Чёрный список 2.0, теперь с уголовными наказаниями

от автора

Великий китайский файрвол — сидит 10 миллионов китайцев и фильтруют пакеты.
Великий русский файрвол — сидит 10 миллионов русских.

Именно эту мрачную шутку, которую огласили на Linux.org.Ru 16 декабря 2010 года, приходится вспомнить нынешнею весною. Из-за длинных праздников в начале мая сообществом Хабрахабра совершенно была проигнорирована статья «Кремль введёт уголовное наказание за "вредоносный" контент в Интернете», появившаяся 29 апреля в «Известиях». Меж тем статья эта, несомненно, заслуживает обсуждения: в ней сообщают, что администрация Президента прямо сейчас деятельно готовится ко внесению в Госдуму пакета поправок в законодательство, так что к существующей возможности блокировки сайтов за пропаганду «экстремизма», «детской порнографии», «наркотиков» и «самоубийств» будут добавлены новые меры — крупные штрафы и лишение свободы (тюремное заключение).

Термины «экстремизм», «детская порнография», «наркотики» и «самоубийства» приходится брать в кавычки. Все мы поневоле стали живыми свидетелями того, как за «наркотики» закрыли сайт про игру EVE Online (где описывалось применение вымышленных химических веществ к вымышленным персонажам), за «самоубийство» — безобидный юмор наподобие статьи из Абсурдопедии или творчества Каганова (а в так называемом реальном мире под предлогом детского самоубийства изымают из продажи мангу «Death Note» в Свердловской области, хотя там вся область названа в честь одного из организаторов убийства детей Императора, но это никого не волнует), за «экстремизм» — национально-таргетированную антиалкогольную пропаганду (№1568 в федеральном Списке экстремистских материалов). Что же касается «детской порнографии» (на самом деле предназначенной для вполне взрослых педофилов), то необходимость борьбы с её потреблением в Интернете (вместо борьбы с её производством в реальном мире, неизбежно связанным с реальным растлением реальных детей, для которого нелицензионные раздачи в Интернете как раз представляют собою прямую экономическую угрозу, лишают финансирования) является не совершенно очевидною — а вопрос, заданный об этом министру, остался без ответа.

Истошные вопли негодования, вызванные закрытием нескольких сайтов по небесспорным основаниям, остались без ответа. Раскрутка маховика репрессий продолжается — теперь закрывать станут не только сайты, но и людей. К чему это приведёт? Думаю, что продолжится преследование вымышленных произведений, подобных вышеперечисленным случаям фантастической «наркомании» и нарисованного «суицида». Об этом можно успешно догадываться не только посредством экстраполяции, но также и посредством аналогии с зарубежьем. Старожилы Хабрахабра наверняка припомнят, что последствия произвольного и непубличного пополнения чёрного списка (содержимое которого скрывают от общества под предлогом непропагандирования) я обсуждал на Хабрахабре ещё летом 2009 года на примере Австралии. И сбылось, хотя и не в полном объёме. А теперь о том, как может выглядеть подобный произвол, когда он начинает прибегать к реальным тюремным срокам, предлагаю поглядеть на примере другой страны Южного полушария — Новой Зеландии. Там лишь недавно вышел из тюрьмы (но всё ещё находится под угрозой десяти лет условного срока) гражданин, выложивший в Интернете всего-навсего аниме о половой жизни вымышленных (и лишь частично человекоподобных) персонажей — эльфов и фей, которые благодаря особенностям японской анимации (крупные глаза, крупные головы и проч.) и особенностям японской озвучки (тонкие голоса, яркие эмоции) показались экспертам «похожими на детей».

И хорошо ещё, что речь идёт хотя бы об изображении именно секса, хотя и между вымышленными (нарисованными) персонажами. А что может случиться, когда до экспертов дойдёт, что почти любое (даже самое что ни на есть бытовое) действие может подвергнуться в аниме настолько сильной эротизации, что становится тем самым некоторою метафорою (символом) секса? Символ может быть достаточно очевидным или же не особенно очевидным — значит, всё будет зависеть от доброй или недоброй воли или предубеждения эксперта в суде. Поцелуй в губы в «Sekirei». Поцелуй в кольцо на руке в «Rozen Maiden». Чистка зубов в «Nisemonogatari». Стрижка волос в «Dansai Bunri no Crime Edge». Любой поклонник аниме (а таковых по итогам опроса наберётся до трети участников Хабрахабра) без труда припомнит ещё пару-тройку-другую примеров того же рода.

Печально ещё вот что: вышеупомянутое новозеландское преследование нарисованного секса затмевается вышеупомянутым свердловским преследованием нарисованного самоубийства. Эта новость ближе к нам, чем новозеландская — а значит, весомее. Известный литератор (и оппозиционер) Чхартишвили в своём произведении «Писатель и самоубийство» успел познакомить российскую общественность с таким японским явлением, как синдзю (心中) — двойное самоубийство влюблённых, совершаемое под давлением обстоятельств. Экспертам осталось сложить два и два для того, чтобы обнаружить, например, неудавшееся синдзю через самоутопление влюблённых в воде в аниме «Yosuga no Sora» (а не то и в «Toradora!»), а также неудавшееся самосожжение влюблённых в «Aku no Hana». Если законодательство продолжит настаивать на том, что в Интернет должны попадать только сведения, неспособные нанести вред хрупкой психике малолетних несмышлёнышей, то суды, уж конечно, не пройдут мимо того, что в современном мире двойное самоубийство привлекательно тем, что даёт влюблённой паре такую уверенность в вечном единстве и во взаимной верности и в неумаляемой любви, которую никогда не могла бы дать семейная жизнь, полная почти ежедневных возможностей для ссор и для разочарований друг в друге.

Напоследок отвечу вот на какой вопрос: почему я считаю, что гонения на вымышленные произведения с недетскими сюжетами в Интернете начнутся именно с преследования современной японской культуры? Во-первых, потому, что «ужé началось» в Свердловской области (и в Новой Зеландии). Во-вторых, «доказательство от противного»: кажется вполне очевидным, что за интернетовскими публикаторами русской классики с мрачным и трагическим финалом («Бесы» Достоевского, «Анна Каренина» Толстого, «Гроза» Островского) придут не в первую, а в последнюю очередь — в соответствии с известным стихотворением Нимёллера.

Между этими двумя вехами (первою и последнею) отыщется место для многих десятков, а не то и сотен сайтов — а значит, и для уголовных дел в отношении их владельцев. Надеяться на спасение могут лишь те, кто заблаговременно озаботился последовать неоклассическим правилам ведения безопасного IT-бизнеса или хотя бы тактике Неуловимого Джо.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/178773/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *