Что случается, когда проект, получивший финансирование на Kickstarter, проваливается?

от автора

Озвученный выше вопрос стал меня интересовать, когда компания, на которую я удаленно работаю, начала не только строить планы, но и делать какие-то реальные шаги для размещения собственного проекта на Kickstarter. Настроение у руководства более чем оптимистичное. Начитавшись success stories, перспектива получить финансирование «сейчас», а думать об обязательствах «потом» просто дурманит и манит к себе любого предпринимателя. Как человека больше отвечающего за техническую часть проекта, слегка пообщавшегося с потенциальными подрядчиками как в наших краях, так и в Китае, параллельно с более глубоким пониманием наших возможностей и деталей реализации проекта у меня в голове неуклонно рос один показатель — риски. Я конечно «командный игрок», «сфокусирован на цели» и вовремя зажигаю блеск в глазах и выравниваю спину в нужный момент, но дело в том, что компания в которой я работаю мне действительно нравится и работа которой занимаюсь достаточно интересна, поэтому перспектива проекта, который может убить бизнес, в котором мне, пусть и небольшому винтику, комфортно работается меня не радует. Вначале отдельные замечания, а затем все более настойчивое акцентирование внимания на потенциальных рисках все же возымело действие на руководство (может ввиду его адекватности мне и нравится место работы?) и повернувшись лицом в сторону проблемы было решено выяснить, что же собственно будет, если после получения финансирования компания не в состоянии выполнить свои обязательства перед спонсорами?

Обыкновенное мошенничество

И такие случаи уже были.
Eyez by ZionEyez HD Video Recording Glasses for Facebook — проект очков, которые могут снимать видео того, что видит пользователь (как нашумевший Google Glass) и заливать снятое видео на Facebook. Проект собрал $343,415 (что составило 624% от запрошенной суммы в $55000). Каждый из 2059 спонсоров, пожертвовавший более $150, должен был получит экземпляр устройства «зимой 2011 года». На дворе уже 2013 год, а обещанных устройств никто не видел до сих пор. Более того, с апреля 2011, когда команда разработчиков сделала последний анонс о том, что понадобится еще 12 недель для разработки и тестирования очков и еще 12 или 16 недель для производства первой партии, всякая активность со стороны разработчиков прекратилась. Они перестали делать обновления на странице проекта, отвечать на письма — просто пропали.

Некоторые из раздосадованных спонсоров даже призывали собраться и «нанять киллера, чтобы найти Джо Тейлора (Joe Taylor — основатель) и его приятеля и забить молотком до уровня плинтуса».

Позиция самого Kickstarter была предельно ясна: компания не выдает компенсация за провалившиеся проекты и «только само сообщество может оказывать давление на основателей проекта ушедших в самоволку». Некоторые спонсоры в индивидуальном порядке пробуют получить компенсацию от собственных банков, обосновывая это необходимостью отменить перевод денег на счет ZionEyez, но пока не слышно об успешных исходах.

Больше чем просто глупость

Другой пример Hanfree iPad Accessory — проект удобной подставки для iPad. Основатели проекта Seth Quest и его партнер Juan Cespedes получили $35,004 от 440 человек имея целью собрать $15,000 (233%). Основатель проекта Seth Quest был профессиональным проектировщиком изделий, но не имел никакого опыта в основании компании и никогда не занимался производством чего-либо материального. Проект начал пробуксовывать и 28 ноября 2011 года основатель проекта официально признал, что проект провалился и пообещал вернуть деньги спонсорам в течение недели. Ни через неделю, ни позже, денег спонсоры так и не получили. К сожалению для основателя проекта, один из спонсоров (Neil Singh) оказался юристом. Его вклад был всего $70, но сложившаяся ситуация с провалившимся проектом его глубоко задела и имея цель и возможность ее осуществления он подал иск на основателя проекта. Поскольку Seth Quest не успел основать компанию для проекта Hanfree, он нес персональную ответственность по долгам проекта. Желание вернуть деньги спонсорам реализовать было просто невозможно, так как они уже были потрачены на инженеров, контракты с производителями и другие цели. Судебный процесс признал Seth Quest банкротом. Ему пришлось перебраться в Бруклин и устроиться на работу «не связанную с промышленным дизайном», ввиду опороченной репутации. Для борьбы с невростенией и гипертонией, которые он успел заработать за время судебной тяжбы, он занялся йогой и записался в гимнастический зал.

Этот случай скорее результат глупости, чем злого умысла, в чем признался и сам основатель проекта. В то же время это был первый и показательный судебный процесс против провалившегося проекта на Kickstarter, наделавший много шума в США и заставивший сам сервис добавить дополнительные обязательный для каждого проекта раздел, оговаривающий риски проекта и снимающий с Kickstarter ответственность за подобные провалы. Так же были переписаны и дополнены руководства для оформления технических проектов и ужесточены правила отбора технических проектов перед их стартом.

Большие деньги — большие проблемы

Проект Flint and Tinder: Premium Men’s Underwear собрал $291,493 имея целью собрать всего $30,000 (971%). Для стороннего наблюдателя это выглядело как оглушительный успех, но для основателя проекта Jake Bronstein процесс производства и логистики превратился в сплошной кошмар. Производители, с которыми он работал, сказали, что не могут выдерживать поставленные сроки с таким количество новых «клиентов». Доставить обещанную одежду удалось только тремя месяцами позже и то, только благодаря привлечению 1 миллиона долларов венчурного капитала.

Kickstarter в стороне

Руководство Kickstarter прекрасно осознает перечисленные выше проблемы и всеми силами дистанцируется от всякой ответственности в случае провала проектов. Внимательно читая условия работы Kickstarter легко увидеть как компания достаточно прямо выстраивает отношения напрямую между спонсорами и основателями проектов с целью обезопасить себя от любых правовых последствий в случае если запусщенные проекты не смогут предоставить обещанные вознаграждения:

"Начиная проект по сбору средств на Kickstarter, вы, как Основатель проекта, предлагаете сообществу возможность вступить с вами в договорные отношения. Поддерживая проект по сбору средств, вы, как Спонсор, принимаете это предложение и вступаете в договорные отношения между Спонсором и Основателем проекта. Kickstarter не является частью этого соглашения между Спонсором и Основателем проекта. Все отношения урегулируются между Пользователями."

В то же время, Kickstarter получает 5% с любого запущенного проекта, вне зависимости от того будут или не будут получены спонсорами оговоренные в проекте виды вознаграждения. Согласно правилам Kickstarter, невозможность предоставления обещанного вознаграждения или возврата денег «может нанести вред вашей репутации или даже законному преследованию со стороны спонсоров».

Хочется заметить, что перечисленные выше примеры не повод падать духом и отказываться от намерений. Это всего лишь отрезвляющий взгляд на возможности и особенности модели финансирования, называемой сейчас «crowdfunding». Kickstarter не магазин и это нужно понимать как основателям проектов, так и тем, кто вкладывает деньги в их поддержку. Сама модель основана исключительно на доверии и похоже только высокий порог входа и усилия по модерированию проектов со стороны персонала Kickstarter являются барьером от широкого распространения мошенничества на базе этой платформы, но сама модель отношений не содержит «предохранителей» ни от мошенничества, ни от потерь со стороны основателей проектов или спонсоров. Crowdfunding не эльдорадо, а одна из альтернатив получения финансирования, к которой стоит либо подойти осмотрительно оценив свои силы и потенциальные риски, либо кинуться в омут с головой, если вы в душе «игрок».

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/179227/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *