Типажи и анонимные функции в PHP. Кря-кря!

от автора

В данной статье я не буду рассказывать, что такое Типажи, не буду описывать синтаксис, или разбирать всякие тонкости, связанные с разрешением имен и наследованием Типажей. На эту тему на Хабре уже есть фундаментальная статья.
Я хочу лишь показать один маленький, но гордый пример использования типажей совместно с анонимными функциями. В нем не будет ничего технически сложного: всего один типаж и два класса. Практической ценности в нем тоже не очень много, как и в любом модельном примере. Но идея — каким образом можно структурировать и переиспользовать код — на мой взгляд очень ценна.
Заинтересовавшихся прошу под кат.

Предисловие

Как-то так сложилось, что PHP (с появлением в нем ООП) в вопросах структуризации кода очень похож на Java. Наследуемся от класса, реализуем интерфейсы. Можем даже в параметрах методов указать необходимость принадлежности аргумента определенному генеалогическому древу.

Но, если в Java, как в статически типизированном языке, это имеет смысл, так как позволяет выявить некоторый круг ошибок еще на этапе компиляции, то какой смысл во всех этих телодвижениях в динамически типизированном PHP? Может мы слишком много волнуемся о совсем ненужных вещах? Действительно ли нам так обязательно осведомляться о папах, бабушках или кузинах полученных нами объектов, когда нас в сущности интересует только то, может ли объект сделать то, что нам нужно?

Несложно заметить, что я веду речь об утиной типизации. Достаточно мощная концепция, следуя которой можно писать очень выразительный код, причем не обязательно подверженный большему количеству ошибок и менее стабильный, чем при использовании классического подхода (на эту тему можно нагуглить достаточно материала, правда в основном применительно к Ruby).

Некоторое время назад в PHP появились анонимные функции (5.3), и я подумал: «Неплохо! Но не сильно полезно.». Потом (5.4) в PHP появились типажи, и я понял, что время пришло. Давайте наконец-то перейдем к примеру и посмотрим, что нам может предложить PHP.

Постановка задачи

Итак, давайте потренируемся в использовании типажей совместно с анонимными функциями. На чем тренироваться? Ну, мне пришли в голову коллекции, так что тренироваться будем на них. Сначала подумаем чего мы хотим, и какие есть способы этого достичь.

Итак, какие действия можно производить над коллекциями. Ну, например, мы можем найти максимальный и минимальный элементы коллекции, или элементы удовлетворяющие определенному условию; можем получить новую коллекцию, применив над каждым элементом исходной коллекции какую-то операцию (map) и т.д… Набор этих методов прямо просится назвать типажом.

Что нам нужно от коллекции для того, чтобы мы могли реализовать эти методы? Только одно: мы должны иметь возможность итерироваться по элементам коллекции. Давайте назовем этот необходимый функционал контрактом.

Каким образом мы можем реализовать этот контракт? Есть два варианта:

  1. Стандартный подход, когда мы берем итерирование на себя. Т.е. клиент получает от коллекции итератор и использует его для обхода этой коллекции.
  2. Предполагаем, что коллекция лучше знает, как итерироваться по себе, и вместо того, чтобы грубо пройтись по коллекции, как в предыдущем варианте, мы вежливо просим ее обойти себя, сообщая определенную логику для итерирования.

Оба подхода хороши (возможно первый чуть более гибок, чем второй), но я выберу подход номер 2, потому что он, во-первых, лучше послужит моим целям, а во-вторых, потому что я так захотел.

Реализация

Прежде, чем приступать к примеру, рекомендую Вам скачать код со специально подготовленного на этот случай репозитория на GitHub, т.к. листинги в статье будут урезаны для ясности изложения.

Итак, давайте, напишем наш типаж, руководствуясь описанными выше соображениями.

Listing: Collections\Enumerable

namespace Collections;  trait Enumerable {      /** Контракт типажа          Осуществляет обход коллекции, применяя $block к каждому ее элементу     **/     abstract public function each(\Closure $block);      public function findAll(\Closure $predicate)     {         $result = new FancyArray();          $this->each(function($el) use ($predicate, &$result) {                 if ($predicate($el)) {                     $result[] = $el;                 }         });          return $result;     }          public function map(\Closure $block) {         $result = new FancyArray();          $this->each(function($el) use ($block, &$result) {             $processed = $block($el);             $result[] = $processed;         });          return $result;     }        /** Дальше следуют другие методы **/ } 

Сам по себе он особой ценности не несет, так что нам нужна коллекция, куда его можно будет включить. Давайте реализуем эту коллекцию, на примере обычного массива:

Listing: Collections/FancyArray

namespace Collections;  class FancyArray implements \ArrayAccess, \Countable {      protected $container;      function __construct($initial = array())     {         if (is_array($initial)) {             $this->container = $initial;         } else if ($initial instanceof FancyArray) {             $this->container = $initial->toArray();         }     }      public function offsetExists($offset)     {         return isset($this->container[$offset]);     }      public function offsetGet($offset)     {         return isset($this->container[$offset]) ? $this->container[$offset] : null;     }      public function offsetSet($offset, $value)     {         if (is_null($offset)) {             $this->container[] = $value;         } else {             $this->container[$offset] = $value;         }     }      public function offsetUnset($offset)     {         unset($this->container[$offset]);     }      public function toArray()     {         return $this->container;     }      public function count()     {         return count($this->container);     }  } 

Теперь у нас есть массив, осталось лишь включить в него типаж Collections\Enumerable и реализовать контракт:

namespace Collections;  class FancyArray implements \ArrayAccess, \Countable {     use Enumerable;     ... ... ... ...     /**      * Calls $block for every element of a collection      * @param callable $block      */     public function each(\Closure $block)     {         foreach ($this->container as $el) {             $block($el);         }     } } 

Как видите все довольно тривиально, зато теперь мы можем делать, например, такие штуки (и это потребовало от нас всего нескольких строчек кода):

$a = new FancyArray([1, 2, 3, 4]); $res = $a->map(function($el) {     return $el*$el; });  // [1, 4, 9, 16] $res->reduce(0, function($initial, $el) {     return $initial + $el; }));  // 30 

Это, конечно, занятно, но давайте пойдем дальше. Чем, файл, например не коллекция? Коллекция конечно, так что нам ничего не мешает сделать, например, так:

namespace IO; class FancyFile extends \SplFileObject {     use \Collections\Enumerable;     public function each(\Closure $block)     {         $this->fseek(0);         while ($this->valid()) {             $line = $this->fgets();             $block($line);         }     } } 

Включили типаж, реализовали контракт, и теперь мы можем, например, подсчитать суммарную длину строк файла нечетной длины следующим образом (если нам это вообще когда-нибудь понадобиться ^_^ ):

$obj = new FancyFile(<filename>); $res = $obj     ->select(function($el) {         return strlen(trim($el)) % 2 == 1; })     ->map(function($el) {         return strlen(trim($el));     })     ->reduce(0, function($initial, $el) {         return $initial + $el;     }); 

Вот такие вот дела, господа.

Заключение

На мой взгляд, использование типажей (или сходных механизмов) более естественно в динамически типизированных языках, нежели танцы с интерфейсами и наследованием. Это дает нам большую гибкость и выразительность, а разве не именно за этим мы пришли сюда? Но у каждой медали есть обратная сторона, и тут этой обратной стороной может быть гораздо более сложный для восприятия код, более запутанный и неявный код. Помните, если что-то можно сделать, это необязательно нужно делать. Большая сила — большая ответственность, господа!

Ссылки

Пост о типажах — habrahabr.ru/post/130000/
Про утиную типизацию — en.wikipedia.org/wiki/Duck_typing
Репозиторий с кодом из статьи — github.com/ArtemPyanykh/php_fancy_collections

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/180333/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *