TX16Wx — В поисках идеального сэмплера

от автора

Как и многие электронные музыканты я начинал с трекеров и испытываю весьма нежные чувства к работе с сэмплами. Долгое время я пытался найти Идеальный Сэмплер, аппаратный или программный. но каждый раз попадалось что-то не совсем то. Требования к Идеальному Сэмплеру выдвигались следующие: возможность автоматизации или модуляции точки старта и длины лупа, удобная загрузка сэмплов, возможность переключения “на ходу” сэмплов, лежащих в одной директории. Хочу поделиться своими наблюдениями и соображениями, а также небольшим обзором программного сэмплера TX16Wx.

MRS

Ближе всего к идеалу оказался инструмент для “Реактора” под названием MRS, который, к сожалению, существует только в виде давно заброшенной беты, не умеет сохранять пресеты, к тому же сбрасывает все настройки после повторной загрузки проекта. Единственный способ нормально с ним работать — немедленно все рендерить и сохранять на аудиодорожку. Не являясь большим специалистом по “Реактору” сам я его доработать не смог, а больше никто не заинтересовался. Плюсы: великолепные возможности модуляции всего, что только угодно, очень удобный (хотя и не самый красивый) интерфейс. Минусы: озвучены выше.

Процесс трансформации звука в MRS можно наблюдать на этом видео:

SAMPLR

Восхитительный инструмент из будущего, у которого только один недостаток — он работает только на iPad, соответственно можно забыть про нормальную интеграция в DAW и удобную загрузку сэмплов (новые версии, впрочем, дружат с AudioBus и позволяют использовать его вместе с другими музыкальными приложениями в какому-нибудь внутреннем секвенсере). В качестве отдельного юнита — настоящая находка для тех, кто работает в жанрах ambient, IDM и Glitch. Позволяет из довольно короткого сэмпла сделать отличный атмосферный пэд, а готовый отрывок нарезать на мелкие кусочки, а также сделать эффект заедания. Активно им пользуюсь в тех случаях, когда четкое попадание в ритм не критично, часто пропускаю его через Kaoss Pad.

Short Circuit

Очень удобный бесплатный сэмплер с изящным интерфейсом, поддержкой drag’n’drop, гибкой модуляцией, возможностью создания многослойных инструментов, двумя фильтрами, LFO, шаговым секвенсером и другими необходимыми элементами. Выпускается только версия для Windows.

TX16Wx

Виртуальная реализация сэмплера Yamaha TX16W, выпускавшегося в конце 80-х. Претендент номер один на звание Идеального Сэмплера, поэтому остановлюсь на нем поподробнее. Базовая версия абсолютно бесплатна и ее хватает за глаза для большинства задач. TX16Wx поддерживает drag’n’drop, так что можно спокойно таскать в него файлы из Finder’а или проводника (к тому же имеется встроенный браузер для загрузки сэмплов с автоматическим предпрослушиванием). Выпускается в виде VST и AU-плагинов, которые могут быть загружены как в стерео и моно режиме, так и в режиме multi output, например, с 16 моно-выходами или 8 — стерео. В последних двух случаях в одном экземпляре сэмплера можно будет создать не один инструмент (программу), а 16 или 8 соответственно.

Загрузка сэмпла осуществляется на вкладке Keyboard mapper, по умолчанию, впрочем, сэмпл загружается только на одну клавишу в режиме fixed scale, так что необходимо растянуть появившуюся зону на всю клавиатуру и переключить ее в режим normal scale — и сразу можно играть. Для простого редактирования звука имеются регуляторы огибающей (причем с двумя точками затухания и промежуточной регулировкой уровня между ними), общий регулятор звука и панорамы, настройка чувствительности клавиатуры (можно сделать обратной, т.е. при более сильном нажатии звук будет тише). Также для быстрой настройки доступны точка старта воспроизведения волны, плавность изменения тона и задержка воспроизведения. Следом идет восьмирежимный фильтр с возможностью настройки угла среза и два низкочастотных осциллятора (LFO), у которых можно регулировать форму волны, частоту, амплитуду, фазу, выбирать между постоянной работой или перезапуском во время каждого нажатия, а также запускать осциллятор плавно при помощи ручки fade in. Следующий блок обработки содержит две традиционные огибающие и три шаговых секвенсера. Здесь все и так понятно.

Все это великолепие можно подключать к таблице модуляции, состоящей из 16 ячеек. Возможности модуляции действительно внушительные. В качестве источником можно указать LFO, огибающие, шаговые секвенсеры, силу нажатия, aftertouch, keytrack, внешние контроллеры, а также прекрасную функцию “random”. Модулировать же можно практически любые параметры: громкость, панорама, питч, начало точки воспроизведения, начало, конец, направление и длина лупа, задержка, плавность смены тона и т.д. Можно сооружать совершенно безумные вещи, вплоть до таких комбинаций, как осцилятор, управляющий собственной частотой.

На вкладке Wave Editor можно производить всевозможные операции с самой волной, обрезать лишние куски, реверсировать, конвертировать стерео в моно, устанавливать точки старта, положение и длину лупа, автоматически определять темп и высоту тона, нарезать звук на куски и раскладывать их по клавишам. В случае, если луп делается не из ритмического отрезка а, например, из струнных, можно использовать плавный переход к повтору (x-fade). Помимо всего прочего, отсюда же можно записывать входящий сигнал в обход самого хоста (правда записать, скажем, отрезок прямо с Youtube или из mp3-файла не получится, по крайней мере без использования специальных драйверов типа Soundflower.)

Таковы, в целом, базовые функции TX16Wx. Платная PRO-версия позволяет использовать шесть шин с эффектами, что, впрочем, абсолютно не критично — это намного удобнее и экономичнее делать в самом хосте. Другая, намного более интересная возможность полной версии — Wave Matrix — возможность переключения между разными волнами на основе различных параметров.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/191134/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *