Написание своего Web-приложения на Go

от автора

Когда я задумался о написании Web приложения с использованием Go, я преследовал лишь желание попробовать нечто новое для себя. В последствии я понял, что Web оболочку можно использовать как кросплатформенную GUI библиотеку, чем и воспользовался в своем проекте[1].

Вступление

Отличием данного урока от остальных то, что я буду рассматривать только стандартные пакеты Go. Для моей задачи этого было более чем достаточно, да и разбираться в каких-то фреймворках (к примеру Revel[2]) у меня не было желания. Так-же я затрону тему запросов. Опять-же, четкого примера по загрузке файла на сервер в интернете, на данный момент, нет. Поэтому я решил написать статью, которая позволит создать скелет, для дальнейшей разработки.

В программе я не буду обрабатывать ошибки, по причине уменьшения объема кода. Так-же я не буду описывать тривиальные вещи, вроде очевидных аргументов функций (узнать подробности можно в официальной документации[3][4]). Некоторые моменты, для ясности, могут быть описаны не строго формальным языком, или не совсем верно.

Начало

Начнем с простой программы «Hello World». Для этого нам нужно описать функцию обработчик (handler):

func index(w http.ResponseWriter, r *http.Request) { 	w.Header().Set("Content-type", "text/plain") 	w.Write([]byte("Hello World!!!")) } 

Аргументами функции являются ResponseWriter и Request. ResponseWriter – это интерфейс, который используется для формирования HTTP ответа, Request – представляет из себя HTTP запрос полученный сервером или предназначенный для отправки клиенту. В данной функции, в заголовке устанавливаем тип содержимого «простой текст», а затем отправляем клиенту нашу строку.

Дальше нам нужно уже «привязать» данный обработчик к паттерну:

func main() { 	http.HandleFunc("/", index)  	http.ListenAndServe(":80", nil) } 

С помощью HandleFunc мы привязываем функцию обработчик к паттерну, а c с помощью ListenAndServe уже непосредственно запускаем сервер. Паттерн может быть любым: «/», «/page0», «/page0/page01». Но все что после паттерна, будет относится к нему. К примеру у нас зарегистрированы два паттерна: «/» и «/page0». Если в адресной строке написать «/page», то обращение будет к «/», а если «/page0/page», то к «/page0». Полностью код выглядит так:

package main  import ( 	"net/http" )  func index(w http.ResponseWriter, r *http.Request) { 	w.Header().Set("Content-type", "text/plain") 	w.Write([]byte("Hello World!!!")) }  func main() { 	http.HandleFunc("/", index)  	http.ListenAndServe(":80", nil) } 

Компилируем, запускаем (или сразу запускаем), в браузере переходим по адресу где запущен сервер (на локальной машине это localhost – 127.0.0.1) и видим нашу строку.

Используем шаблоны

«Вшитый» html-код в программу выглядит крайне уродливо и крайней неудобен для редактирования (особенно в больших проектах):

fmt.Fprintf(w, "<h1>Editing %s</h1>"+ 	"<form action=\"/save/%s\" method=\"POST\">"+ 	"<textarea name=\"body\">%s</textarea><br>"+ 	"<input type=\"submit\" value=\"Save\">"+ 	"</form>", 	p.Title, p.Title, p.Body) 

Поэтому мы воспользуемся пакетом template, для улучшения читаемости и простоты редактирования. Для начала напишем «костяк» нашей страницы (я буду ориентируясь на стандарт HTML5):

<!DOCTYPE html>  <html> 	<head> 		<meta charset="utf-8"> 		<title>{{.Title}}</title> 	</head> 	<body> 		<p>{{.Msg}}</p> 	</body> </html> 

Title и Msg в последствии превратятся в текст, но об этом чуть позже. Для начала нам нужно описать структуру данных, которую мы потом передадим функции:

type page struct { 	Title string	//имена переменных должны совпадать с тем, что мы написали выше! 	Msg string		//и переменные обязательно должны быть глобальными! } 

Теперь напишем функцию обработчик:

func index(w http.ResponseWriter, r *http.Request) { 	w.Header().Set("Content-type", "text/html")  	t, _ := template.ParseFiles(“index.html”) 	t.Execute(w, &page{Title: "Just page", Msg: "Hello World"}) } 

ParseFiles – загружает указанный файл (или файлы), Execute обрабатывает шаблон, подставляя данные, и пишет их в w.

Обработка событий

Осталось последнее, это сделать страницу с какой-нибудь кнопкой, загрузкой файла и т.п. В примере, сервер примет файл с изображением, конвертирует его в JPEG с качеством 0 (так будет ясно видно что все работает), и вернет обратно.

Изменим наш html-шаблон, добавив в него форму с методом POST:

<form target="_blank" action="/exec/" enctype="multipart/form-data" method="post"> 	<input type="file" name="imgfile" /> 	<input type="submit" name="button" value="Execute" /> </form> 

Напишем функцию обработчик:

func index(w http.ResponseWriter, r *http.Request) { 	w.Header().Set("Content-type", "text/html")  	title := r.URL.Path[len("/"):]  	if title != "exec/" { 		t, _ := template.ParseFiles("index.html") 		t.Execute(w, &page{Title: "Convert Image"}) 	} else { 		imgfile, fhead, _ := r.FormFile("imgfile")  		img, ext, _ := image.Decode(imgfile)  		w.Header().Set("Content-type", "image/jpeg") 		w.Header().Set("Content-Disposition", "filename=\"" + fhead.Filename + "." + ext + "\"") 		jpeg.Encode(w, img, &jpeg.Options{0}) 	} } 

В переменной title будет то, что находится после паттерна. К примеру если адрес «http://localhost/qwe/», то в title будет «qwe/». Дальше мы смотрим, если мы не на «exec/», то загружаем, обрабатываем и выводим обычную страницу, если же мы на «exec/», то обрабатываем входной файл. FormFile — возвращает файл с указанным ключом (если таких форм несколько, то первый из них) и немного информации о файле. Мы устанавливаем тип контента (как «image/jpeg»), имя файла (сервер пошлет ответ браузеру с этим именем) и записываем изображение.

И еще один момент, если вы в своем шаблоне используете какой-нибудь локальный файл (например файл с изображением), то вам придется написать обработчик или использовать FileServer из пакета http. В первом случае у вас будет нечто подобное:

func logo(w http.ResponseWriter, r *http.Request) { 	file, _ := ioutil.ReadFile("img/logo.png") 	w.Write(file) }  <...> 	http.HandleFunc("/img/logo.png", logo) <...> 

А во втором все проще, т.к. не потребуется описывать каждый отдельный файл:

<...> 	http.Handle("/img/", http.FileServer(http.Dir("img"))) <...> 
Заключение

Таким образом, я показал насколько просто и понятно на Go можно написать свое Web-приложение. Преимущества Go, это простота самого языка, простота пакетов для работы с http-протоколом, возможности использования шаблонов, а так-же независимость кода, написанного на чистом Go, от архитектуры и операционной системы. Go, на данный момент, поддерживает: FreeBSD (x86, amd64, arm), NetBSD(x86, amd64), GNU/Linux (x86, amd64, arm), MacOS X (x86, amd64), Windows (x86, amd64).


[1] mapitemeditor.sourceforge.net/
[2] habrahabr.ru/post/162115/
[3] golang.org/doc/
[4] golang.org/pkg/

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/183508/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *