Общие вопросы правовой природы пользовательского соглашения

от автора

За последние 10 лет практика заключения электронных соглашений значительно увеличилась, что привлекло внимание юристов по всему миру. Сегодня почти каждое действие пользователя в Интернете обусловлено заключением такого рода электронных контрактов в том или ином виде (Terms of Service, Terms of Use или End-User License Agreement). В связи с этим следует разобраться с правовой природой данного соглашения, так как от этого будут зависеть юридические последствия его заключения, изменения, расторжения, а также нарушения. Так что же такое пользовательское соглашение с точки зрения права?

image

По определению Рассолова И. М. электронный контракт — это гипертекстуальный цифровой документ, который устанавливает соглашение двух и более субъектов виртуальных отношений по всем существенный условиям сделки. [1] Также автор указывает на преимущества такого соглашение перед его «бумажным» аналогом. Так, основной характеристикой электронного контракта является его динамика, то есть возможность передать огромное количество информации, что в свою очередь позволяет более полно урегулировать отношения сторон в Сети, быстро реагируя на возникающие обстоятельства.

Одновременно с этим Рассолов И.М. относит TOS (Terms of Service) к корпоративным нормам, которые устанавливаются самими субъектами виртуальных отношений, отмечая при этом, что данные нормы являются безусловно обязательными для участников отношений и могут предусматривать наступление отрицательных последствий за их нарушение. Учитывая тот факт, что на современном этапе данные отношение не урегулированы законодательством, такая точка зрения имеет право на существование, однако следует отметить, что данный вопрос остается открытым для исследователей общей теории права.

В то же время, Роскомнадзор в ответах на вопросы в сфере соблюдения законодательства об информационных технологиях на своём сайте представил свою точку зрения на то, чем же всё-таки является пользовательское соглашение. Так, Роскомнадзор утверждает, что пользовательские соглашения различных сервисов в виртуальном пространстве, включая социальный сети, например, «Вконтакте», имеют характер гражданско-правового договора присоединения с Администрациями сайтов и сетей (см. ст. 428 ГК РФ). Здесь сразу возникает несколько вопросов. Если это гражданско-правовой договор, то конкретно какой? Если это договор, то он заключается между двумя сторонами, которые могут быть либо физическими лицами, либо юридическими (не учитывая особенности участия государства и государственных (муниципальных) образований как субъектов в гражданских правоотношениях). А что такое Администрация сайта? Во многих случаях «контрагент» пользователя ресурса вообще неизвестен. Наибольшей же проблемой является пользовательское соглашение, отягощенное иностранным элементом, так как действие норм права приходится рассматривать в плоскости международного частного права. Также никакой ясности не может в выше перечисленные вопросы внести и правоприменительная практика, так как она в нашей стране практически отсутствует. Данные проблемы имеют открытый характер для дискуссий.

Что касается наших зарубежных коллег, то там практика сложилась довольно однозначная. Например, в США в деле Davidson & Assocs. v. Jung суд признал, что пользовательское соглашение, «подписанное» пользователем посредством нажатия кнопки «Я согласен», является заключенным договором, а нормы содержащиеся в таком контракте имеют обязательное значение для сторон. Аналогичное положение содержится и в ряде других судебных решений (см. Recursion Software, Inc v. Interactive Intelligence, Inc.; Novak v. Overture Servs., Inc.; Salco Distribs., L.L.C. v. iCode, Inc.; Hotmail Corp. v. Van$ Money Pie, Inc.; Mortgage Plus, Inc v. DocMagic, Inc; i-Sys., Inc v. Softwares, Inc.; i. LAN Sys., Inc. v. Netscout Serv. Level Corp.; Caspi v. Microsoft Network, L.L.C.). Но существуют и определённые проблемы в связи с тем, что пользовательские соглашения бывают 3-х видов и далеко не всегда они признаются судами в качестве обязательных к исполнению. Анализ подходов к их решению изложен в статье Марка Лемли «Terms of Use».

Как Вы могли заметить наш законодатель пока не успел в полной мере урегулировать отношения, возникающие в виртуальном пространстве. Поэтому следует с особым вниманием отнестись к исследованию виртуального права, выявлению проблем, возникающих из отношений в виртуальном пространстве, а также поиску их решений, не только на основе применения различных правовых механизмов и юридических техник, но и использования архитектуры программного компьютерного кода, что конечно же невозможно без привлечения специалистов в IT-сфере.

[1] Информация о публикации Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2009. 384 с.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/156319/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *