Добавляем немного виртуальности в C

от автора

Ну вот нельзя просто так добавить, и все тут!

Мне тут пришлось вспомнить, как же все таки надо писать на С, хотя работаю С++ программистом. И мне так не хватало классов и методов, что я стал думать, как можно приблизить С к С++. Зачем? Просто так, мозги размять.
Основное пожелание было следующим: хочется, чтобы в С работал примерно такой код

void print_name( Iface* ptr ) {     ptr->print_name(); }  void main() {     A a;     B b;      print_name( &a );    // выдаст "This is A object"     print_name( &b );    // выдаст "This is B object" } 

По сути, A и В наследуют один и тот же (а может и несколько) интерфейс(ов). При этом можно на этих объектах вызывать виртуальные методы, действующие в зависимости от того, какой указатель был подан.

Кому интересно, что получилось в итоге (а в каком-то виде задача была решена) и кому интересно, как примерно в С++ реализуются виртуальные методы, прошу под кат.

Что есть готового

Естественно, я не один такой умник. Методы на структурах реализуются через указатели на функции. Вот одно из решений, от которого мы будем отталкиваться.
Какие есть недостатки у такого решения?

  • необходимость явного обращения к таблице методов структуры
  • сложность (нереальность?) реализовать множественное «наследование» интерфейсов

Как будем решать задачу?

Вместо отдельной структуры, являющейся таблицей методов, положим в нашу структуру явно указатели на функции. Причем положим в самое начало для простоты.
Если нужно сделать множественное «наследование», будем класть последовательно сначала методы одного интерфейса, затем методы второго и т.д.

В функции, принимающие указатели на интерфейс, будем передавать указатель на первый метод интерфейса в структуре. Так как этот метод будет иметь специфичную для структуры реализацию, мы можем заложиться на смещение этого адреса от начала адреса структуры в целом.

Недостаток здесь очевиден: надо учитывать смещения в структуре. Следовательно, нужно либо упаковывать структуру, либо каким-то образом узнавать смещение. Я сделал проще: забил и считал, что выравнивания по размеру указателя будет достаточно.

Далее будет приведена реализация задуманного при помощи precompiled headers и VS2010 в режиме С компилятора.

Поехали!

Интерфейсы

Итак, введем два интерфейса.
Первый, base_iface, позволяет вызывать метод, возвращающий строку с описанием объекта.
Второй, sizible_iface, позволяет узнать размер объекта.
Примеры надуманные, но нам сойдет.

base_iface.h

#pragma once  typedef struct base_iface* base_iface_ptr; typedef const char* (*get_name_func_ptr)( base_iface_ptr );  struct base_iface {     get_name_func_ptr get_name; };  typedef struct base_iface base_iface; 

sizible_iface.h

#pragma once  typedef struct sizible_iface* sizible_iface_ptr; typedef unsigned int (*get_size_func_ptr)( sizible_iface_ptr );  struct sizible_iface {     get_size_func_ptr get_size; };  typedef struct sizible_iface sizible_iface; 

Классы

Сделаем две структуры, point_t и d3_point_t, представляющие собой точку в двумерном и трехмерном пространстве соответственно. Каждая структура содержит координаты точки, а также три указателя на функции: «получить имя объекта», «получить размер объекта» и «напечатать координаты точки».

Первый указатель — виртуальный метод, «наследование» интерфейса base_iface.
Второй указатель — виртуальный метод, «наследование» интерфейса sizible_iface.
Третий указатель — обычный метод, не виртуальный.

Заголовочные файлы приведены ниже:

point.h

#pragma once  typedef struct point_t* point_ptr; typedef void (*point_print_coordinates_func)( point_ptr );  struct point_t  // наследует base_iface и sizible_iface {     // "виртуальные методы"     get_name_func_ptr get_name;     get_size_func_ptr get_size;      // остальные "методы"     point_print_coordinates_func print_coordinates;      // координаты     int x;     int y; };  typedef struct point_t point_t;  // конструктор point_t point_init( int x, int y );  // ручное приведение типов от point_ptr к base_iface_ptr base_iface_ptr point_to_base_iface( point_ptr ptr );  // ручное приведение типов от point_ptr к sizible_iface_ptr sizible_iface_ptr point_to_sizible_iface( point_ptr ptr ); 

3d_point.h

#pragma once  typedef struct d3_point_t* d3_point_ptr; typedef void (*d3_point_print_coordinates_func)( d3_point_ptr );  struct d3_point_t // наследует base_iface и sizible_iface {     // обычные "методы"     d3_point_print_coordinates_func print_coordinates;      // "виртуальные методы"     get_name_func_ptr get_name;     get_size_func_ptr get_size;      // координаты     int x;     int y;     int z; };  typedef struct d3_point_t d3_point_t;  // конструктор d3_point_t d3_point_init( int x, int y, int z );  // ручное приведение типов от d3_point_ptr к base_iface_ptr base_iface_ptr d3_point_to_base_iface( d3_point_ptr ptr );  // ручное приведение типов от d3_point_ptr к sizible_iface_ptr sizible_iface_ptr d3_point_to_sizible_iface( d3_point_ptr ptr ); 

Для 3D-точки я поменял местами обычные и виртуальные «методы», чтобы продемонстрировать, как работает виртуальность на разных структурах (не похожих по размещению своих элементов внутри).

Так как у нас С компилятор, приходится вводить явное преобразование типов от point_t* и от d3_point_t* к base_iface* и sizible_iface* и наоборот. Это сделано для того, чтобы функции могли принимать указатель именно на интерфейс и не заботиться о том, что они работают с разными типами структур.

Реализация функций для структур point_t и d3_point_t приведена ниже:

point.с

#include "std.h"  static point_ptr base_iface_to_point( base_iface_ptr ptr );  // реализация "виртуального метода" интерфеса base_iface static const char* point_get_name( base_iface_ptr ptr ) {     static const char* null_point_ptr = "Null point";     static const char* some_point_ptr = "Some point";      point_ptr casted_ptr = base_iface_to_point( ptr );          const char* result = null_point_ptr;     if( casted_ptr->x || casted_ptr->y )     {         result = some_point_ptr;     }      return result; }  static point_ptr sizible_iface_to_point( sizible_iface_ptr ptr );  // реализация "виртуального метода" интерфеса sizible_iface static unsigned int point_get_size( sizible_iface_ptr ptr) {     point_ptr casted_ptr = sizible_iface_to_point( ptr );      unsigned int size = (unsigned int)( sizeof( casted_ptr->x ) + sizeof( casted_ptr->y ) );     return size; }  // реализация обычного "метода" структуры point_t static void point_print_coordinates( point_ptr ptr ) {     printf( "x = %u, y = %u\n", ptr->x, ptr->y ); }  // конструктор point_t // инициализируем все указатели на функции внутренними (private) функциями point_t point_init( int x, int y ) {     point_t point;      point.get_name = point_get_name;     point.get_size = point_get_size;     point.print_coordinates = point_print_coordinates;      point.x = x;     point.y = y;      return point; }  // это перечисление необходимо для приведения типов enum {     num_get_name_offset = 0,     num_get_size_offset = sizeof( get_name_func_ptr ), };  // реализация приведения типов static point_ptr base_iface_to_point( base_iface_ptr ptr ) {     return (point_ptr)( (char*)ptr - num_get_name_offset ); }  base_iface_ptr point_to_base_iface( point_ptr ptr ) {     return (base_iface_ptr)( (char*)ptr + num_get_name_offset ); }  static point_ptr sizible_iface_to_point( sizible_iface_ptr ptr ) {     return (point_ptr)( (char*)ptr - num_get_size_offset ); }  sizible_iface_ptr point_to_sizible_iface( point_ptr ptr ) {     return (sizible_iface_ptr)( (char*)ptr + num_get_size_offset ); } 

3d_point.c

#include "std.h"  static d3_point_ptr base_iface_to_d3_point( base_iface_ptr ptr );  // реализация "виртуального метода" интерфеса base_iface static const char* d3_point_get_name( base_iface_ptr ptr ) {     static const char* null_point_ptr = "Null 3D point";     static const char* some_point_ptr = "Some 3D point";      d3_point_ptr casted_ptr = base_iface_to_d3_point( ptr );      const char* result = null_point_ptr;     if( casted_ptr->x || casted_ptr->y || casted_ptr->z )     {         result = some_point_ptr;     }      return result; }  static d3_point_ptr sizible_iface_to_d3_point( sizible_iface_ptr ptr );  // реализация "виртуального метода" интерфеса sizible_iface static unsigned int d3_point_get_size( sizible_iface_ptr ptr) {     d3_point_ptr casted_ptr = sizible_iface_to_d3_point( ptr );      unsigned int size = (unsigned int)         ( sizeof( casted_ptr->x ) + sizeof( casted_ptr->y ) + sizeof( casted_ptr->z ) );     return size; }  // реализация обычного "метода" структуры d3_point_t static void d3_point_print_coordinates( d3_point_ptr ptr ) {     printf( "x = %u, y = %u, z = %u\n", ptr->x, ptr->y, ptr->z ); }  // конструктор d3_point_t // инициализируем все указатели на функции внутренними (private) функциями d3_point_t d3_point_init( int x, int y, int z ) {     d3_point_t point;      point.get_name = d3_point_get_name;     point.get_size = d3_point_get_size;     point.print_coordinates = d3_point_print_coordinates;      point.x = x;     point.y = y;     point.z = z;      return point; }  // это перечисление необходимо для приведения типов enum {     num_get_name_offset = sizeof( d3_point_print_coordinates_func ),     num_get_size_offset = num_get_name_offset + sizeof( get_name_func_ptr ), };  // реализация приведения типов static d3_point_ptr base_iface_to_d3_point( base_iface_ptr ptr ) {     return (d3_point_ptr)( (char*)ptr - num_get_name_offset ); }  base_iface_ptr d3_point_to_base_iface( d3_point_ptr ptr ) {     return (base_iface_ptr)( (char*)ptr + num_get_name_offset ); }  static d3_point_ptr sizible_iface_to_d3_point( sizible_iface_ptr ptr ) {     return (d3_point_ptr)( (char*)ptr - num_get_size_offset ); }  sizible_iface_ptr d3_point_to_sizible_iface( d3_point_ptr ptr ) {     return (sizible_iface_ptr)( (char*)ptr + num_get_size_offset ); } 

Итак, все внутренние функции имеют спецификатор static, что делает их невидимыми для внешнего пользователя.

Реализация виртуальных методов тривиальна: получая указатель на интерфейс, мы выполняем работу С++ компилятора:

  • вычисляем смещение виртуальной функции в таблице виртуальных функций (мы сделали это через константы)
  • вычитаем из поданного указателя данное смещение и приводим полученный результат к указателю на структуру
  • имея указатель на всю структуру, можно реализовывать любую функциональность

В приведенных примерах наполнение «виртуальных методов» несколько натянуто. Главное, что мы имеем внутри этих «методов» доступ ко всем элементам структуры.

Пример использования

А теперь покажу на примере, как можно воспользоваться такой виртуальностью.
Сначала надо сформировать заголовочный файл, который будет использоваться в качестве precompiled header:

std.h

#pragma once  // system #include "stdio.h"  // program #include "base_iface.h" #include "sizible_iface.h"  #include "point.h" #include "3d_point.h" 

std.с

#include "std.h" 

И, собственно, сам пример:

main.c

#include "std.h"  // функция, работающая с указателем на интерфейс base_iface void print_name( base_iface_ptr ptr ) {     printf( "name = \"%s\"\n", ptr->get_name( ptr ) ); }  // функция, работающая с указателем на интерфейс sizible_iface void print_size( sizible_iface_ptr ptr ) {     printf( "size = %u\n", ptr->get_size( ptr ) ); }  int main( int argc, const char* argv[] ) {     // конструируем несколько точек     point_t null_point = point_init( 0, 0 );     point_t some_point = point_init( 1, 5 );      d3_point_t d3_null_point = d3_point_init( 0, 0, 0 );     d3_point_t d3_some_point = d3_point_init( 0, 1, 0 );      // выводим имя точки через интерфейс     print_name( point_to_base_iface( &null_point ) );     // выводим размер точки через интерфейс     print_size( point_to_sizible_iface( &null_point ) );     // печатаем координаты точки     null_point.print_coordinates( &null_point );      puts( "\n" );      // повторяем это для всех оставшихся точек     print_name( point_to_base_iface( &some_point ) );     print_size( point_to_sizible_iface( &some_point ) );     some_point.print_coordinates( &some_point );      puts( "\n" );      print_name( d3_point_to_base_iface( &d3_null_point ) );     print_size( d3_point_to_sizible_iface( &d3_null_point ) );     d3_null_point.print_coordinates( &d3_null_point );      puts( "\n" );      print_name( d3_point_to_base_iface( &d3_some_point ) );     print_size( d3_point_to_sizible_iface( &d3_some_point ) );     d3_some_point.print_coordinates( &d3_some_point );      puts( "\nPress any key to exit...\n" );     getchar();     return 0; } 

Пояснений к примеру немного: мы объявили две функции, принимающие указатели на интерфейсы. Следовательно, прежде чем подать в эти функции указатели на наши структуры, мы приводим эти указатели к нужному типу.

Выводы

Скомпилировав исходники в VS2010 (работает С компилятор) и запустив полученную программу, мы увидим следующее:

name = "Null point" size = 8 x = 0, y = 0  name = "Some point" size = 8 x = 1, y = 5  name = "Null 3D point" size = 12 x = 0, y = 0, z = 0  name = "Some 3D point" size = 12 x = 0, y = 1, z = 0  Press any key to exit... 

Работает! У нас есть «виртуальные интерфейсы», есть «множественное наследование» и есть proof-of-concept! Правда, код выглядит не так красиво, как хотелось бы. Это связано с тем, что мы проделали часть работы, которую в С++ за нас делает компилятор:

  • приведение типов
  • работа с таблицей виртуальных методов
  • передача внутрь «метода» указателя на эту же структуру (тот самый this)

Но в целом прикладной код делает как раз то, что от него и хотелось. Где можно применить такую виртуальность? К примеру, в векторе разных по природе структур, но реализующих один и тот же интерфейс. Или несколько.
Или в криптографии, когда можно использовать интерфейс хешей, в общем случае имеющих два метода: добавить еще данных и получить хеш от введенных данных.

Ну и возможность просто создать структуру, а потом посмотреть на ней (через оператор "."), какие она предоставляет возможности («методы») с понятными именами функций и подсказкой, какие параметры нужно передавать, мне импонирует.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/155439/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *