Введение
Мне была поставлена задача разработать некий ActiveX-control. Так как основным языком программирования для разработки у нас используется C++, то C# не рассматривался. Я решил выбрать Qt, так как он мне интересен.
Создание ActiveX объектов на Qt достаточно простой процесс, в примерах к QtCreator есть несколько вариантов, показывающих как можно использовать ActiveQt (например этот).
При написании компонента пришлось много времени потратить на поиск ответов на казалось бы простые вопросы, по крупицам их собирать. В результате я получил, что требовалось и решил написать простой пример, чтобы ускорить процесс старта разработки ActiveX-control другим.
Сразу обращу внимание, что не описываю всю технологию ActiveQt, подробную информацию можно получить в документации Qt Assistant и в интернете (например здесь), это пример и пара интересных на мой взгляд моментов.
Начало
Итак, для начала устанавливаем QtSDK (я выбрал коммерческую версию в связке с MS VisualStudio 2010).
Создаем пустой проект. В качестве примера создадим ActiveX-control с цифровыми часами (возьмем пример отсюда).
Добавляем в наш проект класс цифровых часов.
Добавляем файл main.cpp, в нем создадим класс, унаследованный от QAxFactory. Этот класс реализовывает фабрику, предоставляющую информацию об элементах управления и создает их по запросу.
#include <QAxFactory> #include "clock.h" // заголовочный файл класса цифровых часов class ActiveQtFactory : public QAxFactory { public: ActiveQtFactory( const QUuid &lib, const QUuid &app ) : QAxFactory( lib, app ) {} // список импортируемых классов QStringList featureList() const { QStringList list; // если классов будет несколько, то нужно будет добавить в список имя каждого // в данном пример только один "Clock" list << "Clock"; return list; } // создание объекта экспортируемого класса QObject *createObject(const QString &key) { if ( key == "Clock" ) return new Clock(); // аналогично для каждого класса return 0; } // получение мета-информации о классе const QMetaObject *metaObject( const QString &key ) const { if ( key == "Clock" ) return &Clock::staticMetaObject; // аналогично для каждого класса return 0; } }; // экспорт фабрики QAXFACTORY_EXPORT( ActiveQtFactory, "{c1de5776-a143-4884-89fc-81a06d04e87d}", "{11403913-dc94-484a-af5a-521f0e93d2ee}" )
Если захотим в библиотеку добавить другие классы, то нужно подключить их заголовочные файлы и добавить описание в класс ActiveQtFactory
Теперь доработаем класс Clock для экспортирования его метаданных:
В заголовок добавим макрос для динамической библиотеки
// ........... #include <qglobal.h> #if defined(Clock_LIBRARY) # define Clock_LIBRARY Q_DECL_EXPORT #else # define Clock_LIBRARY Q_DECL_IMPORT #endif class Clock_LIBRARY Clock : public QLCDNumber { // ...........
Добавим информацию о классе
// .............. Q_OBJECT Q_CLASSINFO("ClassID", "{1edd41d0-e01f-445d-9b4e-78c99ab93acf}") Q_CLASSINFO("InterfaceID", "{8adccb5c-567e-42f6-8b81-f6634409fb1a}") Q_CLASSINFO("EventsID", "{f0a4474f-8c0c-4cdf-985d-8379b26bdd19}") // ..............
Для каждого класса необходимо указывать свои ClassID, InterfaceID, EventsID.
Заключительный момент, скорректируем файл проекта
TEMPLATE = lib CONFIG += qt qaxserver dll contains(CONFIG, static):DEFINES += QT_NODLL SOURCES = main.cpp \ clock.cpp HEADERS += \ clock.h DEF_FILE = qaxserver.def DEFINES += clock_LIBRARY VERSION = 0.0.0.1 # Подключаем заголовочные файлы библиотеки INCLUDEPATH += clock TARGET = clock
Компилируем, получаем библиотеку.
Это все описано в документации, теперь несколько дополнений, ради которых собственно я и решил написать статью.
Добавить свойство
Необходимо добавить экспортное свойство класса. Для примера возьмем некое name;
Доработаем класс Clock
// ................. Q_OBJECT Q_CLASSINFO("ClassID", "{1edd41d0-e01f-445d-9b4e-78c99ab93acf}") Q_CLASSINFO("InterfaceID", "{8adccb5c-567e-42f6-8b81-f6634409fb1a}") Q_CLASSINFO("EventsID", "{f0a4474f-8c0c-4cdf-985d-8379b26bdd19}") // добавим свойство name Q_PROPERTY(QString name READ getName WRITE setName) public: // функция получения свойства QString getName()const { if(name.isEmpty()) return "Clock"; else return name; } // функция установки свойства void setName(const QString &inName){name = inName;} private: QString name; // .......
Добавить метод
Методы добавляются через публичные слоты в классе Clock:
// ....... public slots: void function(int a); QString functionb(const QString &b); // .......
Добавить событие
Событие, реакцию на которое вы хотите реализовать в алгоритме использующем AXControl, добавляется через сигналы, ниже пример, правда из другого класса:
// в классе создаем сигнал signals: void mouseDbClick(int x, int y); // переопределяем событие protected: void mouseDoubleClickEvent(QMouseEvent *event) { QPoint pos = event->pos(); emit mouseDbClick(pos.rx(), pos.ry()); }
Заключение
Библиотека Qt отличная вещь, может очень многое, нужно учится ее готовить.
Отдельная благодарность автору статьи о создании динамических библиотек Qt.
Полезные ресурсы, которые помогли в решении задачи doc.crossplatform.ru/qt и qt-project.org
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/170607/
Добавить комментарий