Введение
Зачастую мы задаемся вопросами: на какой диафрагме лучше снимать портрет, пейзаж, на какой диафрагме количество искажений изображения будет минимальным; какой из двух объективов дает на равных диафрагмах более резкую картинку?
Грубо говоря, речь идет о том, какое максимальное относительное отверстие считать «рабочим», т.е. оптимально пригодным к некой съемке в универсальных условиях (замечу, что уже сама постановка вопроса подразумевает субъективную оценку, далее вы в этом убедитесь).
Исследование
Такое исследование легко произвести дома без какого-либо специального оборудования. Нам понадобятся: камера с исследуемым объективом, штатив (при его отсутствии достаточно зафиксировать камеру от движения подручными средствами, к примеру, синей изолентой), спусковой тросик (опять же, нужен для предупреждения смещения камеры, при его отсутствии нужно нажимать на спуск предельно мягко и аккуратно).
Многие авторы, ведя речь об изображении, формируемом объективом, в качестве примеров приводят красивые цветные картинки с котиками, девушками и лесом. Я считаю, что на таком изображении сложно что-то анализировать, и предлагаю вам воспользоваться традиционным способом — пересъемкой миры.
Для испытания была использована следующая мира:
http://www.fotosav.ru/download.aspx?name=Mira600dpi
Суть испытания: мы переснимаем распечатанную миру на различных диафрагмах при одинаковых условиях и сравниваем полученные изображения.
Испытания производились на кропнутом кадре фотоаппарата Canon EOS 1100d. Съемка миры велась со штатива; чувствительность ISO 100; свет естественный, источник справа; разрешение 12.2 МП, камерный JPEG.
Для анализа данных использовались кроп центра кадра и кроп визуально худшего края кадра, сшитые в GIF-изображения разрешением 1000×600 пикселей с необходимыми пояснениями.
Пересняв миру на всех доступных диафрагмах, я получил 23 изображения. Визуально проанализировав края кадра, я выбрал худший по резкости — им оказался правый верхний край кадра.
Кропы изображения я получил с помощью imagemagick.
Пример:
convert -crop 1000x600+3272+0 IMG_0908.JPG ./край/1.jpg
Кроп размером 1000х600 пикселей, на расстоянии 3272 пикселей по горизонтали и 0 пикселей по вертикали от левого верхнего угла кадра.
IMG_0908.JPG
— исходное изображение, ./край/1.jpg
— путь к получаемому изображению.Аналогично делаем кроп центра кадра.
Теперь нам необходимо нанести поясняющие надписи на каждое изображение. Будем использовать такие инструменты imagemagick как:
-gravity
— позволяет привязать надпись к одному из краев или углов изображения;-pointsize
— устанавливает размер шрифта;-annotate
— устанавливает привязку в пикселах и текст надписи.С помощью
exiv2
получим для каждого изображения диафрагменное число.Кроме этого, соответствующим образом назовем изображения и перенумеруем их для последующей сшивки в GIF.
Скрипт примет следующий вид (не пугайтесь, половину скрипта занимает перенумерация полученных изображений):
#!/bin/bash nfiles=`ls -1A *.JPG | wc -l` len=${#nfiles} for i in *.JPG; do a=$(exiv2 $i | grep "Диафрагма: " | cut -f2 -d" ") ((p++)) leni=${#p} if [[ $leni < $len ]] #Если есть разница в длинах then let "delta = $len - $leni" #Находим эту разницу j=1 n_o=`while [ "$j" -le "$delta" ]; do echo -n "0"; ((j++)); done`; #echo $n_o #Строка с требуемым количеством нулей newname=`echo $n_o$p` #Новое название else newname=$p fi #echo $newname #convert -crop 1000x600+3272+0 $i ./край/"$newname"_"$a".jpg #край convert -crop 1000x600+1636+1124 $i ./центр/"$newname"_"$a".jpg #центр convert ./центр/"$newname"_"$a".jpg -gravity SouthEast -pointsize 60 -annotate +50+50 "$a" -gravity SouthEast -pointsize 20 -annotate +50+0 "kedobear" -gravity SouthEast -pointsize 20 -annotate +50+17 "Canon EOS 1100d" -gravity SouthEast -pointsize 20 -annotate +50+34 "Canon EF 1.8/50 II" ./центр/"$newname"_"$a".jpg a=0 #sleep 0.1 done
Теперь мы имеем 23 готовых к сшивке изображения. Получим GIF с задержкой анимации в секунду:
convert -delay 100 -loop 0 *.jpg центр.gif
GIF-изображения доступны по следующим ссылкам (рекомендую скачать изображения и использовать для просмотра не браузер, а любой просмотрщик изображений):
Центр кадра (11.3 МБ)
Край кадра (10.7 МБ)
Кроме этого, проанализируем изображения по содержанию информации в кадре на основании величины размера изображения. При этом будем исходить из предположения, что вносимые аберрации различного рода существенно не влияют на увеличение размера изображения.
du
получаем размер изображения, заносим данные в табличный процессор (Calc), находим изображение, объем информации в котором максимален, и относительно этого изображения в процентах выражаем размер остальных изображений. На основании полученных данных строим график зависимости размера изображения от диафрагмы.Скрипт для формирования исходных данных выглядит следующим образом:
rm ./size for i in *.jpg; do a=$(du $i | cut -f1) echo $a b=$(exiv2 $i | grep "Диафрагма: " | cut -f2 -d" ") echo $b $a >> ./size #sleep 0.5 done
График зависимости объема информации от диафрагмы по всему полю
График зависимости объема информации от диафрагмы по центру кадра
График зависимости объема информации от диафрагмы по краю кадра
Кроме этого, по данной методике легко сравнить два различных объектива. В качестве оппонента используем Зенитар-М 1.7/50. Для примера сравним только результат на открытой диафрагме по центру и краю кадра (кадр с Зенитара был сделан при немного другом освещении).
Центр кадра
Край кадра
Выводы
Остановимся на том, какие выводы можно сделать из этого исследования.
В первую очередь, помните: любой тест является всего лишь субъективным тестом конкретного экземпляра объектива в конкретных условиях и не претендует на объективность и универсальность. Возможно, другой экземпляр будет хуже или лучше данного.
На мой взгляд, приемлемо резким изображение в центре кадра становится, начиная с диафрагмы 3.2. Максимум информации в центре кадра наблюдается на диафрагме 5.0.
На краю кадра приемлемо резким изображение становится, начиная с диафрагмы 5.6. Максимум информации на краю кадра наблюдается на диафрагме 9.0. Помните: я веду речь именно о крае кадра на кропе 1.6. На полном кадре результат будет хуже.
Максимум информации при анализе всего изображения наблюдается на диафрагме 5.6.
Грубой оценкой данных результатов будет следующая: портрет с размытием фона и сохранением детальности лица имеет смысл снимать начиная с диафрагмы 3.2. Оптимальной диафрагмой для съемки, в том числе и пейзажа, будет 5.6. Изображения на диафрагмах свыше 3.2 являются откровенно мыльными (хотя и это можно использовать). Снимать на диафрагмах ниже 9, если то позволяют условия, смысла не имеет.
При сравнении с неавтофокусным Зенитаром-М 1.7/50 становится ясно, что данный экземпляр Canon 1.8/50 II просто крайне мылен на открытой.
Действуя по данной методике, вы легко сможете определить «рабочие» диафрагмы своего объектива, что позволит вам более осмысленно подойти к выбору условий и параметров съемки, а, может быть, и просто определиться с тем, какой объектив использовать.
Спасибо за внимание.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/183636/
Добавить комментарий