3D революция под знаменем Уильяма Морриса

от автора

Фундаментальные противоречия промышленной революции и индивидуального искусства ремесленников стали непреодолимы в конце XIX века. Последним из могикан, бросившим вызов промышленной революции, оказался Уильям Моррис, знаменитый архитектор и дизайнер. Он основал «Движение искусств и ремесел» (Arts and Crafts) с целью сохранить ремесла и исскуства от всеобщего наступления массового производства. Моррис писал: «Любое украшение лишено пользы, если оно не напоминает о чём-либо за пределами самого себя». Такое определение никак не могло подойти для топорных изделий промышленности XIX века.

Моррис восхищался ручным искусством и не любил массовый ширпотреб за его однотипность и упрощенность, хотя он и осознавал что массовое производство решает многие проблемы, которые не способен решить ручной труд. Он вполне в духе своего времени сожалел о том, о чем бы не сожалел ни один ремесленник эпохи феодализма. Он сожалел о том, что ручной ремесленный труд становится более дорогим и менее доступным, нежели массовое производство. Причудливым образом Моррис, основатель движения ремеслеников, чьи идеалы были близки к ручному труду средневековья, был социалистом. Поэтому пытался осуществить невозможное: совместить ручной красивый труд ремесленников с доступной ценой на него. Чтобы как можно больше людей могло бы позволить себе по-настоящему красивых вещей.

В те времена никто не мог предвидеть каким причудливым образом промышленность повернется к индивидуализму и уникальности в XXI веке. По предсказаниям Карла Маркса с развитием промышленности наступит коммунизм, в результате повышения производительности труда и автоматизации. Маркс был великим гением и экономистом, но даже он не мог просчитать того, что промышленность станет индивидуальной.

В XXI веке началась третья промышленная революция. Ее главный двигатель — технологии прототипирования связанные в сеть, 3д-принтеры и ГПС. Они стали дешевыми и массовыми, а главное — сетевыми. 3д-принтеры заменили ручной труд в прямом смысле этого слова. 3D-принтеры стали производить даже более лучшие вещи и по индивидуальному заказу. Современный цифровой ремесленник или постиндустриальный производитель, работает только с информацией, он производит в программе нужную вещь и моментально она становится доступной для воспроизведения по всему миру в любом фаблабе или центре прототипирования. В результате стало возможным на высоком качестве копировать труд цифрового ремесленника. 3д-принтеры превратились в своего рода подмастерья, очень хорошие подмастерья. Такой поворот событий наверное даже не снился никому в XIX веке, а может и в XX веке.

Давайте представим, что Уильям Моррис каким то чудом попал в наше время. Стал бы он основателем движения ремесленников ручного труда против новой промышленной революции? Я думаю он бы возглавил третью промышленную революцию и создал бы гильдию цифровых ремесленников. Что не мог осуществить Моррис в далеком XIX веке, он бы смог осуществить в веке XXI. Новая индивидуальная промышленная революция теперь вошла в противоречие со старым массовым производством. Роботизация и автоматизация физического и умственного труда вывела творчество на первый план, как не заменимую машиной или программой вещь. Теперь робот стал служить творчеству, а не творчество — массовому производству. Уильям наверняка бы оценил тонкий юмор истории.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/181301/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *