Доброго времени суток, хабрасообщество.
В этой статье я описал вкратце моменты своей жизни, которые подтолкнули меня на использование лицензионной продукции. Я знаю, сейчас многие задумываются на тему антипиратского закона, петиции против него, а также всей этой шумихи, поднятой по поводу. Я надеюсь, моё жизнеописание поможет задуматься глубже. Кто заинтересовался — прошу под кат (5 глав и эпилог).
Глава 1. Читер.
Давным-давно, ещё в бытность мою школьником 10-го класса, я увлекался компьютерными играми. Я закупал их тоннами на различных пиратских дисках, коих было в изобилии повсюду. Шёл 2003 год, и ларьки с фильмами и играми плодились как на дрожжах даже в Копейске, не говоря уж про областной центр — Челябинск. Я предпочитал покупать сборники, по той простой причине, что так выходило дешевле — 10 игр на одном диске за 150 рублей или одна игра за те же 150 рублей. Играя в различные игры, я, чего уж греха таить, часто использовал чит-коды для упрощения игрового процесса и улучшения впечатлений от игры. Всегда приятно, согласитесь, когда герой, которым ты управляешь, бессмертен или наделён какими-то нечеловеческими способностями — бесконечными патронами или каким ещё оборудованием. Все эти действия сподвигли меня использовать специализированное программное обеспечение — и тут, я уверен, многие из вас столкнутся со знакомым названием — ArtMoney. Эта программа позволяла взламывать даже те игры, в которых нет чит-кодов. Она позволяла зарабатывать бесконечное количество денег в игре, или делать игрока бессмертным, или редактировать его параметры. Однажды, после очередного обновления этой программы (до 7, если мне не изменяет память, версии), я натолкнулся на сообщение «Вы можете помочь проекту, приобретя его за 300 рублей и получив доступ при этом к дополнительным плюшкам». Во мне взыграло чувство ответственности и я загорелся желанием помочь проекту.
Глава 2. Steam.
Прошло несколько лет, а также много очень значительных событий в моей жизни. Я дважды поступал в университет на бюджет на хорошую специальность, и дважды вылетал из него. Начался 2007 год, и я впервые решил (не без толчка родителей, конечно) искать себе работу. Без опыта работы и с грузом 11 классов за спиной я спокойно устроился на должность продавца-консультанта и начал зарабатывать первые деньги. Тут я столкнулся с трудностью. Я зарабатывал порядка 20’000 рублей в месяц, но мне некуда было их тратить. Я покупал разные дорогие шмотки, я покупал сувениры домой, я подписывался на различные игровые журналы, и продолжал оставаться в неведении — а куда тратить эти деньги? Родители прекратили давать мне денег на карманные расходы, но они были бы лишними — я и так был в замешательстве. И вот, однажды я зашёл в магазин компьютерных товаров, и увидел у них новую полку — с лицензионными играми. Да, цены на них по сравнению с пиратскими «15 игр за 150 рублей» зашкаливали, однако мне стало интересно. Что меня очень заинтересовало — это диск Orange Box, содержащий в себе 5 игр, который стоил 600 рублей (опять же, если мне не изменяет память). Я решил, что это неплохое вложение, плюс благодарность создателям игр Half-Life, Team Fortress, да ещё и Portal (конечно, во все эти игры я прежде играл, скачав их с торрентов — да, на тот момент я уже активно пользовался торрентами). Приобретя данный диск, я с радостью отправился домой. Моё удивление было неописуемым, когда я столкнулся с необходимостью установки какого-то дополнительного ПО — пиратские игры никогда такого не требовали. Пришлось принять данность за должное и я продолжил установку.
***
После того, как я некоторое время поиграл во вновь приобретённые игры, я остался наедине с этой системой. Интернет в наших краях всё также оставлял желать лучшего (256 Кбит/с за 600 рублей в месяц), поэтому идея онлайн-дистрибьюции меня совершенно не вдохновляла. Однако я узнал, что можно приобретать игры, не выходя из дома, и вообще сидя ровно на своём стуле, и это меня каким-то странным образом бодрило.
***
После того, как я некоторое время поиграл во вновь приобретённые игры, я остался наедине с этой системой. Интернет в наших краях всё также оставлял желать лучшего (256 Кбит/с за 600 рублей в месяц), поэтому идея онлайн-дистрибьюции меня совершенно не вдохновляла. Однако я узнал, что можно приобретать игры, не выходя из дома, и вообще сидя ровно на своём стуле, и это меня каким-то странным образом бодрило.
Глава 3. Антивирус.
Когда заработок начал увеличиваться, я понял, что могу тратить вместо 150 рублей за 15 игр на одном диске 1500 рублей за 3 игры на 3 дисках и тем самым очищать свою совесть. Да, совесть моя была чиста, хоть я и жил с операционной системой ZverDVD WinXP. Я чувствовал себя совершенно законнопослушным! Я понимал, что, покупая лицензионные игры, я помогаю разработчикам творить дальше, и это меня очень радовало. Однако произошло событие, которое перевернуло весь мой радужный мир. Несмотря на мою 100% уверенность в том, что я делаю, утилита DrWeb CureIt (или ей подобная) показала мне, что у меня есть как минимум 60 троянов в системе. На тот момент я даже не задумывался о том, кто пишет трояны, а также о том, как антивирус может мне помочь — я просто хотел безопасности. Мой опыт на тот момент подсказывал мне, что мне нужен антивирус. Раньше я пользовался разными — от Касперского до того же Доктора Веба (конечно, используя пиратские серверы для обновления или просто ворованые ключи активации), однако это лишь добавило мне уверенности, что я должен оплачивать хотя бы антивирус — я решил, что нелицензионные ключи никак не помогают мне защищать свой компьютер. Я, на тот момент уже самостоятельный молодой человек, решил потратить около 1000 рублей на годовую подписку. Мнение моего среднего брата составило и мою точку зрения — я выбрал ESET NOD32. Кроме мнения брата, на это решение повлияло ещё и то, что только у этого антивируса на тот момент существовало такое понятие, как «эвристический анализ», то есть анализ действий приложения вне зависимости от того, внесено оно в базу вирусов или нет; кроме того, он не тормозил систему, как делал тогда Касперский. Мой выбор был сделан в их пользу, и я решил не размениваться по мелочам, а физически доказать свою причастность к делу — я пошёл и купил коробку с диском в компьютерном магазине (да-да, те самые коробки размером с пачку бумаги формата А4 для принтеров). Немного позже я осознал, что данная лицензия может быть использована на трёх компьютерах, и я с радостью дал двум своим близким друзьям ключи.
Глава 4. Лицензия — это помощь.
Я продолжал использовать антивирус и хвастался этим друзьям. Они говорили, что я сошёл с ума, и что у них есть лицензионные ключи до 2016 года включительно, а то и пожизненные. Я лишь ухмылялся и говорил, что да, такая возможность есть у каждого, но не каждый готов платить за настоящий продукт. Тем временем мои рассказы о лицензионном антивирусе зацепили ещё нескольких человек и мы с ними стали вкладываться в продление вместе. Таким образом получалось, что я трачу в три раза меньше, а получаю то же самое. Параллельно с этими событиями Steam совершенно неожиданно перешёл на рублёвый способ оплаты цифровых версий, и значительно уменьшил стоимость игр. Цена за рубежом при этом осталась та же, и я представляю, каких титанических усилий стоило компании Valve договориться о снижении цен в странах СНГ. Наши дистрибьюторы тем временем этому были, естественно, совсем не рады, потому что чаще всего цифровая версия стоила также, как и jewel или даже, в некоторых случаях, DVD-box. Именно в этот момент я совершил свою первую покупку в Steam — я купил игру, не имея диска. Это было необычное ощущение, потому что, как вы понимаете, русский человек привык платить только за что-то реальное, а не какое-то там виртуальное. Однако мне доставило это удовольствие, и я начал следить за скидками на этом ресурсе, и потихоньку накапливать библиотеку своих игр. Никогда ещё покупки не доставляли мне такого удовольствия. Я осозновал, что, покупая игру в цифровой версии, я помогаю разработчику немного больше, чем если бы я купил ту же игру на диске — ведь я платил те же деньги, а стоимость производства диска и коробки уходила в ноль. Точно также я и осознавал ценность каждой цифровой покупки.
***
Однажды, в очередной раз запустив какую-то старую игру и запустив параллельно ArtMoney, я увидел то же сообщение, что и видел лет пять назад. Я вспомнил старое обещание, которое я давал самому себе — купить эту программу ради того, чтобы поддержать разработчика. Я зашёл на сайт и произвёл процедуру оплаты. Чувство, которое охватило меня после ввода лицензионного ключа, вряд ли сравнится с чувством обычной эйфории при покупке обычного диска в магазине — это было именно чувство гордости за то, что я помог простому парню из России развивать свой продукт дальше.
***
Однажды, в очередной раз запустив какую-то старую игру и запустив параллельно ArtMoney, я увидел то же сообщение, что и видел лет пять назад. Я вспомнил старое обещание, которое я давал самому себе — купить эту программу ради того, чтобы поддержать разработчика. Я зашёл на сайт и произвёл процедуру оплаты. Чувство, которое охватило меня после ввода лицензионного ключа, вряд ли сравнится с чувством обычной эйфории при покупке обычного диска в магазине — это было именно чувство гордости за то, что я помог простому парню из России развивать свой продукт дальше.
Глава 5. Общий пример.
Через несколько лет я перестал пользоваться антивирусом по той простой причине, что был достаточно грамотен, чтобы не цеплять вирусов с разных источников. Я больше не пользовался IE, после установки системы я всегда отключал автозапуск всех дисков, и перед тем, как зайти в любую папку на неизвестной флэшке — я всегда проверял, а папка ли это, или замаскированное приложение. Плюс стандартная система защиты Windows 7 всегда помогала мне и уточняла, а точно ли это тот файл, который я хочу запустить. Дополнительно я начал пользоваться различными плагинами безопасности в браузере. Те люди, которые привыкли за последние несколько лет покупать антивирус совместно со мной, тоже перестали им пользоваться (но я не уверен, что они научились вручную бороться с вирусами, просто у них пропал смысл его покупать). В один прекрасный момент своей жизни я поменял свою работу. На этой работе все очень строго придерживались лицензионных продуктов и даже перед установкой любого freeware внимательно читали лицензионное соглашение. Если там случайно мелькали слова «не предназначено для коммерческого использования», даже если это был банальный музыкальный плеер, они не устанавливали его, а использовали аналоги. Меня это поразило настолько, что я сначала подозревал, что фирма, в которую я устроился — изначально не чиста на руку, и в ней часто бывают проверки ОБЭП и прочих контролирующих органов. К счастью, я ошибался. Данные действия диктовала лишь корпоративная политика, и после полугода работы я настолько проникся ей, что решил переходить на полностью лицензионное ПО. Это был очередной переворот в моём мировоззрении — я теперь не считал компанию Microsoft «кормушкой Билла Гейтса», отнюдь — я понимал, что за этим названием стоят сотни и тысячи людей, которые каждый день, приходя на работу, вкладывают частичку себя (как бы громко это ни звучало) в тот продукт, который производят. С этого дня я твёрдо решил, что больше не буду использовать нелицензионные операционные системы и офисные пакеты. Я приобрёл Win7 и в тот день, когда я установил его дома, я почувствовал, что небольшой камешек упал с моей души. Не могу назвать его огромным камнем ответственности — он никогда таким не был, просто небольшой камешек. Но мне стало легче.
Правда, стало легче.
Правда, стало легче.
Эпилог. Не всё то золото, что блестит.
В качестве эпилога хочу добавить, что я продолжаю использовать ПО, которое я не покупал. В 90% случаев это аналоги известных на весь мир и крайне дорогих пакетов различных программ, обеспечивающие пусть не весь функционал, но его большинство. В 5% случаев это взломанные игры, которые скачивать проще, чем те же демо-версии через Steam. Их я использую для знакомства. Если игра мне нравится или просто импонирует — я приобрету её, на распродаже или даже за полную стоимость. Если она мне не понравится — хоть какую рекламную акцию бы ни проводили, я не буду тратить ни копейки. Чтобы не быть голословным — у меня сейчас в Steam-аккаунте более 270 игр, и некоторые из них приобретены после знакомства с пиратской продукцией (чаще всего — на распродаже, конечно). И ещё 5% я оставляю тем продуктам, которые в силу своей невероятной удобности мне необходимы, однако стоят баснословных денег. Я говорю не только про продукты замечательной компании Adobe, которая мне импонирует всем, кроме различающегося интерфейса в схожих программах, но и про другие компании. Я знаю, что однажды я и им смогу помочь материально — может быть, донатом, а может быть и приобретением. Не могу только ограничить сроки. Одно хочу сказать в заключение — пиратство в современном понимании этого слова далеко не всегда является злом. Пираты в итоге становятся разработчиками, а люди, которые скачивали — покупателями. И об этом стоит задуматься так называемым правообладателям.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/187766/
Добавить комментарий