Разрывы шаблона в разработке стартапов

от автора

Волею судеб, запуская очередной проект, я столкнулся с достаточно интересным фактом.

Многие мои знакомые так или иначе пытаются делать проекты, получается у немногих.

Я хочу рассказать на небольших примерах о том, что нужно делать в проекте, а на что можно забить, даже если это противоречит вашим интуитивным устремлениями.

Итак, мы начали делать проект ассоциации компаний, и центровым разделом должны были стать спецпредложения. У каждой из компаний есть свой сайт, а также один или несколько успешных проектов, и есть акции и скидки.

На сайте предполагалось объединить эти спецакции и скидочные предложения в стиле групона, а на самих проектах разделы убрать, вставив туда виджеты. Программисты знают принцип DRY / SPOT, это работает и в управлении проектами.

Заранее скажу — проект менее чем за месяц стал успешен и себя окупил, стал зарабатывать деньги, но об этом ниже.

В команде было четыре человека: два управленца (я как консультант, в прошлом программист, и сам прожект, в прошлом дизайнер), дизайнер и программист. Дизайнер и верстальщик привлекались на сдельные работы.

Первое, что хотелось бы отметить, так это особенности профессиональной деформации. Это одна из первых причин провала у проектов. Суть в том, что в случае неопределенности каждый специалист либо в начале проекта, либо в момент паузы в развитии тянется делать то, в чем он шарит. Программист садится писать идеальный код или рефакторить существующий, дизайнер — перерисовывать, и так далее. В то время как проблемы обычно лежат в другой области, и их упущение приводит к провалу проекта.

В данном случае мы на начальном этапе тоже стали немного буксовать — продумывали сложную идеальную форму отправки заявки на акцию с сайта, проджект-дизайнер тянулся что-то перерисовать.

Но мы взяли себя в руки и сделали то, что нужно делать каждый раз.

Во-первых, мы поставили цифровые цели проекта под обозначенный вектор. Вектором было создать поток заявок на акции с сайта, которые затем передавались сейлзам для обработки.
Цифровые цели были такие: минимальное количество хостов в день, минимальное количество просмотров на одного посетителя, минимальное количество заявок в день. На каждый показатель три диапазона значений — удовлетворительно, хорошо и отлично. И конверсия из расчета 0.5 процента минимум — 100 хостов дают 0.5 заявок.

Вторым шагом мы сделали статистику на сайте в дополнение к стандартным инструментам, которая позволяет считать клики по всем инструментам и видеть весь цикл — от того, откуда клиент пришел, что нажимал и смотрел, до айдишника отправляемых им заявок.

Это тоже противоречило обычным представлениям, что нужно просто пустить трафик и все. В дальнейшем благодаря замеру количества кликов до заявки мы придумали много вещей, типа акции дня, подбора индивидуальных акций, перенос формы заявки с отдельной страницы прямо на страницу акции для уменьшения кликов, вариации названий кнопки сабмита, a/b тестирования разных вариантов текстов. Генерить идеи (и воровать тоже) и измерять их эффективность без тонкой детальной статистики просто невозможно.

Далее мы расписали, с каких сайтов и как будем наращивать трафик. Запилили статистику для анализа эффективности источников трафика. В процессе работы стартапа мы, измеряя эффективность, также пробовали разные варианты рекламы. Оказалось, что конкретные предложения акций на баннерах в разы эффективнее общих слов «спецакции для турагентств», также эффективными оказались узконаправленные рассылки по клиентам из базы CRM по клиентам-плательщикам, которым могли бы интересны определенные акции в силу структуры их прошлых покупок. Отлично пошел ход, когда перед 8 марта делалась рассылка тематического плана, и когда объявлялся последний день определенных акций. При обычных пяти заявках в день такие ходы позволяли получать до 20 заявок, причем около 10 процентов клиентов покупало сразу три-пять акций, отправляя несколько заявок с сайта.

Крайне непривычным были ежедневные релизы для программиста. Для нас всех было непростым также то, что у сайта на многих страницах не дочло текста, был неидеальный дизайн и верстка. Это противоречило идее заполнить сайт и вылизать дизайн, чего так хочется всем. Однако заявки с сайта шли, клиенты покупали, и это радовало.

Еще одной интересной особенностью стало упрощение интерфейса. Рассмотрит на примере формы заявки. Изначально в ней были поля: проект, к которому привязана акция, сам список акций, ФИО, телефон, e-mail, комментарий. После запуска проекта и первых ста хостов три дня не шли заявки, и я решил упростить интерфейс. Поначалу это вызвало протесты в команде. Я оставил: все акции в одном списке, имя (необязательное), и телефон/e-mail (одним полем). И заявки пошли!

После этого мы написали план прокачки трафика, когда стало ясно, что ста хостов мало. И развили до 250 хостов в день, 800 просмотров в среднем. И вот за месяц работы проекта уже более 120 заявок, продано услуг на несколько сотен тысяч рублей!

Возможно, история несколько сумбурная, поэтому попробую подытожить
1. На момент запуска проекта важным является узкий прицел, вектор, задача, которую он должен решать.
2. Важно четко понимать аудиторию (в нашем случае это турагентства, которые могут купить что-то со скидкой — то есть они из регионов)
3. Важно расписать цифровые цели проекта, анализируя которые каждый день и даже час, вы будете допиливать проект
4. Не являются важными вторичные элементы сайта, которые не связаны с узкой задачей — дизайн, контент, красота и рюшечки.
5. Решительно важным является понимание поведение клиента на сайте до каждого клика и нажатия клавишей, нужно приложить усилия для точнейшего инструмента замера поведения вашего посетителя
6. Маркетинговые усилия по привлечению трафика, и доработка проекта за счет анализа статистики и динамики цифровых целей съедает до 80 процентов времени. Дизайн, верстка, программирования на первой стадии должны работать на это пункт, особенно программинг — максимально быстро должны вноситься изменения.
7. После достижения стадии proof of concept (у нас была идея «твиттер-like фид спецакций со многих сайтов, через который будут заказывать») вы можете выбрать второй вектор, предоставив программистам время на рефакторинг, людям на заполнение сайта контентом, дизайнерам на охренненные тени и моднявый metro ui редизайн. А сами фигарить уже новый раздел.

Мы взяли вторую концепцию под кодовым названием «электронный менеджер».

Желаю успеха всем, кто делаем проекты, и надеюсь, что чем-нибудь помог!

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/173055/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *