История телевидения. Часть 2. СССР 1920-1941

от автора

Эта статья является частью серии материалов о истории телевидения. В первой части мы узнали, что телевидение прошло длительный путь технических открытий и совершенствования. Вторая часть посвящена истории телевидения в СССР. Читатели которые в прошлом материале спорили о том, почему Советский Союз проиграл технологическое соревнование, узнают, как создавали телевидение в СССР в 1920-1930-х годах. Третья часть будет посвящена личностям Владимира Зворыкина, которого считают во всем мире «отцом телевидения», и альтернативного «отца» профессора Фило Фарнсуорта. Кстати, часть материала можно уже сейчас прочитать здесь в виде рецензии на фильм «Зворыкин-Муромец».
Как и предыдущие материалы статьи основаны на двух основных источниках: книга «Телевизионный бизнес», автором которой я являюсь и блог blogotv.ru

Координация против секретности

В 1920-х годах в Советском Союзе сосредоточились на развитии радио, на телевидение не хватало ни денег, ни специалистов. Но когда в Европе и США стали активно демонстрироваться рабочие системы телевидения, ситуация кардинально поменялась.
Партия большевиков не могла упустить такой потенциально важный инструмент пропаганды как телевидение. В конце 1929 — начале 1930 годов почти половина выпускников радиотехнических кафедр вузов страны была мобилизована на создание телевизионной техники. Более десяти исследовательских групп работало в лабораториях при институтах и заводах: в радиоотделе Всесоюзного электротехнического института и НИИ связи в Москве, в Ленинграде при радиозаводе им. Коминтерна, в Центральной радиолаборатории, в Физико-технической лаборатории, при Ленинградском радиозаводе «Светлана», а также в Томске и Одессе и многих других.

Первый советский телевизор Б-2 (1933г). Изготовлено 3000 штук

Особенностью научного поиска в Советском Союзе была координация и параллельная работа по нескольким направлениям: одни группы занимались разработкой электронных систем дальновидения, другие приступили к созданию малострочных электромеханических устройств. Каждая тема в свою очередь делилась на множество подтем. Одни, например, занимались только разработкой точечной лампы повышенного типа, другие — изготовлением цезиевых трехэлектродных фотоэлементов с серебряной подкладкой, третьи — изобретением фотоэлектронного умножителя. Такая форма организации научных исследований для 1930-х годов была передовой и позволила за полтора-два года догнать и в чем-то даже опередить западных исследователей. С другой стороны недостаточная координация и научный обмен, и самое главное — всеобъемлющая секретность приводил к повторным открытиям, изобретению «велосипеда» вновь и вновь.

Однако, результаты были получены быстро. Так, уже в 1930 году московский Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ) предложил систему механического телевидения. В 1931 своя система появилась в лаборатории радиозавода им. Коминтерна в Ленинграде, в 1932 на заводе им. Козицкого, в 1933 году в Томске (Политехнический институт), в Одессе (Институт электротехнической связи). В большинстве случаев качество изображения было невысоким, поэтому ошеломляющее впечатление произвел прием телевизионной передачи из Германии 2 апреля 1931 года.

Это был короткометражный телекинофильм, длившийся всего несколько минут. Зрители увидели танцующую пару. В конце фильма партнер после танца закуривал, а девушка на прощанье помахала платочком. «Танцующая пара из Берлина» стала событием в истории малострочного телевидения.

Исследователи ВЭИ под руководством Вячеслава Архангельского 29 апреля 1931 года продемонстрировали опытную телепередачу по радио. Этот день стал официальным днем рождения механического малострочного телевидения. По газетным сообщениям тех лет, к концу 1931 года в Москве работало всего 30 самодеятельных телевизоров и примерно столько же было создано радиолюбителями других городов.

Группа Архангельского довольно успешно развивала свой проект. Одна за другой были созданы три телестудии, создан научно-исследовательский институт, усовершенствовали саму систему, привлекли профессиональных режиссеров и актеров, создали несколько телекинофильмов и репортажей. В 1936 году группа Архангельского создает первый режиссерский пульт, а в 1937 году передвижную телевизионную станцию (ПТС). И в это в условиях того, что все признавали механическое телевидение тупиковой ветвью развития. Первые системы электронного телевидения давали число строк развертки в 10 раз больше! Более того, к 1937 году во всем мире телевещатели уже перешли от механического телевидения к электронному.

Вот как вспоминал телевидение этих лет сценарист Аркадий Рохлин:

«…Я хорошо помню, как выглядела в конце 1935 года малострочная телестудия, куда меня, тринадцатилетнего подростка, привел отец. Всюду тесно, душно и… очень бедно. Небольшое помещение, называемое торжественно студией, напоминало коммунальную комнату, в которой одновременно проживает несколько семей. Всевозможные заставки, занавески, мебель, осветительные приборы делили комнату, как ширмы, на три самостоятельных отсека. Перед самым окном в телевизионную аппаратную стоял небольшой канцелярский стол, покрытый серо-зеленым сукном — рабочее место дикторов. Прямо перед ним за стеклом находилось передающее устройство, чуть выше телекамеры располагалось световое сигнальное табло, которое предупреждало всех находившихся в павильоне о начале и конце передачи.

За спиной дикторов начиналась площадка, предназначенная для показа концертных номеров, главным образом для выступления певцов. Центром этого второго отсека являлся рояль. В самом конце павильона (в противоположной стороне от музыкального инструмента) был отведен специальный закуток для показа хореографических номеров. Для солистов балета на полу был расстелен небольшой ковер, рядом на журнальном столике стояла радиола и ящик с пластинками, заменявшими в студии и симфонический оркестр, и эстрадные ансамбли.

Запомнилось, что в павильоне все было необыкновенного цвета. Стены и потолок были обиты серо-зеленым сукном, разноцветными были фоны, занавески, заставки. Но больше всего удивляли лица выступающих — почему-то они были странного зеленого цвета.

Меня этот «лягушачий» грим рассмешил, а между тем (теперь это известно) поиски цветового решения каждого кадра требовали длительных и серьезных экспериментов. Дело в том, что хотя малострочное телевидение и было черно-белым, фотоэлементы телекамеры очень чутко реагировали на различные сочетания красок, тонов и оттенков. И от того, насколько удачного сочетания удавалось добиться, во многом зависела выразительность каждого плана. Когда же на точность цветового решения не обращали должного внимания, телекамера жестоко мстила — на экране неожиданно появлялись какие-то полосы, пятна, на женских лицах «вырастали» бороды, появлялись другие оптические «шутки» ».

Технические достижения против бюрократии

Аппаратный вес новой бюрократической системы позволял продвигать малострочное телевидение. Тем более, что у электронного телевидения в СССР возникли производственные проблемы. Промышленность была не в состоянии наладить массовое производство электронных телевизоров. Но даже если бы и удалось создать большой парк приемных устройств — все равно, это еще не было решением проблемы. Выяснилось, что электронная аппаратура не может передавать изображение по радиоканалам, она в состоянии работать только в радиусе прямой видимости или для нее надо строить специальные радиорелейные линии, которые для СССР в тот период были по финансовым и технологическим причинам не возможны.

А для механического телевидения в 1932 году ленинградский исследователь Антон Брейтбарт создал удачную конструкцию малострочного телевизора Б-2. Наладить его производство удалось только через четыре года, но за 1936-1937 годы Ленинградский радиозавод им. Козицкого выпустил примерно две тысячи телевизоров «Б-2». В результате их парк был доведен до трех тысяч аппаратов. Это была серьезная цифра для того времени: передачи Московской малострочной телестудии могли смотреть в разных городах СССР 15-30 тысяч телезрителей. Это объясняется тем, что большинство приемных устройств в те годы устанавливалось в клубах, красных уголках, поэтому у каждого аппарата собиралось довольно много зрителей, особенно после того, как кроме ночных передач (24.00-0.30) Московская студия стала вести трансляции и в вечернее время (с 18.00 до 19.00).

Телевизор «Б-2» представлял собой малогабаритную ТВ-приставку к радиоприемнику. И зрители, подключив приставку к радиоприемнику, могли увидеть телепередачи. Размер изображения на экране этого телевизора составлял 16×12 мм! Использование линзы (лупы) позволяло увеличить картинку в 2-2,5 раза. Неоновая лампа, использовавшаяся в телевизоре в качестве источника света, давала оранжево-красноватое свечение, поэтому в тот период отечественное механическое телевидение было черно-оранжевым.

Энтузиастам-любителям предлагалось и самим собирать телевизионные приставки, для этого в продажу поступали несколько деталей от телевизора. Но телевизор удавалось собирать только при проявлении смекалки, так специализированный журнал для радиолюбителей рекомендовал использовать ручной привод от швейной машинки или от патефона. Обязательными деталями в самодельном телевизоре были спицы и стекло от очков с +9 диоптриями.

Телевидение было такой новинкой, что некоторые радиослушатели не понимали, как вообще можно увидеть изображение по их радиоприемникам. Так в редакцию журнала «Радио Фронт» пришло такое письмо:

«У меня приемник ЭЧС-2 и киевский динамик. Вчера, к моему удивлению, услышал, что сейчас выступят артисты Художественного театра, и их можно не только услышать, но и увидеть. Я смотрел со всех сторон в динамик, потом в приемник, но ничего не увидел. Главное, не знаю, куда смотреть. Очень прошу сообщить, когда вы передаете телевидение, — куда нужно смотреть »

Радиоприемник ЭЧС-2

Одновременно с лабораторией малострочного механического телевидения в 1929 году в ВЭИ создается лаборатория электронного телевидения. Ее возглавляет только что закончивший МВТУ имени Баумана Семен Катаев. Уже к ноябрю 1932 года лаборатория изготовила высоковакуумную приемную трубку и телекамеру — электронный датчик телевизионных сигналов. К 14 летней годовщине октябрьской революции — 6 ноября 1932 года, исследователи смогли продемонстрировать свое устройство в действии. При этом Катаев, подав заявку на патент 24 сентября 1931 года, даже опередил Владимира Зворыкина, патент которого был зарегистрирован 13 ноября 1931 года. Правда Зворыкин разрабатывал электронное устройство телевидения с 1923 года и тогда же подал первую заявку на патент.

Авторское свидетельство Семена Катаева

К 1935 году объединив усилия множества институтов была создана единая телевизионная система с работающими телекамерами, передатчиками, телеприемниками. В феврале 1935 года началась демонстрация 180 строчного вещания. А в 1938 году в Ленинграде введен Опытный телевизионный телецентр на отечественном оборудовании с разверткой в 240 строк.

Но дальнейшие разработки советских исследователей не получили развития. Высшим руководством было принято решение создавать советское телевидение на основе американских технологий компании RCA.

Московский телецентр был оборудован техникой, поставленной американской компанией RCA, с разложением на 343 строки. Московский телецентр становиться основным для телевизионной индустрии, на него переводиться творческие группы работающие до этого с механическим телевидением Архангельского. Вещание малострочного механического телевидения прекращается в апреле 1941 года.

Не обошел телевизионную отрасль и «большой террор». В 1937 году НКВД фабрикует дело о «контрреволюционной фашисткой организации», в ходе которого арестованы большинство исследователей по телевизионной тематике в Ленинграде.

Оптимизаторы или пираты?

Среди передач конца 1930- годов были программы предвосхитившие программы 1970-2000-х годов. Такой, например, была передача о первой конной армии, показанная московским телецентром 19 ноября 1939 года. В программе использовались приемы ставшие стандартными для советской программы «От всей души» и российской «Жди меня».

Создателям этой передачи удалось отыскать бывшего адъютанта комдива О. Городовикова, которого считали погибшим. И вот в середине разговора помощник режиссера ввела в студию этого человека. Взволнованный Городовиков вскочил и стал обниматься со старым другом. Интересно отметить, что передача о Первой Конной одновременно передавалась и по телевидению, и по радио. Это сразу же позволило расширить круг зрителей: к небольшой группе владельцев электронных приемных аппаратов подключилась и большая армия радиослушателей.
В студии были установлены микрофоны нескольких радиостанций и поддерживалась прямая связь с радиостудиями Ленинграда, Киева, Одессы и других городов, где собрались в это время бойцы и командиры Первой Конной, не сумевшие приехать в Москву. И вот, когда режиссер по ходу передачи включал тот или иной город, наступали мгновения узнавания, задавались вопросы, вспоминались детали, которые вызывали бурную реакцию всех присутствовавших.

Не желая покупать дорогие американские телевизоры, Наркомат связи решил, используя американскую документацию, скопировать и производить телевизоры на Ленинградском радиозаводе им. Козицкого. Однако, американская конструкция «ТК-1» оказалась слишком сложной для советской промышленности, поэтому был создан упрощенный вариант – телевизор «17ТН1», также рассчитанный на 343 строки.

Телевизор ТК-1

Телевизор 17ТН1

За 1940-1941 годы было изготовлено более 2.000 телевизоров. Это конечно очень мало, ведь уже в 1936 году во всем мире работало более 200.000 телевизоров.

В 1939 году в решениях по третьему пятилетнему плану развития народного хозяйства (1938-1942 гг.) предусматривалось строительство телевизионных центров в ряде городов СССР. Особое место в планах отводилось телевизионному узлу планирующегося к строительству Дворца Советов. Он должен был использовать новейшие достижения в развитии технических средств телевизионного вещания и стать образцом для телефикации других городов. Предполагалось, что передающие антенны Дворца Советов, установленные на высоте около 300 м, обеспечат трансляцию двух телевизионных программ на расстояние до 80 км. В большом зале Дворца, рассчитанном на 20 тыс. человек, планировалось установить телеэкран площадью 100 кв. м.

В 1939 году объем вещания американской компании RCA составил 600 часов, из которых 40% было отведено студийным передачам, 30% фильмам и 30% внестудийным передачам. К концу года объем вещания составлял 15 часов в неделю. Частота развертки составляла 441 строку. Для внестудийных съемок использовалась ПТС с двумя камерами, называемая в тот период «автомобильная съемочно-передающаяся станция ».
К началу 1940-х годов телевизионный стандарт на 343 строки уже устарел, в Англии был разработан стандарт на 405 строк, Германии — на 441 строку, США — на 525 строк (1941). Поэтому 27 декабря 1940 года было принято правительственное постановление о реконструкции Московского телецентра (практические работы начались весной 1941 г.) и оснащении его отечественным электронным оборудованием с разложением изображения на 441 строку, с частотой 25 кадров в секунду. Начавшаяся война прервала все планы. Исследователи, инженеры, рабочие были призваны на фронт. Телецентры прекратили свое вещание

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/179521/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *