К высказанному автором, с чем в целом можно согласиться, хотелось бы добавить тему о взаимоотношении ИТ с другими сферами человеческой деятельности, о предметных областях и профессиях.
Развитие ИТ всегда сопровождается их проникновением в какие-то новые области применения, где их раньше не было или они использовались ограниченно. При этом в каком-то смысле меняется совокупность пользователей ИТ (демография, психология) и профессионалов ИТ (предметные области, специализация, образовательный базис, форма занятости).
Например, 2007-12 гг. — это время массового распространения социальных сетей и бурного роста всевозможных стартапов, практического утверждения в период кризиса идеи о том, что ИТ и инновации вообще — это будущее, что множество планктоноподобных направлений будет избавляться от персонала, а ИТ прирастать. (Отрицательной стороной этого стало появление инвесторов-дилетантов, не особо разбирающихся в сути конкретного ИТ-проекта и потому по ходу раздувающих пузыри.)
Также это время стремительного вторжения на рынок мобильных платформ, бизнес-инфраструктуры, позволяющей разработчикам под телефоны и планшеты легко продвигать свое ПО и зарабатывать на его продаже плюс оплата внутри приложений и т. д… А также разрабатывать мобильное ПО в качестве клиента к веб-проектам, в результате чего многие веб-проекты уже не сводятся к одному только вебу (и этот тренд приобретает новые качества, о чем будет далее).
2002-07 — выход интернета из общественной немилости после краха доткомов. В начале этого периода многие юзеры еще не были убеждены в будущем ИТ или по крайней мере в их стремительном развитии. Сеть рассматривалась преимущественно как средство досуга за стационарным компом, максимум — среда для покупок нишевых видов товаров и сервисов, простого общения (мыло, аська, чат). Затем внезапно появился термин веб 2.0, заговорили о возрождении всей интернет-движухи, пошла волна блогов с UGC, мемы (тогда еще редкие, запоминающиеся и долгоживущие). (Социалки и микроблоги — это уже следующая эра, тогда они воспринимались как экзотика.)
В этот период мобильные приложения занимали еще совсем маленькую и трудно монетизируемую нишу, зато происходил бум аппаратных медиагаджетов (благодаря чему ПК все чаще рассматривали как некий центр для подключения многочисленной периферии). Повысилась и скорость интернета, и качество доступа к нему — еще не сегодняшние мегабиты, но уже и не диалап. Появился кое-какой мобильный интернет.
1997-2002 — я застал в самой Сети только частично, но очевидно, это было время «столкновения с реальностью». До этого БГ и компания столько прожужжали уши о будущей информационной магистрали и тому подобном, а первый контакт большинства пользователей с интернетом представлял скорее медленный рвущийся диалап с характерными статичными сайтами на желтом фоне. Программирование под десктоп еще рассматривалось в качестве суверенной области, хотя под конец помню вопли типа «bye bye software!», мол, скоро будет один лишь браузер и веб-сервисы. Для программиста это было лихолетье, покачнувшее спрос на его деятельность от Y2K и бума доткомов к их краху.
В аппаратном плане появлялась более-менее сложная USB-периферия, среди пользователей наглядно утвердилась идея, что множество типов подключаемых к ПК устройств потенциально бесконечно, его стали рассматривать не только как конечный набор интерфейсов, но и как цифровую платформу, расширяемую легким движением руки по кошельку, в основном — мультимедийного и полиграфического применения. Стремительно распространялась цифровая музыка, затем видео, фото более-менее приличного качества, продвинутым людям было очевидно, что через N лет все медиа будут оцифрованы, включая и книги, идея «цифровизации» пошла в массы. В отношении производительности обострялась гонка ГГц, памяти (гонка с барьерами, из-за тайванского землетрясения 1999, как сейчас — с жесткими дисками), 3D-акселераторов, как тогда называли видеокарты. Среди отечественных разработчиков некоторую популярность приобретает шаровара, но их не так много. Бум первых стартапов тоже ограничен. Начало возрождения Apple, очевидное еще не всем.
1992-97… согласно легендам и археологическим изысканием, первое вторжение самой идеи интернета в массовое сознание, тогда еще мало подкрепленное реальностью. Взрывной рост пользователей довебовских сервисов — Usenet с вечным сентябрем, фидо, первые браузеры и домены. Распространение CD, но еще не MP3. Компьютеры в основном в офисах, по крайней мере в наших краях. Множество цифровой и аналоговой мультимедийной техники еще никак не связано между собой и до сознания юзера еще не дошла идея, что когда-то это все будет соединено. Комп для мейнстрима — средство работы с текстовой информацией, для продвинутого юзера — с графикой. Первый фотошоп и другие образцы настольного полиграфического ПО. Первые 3D-игры. Apple в заднице.
1987-92, опять же согласно преданиям… эпидемия вирусов в СМИ, приход в отечественные реалии идеи пользователя, а не только программиста или «оператора», баснословно дорогие IBM-PC-AT-XT от МММ:), на руках у любителей ZX, в школах агат, корвет, ямаха и т. д., ламеры пишут на басике, продвинутые на паскале… в развитом мире многие по инерции сидят на маках, в графической сфере они вне конкуренции… у нас сфера применения ПО — бизнес и организации; любители пишут досовские игры типа «поле чудес», «коммерсант», которые потом копируются друг у друга на дорогущих дискетах…
1982-87… на западе вторжение в массы самой идеи ПК, отдельные уникумы его даже покупают, зарабатывают шароварой на элементарных функциях типа управления файлами, архивации; первый расцвет мак-культуры; тетрис… у нас — в основном по НИИ, занавес только начинает рушиться…
1977-82… время джобсов и возняков, западные корпорации осознают, что ПК это будущее… начало эры IBM PC как он есть
1972-77… время гейтсов на допотопном железе и Homebrew Computer Club,,, у нас Глушков отчаянно пытается убедить руководство страны, что когда-то появится википедия, ютуб и тому подобное, но его не особо слушают…
1967-72… компы используются для управления Apollo; Intel представляет микропроцессор, но компании недоумевают, зачем и кому он вообще может быть нужен… в Чили делают Киберсин…
1962-67… космос, начало роботизации автопрома, закон Мура, популяризация кибернетики, радикальных идей об ИИ, машинном переводе, фантастики про говорящие компы…
… пожалуй, 50 лет достаточно, чтобы оценить шествие ИТ по миру, разбитое на условные ступеньки.
И теперь идем в 2012-17 гг., что мы там увидим? Увидим мы пришествие в мейнстрим некоторых ключевых трендов, которые сегодня являются уделом небольшого меньшинства, но уже обозначились и стремительно развиваются:
— железо как объект разработки — в широком смысле слова, сейчас начинается бум DIY-решений на базовых платформах, людям вдруг захотелось не только кодить или дизайнить, но и паять, что-то собирать и т. д.;
— соответственно платформы для этого железа — Arduino, Raspberry Pi или что-то типа Parallella (помните? они таки успели собрать свои $750к) — одно из перспективных направлений для корпораций;
— дальнейшее разделение вычислительных и интерфейсных подсистем в архитектуре — когда ЦП устройства служит преимущественно для текущего взаимодействия с пользователем, а специфические числодробительные задачи перекладываются на отдельный модуль, например видеокарту или многоядерный «домашний суперкомпьютер» (перспективы которого следует оценивать не по тому, какому количеству сегодняшних пользователей ПК он может пригодиться, а как эволюционировал сам ПК, когда он еще был уделом немногочисленных гиков);
— краудфандинг, почему-то совсем не упомянутый в статье — для многих проектов станет более доступным способом финансирования, чем классические инвестиции в стартап; вероятнее всего именно так будут созданы платформы, которые далее пойдут в массы в 2017-22;
— стартап как сочетание веб-сервиса, мобильного клиента и аппаратной части — на фоне разочарования инвесторов в социалках-шмоциалках интерес смещается к чему-то более осязаемому, а железо тем временем все проще заказывать и производить;
— 3D-печать, домашняя робототехника (в т. ч. под влиянием онлайн-курсов) как примеры новых классов пользовательских устройств, привлекающих внимание разработчиков (и начинающих удобно монетизироваться);
— еще одна интенсивно растущая сфера применения IT — медицина и управление здоровьем, где повышение мобильности и компактности означает увеличение ассортимента устройств, используемых человеком для самоадминистрирования (помимо традиционного медицинского рынка);
— в самих же информационных системах, которые теперь начинают обрабатывать еще более разнообразные данные, лавинообразно нарастает их количество и требует особых решений в плане их обработки — т. н. Big Data. Это, по-видимому, станет темой № 1 для «чистых» ИТшников, системщиков,
— в сфере онлайн-образования, как уже отметил автор, идет дальнейшее накопление мощностей и структуризация, появляются проекты «цифровых дипломов» (интеграции результатов пройденных студентом курсов от разнообразных провайдеров), благодаря чему онлайн-проекты набирают вес, необходимый для вторжения в ранее закрытые профессии за пределами ИТ;
— вместе с тем, в плане профессиональной структуры ИТ распространение этих технологий на железо, медицину и образование, равно как и распространение ИТ-образования в онлайн-формате для широких масс, означает дальнейшее увеличение числа ИТшников — специалистов по предметным областям и отраслевых специалистов, освоивших ИТ-профессию;
— в плане демографии ИТ, что уже немного затронул автор, на глобальном уровне появится все больше не только индусов, но и, например, африканцев. Отечественный же ИТшник станет немного старше, заматереет и, что радует, достигнет еще большей популярности на глобальном рынке как разработчик сложных, нестандартных, экстремальных решений. Вообще, наступающая эра железа, монетизация DIY в пику корпоративно-потребительскому подходу — это наша стихия, мы будем возрождать еще советскую практику любительской работы с паяльниками, технического образования, откроем еще больше хакерспейсов и начнем завоевывать мир:). Это только вопрос времени.
В отношении форм занятости, по-видимому, слегка размоются грани между фрилансом и корпоративом, фриланс пойдет в некоторые труднодоступные ранее для него ниши по мере того, как управление карьерой и образованием будет все больше основываться на простых, легко доступных онлайн-профилях в социальных сетях и новых специализированных сервисах, включая сертификацию этих данных. Среди стартапов, что заметно уже сейчас, наступает некая структуризация, их классифицируют по степени радикальности инноваций, экономическому эффекту, срокам предполагаемой окупаемости и т. д. — присказку про Apollo и Angry Birds уже слышали все и все больше людей понимают, что развлечения при всем их рыночном потенциале не являются единственным полезным применением ИТ для человечества. Появляются дальновидные венчурные инвесторы, которые вместо гарантий быстрой монетизации по идейным соображениям вкладываются в более фундаментальные технологии (то, что я называю «супервенчур», — Питер Тиль, напрмер).
Экономика в целом под влиянием ИТ демонстрирует кризисы старых отраслей и подъем новых, причем нередко они даже не связаны с ИТ напрямую, а являются побочным эффектом всей совокупности технических и социальных изменений. Чем сильнее кризис, тем интенсивнее этот процесс и тем больше послекризисный (или хронически-кризисный) мир качественно отличается от докризисного. Для исправления последствий кризиса для того или иного субъекта необходим как минимум качественный сдвиг в понимании роли образования, профессионального и общего развития в динамически меняющейся экономике. ИТшники в целом находятся на переднем крае этого тренда, апгрейдиться привыкли давно и потому конструктивно реагируют быстрее, чем инертные капитало- и трудоемкие отрасли. Особенностью конкретно наступающего этапа является форсированная автоматизация и роботизация производств не только высокотехнологичной продукции не только в развитых странах, что мы видим на примере Foxconn в Китае. Это приводит к некоторому «обращению вспять» (но не буквальному) привычного процесса вытеснения промышленности в развивающиеся страны. Кроме того, актуальным становится ряд чисто «человеческих» профессий типа медиков, образовательных работников (которым и ИТ нужны — в виде еще более удобных в пользовании устройств и сервисов яблочного типа).
Еще можно было бы добавить про ИТ и энергосберегающие, «зеленые» технологии, но тут пока все как-то мутно. В целом, эти технологии идут в общем тренде смещения акцентов на железо и удешевления его разработки, за 5 лет скорее всего выйдут из анти-хайпа и мы увидим много решений, хороших и разных. Для самих ИТ энергоэффективность — это прежде всего дальнейшее повышение мобильности и масштабируемости. Что может принести как прорыв в суперкомпьютерах, так и новые еще более компактные и экономные применения железа вплоть до имплантов, сенсоров, микророботов и т. д. Это уже дело техники, сроки варьируются; наша задача — обозначить общий тренд: энергия — это интересно и актуально.
Копирасты скорее всего продолжат еще более бешено неистовствовать, но по мере созревания альтернативных моделей монетизации, в частности краудфандинга, их авторитет в обществе еще больше упадет, а пираты усилят свои политические позиции. Патентролли по сравнению с ними находятся в более выигрышном положении, поскольку наезжают чаще на корпорации, к которым общество особых симпатий не испытывает. Однако озабоченность деструктивным влиянием патентроллинга на темпы инноваций скорее всего подтолкнет многих к пересмотру патентного законодательства.
Политики будут продолжать попытки зарегулировать Сеть, а также ограничить распространение некоторых новых аппаратных технологий, как, например, очки со скрытыми камерами, или применять их во вред обществу, типа саудовского прожекта по слежению за женщинами. Особых успехов в этом они, впрочем, не достигнут. Пошатнется даже ВКФ по мере роста числа грамотных пользователей, заинтересованных в нефильтрованном контенте. Причина в том, что драйвером этих изменений становится само общество. Цензура в долгосрочном плане не работает и не может сработать. В некоторых странах за этот период технологии несомненно помогут обществу добиться существенных изменений в политической власти; и я намеренно оставлю открытыми вопросы «кто?», «где?» и «когда?», отметив только, что ИТ — это лишь рычаг, умножающий усилия общества по достижению желаемых изменений, что зависит от многих скрытых факторов, поэтому и точные прогнозы здесь неуместны. Но вектор понятен, и это объективный исторический процесс: технологии помогают обществу эволюционировать. Это нужно воспринимать адекватно и быть к этому готовым, равно как и отражению упомянутых политических поползновений, которые явно станут еще злее и изощреннее.
Наука и ИТ сращиваются все более неожиданными способами. Исторически ИТ вышли из «большой науки», но сегодня мы наблюдаем феномены, когда пользователи-любители объединяются через интернет либо для распределенных вычислений, либо для «человеческой» обработки каких-то труднораспознаваемых машиной данных (классификация галактик), или для поиска «человеческих» же решений научных задач вместо тупого перебора (сворачивание белков, дизайн РНК), что нередко эффективнее всего в форме игры (в общем тренде геймификации всего и вся, который сейчас немного приелся и, видимо, вступил в период общественного разочарования, но реальные достижения еще впереди). Как можно попробовать монетизировать эти и другие примеры открытой науки, DIY-науки за 5 лет? Скорее всего сегодня они подобны Линуксу или Википедии, то есть перспективы коммерциализации весьма туманны, но зато эти тренды могут стать платформой, на которой завтра вырастут какие-то производные, прикладные решения, и вот они уже привлекут деньги и сформируют в свою очередь новые направления развития ИТ и других технологий — подобно тому самому Homebrew Computer Club и другим хакерским инициативам прошлого века, авторы которых крайне редко задумывались о деньгах.
Наконец, «чисто ИТ» или фронтир Computer Science в условиях всей этой движухи. Тут уже много и не раз было сказано — облака, big data, высокие нагрузки, высокопроизводительные вычисления, ИИ, машинное обучение и другие темы тех же онлайн-курсов. Общая эволюция как бы просматривается, но интересны качественные феномены. Например, DDoS, который в последнее время стал чуть ли не рядовым средством конкурентной борьбы и сформировал по сути целую отрасль защиты от него. Все из-за того, что в интернет двинулся «обычный» бизнес со своими особенностями работы.
Этот социальный тренд — «нашествие» во вроде бы уже сложившиеся ИТ-системы значительных элементов со стороны (вспомним «вечный сентябрь») — стоит выделить отдельно. Он требует от профессионалов, привыкших рулить в том или ином сообществе, гибкости и готовности ответить на вызов орд дилетантов. Хабр не исключение. Популяризация приносит не только благо, но и новые организационные задачи. Сейчас на ближайшие годы многие прогнозируют рост количества пользователей интернета благодаря распространению дешевых смартфонов и других устройств до большей части населения Земли. «Восходящий миллиард» юзеров — мощный и несомненно полезный ресурс для всего человечества и самого себя. Но следует учитывать его текущий образовательный уровень, убеждения, психологию. Феномен «говнокомментов» и «говносайтов» именно отсюда. Мы уже увидели. как сотни тысяч экономически малограмотных людей полезли в МММ, получив возможность с помощью Сети продвигать свою сомнительную идеологию. Разумеется, они лажанулись и не могли не лажануться, но перед этим успели загадить информационное пространство и вместо продуктивной деятельности увлечь экономические ресурсы в трубу. Я хочу обратить внимание на то, что по мере популяризации Сети и ее сервисов подобных деструктивных меметических явлений может стать больше, их следует распознавать и, при необходимости, вырабатывать от них защиту, в т. ч. и монетизируемую, как показали недавно ребята-антиDDoSеры.
В заключение слегка перефразирую начало авторского поста.
Когда я в 1993 начинал работать с ПК, я понятия не имел, что это станет моей профессией.
Когда ровно 14 лет назад ознакомился с Windows и понял, что ИТ это мое, даже и не слышал о законах Мура и Меткалфа и слабо осознавал суть ускорения прогресса в этой сфере.
Когда в 1999 году внезапно все это осознал, то уже понимал, что сначала придется стать кем-то там, затем программистом, затем еще кем-то там, регулярно переобучаться, что в экономике, образовании, медицине и даже политике рано или поздно начнутся существенные изменения под влиянием ИТ и интернета (и даже предположил ориентировочную дату 2010), что доходы ИТшников вырастут, а железо подешевеет, но при этом абсолютно проворонил мобильную революцию, да и социально-сетевую в современном виде тоже!
Когда в 00-х из коньюнктурных соображений занялся ИТ-переводом и ушел на фриланс, а между делом почитывал о футурологии и технологиях будущего известных в некоторых кругах авторов, то даже в голову не приходило, что когда-то сам займусь чем-то подобным и буду с этими авторами лично знаком…
… и сейчас не хочется в очередной раз цитировать Сократа, а скорее извлечь из его позиции максимальную практическую пользу, не только в виде скромного или не очень заработка и победного «ага, я же говорил. что так будет!», но и в виде, так сказать, регулярных вмятин во Вселенной:).
Большое спасибо автору исходного поста за вдохновение и да не оскудеет ваш мозг на свежие идеи!
Замечания и дополнения приветствуются:)
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/160649/
Добавить комментарий