Пять лет экономического образования не дали мне ответа на эти вопросы, зато я теперь знаю, как построить классический гуманитарный курс обучения чему угодно, хоть лидерству, хоть левитации силой мысли: на первой лекции мы рассмотрим вопросы, задачи и актуальность дисциплины, на второй — историю проблематики, на третьей перейдем к философскому аспекту левитирования, далее рассмотрим морально-этические и юридические аспекты полётов человека без вспомогательных средств, представления о левитировании в мировой культуре и оккульных практиках, факты и свидетельства левитирования в реллигиозных и аккультных текстах, летописях и прессе с древнейших времен до наши дней, левитацию в художественных произведениях, мельком затронем современный научный взгляд на проблему левитирования, левитацию как физическое явление, завершим курс обзорной лекцией по пройденному материалу, по итогам студенты напишут реферат и сдадут устный экзамен по билетам. Парочку вопросов вынесем на госэкзамен. Если учебное заведение элитное, пригласим на лекцию известных экспертов по данному вопросу, авторов книг по проблеме или даже известных оккультных практиков, которые расскажут о своем опыте левитации и покажут кинохронику. На семинарском занятии проведем бизнес-игру «применение левитации с целью обогащения».
После 5 лет такого обучения, я знал множество вариаций, способов применения и названия для формулы суммы членов геометрической прогрессии, которую называли и формулой сложных процентов, и капитализацией, и коэффициентом дисконтирования, но занимавший меня вопрос организации бизнеса с нуля так и оставался без ответа, если не считать таковым регистрацию юрлица или написание невыполнимого бизнес-плана.
На четвертом курсе я решил действовать сам: вместо поиска места прохождения практики, зарегистрировал юрлицо и сам себе выписал справку о прохождении практики. В качестве бизнес-плана решил использовать собственный курсовой проект по организации студии веб-разработки и уже через несколько месяцев пустил его на растопку печки на даче, хотя и в этом качестве он был не очень.
Строго говоря, бизнес-план нужен только чтобы отсекать самые бессмысленные и нереалистичные проекты, которые не могут существовать даже в рафинированных условиях математической модели. В реальном же мире еще можно как-то предсказать количество собранных одним сотрудником системных блоков. С выполненными программными проектами это уже не так просто. А вот количество заказов в создаваемом малом бизнесе предсказать просто невозможно.
Единственный более-менее действующая закономерность — это закон инерции: как бы не было привлекательно ваше предложение, в первое время заказов совсем не будет, в то же время, как бы ужасно не функционировал ваш бизнес, поток заказов не остановится в одно мгновение. Причем, это действует даже для бизнесов без «длинного хвоста», где каждый клиент делает единственный заказ и больше не нуждается в вашем продукте. Отсюда частое заблуждение: «Наши конкуренты ужасны, стоит нам открыться, все их клиенты перейдут к нам.» Не перейдут, по крайней мере не сразу. Поэтому, открывая новый бизнес, имейте источник средств к существованию и финансированию расходов бизнеса хотя бы на ближайший год.
Надёжнее всего проектировать начинающий бизнес так, чтобы хотя бы первое время условно-постоянные расходы были минимальны, а Ваше время расходовалось пропорционально количеству заказов. Тогда еще будет шанс продержаться достаточно долго, пока бизнес начнет хотя бы окупаться. Главные убийцы начинающего бизнеса — это аренда офиса и штатные сотрудники с фиксированным окладом, избегайте их так долго, как только сможете.
В первые несколько лет я исполнял заказы сам, в свободное время. Потом, на большие проекты, стал привлекать знакомых со сдельной оплатой. Всё это было ужасно утомительно и не приносило никакой прибыли. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как мне хватило терпения заниматься этим так долго.
Мне повезло наткнуться на совершенно свободную нишу, в которой у меня совершенно не было конкурентов. Заказчиков там, правда, тоже не было — чудес ведь не бывает, но со временем они начали появляться без каких-либо расходов на рекламу, холодных звонков, тендеров, откатов и прочих ужасных вещей, которыми приходится заниматься многим компаниям. Разумеется, на меня играл статус официального партнера по данному продукту (тоже далеко не бесплатный), а так же репутация одного из лучших русскоязычных экспертов по нему, которая образовалась как побочный эффект от попыток популяризировать Moodle в России. Думаю, это ключевые факторы того, что мне не пришлось «свернуть лавочку» еще много лет назад.
В какой-то момент нам удалось накопить на счету «целых 500 тысяч» и мне показалось, чтобы обзавестись офисом и штатом. Мой оптимизм поубавился, когда 100 тысяч ушло на одну только офисную технику, но тем-не-менее, я нанял двух программистов и секретаршу и снял офис неподалёку от дома. Следующие полтора года были ужасающими, особенно первые 6 месяцев. Сам удивляюсь, как мне удалось избежать инфаркта. Каждый месяц мог оказаться последним, но каким-то чудом в последний момент удавалось находить деньги, чтобы заплатить зарплату, аренду и налоги.
Я работал день и ночь, а сотрудники простаивали, поскольку большинство задач было проще выполнить самому, чем объяснить, как их выполнять сотрудникам. Малый бизнес требует универсальных людей, а они слишком дорого стоят, чтобы работать в малом бизнесе. Поэтому основатель ведет первичный бухучет и документооборот, переписывается с клиентами, готовит договора, счета и акты, ищет и общается с поставщиками, протягивает компьютерную сеть в офисе, отвечает на звонки, выполняет роль первой и второй линии техподдержки, улаживает конфликтные ситуации, проектирует приложения для клиентов, решает вопросы с пропусками и охраной арендодателя, а сотрудники повышают свою квалификацию и выполняют редкие задания, которые удается обособить от остальной текучки. В худших случаях начинают сидеть в соцсетях, играть в игры и изучать сайты с вакансиями, отсчитывая, сколько они уже «отсидели» стажа для соответствия их требованиям.
Я прекрасно понимал, что так продолжаться не может, что необходимо обучать персонал и делегировать и что это скорее мой недостаток, как руководителя, чем какие-то обстоятельства, но решение проблемы постоянно откладывалось из-за моей загруженности. Это был замкнутый круг, который я решился разорвать только когда мы потеряли ценного клиента. Одного из самых ценных за все время существования компании. Ему надоело мириться с постоянными задержками, вызванными тем, что я лично обрабатывал каждую заявку прежде, чем передать её исполнителю.
Для исключения меня из цикла обработки заявок была внедрена CRM и внутренний форум, где инженер мог задать мне вопрос, если не знал, что ответить на заявку клиента. Со-временем это позволило разгрузить меня хотя бы от типовых вопросов и начать контролировать сроки обработки заявок. Сроки были ужасными и с этой проблемой удалось справиться только наймом ассистента, в задачи которого входило ежедневно просматривать просроченные заявки и напоминать о них исполнителю. Никакие автоматизированные списки и напоминалки не действовали, только «живое слово».
Секретаршу пришлось уволить за ненадобностью — её квалификация, когнитивные способности и жизненная позиция не позволяли использовать её иначе, кроме как здороваться по телефону и переключать звонки на меня. Даже отвечать на письма копипастом загототовленных фраз и фрагментов у неё получалось не очень — как правило, просто отсылала весь пример ответа без каких-либо исправлений, что бы клиент не спросил.
Вместо неё нанял ассистента, в обязанности которого входило освобождать меня от всей работы, которую нельзя поручить программистам. Поиск подходящей кандидатуры занял почти год. Зато сразу после её найма компания «ожила» — зашевелились перспективные проекты, стали активнее появляться клиенты, ускорился подбор и обучение персонала. Удивительно, как много вещей тормозиться, когда руководитель находится в постоянном «цейтноте».
Благодаря этому, у нас в офисе появилась мини-кухня, турник и брусья, живые цветы, рулонные шторы, аквариум, коллекция элитных чаев и даже бесплатные обеды для сотрудников. Когда-нибудь у нас будут абонементы в фитнес-клуб и медицинская страховка в приличной клинике, но пока до этого далеко. Кто-то считает, что это через-чур, для фастфуда возможно это и так, но в IT персонал — это основной актив компании.
Как удалось выяснить опытным путём, стабильная работа компании возможна при достаточной ритмичности обработки заказов. Для этого месячный оборот должен быть хотя бы на порядок больше единичного заказа. Если вы выполняете единственный заказ целый год, а затем ищете следующий — ни о какой стабильности и не мечтайте: клиенты не будут ждать, пока вы освободитесь, а когда освободитесь — не сможете быстро найти новый заказ. По этой причине пришлось отказаться от участия в тендерах и заказов, требующих объемного проектирования: мы просто слишком малы, чтобы этим заниматься. Такое могут позволить себе крупные компании, а наша компания просто загнется, если я позволю себе 2 месяца заниматься только написанием проектной документации под один заказ.
Вместо этого, мы перешли на методологию экстремального программирования: исполнение заказа начинается сразу же, после постановки задачи и минимального проектирования, без детального проектирования, необходимого для составления сметы. Клиент максимально вовлечен в исполнение своего заказа — видит ежедневные отчеты по расходованию часов и полученным результатам, еженедельно получает микро-релизы для ознакомления с разработанным функционалом. А в крупных проектах мы участвуем на субподряде у компаний, у которых есть штатные специалисты по тендерам, проектные менеджеры, системные аналитики, технические писатели и прочие инструменты убеждения клиента в целесообразности и надежности затрат. Хотя по-факту, эффективнее закладывания в смету многократного (иногда на порядки) запаса стоимости для предварительной оценки программного проекта еще никто ничего не придумал.
За всё время существования компании, мы ни разу не привлекали инвестиции, не брали займов и не планируем это делать в будущем. В целом, не каждая компания готова к тому, чтобы использовать инвестиции с пользой для себя и прибылью для инвестора. Должен быть прочный фундамент, инфраструктура, люди, продукт и масштабируемый производственный цикл, чтобы вы могли освоить деньги, а не просто спустить их на текущие расходы. У нас, например, только сейчас складывается ситуация, когда понятно, что делать с дополнительными деньгами для развития компании. Раньше бывало, что даже прибыль просто хранилась на счету, поскольку её не на что было с толком потратить.
Беря чужие деньги вы уменьшаете свои полномочия и увеличиваете ответственность, возможно, жертвуя правом свободно принять именно то единственное решение, которое приведет ваш бизнес к успеху в обмен на возможность снять офис и нанять персонала больше, чем вы нуждаетесь.
И, напоследок, совет начинающим предпринимателям, который бы мне очень помог 8 лет назад: «Не делайте этого!»
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/188804/
Добавить комментарий