Про «потери от пиратов» или откуда есть пошли те самые потери…

от автора

Я читатель из тех, которых можно назвать «заядлыми» способный прочесть книжку от корки до корки за сутки и много раз перечитывать понравившееся произведение.
Долгие годы я покупал книжки в бумаге, но после того, как десяток раз попадалась откровенная макулатура — выработал принцип, что «Прочёл в сети -> Понравилось -> Купил». Исключение — если книги этого автора я уже читал и это продолжение в серии.

И вот читаю в новостях блестящее, что «Вай! Бэдный-бэдный книгоиздатель ситока минога бабка не получать в прошилый год!»
Аж

«10 миллионов долларов за прошлый год и по сравнении с прошлым годом эта сумма выросла в 5 раз. На этот год мы планируем потери на уровне 30-40 миллионов долларов.»

— заявил Олег Новиков, вице-президент Российского книжного союза.

Странен уже тот факт, что РОССИЙСКОЕ сообщество считает деньги в долларах, хотя книги у нас продаются за рубли, но да ладно…

Я не буду говорить про то, что народ перешёл на читалки и планшеты.
Поговорим о такой старой-доброй вещи, как «тёплая ламповая» бумажная книга…


Итак, почему народ не покупает в последнее время бумажные книги?
Проблем несколько и, самая очевидная:

Цены

Берём, к примеру, недавно вышедшую книжку Бабкина «Нужная работа».
Ценник Озона — 133 или 86.40 рубля. В чём разница — ФЗ, но на второй «Букинистическое издание»… Чёрт с ним…
Лабиринт — 144 рубля.
ЛитРес — 59.90… ПОЛОВИНА стоимости бумажной книги за «чисто текст»!!!
И т.д. и т.п.

В ларьках и книжных — 300+, 400+ и 500+ за книги из этой серии.
Исключение — Ашан, где вполне за те самые 120-150 рублей можно купить аналогичную книгу.

Т.е., вдумайтесь, интернет-магазины продают, понятное дело, не по себестоимости, но имеют устойчивую прибыль.
А «реальные» — подходят по принципу:
— Давайте зашибём наценку в пять раз?
— А давайте! Но народ меньше брать стал и прибыль упала!
— Ну, давайте наценку в шесть раз сделаем?
— Давайте! Но брать стали ещё меньше!
— Эх, пропади оно! Давайте в 10 раз наценку поднимем?!..

В итоге народ смотрит на цены на бумажные книги и… Покупки — это скорее исключение, чем правило в последние годы!

Плавно переходим к другому пункту нашей программы:

Выбор

Когда я выяснил, что вышла новая книжка Бабкина — я тут-же рванул по магазинам.
НИГДЕ НЕТУ!
Бабкин в блоге плачется, что не берут её читатели, судя по отзывам издательства.
Прошло несколько месяцев, книжка ВНЕЗАПНО успела появиться на ЛибРусЕке!!!
Ну, думаю, НУ ХОТЬ ТЕПЕРЬ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ В МАГАЗИНАХ?! Логично-же предположить, что с чего-то сосканили её пираты?!
Иду по магазинам — НЕТУ!!!
Мать его, её и до сих пор нету в «реальных» магазинах, спустя три месяца после выкладки ЛибРусЕка!!! В Озонах и Лабиринтах — есть, в «простых» — нету!!!

Что есть в наличие?
А фиг его знает!
Открыли тут у метро магазин «Свыше 10 тысяч новых книг!» — значилось на витрине.
Зашёл:
— Макс Фрай есть?
— Ээээ??? — заморгала на меня «продавец-консультант».
Называю ещё с десяток популярных авторов, включая Лукьяненко — реакция аналогична.
— Блин, а что есть-то?!
— Донцова! — гордо отвечает вышедшая из ступора «консультант».
— Шо, ВСЕ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ КНИГ — ОДНА ДОНЦОВА?!
Было это года два-три назад.
Сейчас полки многих книжных напоминают букинистическую лавку, где спокойно можно найти книги десятилетней давности, но, увы, ни единой новинки!

И, далее, идёт пункт третий:

Поиск

Вот вы зашли в интернет-магазин, вбили в поисковике название книги, выбрали, купили…
Это всё хорошо.

А теперь заходим в «обычный»…
Ну, логично, что тут полки с фантастикой, там — детективы, здесь — детская…
Угу, но…
Логично было-бы разложить книги по сериям или по авторам в пределах этих полок?!
Это нам с вами логично! Но ни в коем разе не книжному!
В одном магазине я обнаружил произведения Лукьяненко на полках «ДЕТЕКТИВ»!!! С какого бодуна — фз!
Но это больше исключение, чем правило.

На практике — книжки обычно мигрируют в пределах своих зон обитания, но уж там — хаос, разброд и шатание!
Вот книжки писателя N. Перебираю, т.к. слышал, что вышло что-то новое. Нету. Оглядываю с разбросом в пару полок-шкафов в стороны — не, не уползли…
Иду дальше, вдруг в очередном ряду натыкаюсь на знакомую обложку и фамилию всё того-же N!
Нет, это всё та-же фантастика! Того-же издателя, той-же серии и того-же автора! Но неисповедимые работники книжного сунули её на другой ряд!
ЗАЧЕМ?!

Веселее, когда автор издаётся в нескольких издательствах: ну вот решило то издательство, где вышло с два десятка его книг, что новая серия у читателя не прокатит и отказало! А другое с удовольствием взялось! В итоге одна серия идёт тут, другая — там, первый том в издательстве А, второй — в Б, третий тоже в А, но в другой серии обложек…
В итоге ты можешь до позеленения искать в книжном нужный том, т.к. он может кучковаться по автору, может по изданию, а может быть разбросан по всем стеллажам разом!

В библиотеках мы привыкли, что вот идут авторы на А, вот на Б, вот на Г и т.п. Находим стеллаж жанра, находим ряд с нужными буквами, находим полку с нужными буквами и ищем автора! Всё просто и интуитивно понятно!
В интернете, да и в крупных библиотеках, есть картотеки, где книжки могут быть отсортированы по сериям, по названиям и т.д., что актуально для какого-нить цикла «Вселенная Метро 2033», которую пишет три десятка авторов.

В книжных такой подход если когда и был, то давно вымер.
В итоге ты можешь быть готов выложить деньги за нужную тебе книгу, она МОЖЕТ ДАЖЕ БЫТЬ В НАЛИЧИИ, НО… Ты тупо не найдёшь её на полках!!!

И все эти три пункта приводят нас к четвёртому:

Книжные магазины закрываются

Народ не берёт книги, т.к. они дорогие, нету новинок, а старые — можно найти в сети, и, даже если оно есть в наличии, не факт, что ты найдёшь её на полках!
А продавцы хотят зарплату, а власть хочет налогов и аренду, в итоге магазин закрывается и…
Выводит на новый виток, т.к. те покупатели, которые туда ходили и что-то брали — лишаются привычной точки, в которую забегали после института или работы. Или по дороге туда, что-бы скоротать время в пути за новой книжкой…
Не получив новую «дозу» в привычном месте читатель начинает задумываться о покупке электронной читалки и т.д. и т.п.

Итог:

Откуда-же этот рост в пять раз потерь?
А вот всё отсюда: рост цен, отсутствие новинок на прилавках, ПОКА ОНИ ЕЩЁ новинки, отсутствие системы в магазинах, отсутствие самих магазинов!!!
За прибыль надо бороться, а не скулить как побитый злобными пиратами щенок!!!

Можно сколь угодно много бороться с пиратами, но отрасль бумажной литературы старательно хоронится самими продавцами и издателями!!!

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/181430/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *