Недавно мне довелось выступить с темой «Зачем дарить деньги» в клубе «Экономика заслуг». Наша текущая кампания народного финансирования Дару-дара задаёт нам много вопросов, и на некоторые из них я попробовал ответить в своём выступлении.
Прежде всего, я попытался разобраться с тем, что такое «краудфандинг», возникший как понятие совсем недавно и чьё появление символизирует собой новый способ отношения людей друг к другу и к окружающему их миру. Как этот новый способ дарения денег соотносится с уже существующими способами, такими как спонсорство, благотворительность и меценатство?
В настоящей статье я вкратце резюмирую своё выступление. Не претендую на исчерпывающий рассказ, но надеюсь, это публикация будет интересна и полезна всем, кто пробует заниматься краудфандингом в русскоязычном пространстве.
А по картинке справа можно перейти на видео, в котором мы на Арбате поём популярную песню под гармошку — в поддержку Дару-дара (=
О важности русских слов
В нашей кампании народного финансирования Дару-дара самым ярким вопросом, пожалуй, следует признать такой: «Зачем помогать интернет-проекту, если он сам должен уметь зарабатывать? Не лучше ли помочь тем, кто сам зарабатывать не может в принципе?» Причиной подобных вопросов является широко распространенное непонимание, кому и почему мы можем дарить деньги, в каких обстоятельствах это имеет смысл и к каким последсвиям может вести.
Чтобы какая-либо социальная практика обрела жизнь, необходимо дать ей название, наполнить смыслом, который был бы всем понятен. Не секрет, что большинство новых смыслов сейчас зарождается в англоязычной среде, и там же обретает свои наименования. Заимствованные англоязычные слова при этом плохо транслируются. Они быстро усваиваются теми, кто постоянно вращается в англоязычной среде, но дальше распространяются очень медленно — в том числе среди тех, кто владеет английским, но не пользуется им в своей повседневной жизни. Если же мы говорим о формировании социальных практик, мы предполагаем именно широкое и быстрое распространение нового слова.
Поэтому очень важно уметь переводить англоязычные понятия и договариваться о совместном использовании этих новых слов. Либо, если дословный перевод не выходит, нужно подыскивать подходящие слова, передающие похожий смысл. И только в крайнем случае прибегать к побуквенному переводу. Ведь за каждым известным всем словом стоит целая череда ассоциаций, ссылок на другие важные смыслы. Это огромная энергия, накапиваемая языком на протяжении многих поколений носителей языка. И грех этой энергией не пользоваться, вводя в обиход слово, которого раньше никто не знал вообще.
Народное финансирование
Итак, «краудфандинг». Звучит совсем не по-русски. И максимум, с чем имеет ассоциацию, так это с другим неблагозвучным словом «краудсорсинг». Почему бы не перевести его просто: «народное финансирование»? Да, у нас ещё осталось стеснение от слова «народный», что напрямую связано с нашим коллективным комплексом неполноценности по отношению к несостоявшейся мечте о советском союзе, социализме и коммунизме. Но пора уже освободиться от этого комплекса, признать наш коллективный опыт как офигенный социальный эксперимент, которого не было ни у какого другого народа! И почему жители США почти каждый свой проект, претендующий на глобальное распространение, называют не иначе как «national project», а мы не можем себе такого позволить? «Народное финансирование» звучит убедительно и романтично. Оно означает «финансовая поддержка самых разных людей». Куда круче, нежели поддержка от государства или поддержка от организации! Ведь так?
Народный меценат
А как называть тех, кто становится участником народного финансирования, дарит проекту свои деньги? В английском языке их называют «бекерами» (на Кикстартере) или «донорами» (на Википедии). Первое слово ничего не значит для нас вообще, второе имеет прямую ассоциацию с жертвованием органов, тоже как-то не в тему. Как же назвать?
По-другому, «народное финансирование» можно назвать «народным меценатством». Соотвественно человека, который дарит проекту деньги, можно назвать «народным меценатом» или просто «меценатом». Это очень хорошее и подзабытое сегодня слово, что даёт нам возможность наделить его новым современным звучанием. У меценатства богатая и благородная история в России. Предки большинства известных меценатов вышли из простого народа. Проекты, которые они поддерживали финансово, нередко были непонятны современникам. И эта поддержка была всегда напрямую связано с этикой и личным сильным увлечением мецената.
Если раньше меценатами могли быть в основном обеспеченные люди, единолично поддерживающие тот или иной проект, то в эпоху повсеместного интернета, объединяющего и связывающего воедино миллиарды людей, подобная практика обретает смысл для каждого. Потому что мы понимаем, что наш личный, очень небольшой вклад соединяется с тысячами и миллионами других подобных вкладов и так двигает большое общее дело.
Спонсор? Благотворитель? Меценат!
Так почему же всё же «меценат», а не «благотворитель» или не «спонсор»? Пора провести, наконец, различие между этими словами. В непонимании этого различия кроется, на мой взгляд, одна из самых больших проблем на пути русского краудфандинга, т. е. народного мецентаства. Я нашел в своё время очень простое и запоминающееся описание, чем всё это отличается одно от другого.
Представим себе бедного художника. Так вот, благотворитель дарит этому бедному художнику деньги, потому что он беден. Меценат дарит бедному художнику деньги, потому что он художник. А спонсор тому же самому бедному художнику дарит деньги для того, чтобы тот нарисовал его логотип.
Мне показалось это очень красивым объяснительным примером, из которого всё остальное следует. То есть, иными словами, благотворительность направлена на решение фундаментальных человеческих проблем, связанных с жизнью и выживанием, с тем, что составляет биологическую основу нашего существования. А меценатство уже имеет отношение к культуре. Меценат — это человек, который поддерживает не биологическое существование человека, а заложенные в нём возможности, важные для блага других людей, для культуры в целом. Спонсор же просто занимается бизнесом, его поддержка к дарению денег имеет опосредованное отношение.
Этика мецената
Благотворительность — это сглаживание социального неравенства, это милосердие и сострадание. Ты помогаешь тем, кто просто не выживет без этой помощи, кто заведомо находится по отношению к тебе в более неблагоприятных обстоятельствах. Поэтому совершенно верно говорят, что хвастаться своей благотворительностью как минимум нескромно.
Меценатство же — это твой вклад в то, чем ты увлекаешься, что тебе интересно, во что ты веришь. Это твоя безвозмездная социальная инвестиция в то, что может принести пользу в будущем очень многим людям, таким же, как ты. И потому этим надо гордиться, об этом надо рассказывать своим друзьям и знакомым, даже если они не понимают твоего увлечения.
Отсюда следует вывод, каким образом должна быть организована визуализация меценатских взносов на площадках народного финансирования. Денежный взнос — это красивый поступок, которым человек должен гордиться. Из таких поступков складывается профиль его увлечений и демонстрируется их реальная сила.
По картинке снизу можно перейти на отзывы меценатов Дару-дара
Заплати, сколько хочешь
В последнее время набирает обороты практика «Заплати, сколько хочешь». Эта практика давно в обиходе, когда мы, например, дарим деньги уличному музыканту или же когда оставляем чаевые официанту.
В интернете теперь мы всё чаще не заставляем человека платить в обязательном порядке за скачивание книги, музыки, фильма или программы. Мы предлагаем скачать бесплатно, но по возможности заплатить столько, насколько ценным тебе покажется скачанный файл в рамках бюджета, которым ты располагаешь. Такой добровольный платёж — это наша благодарность автору произведения за субъективную пользу, которую мы получили.
В каком-то смысле эта практика родственна практике народного меценатства. Особенно, если мы собираем меценатские взносы непрерывно и в фоновом режиме. Таким образом люди благодарят проект за ту конкретную пользу, которые этот проект им уже принёс.
Однако если мы говорим о кампании народного финансирования, тут всё же речь идёт не о выражении коллективной благодарности, а о социальных безвозмездных инвестициях в будущее проекта. И делая свой вклад в будущее, мы скорее оцениваем не только личную пользу, которую получим от проекта, а еще и пользу, которую получат другие.
Безвозмездное и бонусное меценатство
Меценатсво может быть безвозмездным (как на Википедии) или бонусным (как на Кикстартере). Статитстика показывает, что безвозмездное меценатство пока больше распространено. Но это уже отдельная история.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/darudar/blog/161413/
Добавить комментарий