Хак синтаксиса PHP

от автора

Вы когда-нибудь задумывались о том, как расширить ядро PHP? Что нужно для того, чтобы создать новое ключевое слово или даже разработать новый синтаксис? Если у вас есть есть базовые знания языка C, то проблем с созданием небольших изменений возникнуть не должно. Да, я понимаю, что это может быть немного бессмысленно, но неважно — забавно ведь.

Давайте создадим альтернативный способ определения класса. Самый простой способ определения, разрешённый в PHP, выглядит следующим образом:

<?php class ClassName {} 

Мы можем упростить синтаксис и заменить фигурные скобки на точку с запятой.

<?php class ClassName; 

Если вы попытаетесь выполнить этот код, то он, очевидно, выдаст ошибку. Не проблема, мы можем это исправить.

На первом шаге необходимо установить программное обеспечение.

$ sudo apt-get install bison re2c 

PHP написан на C, однако парсер разработан с помощью Bison. Bison — это генератор синтаксических анализаторов. Официальный сайт определяет его, как генератор парсеров общего назначения, который преобразует помеченную контекстно-свободную грамматику в детерминированный LR или обобщенный LR (GLR) анализатор, применяя таблицы LALR-парсера (Look-Ahead LR parser — прим. пер.).

Это очень мощная часть программного обеспечения, о которой можно написать целую книгу. Если захотите узнать больше, я посоветовал бы вам ознакомиться с документацией. Она не из легких, зато содержит хорошие примеры. И если вы когда-нибудь захотите создать язык программирования, то она может стать хорошей стартовой площадкой.

Теперь перейдите на http://php.net и скачайте самые свежие исходники PHP.

$ tar xvjf php-5.4.14.tar.bz2 $ cd php-5.4.14 $ ./configure $ cd Zend $ ls 

Снимите шляпу, потому что перед вами ядро PHP. Код в этих файлах управляет подавляющим большинством веб-серверов. Давайте исследуем его.

По умолчанию для файлов генератора Bison используется расширение «y».

$ ls *.y zend_ini_parser.y zend_language_parser.y 

Мы не хотим возиться с синтаксисом «ini», поэтому остается только «zend_language_parser.y». Откройте его вашим любимым редактором.

Теперь, если поискать слово «class», то можно обнаружить следующее:

%token T_CLASS      "class (T_CLASS)" 

Парсер любит работать с токенами. Токен класса — это "T_CLASS". Если вы поищете в тексте "T_CLASS", то найдете нечто подобное:

class_entry_type:     T_CLASS { $$.u.op.opline_num = CG(zend_lineno); $$.EA = 0; }     | T_ABSTRACT T_CLASS { $$.u.op.opline_num = CG(zend_lineno); $$.EA = ZEND_ACC_EXPLICIT_ABSTRACT_CLASS; }     | T_TRAIT { $$.u.op.opline_num = CG(zend_lineno); $$.EA = ZEND_ACC_TRAIT; }     | T_FINAL T_CLASS { $$.u.op.opline_num = CG(zend_lineno); $$.EA = ZEND_ACC_FINAL_CLASS; }     ; 

Перед вами четыре разных способа определения класса.

  1. класс (class)
  2. абстрактный класс (abstract class)
  3. трейт (trait)
  4. финальный (листовой, конечный) класс (final class)

В фигурных скобках вы можете видеть несколько присваиваний низкого уровня. Я могу только догадываться, зачем они нужны. Давайте не будем их трогать.

Мы на верном пути, но это не совсем то, что мы ищем. Поищите фразу «class_entry_type», которая объединяет те четыре определения класса. Она приведёт вас к пункту назначения. Разобраться в этом легко, но в первый раз читать сложновато.

unticked_class_declaration_statement:       class_entry_type T_STRING extends_from             { zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, &$3 TSRMLS_CC); }             implements_list             '{'             class_statement_list             '}' { zend_do_end_class_declaration(&$1, &$3 TSRMLS_CC); }       | interface_entry T_STRING             { zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, NULL TSRMLS_CC); }            interface_extends_list            '{'           class_statement_list            '}' { zend_do_end_class_declaration(&$1, NULL TSRMLS_CC); }     ; 

Здесь есть два объявления. Одно для класса, другое для интерфейса. Нас интересует первое. Оно начинается с "class_entry_type", которое разрешает конструкции: class | abstract class | trait | final class. Следующий элемент — это токен T_STRING. В будущем на его месте будет имя класса. "extends_from" — это группа. Этот элемент может быть преобразован в «extends T_STRING» или оставаться пустым.

После этого парсер вызывает движок Zend, чтобы начать объявление класса.

{ zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, &$3 TSRMLS_CC); } 

Вы можете найти эту функцию в файле zend_compiler.c.

void zend_do_begin_class_declaration(const znode *class_token, znode *class_name, const znode *parent_class_name TSRMLS_DC) 

Первый аргумент здесь — это токен класса "class_entry_type", второй — имя класса "T_STRING", а последний — родительский класс "extends_from".

Ниже идёт группа «implements_list». Уверен, что вы знаете, зачем она нужна. Верно, для определения интерфейсов. Следующие строки образуют обязательное тело класса: открывающая фигурная скобка "{", группа "class_statement_list" и закрывающая фигурная скобка "}". Наконец, парсер сообщает движку Zend, что объявление класса окончено.

{ zend_do_end_class_declaration(&$1, &$3 TSRMLS_CC); } 

Нам необходимо продублировать этот код, но уже без тела класса.

unticked_class_declaration_statement:       class_entry_type T_STRING extends_from             { zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, &$3 TSRMLS_CC); }             ';' { zend_do_end_class_declaration(&$1, &$3 TSRMLS_CC); }       | class_entry_type T_STRING extends_from               { zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, &$3 TSRMLS_CC); }             implements_list             '{'             class_statement_list             '}' { zend_do_end_class_declaration(&$1, &$3 TSRMLS_CC); }       | interface_entry T_STRING             { zend_do_begin_class_declaration(&$1, &$2, NULL TSRMLS_CC); }            interface_extends_list            '{'           class_statement_list            '}' { zend_do_end_class_declaration(&$1, NULL TSRMLS_CC); }     ; 

Это было довольно просто, не так ли? Теперь вам остаётся лишь скомпилировать изменения.

$ cd .. $ make 

Первая компиляция всегда занимает некоторое время.

$ vim test.php 

Введите код для тестирования.

<?php class FooBar;  $a = new FooBar; $a->bar = 10;  print_r($a); 

А теперь протестируйте его.

$ sapi/cli/php test.php  FooBar Object ( [bar] => 10 ) 

Отлично, у вас получилось!

Давайте сделаем еще кое-что. В PHP вы объявляете класс с помощью ключевого слова "class". Как насчет того, чтобы сделать его покороче? Думаю, "cls", подойдёт.

Ищем файлы лексера:

$ cd Zend/ $ ls *.l zend_ini_scanner.l zend_language_scanner.l 

Файл Bison оперировал токенами. Лексер позволяет вам решать как преобразовывать код в токены. Откройте zend_language_scanner.l и поищите слово "class".

<ST_IN_SCRIPTING>"class" { return T_CLASS; } 

Продублируйте этот блок и измените class на cls.

<ST_IN_SCRIPTING>"cls" { return T_CLASS; }  <ST_IN_SCRIPTING>"class" { return T_CLASS; } 

Дело сделано. Скомпилируйте код и можете использовать ключевое слово "cls" вместо "class".

Не правда ли забавно? Надеюсь, вам было приятно также, как и мне. Интересуйтесь, исследуйте. И если вам это действительно понравилось, то стоит подумать о том, чтобы исправить некоторые ошибки на https://bugs.php.net/.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/179441/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *