString*) permissions {    NSFileHandle* handle = nil;    if ([permissions isEqualTo: @"readonly"] || [permissions isEqualTo: @"r"]) {     handle = [NSFileHandle fileHandleForReadingAtPath: path];    } else if ([permissions isEqualTo: @"readwrite"] || [permissions isEqualTo: @"rw"]) {     handle = [NSFileHandle fileHandleForUpdatingAtPath: path];   }    return handle; }  @end 

Eero

#import <Foundation/Foundation.h>  interface FileHelper    String name   {readonly}   String format {readonly}    openFile: String, [withPermissions: String], return FileHandle  end   implementation FileHelper    name,   return String = 'Macintosh'   format, return String = 'HFS+'    openFile: String path, withPermissions: String = 'readonly', return FileHandle = nil      if permissions == 'readonly' or permissions == 'r'       return FileHandle.fileHandleForReadingAtPath: path      else if permissions == 'readwrite' or permissions == 'rw'       return FileHandle.fileHandleForUpdatingAtPath: path  end 

Введение

Eero это полностью интерфейсно и бинарно совместимый диалект Objective-C. Реализован с помощью форка LLVM/clang компилятора, т.е. генерирует бинарный код напрямую, благодаря чему с ним работают стандартные инструменты разработки LLVM/Clang, включая отладчик, статический анализатор и прочие. Также заявлена экспериментальная конвертация Eero кода в стандартный Objective-C код 1.

В Eero можно напрямую использовать все Cocoa-фреймворки и любой Objective-C/C++ код, достаточно лишь подключить нужные заголовочные файлы. Также легок и обратный процесс: если для Eero-класса интерфейс определить на Objective-C, то его можно использовать напрямую, бинарные файлы полностью совместимы.

По существу, Eero является мощным синтаксическим сахаром для Objective-C, повышая читаемость, безопасность и сокращая объём кода. По словам автора (Andy Arvanitis), изначально он всего лишь хотел избавиться от скобочек в Objective-C, а название языка выбрал, когда увидел модель стола-постамента, который успешно выполнял свои функции без лишних мешающихся ножек. Итак, язык назван в честь финского архитектора стола Eero Saarinen. Я не силён в финском, но судя по всему, название должно звучать примерно как «эро» с ударением на первый слог.

Синтаксис

Документация написана качественно и легко читается, для каждой особенности языка указывается мотивация, почему решили сделать именно так, в основном это: читаемость, безопасноть, DRY, WYSIWYG. Интересных деталей в языке много, я не буду рассматривать все, а ограничусь небольшим субъективным списком.

Во-первых, в Eero для выделения блоков вместо фигурных скобок используются отступы, как в Python или Ruby. Точка с запятой в конце инструкций и определений не обязательна.

int count = 0 while ( count < 100 )   something = false   count++   i++; j++ 


В Eero отправка сообщений записывается через нотацию с точкой, для сообщений без аргументов это аналогично нотации для свойств (property). Аргументы передаются после двоеточия, несколько аргументов разделяются запятыми.

id myarray = NSMutableArray.new myarray.addObject: myobject myarray.insertObject: myobject, atIndex: 0 


Поскольку в Objective-C нельзя представить объект никак иначе, кроме как через указатель, в Eero все переменные классовых типов обрабатываются как указатели, без использования звездочки (*).

NSString mystring = myobject.description NSString otherString = (NSString) someObject 


При декларации локальных переменных можно не указывать их тип, он будет автоматически выведен из присваиваемого выражения. Для этого используется специальный оператор ":=".

i := 100 mystring := myobject.description 


В Eero реализована такая замечательная вещь, как пространства имён (namespaces). Префикс «NS» подключен по-умолчанию, т.е. все типы из фреймворка Foundation можно использовать без префикса.

mystring := String.stringWithUTF8String: "Hello, World" 

Компилятор сначала проверяет имена сущностей в том виде, как они указаны в коде, и, если имя не найдено, добавляет зарегистрированные префиксы. Декларация дополнительных префиксов осуществляется с помощью директивы using prefix.

using prefix AB ... theAddressBook := AddressBook.sharedAddressBook 

Однако в текущей реализации есть существенный недостаток: возникновение коллизий в результате опущения префиксов никак не отслеживается, просто используется первый подходящий вариант:

void AAPrint(String str)   NSLog('AA: %@', str);  void BBPrint(String str)   NSLog('BB: %@', str);  using prefix AA using prefix BB ... Print('test') // AA: test 


В Eero не обязательно указывать имена аргументов метода, в случае опущения, они автоматически определяются из селектора. Например, в следующем методе аргументы получат имена bytes, length и encoding:

initWithBytes: const void*,        length: UInteger,      encoding: StringEncoding 

Тип возвращаемого значения указывается после аргументов, по умолчанию используется void.

initWithBytes: const void*,        length: UInteger,      encoding: StringEncoding,         return id 

В Objective-C в случае, когда у метода есть опциональные параметры, принято определять несколько методов с разным количеством аргументов. В Eero можно декларировать методы с необязательными параметрами.

interface MyClass   openFile String, [withPermissions: String], return FileHandle end 

В имплементации дефолтное значение опционального аргумента обозначается с помощью знака "=".

implementation MyClass   openFile: String, withPermissions: String = 'r', return FileHandle     handle := nil       if permissions == 'r'         handle = FileHandle.fileHandleForReadingAtPath: file       else if permissions == 'w' or permissions == 'rw'         handle = FileHandle.fileHandleForUpdatingAtPath: file       return handle end 

Можно указать дефолтное возвращаемое значение, что например позволяет определять очень компактные геттеры:

implementation MyClass    model, return String = 'G35'   serialNumber, return String = 'X344434AABC' end 


Свойства декларируются очень просто. Атрибуты при необходимости задаются в фигурных скобках.

interface MyClass   String name {nonatomic, copy}   String desc {readonly} end 


При определении блоков используются отступы, и не используется знак каретки "^". По сравнению с синтаксисом Objective-C, блоки выглядят очень просто:

myblock := (int x, int y)   if x < 0     printf( "value was negative! (%d)\n", x )     x = 0   return x + y 

Также поддерживается компактная форма записи для простых блоков, состоящих только из возвращаемого выражения:

xyblock := (int x, int y | return x + y)  descriptions := mylist.mapWith: (id element | return element.description) 


В Eero реализована перегрузка операторов. Во-первых, для всех объектов оператор "==" является алиасом для метода isEqual. Что актуально в первую очередь для читабельного и безопасного сравнения строк:

mystring := MutableString.new mystring.appendString: 'Hello, World'  if mystring == 'Hello, World'   // попадаем сюда, т.к. выражение выше истинно 

При использовании бинарного оператора "+" сообщение stringByAppendingString будет послано всем объектам, которые могут на него ответить (преимущественно NSString и его субклассы):

helloString := 'Hello' worldString := 'World'  helloWorldString := helloString + ', ' + worldString 

Аналогично оператор "<<" посылает сообщение appendString:

mystring := '' mystring << 'Hello, World' 

Для своих классов можно перегружать следующие операторы:

Оператор Селектор Примечание
+ plus: Включая оператор +=
minus: Включая оператор -=
* multipliedBy: Включая оператор *=
/ dividedBy: Включая оператор /=
% modulo: Включая оператор %=
< isLessThan:
<= isLessThanOrEqualTo:
> isGreaterThan:
>= isGreaterThanOrEqualTo:
<< shiftLeft:
>> shiftRight:


Ну, и наконец, в языке на уровне компилятора запрещен goto. 🙂


Установка и использование

Данный раздел написан по опыту использования Eero в сборке 2013-12-08, XCode 5.0.2 и Mac OS X 10.8.5.

Ставится Eero очень просто. Достаточно скачать и установить плагин для XCode, который уже содержит сборку форка компилятора LLVM. При установке также добавятся шаблоны XCode для создания новых .eero и .eeh файлов. После установки достаточно перезапустить XCode и всё, — можно приступать к работе.

Работает подсветка синтаксиса, автодополнение. Однако, не работает выпадающий список с навигацией по классу, вместо него статичная надпись «No Selection».

Точнее говоря, XCode не видит классы и методы, определенные в файле, но можно воспользоваться инструкциями #pragma mark ..., — они в выпадающем списке видны.

Проверил работу отладчика (он же debugger), всё в порядке. Однако, к сожалению XCode падал при попытке просмотра quick help к выделенному коду. Ещё не всегда корректно работают авто-отступы, но это совсем мелочь. Больше проблем не обнаружено.

Заключение

Лично на меня Eero произвел самое приятное впечатление. Да, язык достаточно молод (домен eerolanguage.org зарегистрирован в январе 2011, а на гитхабе проект появился в декабре того же года), и потому присутствуют недостатки, характерные для данной стадии развития (в основном с интеграцией с IDE). Однако, неразрешимих и критичных проблем не видно, а потому и у меня появилось стойкое желание попробовать его в будущих проектах.

Ссылки


1) На данный момент функция конвертирования Eero -> Objective-C сыровата, у меня удачно отработала только на элементарных примерах.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/129993/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *