Эх, ухнем!

от автора


Принцип параллельного проведения расчетов – один из тех, что буквально «витают в воздухе». И это естественно, ведь любую работу удобней выполнять сообща. Параллельные вычисления появились задолго до первой ЭВМ, однако идея расцвела именно в компьютерную эпоху, ведь именно тогда появились и задачи, требующие большой вычислительной мощности, и устройства, готовые «всем миром» эту мощность предоставить. В эти дни исполняется ровно 15 лет с моего первого знакомства с проектами распределенных вычислений – хороший повод, чтобы написать об их истории и сегодняшнем дне.

Краткое теоретическое предисловие

Немного теории для тех, кто ранее не интересовался распределенными вычислениями. Проект подобного рода предполагает, что вычислительная нагрузка распределяется между компьютерами-клиентами, чем их больше, тем лучше. Необходим также центр управления, его функции состоят в следующем:

  • Раздача «сырых» кусочков клиентам и прием от них результатов обработки;
  • Контроль потерянных и неверно посчитанных фрагментов;
  • Интерпретация полученных кусочков в свете общей цели;
  • Подсчет и визуализация статистики.

Итак, программа, установленная на клиенте, получает кусочек задания, выполняет его и отсылает результат в центр. В первых проектах блоки пересылались вручную, по e-mail, потом транспортная функция была полностью автоматизирована, было бы подключение к интернету (что в конце 90-х, впрочем, не звучало так банально, как сейчас). По большому счету, из всех компонентов компьютера программа использует только процессор, так сказать, «подчищая» его незадействованный ресурс. Приложение-клиент работает с низким приоритетом, не мешая остальным, однако, есть, конечно, у стопроцентной утилизации и отрицательные стороны: прежде всего, повышенное энергопотребление и тепловыделение ПК.
Несмотря на кажущуюся простоту, создать систему распределенных вычислений до появления типовых решений было задачей нетривиальной – ведь надо было как минимум написать клиенты под несколько операционных систем и управляющий сервер, да так, чтобы это все вместе еще и работало. Некоторые проекты так и не смогли преодолеть «детские болезни» и не достигли своих целей. Однако существовали и вполне успешные – один из таких и затянул меня на без малого 5 лет.

Эпоха distributed.net

Итак, начало 1998 года. Один из моих коллег по тогдашней работе, человек увлекающийся и азартный, рассказывает нам о невиданном чуде: проекте, объединяющем компьютеры со всего мира в единую вычислительную сеть. Идея как-то сразу всем приглянулась, включая техническое руководство – и процесс пошел. В нашем распоряжении было тогда около сотни рабочих станций и десяток серверов, и практически все они были пущены в дело.
Проект, в который мы вошли, назывался Bovine RC5. Как следует из названия, его идея – атака с помощью «грубой силы» (простого перебора вариантов) на алгоритм шифрования RC5. Первый ключ был 40-битным – его «расковыряли» за три с небольшим часа. 48-битный продержался 13 дней, 56-битный – 265 дней. На момент нашего подключения проект находился в 64-битной фазе, она продолжалась почти 5 лет.
Bovine RC5 быстро набрал популярность. Организаторы проекта, сообщество distributed.net, сумели правильно определить главную движущую силу процесса – азарт участников. Движуха приобрела глобальный масштаб: команда соревновалась с командой, страна – со страной. «Догнать и перегнать» стала практически смыслом жизни для сотен тысяч человек, а для русских, как водится, еще и чем-то вроде национальной идеи. Каждое утро начиналось для нас с просмотра командной и глобальной статистики, клиент RC5 ставился на любой компьютер, который попадал к нам в руки. Дошли до того, что запускали «коровок» на чужих серверах, до которых была удаленка – до первого конфликта.


Интерфейс клиента distributed.net почти не изменился за время существования проекта

После завершения 64-битной фазы интерес к проекту стал угасать, прежде всего потому, что следующая, 72-битная, обещала быть очень долгой. Предчувствия нас не обманули: она продолжается уже более 10 лет, за это время проверено лишь чуть более 2,5% пространства ключей. Скорее всего, до 80-битного ключа дело уже не дойдет, хотя вычислительная мощность компьютеров за время проекта и возросла многократно. Что ни говори, а предполагаемая продолжительность этапа в 400 лет определенно пугает.

Считаем линейки и ищем инопланетян

Bovine RC5 можно отнести скорее к спортивным соревнованиям, нежели к способу решения каких-то реальных вычислительных задач, тем более что затеявшая его RSA сама впоследствии от него открестилась. Есть, впрочем, у distributed.net и более ценный для науки проект: расчет оптимальных линеек Голомба, однако с каждой новой единицей длины линейки он также скрипит все больше.
Естественно, сообществом distributed.net организаторы проектов добровольных распределенных вычислений не исчерпываются. Напротив, в мире сейчас насчитывается не менее сотни активных проектов, некоторые из которых также имеют богатую историю: так, с 1996 года идет поиск простых чисел Мерсенна, а в 1999 году начался проект SETI@home, где на основе расшифровки данных радиотелескопов SETI изучается вопрос, есть ли жизнь на Марсе во Вселенной. Всего же, как уже говорилось, вариантов буквально «несть числа»: тут и поиск лекарств от самых страшных болезней, и совершенствование Большого Адронного Коллайдера, и изучение трехмерной структуры белка, и решение многочисленных математических проблем и гипотез… вам предоставляется огромный выбор, в каком проекте участвовать, и можно утверждать на 100%: для процессора своего ПК вы нагрузку обязательно найдете – к вящему удовольствию обоих. Не забывайте только следить за температурой.


Клиент BOINC выгодно отличается от всех прочих наличием дизайна

Важным событием в жизни «распределенного» сообщества стало появление в 2005 году платформы BOINC (Berkeley Open Infrastructure for Network Computing) производства краснознаменного Калифорнийского университета в Беркли, как у них водится – с открытым исходным кодом. BOINC представляет собой готовую обвязку (типовые серверные компоненты + клиент) для проектов по сетевым вычислениям, которая значительно облегчает их запуск, хотя и не избавляет полностью от умственного труда, поскольку ряд серверных модулей необходимо готовить под конкретную задачу. Зато клиент, можно сказать, готов почти полностью, отлаженный и красивый. Более того, он позволяет участвовать сразу в нескольких BOINC-совместимых проектах. Получается эдакая связка разнородных, но объединенных технологически задач, что идет на пользу и самим задачам, и идеологии в целом.

Закончить хотелось бы опять на лирической ноте. Возможно, распределенные вычисления – это не самый оптимальный способ потратить имеющиеся у вас процессорные мощности. Но, если подумать, другие способы ведь еще менее оптимальны? Зато почувствовать себя членом команды – более легкого пути, пожалуй, нет. Моя «карьера» в этой области закончилась в 2004 – почти 9 лет назад. И вот сюрприз: сейчас, когда писал этот пост, зашел в статистику своей команды – представляете, она до сих пор жива и по-прежнему занимает первое место в нашем регионе. Не перевелись еще на Руси увлеченные люди!
Я приглашаю всех, кто когда-либо участвовал в проектах по распределенным вычислениям, откликнуться и дополнить мой рассказ – может быть, я чего-то пропустил?

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/intel/blog/165585/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *