Развитие человека как единственная альтернатива. Часть 1

от автора

В своей статье, я изложил некоторые размышления о абсолютной тупиковости того социального и технологического пути развития, который имеет сейчас быть, но смысл и цель той статьи был не в критике и пессимизме, а в прагматической попытке ответить на вопрос — в каком направлении следует искать и создавать прорыв. Там я робко обозначил тему трансформации человека, а в этом манифесте я постараюсь развить обоснование этого тезиса. Главный тезис состоял в том, что весь социальный и технологический прогресс практически не изменил человека с точки зрения его психо-физических, когнитивных возможностей и следующих из этого мотиваций и смыслов.

Когда я говорю об изменении человека, то я в первую очередь имею в виду:

* энерго-эффективность и адаптивность нашего тела, включая крайне низкую эффективность процесса потребления и использования энергии, крайне низкую резистентность неблагоприятным факторам внешней среды, очень узкий диапазон комфортного ДО-стрессового существования, включая тепловой режим, состав атмосферы, давление, рацион питания, фон излучений, предельные нагрузки и т.п.

* когнитивные способности, включая способность воспринимать, усваивать сигналы вешней среды, информацию и знания, способность учиться, анализировать, делать выводы, находиться в осознанности и сопротивляться трансам.

* способность коммуницировать, понимать других, общаться с себе подобными, группой, обществом, животными, объектами неживой (условно) природы, способность разделять непересекающиеся контексты, способность объединять знания, наконец, возможности всех видов нашей памяти

1-й фактор. В этом смысле за всю историческую эпоху существования человека можно сказать, что улучшения если и произошли, то скорее на единицы % и были обусловлены не столько фено и гено типическими факторами, сколько изменением техногенной среды обитания за последние примерно 100 лет. Энерго и когнитивная эффективность человека как энергетического субъекта столь мала, что человек как и все существа на планете жили и живут в условиях дефицита ресурсов — пищи, тепла, крова, здоровья, возможностей размножения, безопасности, времени жизни. Это породило фундаментальную парадигму накопления дефицитных ресурсов и соответствующую систему ценностей. Хотим мы или нет, но наша физиология и метаболизм по прежнему является определяющим фактором развития общества, и никакое просвещение и общественные правила не способны этого поколебать. Мы слишком сильно зависим от основных ресурсов и любые кризисы немедленно стирают с нас пыль либеральных, утопических рассуждений и просвещения, и обнажают угрюмые стиснутые скулы естественного отбора. Тучные годы неизбежно сменяются голодными, этапы благоденствия и филантропии неизбежно сменяются этапами прагматизма и экономии, и мы стоим в этом роковом цикле. Меняются внешние атрибуты, но не фундаментальные приоритеты — мы по прежнему зависим от пищи, тепла, крова, от внешней среды… И если для индивидов пирамида Маслоу еще как-то работает, то для социума все наоборот — чем более развитым в техническом отношении является общество, тем более изощренные геополитические и военные доктрины оно изобретает. И мы по прежнему в плену своих утлых смыслов, т.е. несмотря на развитие технологий, мы так не смогли породить каких-то новых векторов развития цивилизации кроме повторения идеи экспансии и накопления ресурсов.

2-й фактор. Второй существенный фактор это наши когнитивные способности и в первую очередь способность восприятия, обучения, целостного восприятия мира… Можно сказать так — ключевая причина невежества не в нежелании учиться, и не в низкой доступности знания, а в критически низкой способности человека воспринимать знания и делиться ими. Образование столь дорогое потому, что человек в принципе туп и с трудом учиться. Для того, чтобы более или менее соответствовать условным современным требованиям, человек должен тратить на образование до 50% своего времени в первые 25 лет жизни и до 10-15% в более старшем возрасте. И при этом человек способен воспринять не более, чем миллионные доли накопленных знаний, а те крохи, которые худо бедно воспринял — мало того, что плохо их удерживает, но постоянно забывает, да и сами воспоминания страдают искажениями. Плюс наша способность рассуждать критически низкая, мы подвержены обилию предубеждений, когнитивных ловушек, мы теряемся в потоках иррациональности, и до 90% времени пребываем в неосознаваемых трансах, к тому же крайне восприимчивы примитивным формам манипуляции (к примеру, до 4% американцев верят, что мы произошли от змей. Характерно, что есть многие, кто верят, что мы произошли от обезьян потому, что они на нас похожи. Интересно, что бы они сказали, если бы узнали, что физиологически самое близкое к человеку животное — это свинья.) Это говорит о том, что наша способность учиться и как то ориентироваться в реальности в действительности близка к нулю. Не надо сравнивать нас с шимпанзе — это бессмысленно. В целом мы — идиоты.

3-й фактор. Но еще большая беда в нашей способности к коммуникациям. Я не беру в расчет коммуникации с природой, животными и растениями, я имею в виду людей. По прежнему ключевой проблемой человечества является способность понимать и чувствовать друг друга, коллективы. Это приводит к огромным сложностям во коллективном взаимодействии и к огромным проблемам с обучением, так как критически низкая способность учиться усугубляется критически низкой способностью понимать друг друга, я уже не говорю о способности достигать продуктивность компромиссов на фоне битвы за ресурсы. Если кто-то не согласен, то пусть пообщается с теми, кто вынужден обсуждать спецификации с заказчиками сложных систем.

А теперь просто задайте себе вопрос — какие шансы у цивилизации, которая представляет из себя массу параноидальных идиотов, плохо способных учиться, усваивать опыт, практически с трудом способных общаться и сотрудничать и все это на фоне постоянного нарастания дефицита ресурсов и связанных с этим истерик и массовых фобий. Мы ведем себя как животные, которые тоже ведут трудную борьбу за ресурсы, пищу и условия жизни, но у животных потребности не растут. Как только мы начинаем хотеть чего-то нового, то паттерн вселенского дефицита немедленно переноситься на это нечто и мы опять начинаем действовать по старой программы битвы за ресурсы. Исходя из этого формируется основной способ управления на планете — создание дефицита возможностей и управление доступом к этому дефициту. Власть принадлежит тому, кто владеет доступом к возможностям и ресурсам, и способен поддерживать искусственный дефицит. Любые форсайты, стратегии и сценарии позитивного развития невозможны, потому что на все более высоком уровне «жадность фраера погубит».

И это оправдано, потому что лежит корнями в нашей физиологии и психо-физических способностях. Мы пока еще цивилизация нуждающихся и никогда не поднимемся выше самого нижнего уровня пирамиды Маслоу, если…… И вот мы подходим к самому интересному — есть два ответа на этот вопрос:

1. Непрерывное расширение потребления, но это путь в никуда — и хотя Денис Медоуз сказал об этом тридцать лет назад, в книге Экклзиаста еще три тысячи лет назад было написано — «Не насытиться ухо слышанным, а око виденным….». Элементарная математика — проблема не в том, что масса первичных потребностей 7,5 млрд. не удовлетворены, но даже если представить, что за счет технологий это будет достигнуто, то в течении этого времени возникнет еще миллион новых потребностей — это как бесконечно ветвящийся фрактал — нет пределов роста…. При этом вариант отказа от потребления — не вариант, потому что потребления это физиологически обусловленная стратегия выживания. Мы потребляем, чтобы выживать. И в этом мы просто часть природы и объектов такого класса, но природа изменяется исключительно под влиянием факторов внешней среды. Мы же тщим себя надеждой, что и наш слабый разум в состоянии изменить нашу природу.
2. Таким образом — другой путь, перефразируя Леонардо Да Винчи, можно сказать, человек поднимется (цивилизационно) не силой своих мышц (физиологии), а силой своего разума. Этот путь подразумевает настолько тотальную трансформацию психо-физики и когнитивной сферы человека, что это снижает нашу зависимость от факторов среды и снимает проблему дефицита ресурсов.

Трансформация возможна на двух уровнях — психо-физичесчком и духовно-нравственном. Сразу оговорюсь относительно традиционных подходов к нравственной трансформации современного человека и общества. Идея о том, что страсти являются причиной страданий была высказана давно, но связь страстей с ограничениями нашей физиологии и нейрофизиологии не позволяют практически реализовать этот принцип в реальной жизни и примером этого является история, когда битва под знаменами религий проходила едва ли не более яростно, чем битва за нефть. Если мы хотим минимально — хотя бы жить действительно лучше в совершенном мире, а максимально хотим не погибнуть или деградировать, необходимо перенести акцент трансформации с внешнего мира на самого человека по причинам, которые я указал Выше. Цель простая — 1) повысить адаптивность и резистентность к факторам внешней среды 2) улучшить когнитивные способности 3) повысить договороспособность и способность к пониманию и ощущению другого — смещение фокуса от я вовне при взаимодействии, и с внешнего мира на свое я в трансформации. В общем ничего нового здесь не сказано, чего уже ранее не высказывали разные люди.

Изменение когнитивных и психо-физических свойств человека — то что называется human enchancement и определяющего КАК мы способны действовать, как мы способны адаптироваться на всех уровнях от социальных до средовых факторов, как мы способны регенерировать, сопротивляться болезням, какие когнитивные и скоростно-силовые качества способны развивать. По существу — это развитие экзоскелета. Ценность этого не в том, что мы способны быстрее бегать или поднимать больше тяжестей, а в том, что мы существенно расширяем диапазон нашей физиологической, метаболической и энергетической адаптации и резистентности, включая возможность потреблять в пищу меньше, более разнообразно, эффективнее усваивать, с меньшими побочными эффектами, возможность потреблять тепловую энергию, энергию излучений, возможность иметь более энерго эффективный метаболизм, возможность не болеть, устанавливать симбиотические отношения с микробиомом как внешним так и внутренним… В результате — критически меньшая зависимость от внешней среды и факторов обеспечения, возможность обходиться без одежды в разных погодных условиях, возможность эффективно существовать с длительным перерывами в питании и воде за счет более энего-эффективного организма, регенерировать раны и травмы, снизить порог восприятия боли, вплоть до восстановления конечностей…. В целом это означает конец медицины ремонта в том виде как мы это знаем и конец профилактики как мы это понимаем. Достижение этого уровня фундаментально бы сняло целый ряд древних проблем, но главное это высвободило бы огромное количество креативной энергии и времени, которые сейчас связаны фрустрацией и тревогой. Наконец, это радикальное продление активного долголетия.

Таким образом, повышение адаптивности и снижение зависимости от внешней среды, повышение способности к обучению и усвоению информации и знаний, повышение способности к коммуникациям и групповому взаимодействию — представляют три фундаментальных аспекта, которые способны обеспечить наиболее мощный цивилизационный сдвиг, который создает предпосылки изменения общественной и личной системы ценности от фокуса на контроле ресурсов к развитию духовного потенциала, сдвиг вектора важности от «как надо жить» в направлении осознания «ради чего жить», сдвиг от фокуса на себе к вектору нашего взаимодействия с миром, сдвиг фокуса от трансформации мира под свои примитивные стандарты к вектору превышения стандартов… Идет ли речь о сокращении потребностей? Нет, речь идет о таком наращивании возможностей, что потребности сдвигаются к высшим уровням, и то, что было проблемой — перестает ей быть.

Как это может быть достигнуто? Сейчас обсуждается несколько путей:

Путь киборгизации, усиление человека за счет интеграции с машинами с последующим наращиванием апгрейдов, в том числе за счет использования нано технологий, использование двунаправленных нейро-интерфейсов, способных не только читать содержимое сознания, но и транслировать в сознание виртуальную реальность, создание искусственных органов с возможностью авто регенерации, интеграция биологических и искусственных систем, усиление когнитивных способностей за счет интеграции с искусственным интеллектом, внедрение экзоскелетов, попытки сохранения мозга от тела (внедрение мозга в машину), нейропротезы всех типов, работы в создании аваторов и т.п. этот путь подчас кажется более простым, но в нем просматривается необходимость создания все большей поддерживающей инфраструктуры и повышенная зависимость от нее, так как все машины крайне мало эффективны в смысле энерго обмена, также здесь пока ничего не слышно о повышении способности к обучению и коммуникациям, хотя интуитивно допускается наличие новых возможностей… в этом направлении происходит целый ряд прорывов, в первую очередь в создании нейроинтерфесов, создании искусственных органов и даже целых функциональных систем, которые способны компенсировать ранее утраченные функции и восстановить их пусть и не до полноценного уровня, но по сравнению с базовой инвалидностью все же это выдающийся прогресс. Речь идет о двигательных нейропротезах, кохлеарных и ретина имплантах, мио и нейростимуляторах, трансканиальных стимуляторах — как инвазивных, так и не инвазивных. В этом направлении проводиться множество исследований, пытающихся картировать функциональную карту мозга для идентификации регионов, связанных с той или иной функцией.

Трансгунистический путь, подразумевающий изменение психо-физиологии человека для усиления способностей с последующим наследованием мутаций — создание новой расы, в том числе за счет использования нанотехнологий, био и нйротехнологий (людены по Стругацким). Собственно открытие нейропластичности и в целом пластичности как способности изменяться в короткие промежутки времени в ответ на воздействие внешней среды — (обучение как частный случай) с возможным закреплением вновь приобретенных свойств — открывает возможности ускоренной направленной эволюции, когда главным эволюционным фактором становиться учебная деятельность, а не внешняя среда. Под учебной деятельностью здесь в широком смысле понимается набор различных воздействий — в виде деятельности, фармакологии, создании разных условий и стимулов, способных вызвать соответствующий адаптационный ответ и последующее изменение топологии функциональных систем организма. Практически можно сказать, что если спорт и психо-технические упражнения доказывают способность в некоторых пределах улучшать показатели, но временно и с необходимостью поддержки, то в целом можно сказать, что здесь еще огромное поле для исследований и масса нерешенных проблем. На данный момент есть определенные достижения в нейрохирургии, нейрофармакологии, но по существу минимальные и до улучшения человека очень далеко. На повестке дня стоят методы борьбы с нейродегенеративными заболеваниями, которыми в том или ином виде страдает до 2 миллиардов человек, а рост возрастной деменции в США называют эпидемическим, включая практически нерешенную проблему лечения Альцгеймера, Паркинсана и значительного спектра заболеваний. И в этом направлении есть важная развилка в методах воздействия, которые можно отнести к фармакологическим и нефармакологическим методам — инвазивным (различные стимуляции и импланты) и неинвазивные — транскраниальные стимуляцмм, нейростимуляции, визуальные и аудио, арома, тактильные и кинезилогические воздействия, в т.ч. воздействия через деятельность — различные упражнения и ситуации, включая относительно новую (скорее по новому запущенную) тему brain fitness.

виртуализация человечества, когда новые смыслы будут обретаться в виртуальных мирах, внутри которых Новые люди будут иметь новые возможности и новые смыслы
смешение первых трех…

Зачем это все нужно?

Изменение энергетики метаболизма резко сокращает потребность в количестве и содержании пищи. Агробизнес не просто тотально сокращается, но прекращается нанесение вреда биосфере планеты за счет интенсивного сельского- хозяйства… Резко сокращается потребность в теплой одежде и возможно остается только эстетическая или функциональная нагрузка. Аналогично происходит с жилыми зданиями и сооружениями, функции защиты от неблагоприятных факторов среды скорее становятся актуальны для машин и предметов, чем для человека. Изменения транспортной инфраструктуры за счет изменения потребности в транспорте и как следствие сокращения пищевой и легкой промышленности. Ареал расселения людей резко расширяется, так как климат, плотность атмосферы перестает быть существенным фактором. Снижается возраст вступления людей в активную жизнь и период активного долголетия стремиться к практическому бессмертию. Каждый человек усваивает все знания цивилизации в течении пары месяцев, а потом регулярно апгрейдид, как новости… Время на освоение новых знаний — не более 1% в день… Повышенные возможности коммуникаций и сотрудничества меняют сущность и эффективность трудовых и экономических отношений. Менеджмент эволюционирует в коллективный разум. Проблема некомпетентности исчезает. Любой может загрузить в себя необходимый объем знаний, навыков и качеств характера и тратить на это минуты и часы… основной индустрией становиться не производство еды, а индустрия знаний в виде полностью структурированных контекстов. Опыт любого человека будет автоматически фиксироваться, анализироваться, структурироваться и преобразовываться в знания… доступные для индивидов, групп и сообществ…

Продолжение следует.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/188398/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *