О продаже Waze и распоряжении контентом

от автора

Позавчера стало известно, что Google приобрела израильскую компанию Waze – очень популярного в некоторых странах оператора «социальной» навигации. Сумма сделки составляет $1.3 миллиарда. От всей души радуясь за основателей компании, я все же хочу поговорить о менее приятной тенденции.

Waze долго шла к большим игрокам, навешивая рюшечки и ненужный функционал, нередко ценой ухудшения стабильности навигации. И вот наконец количество рюшечек достигло критической величины для продажи. Поздравляем Google с приобретением! Ждем информацию о пробках на G+ и [вероятное] закрытие приложения в его сегодняшнем виде. Немного жалко, конечно, но не конец света. Гораздо большее сожаление вызывает непрекращающаяся торговля не своим наполнением. Хотя нет, не сожаление — злость! Как в рассказе Марка Твена, в котором герой-сатирик использовал все возможные источники острот для своей работы, интернет-паразиты лезут своими слоновьими задами в посудные лавки любой мало-мальски заметной тусовки.

Это уже порядком надоело, честное слово. Предоставление инфраструктуры и организация канала для общения — безусловно очень важная и нужная вещь. Например, медицинская конференция нейрохирургов не может состояться без организаторов, оформителей, уборщиц, техников для настройки микрофонов и официантов для фуршета. Но с каких бесов уборщицы и техники вдруг начинают распоряжаться материалами конференции? Вас сочтут сумасшедшим, если вы скажете, что у владельца проектора для презентаций есть право публиковать, продавать или запрещать показанные на нем труды по своему желанию и усмотрению. А в цифровом мире это стало в порядке вещей! ЖЖ, Фейсбук, Гугл, Яху и проч. — хозяева проекторов — всячески монетизируют, переделывают и распоряжаются чужим контентом!

Начиналось ведь все не так. Вначале существовал симбиоз. Автор контента получал некие услуги, скажем, поиск, агрегацию или хостинг. Поставщик услуги зарабатывал на агрегации с помощью рекламы, либо производными полезными сервисами. Интересы авторов и поставщиков не пересекались: я пишу текст, а ЖЖ дает мне платформу для публикации и обсуждения моего текста. Плачу я за услугу или получаю ее бесплатно — это уже зависит от бизнес-модели поставщика, которая мне по большому счету не важна: я занимаюсь своим делом или хобби, а Фейсбук/Гугл/Твиттер занимается своим.

Затем агрегаторы мало помалу начали раздувать свою виртуальную рыночную стоимость тупым умножением количества агрегируемых на будущие потенциальные прибыли. Генераторы контента превратились в логины, в десятки и сотни миллионов логинов. Я перестал быть автором, а стал безликим «активным аккаунтом». На пике надувания происходящее начали именовать «социальные сети» для стыдливой маскировки полной подмены понятий: тусовка, наполнявшая смыслом место своих встреч, будь то скамейка в парке или модное кафе (читай, сайт), стала подсчитываемым ресурсом владельцев места, считающих, что благодаря раздутому market valuation именно место придает смысл тусовке! Ваши котики и фотки вторичны, Инстаграм — первичен. Для тривиального контента вроде лайков и статусов пользователь вообще не является личностью, а одним только придатком мыши, кликающим для показа рекламы и сбора рекламного фидбэка.

Интересно отметить, что некоторые тусовки изредка демонстрировали агрегаторам «ху из ху». Мираж «миллиардных» бизнесов тотчас рассеивался, и взору представали грязные скамейки и голые стены (то есть, никому ненужные серверные стойки). Но такое случалось редко потому, что люди по природе инертны, плюс подавляющему большинству их собственный контент не интересен и не дорог. А главное – коль скоро поставщик услуги продолжает ее поставлять, то какое мне дело до его надувания щек? Пусть себе зарабатывает, пусть выходит на биржу, пусть втирает инвесторам, и если для этого надо называть авторов активными аккаунтами на диаграммах в бизенс-плане, так ради бога.

К сожалению, руководящая и направляющая роль© агрегаторов контента не остановилась на одном контенте. Началась агрегация второго порядка: поглощение разных сервисов. С точки зрения бизнеса шаг логичный, иначе зачем надувать рыночную стоимость сервиса, если не для продаж и слияний? А с продажами приходят избыточность и несоответствие нового сервиса генеральной стратегии покупателя. Как результат, сервис преобразовывают или закрывают, ударяя таким образом по авторам и лишая их платформы. И их уже никто не спрашивает, так как они стали ничего не значащими аккаунтами где-то на предыдущем этапе.

Например, интернет-гигант покупает очередной мессенджер. Покупает ради организованной и хорошо себя чувствующей в обществе друг друга пользовательской базы, и ни для чего больше. Выражаясь нашей «скамеечной» терминологией, грубо поднимает скамейку и переносит ее в другой конец парка. Там у него уже есть три собственных скамейки, поэтому четвертую он совершенно точно начнет переделывать и интегрировать в свои предыдущие. Возможно, «купленные» пользователи безболезненно перелезут на другие скамейки-мессенджеры, а может и нет, не суть важно. Важно то, что решение о потрясении (и в большей или меньшей степени разрушении) привычной и уютной компании приняла… скамейка!

Мне могут возразить, что при капитализме рабочие не являются хозяевами произведенной продукции, на что я отвечу, что у агрегаторов нет никакой собственности на средства производства! С тем же успехом свои права на контент могут заявить телекомы или разработчики HTML.

Но вернемся к Waze. Идея у стартапа была проста и гениальна, как все простое: дать водителям возможность а) строить и корректировать карты и б) сообщать друг другу о событиях на дороге. Я рассказываю водителям о своих пробках, а они мне рассказывают о своих. Вместе мы создаем достаточно правдивую картину состояния дорог на каждый конкретный момент времени. Повторю еще раз: мы создаем эту картину. Мы наблюдаем, мы анализируем, мы рапортуем (а могли, как раньше, позвонить на радиостанцию, занимающуюся traffic announcements). Мы рисуем им карты: я лично прилежно размечал дома и исправлял множество картографических ошибок. Кстати, первое недовольство Waze случилось несколько лет назад: сообщество создавало им карты, которые компания не желала открыть в публичный доступ. Недовольные в конце концов смолкли, ведь сервис был таким нужным, а вэйзовцы были такие позитивные, такие няшки.

Говоря все время «мы», я тем не менее, нисколько не претендовал на долю в бизнесе Waze и не принижаю значимости сделанного ими. Они содержат платформу, они разработали клиентские приложения для многих операционных систем, они занимаются алгоритмами и координацией. У Waze есть полное право наслаждаться результатами своего труда. Налицо классический симбиоз, при котором хорошо и генераторам контента, и потребителям, и агрегатору. Но тут появился метаагрегатор, которого меньше всего волнует, что всем вокруг хорошо!

Гуглу Waze в своем сегодняшнем виде нафиг не нужен. У него есть Maps и собственная навигация. У него есть идея-фикс «заплюсодинить» все вокруг, а что не получится – закрыть. В лучшем случае возьмут заслуживающие внимания наработки, потянут немного времени, а потом – прощай, любимая скамейка? Но позвольте, ведь мы ее так долго и заботливо обустраивали!

Я прекрасно понимаю, что написать критическую статью намного легче, нежели отказаться от предлагаемого миллиарда с третью долларов, причем во имя какого-то там симбиоза. В происходящем некого винить. Так сложились звезды, что финансовый рычаг сегодня находится у агрегаторов. Я лишь могу пожелать им лопнуть поскорее под собственным весом, чтобы вернуть их на логичное место поставщиков важных и нужных услуг, но не распорядителей накопленной человечеством информации. В моей виртуальной сферической вселенной собираемый/создаваемый сообществом контент вообще не должен и не может быть перепродан. Он не является активом стартапов, которым я, тем не менее, желал и желаю всяческих успехов.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/182952/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *