История телевидения. Часть первая

от автора

Так как прошлые материалы о телевидении заинтересовали читателей, то я подготовил серию статей об истории создания телевидения. В этой первой части можно узнать о том, что телевидение прошло длительный путь технических открытий и совершенствования. Вторая часть будет посвящена истории телевидения в СССР. Читатели которые в прошлом материале «История видеозаписи» спорили о том, почему Советский Союз проиграл технологическое соревнование, узнают, как создавали телевидение в СССР в 1920-1930-х годах. Третья часть будет посвящена личностям Владимира Зворыкина, которого считают во всем мире «отцом телевидения», и альтернативного «отца» профессора Фило Фарнсуорта. Кстати, часть материала можно уже сейчас прочитать здесь в виде рецензии на фильм «Зворыкин-Муромец».
Как и предыдущие материалы статьи основаны на двух основных источниках: книга «Телевизионный бизнес», автором которой я являюсь и блог blogotv.ru

Дальновидение — первый опыт телевидения

Кто изобрел телевидение? Зворыкин, Розинг, Фарнсуорт? На первенство в создании телевидение претендуют, по мнению историков: Россия, США, Германия, Франция и некоторые другие страны. Правда же заключается в том что, телевидение как электротехническая отрасль, состоящая из множества технически сложных устройств, создавалась множеством ученых, инженеров и администраторов.

Идея передачи изображения на расстояние с помощью электричества появилась задолго до открытия радио. Главным препятствием было отсутствие возможности преобразовать свет. Но в 1873 году во время прокладки подводного кабеля была обнаружена способность селена изменять свое электрическое сопротивление под воздействием света. Это явление позволило еще за несколько лет до открытия фотоэлектрических законов, задолго до создания Г. Герцем, В. Гальваксом и А. Столетовым первых фотоэлементов, перейти к созданию устройств дальновидения, основанных на принципе преобразования света в электрические сигналы.

Опубликованное письмо Уиллоуби Смита в журнале Nature, 1873 год «сопротивление селена меняется в зависимости от интенсивности света»

В 1870-1880-х годах почти одновременно несколько ученых пытались создать устройства, которые могли бы передавать изображение на расстояние по проводам: Дж. Кери (США, 1870 г.), М. Сенлека (Франция, 1877 г.), А. ди Пайву (Португалия, 1878 г.), У. Айртона и Д. Перри (Англия, 1877 г.), К. Перозино (Италия, 1879 г.), П. Бахметьев (Россия, 1880). В большинстве случаев ученым не удалось создать действующие образцы – не позволяла техника того времени. Но американский изобретатель Дж. Кери создал первый свой проект «искусственного глаза» в 1870 году – еще до того, как А. Белл изобрел телефон (1875).

В последующие тридцать лет наука далеко шагнула вперед. В 1888 году немецкий физик Герц пытаясь опровергнуть англичанина Дж. Маквелла, который за двадцать лет до этого предсказал существование электромагнитного поля, опытным путем доказал его существование. Профессор Московского университета А.Г. Столетов открыл 1888-1890 годах законы фотоэлектрической эмиссии. В конце века появились кинематограф и радиотелеграф.

Новые научные открытия позволило перейти на новый уровень инженерных разработок «дальновидения». В этой работе принимали участия уже десятки и сотни исследователей. Каждый день регистрировались новые патенты, иногда параллельные исследования приводили к результатам с разницей всего в несколько дней.

Борис Розинг


Но для России особое значение имела деятельность Бориса Розинга – физика, профессора Технологического института и Константиновского артиллерийского училища. Борис Львович Розинг приступил к работе над проектом «электрического телескопа» (так он назвал свою систему дальновидения) еще в 1902 году. Этот «телескоп» принципиально отличался от устройств предложенных другими исследователями. В предшествующих устройствах использовались газоразрядные трубки, а Розинг использовал электровакуумную лучевую трубку – то самое электронное устройство, которое, видоизменившись со временем, и сейчас составляет основу телевизионной техники. В 1911 году Розинг смог продемонстрировать свое устройство в действии. В проведении экспериментов Розингу помогал студент Санкт-Петербургского технологического института Владимир Зворыкин, будущий автор фундаментальных изобретений в области электронного телевидения.

Также важна роль Розинга в общественно-научной работе: популяризации телевидения, педагогическая деятельность. Его статьи и лекции привлекли внимание к разработке телевизионной техники десятки российских энтузиастов. Как вспоминали создатели советского телевидения, в 1920-х годах почти все отечественные создатели устройств дальновидения обращались к нему за советом, консультацией, поддержкой. Всякий раз, когда возникали споры, связанные с проблемами телевизионной техники, руководители советских ведомств и учреждений привлекали Розинга в качестве эксперта – как наиболее авторитетного и знающего специалиста в данной области.
В 1931 году Бориса Львовича Розинга арестовали по «делу академиков» «за финансовую помощь контрреволюционерам» (дал денег в долг приятелю, впоследствии арестованному) и сослан на три года в Котлас без права работы. В 1932 году переведён в Архангельск, там и умер 20 апреля 1933 года в возрасте 64 лет от кровоизлияния в мозг.

Механическое телевидение

Первая мировая война прервала исследования в области телевидения – армиям в огромных количествах требовались радиостанции. Ученые и инженеры стали создавать промышленное производство радиооборудования. После войны эти заводы быстро наладили производство бытовых радиоприемников и позволили на новой технологической базе развивать телевидение.

После войны исследователи на западе активно приступили к дальнейшим опытам по разработке «дальновидения». Одними из первых представили свои проекты немец Д.Михайи –«телегор» в 1918 году и американец Ч.Дженкинс –«устройство» (1923). Правда, их приборы могли демонстрировать только размытые статичные картинки, но это уже были действующие системы дальновидения.

В это время главнейшим вопросом был способ разложения и преобразования изображения в электрические сигналы. Исследователи пытались использовать два способа – электронного разложения и механического. Второй вариант был проще в практической реализации, поэтому и стал основой для механического телевидения 1920-1930-х годов. Основой для реализации идей механического телевидения стал «диск Нипкова».
Систему последовательного сканирования изображения с помощью диска в котором по спирали вырезаны прямоугольные отверстия предложил студент Берлинского университета Пауль Нипков.

В рождественские каникулы 1883 года, когда эта идея пришла ему в голову, он в качестве экспериментального устройства использовал крышку журнального столика, в котором высверлил множество отверстий, располагавшихся последовательно и на равных расстояниях от края к центру этого круга. Такая конструкция позволяла последовательно разложить изображение на элементы и передать от объектива к фотоэлементам. Если на приемники установить аналогичное устройство, то изображением можно было восстановить. Потратив все имеющиеся деньги, в 1884 году Нипков подал заявку на патент.

Патент №30105 Электрический телескоп — «диск Нипкова».

Схема «Диска Нипкова»

>

В 1920-х-1930-х годах диск Нипкова стал основой для механического телевидения. В Германии именно Нипкова считают создателем телевидения. В 1935 году первая общественная телестанция была названа в его честь — Fernsehsender Paul Nipkow.

Сам Нипков впервые увидел воплощение своего изобретения лишь в 1928 году на радиотехнической выставке в Берлине. Заглянув в крошечное окошечко механического телевизора, 68-ми летний изобретатель, с усмешкой сказал:

«Наконец я могу быть спокойным. Я видел мерцающую поверхность, на которой что-то двигалось, хотя нельзя было различить, что именно».

Пауль Нипков

Уже в 1926 году в Англии лондонская радиотехническая фирма-лаборатория Джона Бэрда создала электромеханическое устройство позволяющее принимать зрителям изображение с разверткой в 30 строк и частотой кадров — 12,5 в секунду. Бэрд в 1928 году осуществил трансантлантическую передачу, а в 1931 осуществил прямую трансляцию с Эпстомских скачек.

Фотография первого изображения на телевизоре Бэрда

"

В 1927 году американская фирма «Белл телефон» построила малострочную электромеханическую систему (50 строк, 17 кадров в секунду) и провела с ее помощью первую опытную передачу из Нью-Йорка в Вашингтон. И, наконец, в 1929 году на международной радиовыставке в Берлине немецкий изобретатель Г. Краувинкель продемонстрировал устройство дальновидения, которое, как и первые две системы, работало на принципе механической развертки изображения (30 строк, 12,5 кадра в секунду). Правда, все эти устройства были рассчитаны только для индивидуального пользования, так как размеры экранов в этих системах были меньше спичечного коробка.

Схема «механического телевидения»

"

Советская наука также не отставала в разработке дальновидения. Лев Термен в 1926 году создал систему с разверткой в 32/64 строки, через несколько лет планировалось создать даже систему с разверткой в 100 строк!

К концу 1920-х годов более высокий уровень промышленного производства в Европе и США позволил перейти от отдельных опытных передач изображения на расстояние к организации регулярного телевизионного вещания с помощью малострочных электромеханических устройств, в то время как в СССР еще оставались на уровне опытных разработок.

В начале 1930 года уже упоминавшаяся английская лаборатория Дж. Бэрда смогла организовать впервые в мире звуковые передачи с помощью малострочных электромеханических систем дальновидения. Рядом с лондонской телестудией, расположенной в Бруклин-парке, находились две радиостанции: по каналам одной передавалось только изображение, по другой — человеческая речь.

Компания Бэрда вела телевизионное вещание два раза в неделю по три часа, позже была введена и дневная передача. Передачи этой студии представляли собой простейшие звуковые фильмы и прямые выступления политических деятелей, ученых, актеров. Качество изображения, по нынешним временам, было неважным, но все-таки разглядеть что-то можно было. Там, где зритель не мог разобрать картинку, ему на помощь приходил звук.

Казалось, что до массового распространения телевидения осталось совсем немного — через несколько лет телеприемники станут такими же обычными и радиоприемники, тем более, что в то время их объединяли в одно устройство. Историки, впоследствии, назовут этот период «лжебумом», но механические телевизионные системы начинали работать в странах одна за другой.
К производству телевизионной передающей и приемной аппаратуры, организации телевещания подключаются крупные фирмы: «Белл», «Радиокорпорация Америки» (RCA), «Вестингауз» — в США, «Телефункен» и «Фернзее» — в Германии, «Маркони» и «Граммофонная компания» — в Англии.

Семивизор, Рене Бартолеми (Франция), 1929

Телевизор Бэрда, модель С, 1928

В том же 1930-м году начинает регулярное вещание немецкое малострочное дальновидение. В распоряжении его специалистов имелась телевизионная студия под Берлином (Кенигвустергаузен) и радиостанция в самом городе (Бицлебен). Передачи из Берлина также велись два раза в неделю по часу. Демонстрировались лишь немые документальные и художественные фильмы, специально снятые для телевидения или смонтированные из фильмотечных материалов кинематографа.

Чуть позже подобные малострочные электромеханические телестудии начинают работать в ряде крупнейших городов США, в Италии (Ватикан), во Франции (Тулуза).

Продолжение следует…

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/179513/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *