В своем заявлении, основатель Canonical Марк Шаттлворт сообщил:
Вот и заканчивается этот безумный месяц. Мы побили рекорды, о нас писали и говорили по всему миру, кнопки F5 на наших клавиатурах раскалились, и мы извлекли множество бесценных уроков о краудфандинге. Наша смелая кампания по созданию действительно инновационного устройства в итоге не увенчалась успехом, но мы можем извлечь из нее много положительного.
Мы собрали $12,809,906, сделав Edge крупнейшей из зафиксированных краудфандинговых кампаний. Не стоит недооценивать это достижение. Почти 20 000 человек настолько прониклись нашей концепцией, что заранее пожертвовали сотни долларов на телефон, просто чтобы помочь этой идее осуществиться.
Есть лишь пара возражений. Вообще-то, проект не «собрал» никаких денег; сумма в $12.2 миллиона была получена в залог, но, в рамках специального соглашения с IndieGoGo никакая сумма не могла быть списана с чьей-либо кредитной карты (даже обычные несколько процентов для провалившегося проекта).
И второе: некорректно говорить, что «почти 20 000 человек настолько прониклись нашей концепцией, что заранее пожертвовали сотни долларов на телефон». Количество тех, кто внес свой залог, составляет менее 75% от этого числа.
В целом, были получены заявки за 14,738 телефонов, почти от 14,186 человек и четырех организаций (при этом невозможно сказать, не вносил кто-либо залог дважды — система не регистрирует такие данные.) Общее число залогов было гораздо выше — 19,912, поскольку кто-то внес $20 с криком «Ура, мне нравится эта идея», другой внес $30, сказав «Черт! Я не хочу платить за доставку телефона!», а кто-то выложил $50 — «Ура, пришлите мне футболку!». (Собственно, было внесено 4,344 залогов по $20, 1,801 по $30, и 5,671 по $50. Я не стал считать залоги по $30 в общем количестве физических лиц, поскольку, они, скорее всего, поступали от людей, которые уже заказали телефон. К сожалению, разочарованы будут даже те, кто хотел получить футболку.)
Из этих 14,738 заявок на телефон, 14,577 исходили от частных лиц, а не от организаций.
Возможно, одной из ошибок проекта Ubuntu Edge стало то, что они вовлекли недостаточно организаций в процесс сбора средств: из 50 организаций, которые они надеялись привлечь к покупке на сумму в $80,000 за 100 (а позже, за 115) телефонов, подписалась лишь одна организация – и то, когда проект уже перевалил за третью неделю и было похоже, что он провалится. Еще три (неназванных) организаций внесли залог в $7,000 за 10 телефонов и некоторые виды обслуживания Ubuntu. Но первый из них поступил, когда до завершения проекта оставалось три дня, и провал казался уже неизбежным.
Из этих 14,738 индивидуальных заказов, 5,044 – а это больше трети – были сделаны в самый первый день, когда телефон предлагался по специальной цене в $600. В следующие 36 часов, было заказано еще 2,498 телефонов (а это 17% от общего числа), поскольку цена подскочила до $625.
Более 50% индивидуальных заказов поступило в первые 56 часов с начала проекта. После этого, интерес спал и проект перешел в «мертвую зону» – выбился из ежедневного графика, соблюдение которого было необходимо для успешного завершения кампании. Поскольку ежедневный график был фиксированным, цель проекта становилась все более недостижимой.
Лишь в течение первых трех дней, количество заказов превысило тысячу в день – но и этого было мало.
Извлеченные уроки
Так в чем Canonical ошиблась насчет Ubuntu Edge? Была ли специальная цена для первых покупателей ошибкой? Следовало ли им привлечь больше организаций?
Бен Редфорд и Мэтт Коллиер, менеджеры успешного проекта на Kickstarter (по созданию проектора для Instagram), сообщили: «Мы просили гораздо меньшую сумму, и получили гораздо больше. К тому же, краудфандинг благоволит к независимыми разработчиками».
»Мы так же использовали специальные предложения для ранних покупателей, поскольку это лучший способ привлечь интерес к своей компании". Они указывают на то, что это действие переводит твой проект в раздел «популярное», и привлекает больше людей. Но они считают, что более важной является более низкая намеченная цена: «Чем скорее достигается цель финансирования, тем сильнее возбуждение рынка и освещение проекта в прессе. Чем больше дополнительных инвесторов, тем больше у проекта гарантий на успех.»
Они указывают на то, что главной проблемой Ubuntu Edge могла оказаться цена. «Краудфандинг – это большой риск для поручителя – немногие люди на такое пойдут. $695 (изначально: $830) это большая сумма для минимального залога. В этом случае, большой риск означает неопределенную выгоду».
Так же возникает вопрос, зачем проводить краудфандинговую кампанию для продукта, который, по твоим словам, является для тебя жизненно важным (Canonical подразумевали это относительно Edge).
«Большинство проектов на Kickstarter не являются жизненно необходимыми для людей – именно таким продуктом является мобильный телефон, и, обычно, перед покупкой такие товары хотят сначала испытать», — предполагают Редфорд и Коллиер.
Коллиер добавляет: «Еще одним отталкивающим моментом было то, что на технические характеристики не было никакой гарантии, к моменту начала поставок продукта, они могли измениться. Мы не знаем когда начнутся поставки этого телефона, и другие производители могут просто переплюнуть эти характеристики.
Организации имеют значение
И да, взносы компаний имеют значение. „Для проекта подобного размера, очень важно получить хотя бы несколько оптовых заказов, чтобы приблизить свою цель. В конце концов, один заказ от организации равняется примерно 115 индивидуальным инвесторам. Что ценно не только с финансовой точки зрения, но и в плане поддержки частных бекеров.
«В целом, я думаю, кампания была слишком неоднозначной и имела много переменных во времени/спецификациях, что бы люди поддержали проект, и он достиг своей амбициозной цели. В реальности рынок краудфандинга находится еще в зачаточном состоянии и ему еще не доверяют настолько, что бы поддержать проект такого размера и сложности».
Коллиер резюмирует: «Для успешной краудфандинговой кампании вам нужна прозрачность, доверие сообщества и детали — Ubuntu Edge нужно было больше гарантий и прозрачности».
Итого. Кампания Ubuntu Edge не удалась, так как в нее не втянулось достаточно людей, цена была слишком высока, к тому же она не получила поддержку предприятий. Это может в ретроспективе показаться очевидным, но для планирования крупных проектов это то, над чем нужно думать. Самое ценное, что они кампания Ubuntu Edge послужила уроком для идущих следом.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/apps4all/blog/191966/
Добавить комментарий