Космическая гонка с другой стороны

от автора

Это перевод статьи John Glenn inspired the Soviets to push harder, которая позволяет посмотреть на космическую гонку глазами американцев. Любопытно узнать точку зрения другой стороны на те же исторические события.

Джон Гленн — первый американский астронавт, который 20 февраля 1962 года совершил орбитальный полет на космическом корабле «Friendship 7» (официальное название — «Mercury-Atlas 6»). Это было необходимо Америке, как ответ на полет Юрия Гагарина. Гленн моментально стал национальным героем, а космическая гонка между СССР и США, после полугодового затишья, получила новый толчок развития.

Космическая программа СССР

Одно из правил советской космической программы гласило, что любое повторение уже реализованной космической миссии, например суборбитальные полеты Алана Шепарда (Alan Shepard) и Вирджила Гриссома (Virgil «Gus» Grissom) — эта пустая трата ресурсов. Идеологом был Сергей Королев, главный конструктор и вдохновитель космической программы СССР.

Не желая запускать следующий спутник, после «Спутника 1», он модифицировал «Спутник 2» и запустил первого космонавта — собаку Лайку, меньше чем через месяц.

Королев также первым понял важность космической программы для советской пропаганды. Правительство СССР не было впечатлено запуском первого спутника в 1957 году, однако после бурной реакции мирового сообщества на это событие, пересмотрело свое отношение. Никита Хрущев, Первый секретарь ЦК КПСС, желал скорейшего запуска «Спутника 2».

Энтузиазм Сергея Королева и поддержка космической программы советской властью привели к успешному запуску «Востока 1», на котором Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе 12 апреля 1961 года. Как уже упоминалось, главным правилом Сергея Королева было не повторять уже состоявшиеся космические миссии. Поэтому ресурсы программы «Восток» были разделены на две части: первая половина из 18 космических кораблей будет использовано для последующих управляемых полетов, а вторая — для непилотируемых исследовательских полетов.

Через четыре месяца после полета Юрия Гагарина, 6 августа 1961 года был совершен суточный полет (длившийся 25 часов и 18 минут) Германа Титова на космическом корабле «Восток 2».

Затишье в пилотируемых полетах

Осенью 1961 года NASA было еще далеко от орбитальных пилотируемых полетов, поэтому гонка в этом направлении со стороны СССР замедлилась.

Сергей Королев планировал новые полеты. Один из них — возможность нескольким космонавтам на отдельно пилотируемых космических кораблях встретиться в космосе. Идея была предложенна через месяц после полета Титова на «Востоке 2». В проекте должны были участвовать три корабля, запущенные один за другим, каждый из которых должен был провести хотя бы один день на орбите. Проект в итоге был свернут, т.к. было сложно поддерживать связь одновременно с тремя космическими кораблями. В итоге было решено использовать только два корабля.

В октябре были начаты тренировки шести космонавтов, они должны были быть готовы к миссии через месяц. Но советское руководство больше было заинтересовано в запуске беспилотных спутников программы "Зенит".

Для полетов по программе «Зенит» использовались то же оборудование и те же стартовые площадки, что и для «Востока». В кораблях возникали неполадки, поэтому запуск и управляемых, и беспилотных космических кораблей откладывались. Пока СССР решал технические проблемы, NASA успело запустить астронавта Джона Гленна (John Glenn) на орбиту.

Возобновление гонки

Реакция СМИ во всем мире на полет Джона Гленна подтолкнуло обе стороны заниматься космическими миссиями с новой силой. Акцент снова сместился в сторону управляемых полетов. 17 февраля 1962 года Сергей Королев сделал заявления, что два корабля «Восток» будут запущены в середине марта. Однако этим планам не суждено было осуществиться, потому что основные ресурсы все еще были направлены на программу «Зенит».

Первый «Зенит» был запущен 26 апреля. Во время второго, 1 июня, случилась авария, повредившая стартовую площадку, на восстановление которой ушло несколько месяцев, из-за чего снова были задержаны полеты «Зенитов» и «Востоков».

В августе СССР смог ответить на полет Джона Гленна: был совершен полет Андрияна Николаева и Павла Поповича, в ходе которого два космических корабля прошли в непосредственной близости друг от друга. В ходе полёта проведены первые эксперименты по радиосвязи между двумя кораблями в космосе, выполнены научные эксперименты. Космонавты приземлились на расстоянии 475 км друг от друга в Казахстане 15 августа.

Это была знаковая миссия Сергея Королева, которая позволила Советскому Союзу вновь взять инициативу в космической гонке. Возможно все было бы по-другому, если бы не был совершен полет Джона Гленна.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/188140/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *