Доброго времени суток!
Думаю, головоломка Судоку не нуждается в представлении. Многие из нас проводят за её решением достаточно много времени. Например, когда нужно убить время в дороге или просто поворочать мозги, чтобы не сохли. На хабре есть довольно много постов о решении головоломки. Но когда человек решает с десяток, а может и сотню головоломок, то найдётся пытливый ум, который задаст себе вопрос «А как же получается таблица Судоку, имеющая единственное решение? И как можно описать алгоритм для сетки 9×9?».
Приведённый алгоритм является вполне логичным. Но моей задачей было описание и реализация. Обо всём этом написано под катом.
- Цифра может появиться только один раз в каждой строчке
- Цифра может появиться только один раз в каждом столбике
- Цифра может появиться только один раз в каждом районе (Район — меньший квадрат со стороной 3х3, на изображении ниже выделен фиолетовым цветом)
Шаг 1. Взять за основу базовую сетку
Сетка должна подчинятся правилам Судоку. Размещаем в первую строку 1 2… 8 9, в строках ниже смещаем на 3 позиции влево, т.е. 4 5… 2 3 и 7 8… 5 6.
Далее переходя в следующий район по вертикали смещаем на 1 позицию влево предыдущий район.
В итоге должна получиться вот такая сетка, её я и назову базовой:
Для реализации создадим класс grid. Заполним его в соответствии с Шагом 1, в котором table — список значений таблицы, метод show — просто наглядный вывод таблицы.
class grid: def __init__(self,n = 3): """Generation of the base table""" self.n = n self.table = [[((i*n + i/n + j) % (n*n) + 1) for j in range(n*n)] for i in range(n*n)] print "The base table is ready!" def __del__(self): pass def show(self): for i in range(self.n*self.n): print self.table[i]
Шаг 2. Перетасовать сетку
Есть несколько видов перестановок, выполнив которые таблица Судоку останется в допустимом состоянии.
К ним относятся:
- Транспонирование всей таблицы — столбцы становятся строками и наоборот (transposing)
- Обмен двух строк в пределах одного района (swap_rows_small)
- Обмен двух столбцов в пределах одного района (swap_colums_small)
- Обмен двух районов по горизонтали (swap_rows_area)
- Обмен двух районов по вертикали (swap_colums_area)
Для каждой из перестановок напишем метод:
transposing
def transposing(self): """ Transposing the whole grid """ self.table = map(list, zip(*self.table))
swap_rows_small
def swap_rows_small(self): """ Swap the two rows """ area = random.randrange(0,self.n,1) line1 = random.randrange(0,self.n,1) #получение случайного района и случайной строки N1 = area*self.n + line1 #номер 1 строки для обмена line2 = random.randrange(0,self.n,1) while (line1 == line2): line2 = random.randrange(0,self.n,1) N2 = area*self.n + line2 #номер 2 строки для обмена self.table[N1],self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
swap_colums_small
Для обмена столбцов можно поменять строки у транспонированной таблицы:
def swap_colums_small(self): grid.transposing(self) grid.swap_rows_small(self) grid.transposing(self)
swap_rows_area
def swap_rows_area(self): """ Swap the two area horizon """ area1 = random.randrange(0,self.n,1) #получение случайного района area2 = random.randrange(0,self.n,1) while (area1 == area2): area2 = random.randrange(0,self.n,1) for i in range(0, self.n): N1, N2 = area1*self.n + i, area2*self.n + i self.table[N1], self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1]
swap_colums_area
def swap_colums_small(self): grid.transposing(self) grid.swap_rows_area(self) grid.transposing(self)
Может быть есть ещё более сложные преобразования, но, думаю, можно ограничиться этими. Этот каркас инвариантен своей структуре, такие перестановки есть почти тоже самое, что и действия над матрицами относительно определителя или вращение Кубика Рубика.
Теперь, для того чтобы получить случайную комбинацию, достаточно запустить в случайном порядке функции перемешивания. Так и поступим, amt — количество перемешиваний:
def mix(self,amt = 10): mix_func = ['self.transposing()', 'self.swap_rows_small()', 'self.swap_colums_small()', 'self.swap_rows_area()', 'self.swap_colums_area()'] for i in xrange(1, amt): id_func = random.randrange(0,len(mix_func),1) eval(mix_func[id_func])
base [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9] [4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3] [7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6] [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1] [5, 6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4] [8, 9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1, 2] [6, 7, 8, 9, 1, 2, 3, 4, 5] [9, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] swap_colums_area [7, 8, 9, 4, 5, 6, 1, 2, 3] [1, 2, 3, 7, 8, 9, 4, 5, 6] [4, 5, 6, 1, 2, 3, 7, 8, 9] [8, 9, 1, 5, 6, 7, 2, 3, 4] [2, 3, 4, 8, 9, 1, 5, 6, 7] [5, 6, 7, 2, 3, 4, 8, 9, 1] [9, 1, 2, 6, 7, 8, 3, 4, 5] [3, 4, 5, 9, 1, 2, 6, 7, 8] [6, 7, 8, 3, 4, 5, 9, 1, 2] swap_colums_small [7, 8, 9, 4, 5, 6, 2, 1, 3] [1, 2, 3, 7, 8, 9, 5, 4, 6] [4, 5, 6, 1, 2, 3, 8, 7, 9] [8, 9, 1, 5, 6, 7, 3, 2, 4] [2, 3, 4, 8, 9, 1, 6, 5, 7] [5, 6, 7, 2, 3, 4, 9, 8, 1] [9, 1, 2, 6, 7, 8, 4, 3, 5] [3, 4, 5, 9, 1, 2, 7, 6, 8] [6, 7, 8, 3, 4, 5, 1, 9, 2] swap_colums_small [7, 8, 9, 4, 5, 6, 1, 2, 3] [1, 2, 3, 7, 8, 9, 4, 5, 6] [4, 5, 6, 1, 2, 3, 7, 8, 9] [8, 9, 1, 5, 6, 7, 2, 3, 4] [2, 3, 4, 8, 9, 1, 5, 6, 7] [5, 6, 7, 2, 3, 4, 8, 9, 1] [9, 1, 2, 6, 7, 8, 3, 4, 5] [3, 4, 5, 9, 1, 2, 6, 7, 8] [6, 7, 8, 3, 4, 5, 9, 1, 2] transposing [7, 1, 4, 8, 2, 5, 9, 3, 6] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 1, 4, 7] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 2, 5, 8] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 6, 9, 3] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 7, 1, 4] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 8, 2, 5] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 3, 6, 9] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 4, 7, 1] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 5, 8, 2] swap_colums_small [7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5] swap_rows_small [7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5] swap_rows_small [7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5] swap_rows_area [7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 3, 9] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 4, 1] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 5, 2] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 7, 4] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 6, 3] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 8, 5] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 1, 7] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 9, 6] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 2, 8] swap_colums_small [7, 1, 4, 8, 2, 5, 6, 9, 3] [8, 2, 5, 9, 3, 6, 7, 1, 4] [9, 3, 6, 1, 4, 7, 8, 2, 5] [2, 5, 8, 3, 6, 9, 1, 4, 7] [1, 4, 7, 2, 5, 8, 9, 3, 6] [3, 6, 9, 4, 7, 1, 2, 5, 8] [5, 8, 2, 6, 9, 3, 4, 7, 1] [4, 7, 1, 5, 8, 2, 3, 6, 9] [6, 9, 3, 7, 1, 4, 5, 8, 2]
Шаг 3. Удаление клеток
После полученного решения нам необходимо получить задачу (именно в такой последовательности мы можем гарантировать однозначность решения). И это самая сложная часть. Какое количество можно убрать, чтобы гарантировать однозначность решения? Это один из важных факторов, от которого зависит сложность Судоку. Всего в Судоку 81 клетка, обычно считают лёгким когда на поле есть 30-35 «подсказок», средним — 25-30, и сложным — 20-25. Это данные большого набора реальных примеров, нет никаких законов для сложности. Можно сделать 30-клеточный неразрешимый вариант и 22 клеточный «лёгкий».
- Случайный подход — можно попробовать выкинуть 50-60 клеток наугад, но где вероятность что Судоку можно будет решить? Например, если заполнены 3 строки ( = 27 клеток)
- Случайно с простым ограничением — для примера можно взять некое число N в качестве предела, так что N строк и столбцов могут быть пустыми. Принимая N = 0 — для лёгких уровней, N=1 — средний, N=2 — сложный
Итак, приступим к вычёркиванию ячеек (все варианты равнозначны, поэтому у нас 81 ячейка, которую можно вычеркнуть, поэтому проверим все перебором):
- Выбрать случайную ячейку N
- Отметить N просмотренной
- Удалить N
- Посчитать решения. Если оно не единственное, то вернуть N обратно
На выходе получится самая сложная из возможных вариантов Судоку для данного перемешивания. Переменная difficult оценивает сложность — количество оставшихся элементов.
flook = [[0 for j in range(example.n*example.n)] for i in range(example.n*example.n)] iterator = 0 difficult = example.n ** 4 #Первоначально все элементы на месте while iterator < example.n ** 4: i,j = random.randrange(0, example.n*example.n ,1), random.randrange(0, example.n*example.n ,1) # Выбираем случайную ячейку if flook[i][j] == 0: #Если её не смотрели iterator += 1 flook[i][j] = 1 #Посмотрим temp = example.table[i][j] #Сохраним элемент на случай если без него нет решения или их слишком много example.table[i][j] = 0 difficult -= 1 #Усложняем, если убрали элемент table_solution = [] for copy_i in range(0, example.n*example.n): table_solution.append(example.table[copy_i][:]) #Скопируем в отдельный список i_solution = 0 for solution in solver.solve_sudoku((example.n, example.n), table_solution): i_solution += 1 #Считаем количество решений if i_solution != 1: #Если решение не одинственное -- вернуть всё обратно example.table[i][j] = temp difficult += 1 #Облегчаем example.show() print "difficult = ",difficult
# coding=utf-8 import random import solver class grid: def __init__(self,n = 3): """ Generation of the base table """ self.n = n self.table = [[ ((i*n + i/n + j) % (n*n) + 1) for j in range(n*n)] for i in range(n*n)] print "The base table is ready!" def __del__(self): pass def show(self): for i in range(self.n*self.n): print self.table[i] def transposing(self): """ Transposing the whole grid """ self.table = map(list, zip(*self.table)) def swap_rows_small(self): """ Swap the two rows """ area = random.randrange(0,self.n,1) line1 = random.randrange(0,self.n,1) #получение случайного района и случайной строки N1 = area*self.n + line1 #номер 1 строки для обмена line2 = random.randrange(0,self.n,1) #случайная строка, но не та же самая while (line1 == line2): line2 = random.randrange(0,self.n,1) N2 = area*self.n + line2 #номер 2 строки для обмена self.table[N1],self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1] def swap_colums_small(self): grid.transposing(self) grid.swap_rows_small(self) grid.transposing(self) def swap_rows_area(self): """ Swap the two area horizon """ area1 = random.randrange(0,self.n,1) #получение случайного района area2 = random.randrange(0,self.n,1) #ещё район, но не такой же самый while (area1 == area2): area2 = random.randrange(0,self.n,1) for i in range(0, self.n): N1, N2 = area1*self.n + i, area2*self.n + i self.table[N1], self.table[N2] = self.table[N2], self.table[N1] def swap_colums_area(self): grid.transposing(self) grid.swap_rows_area(self) grid.transposing(self) def mix(self,amt = 10): mix_func = ['self.transposing()', 'self.swap_rows_small()', 'self.swap_colums_small()', 'self.swap_rows_area()', 'self.swap_colums_area()'] for i in xrange(1, amt): id_func = random.randrange(0,len(mix_func),1) eval(mix_func[id_func]) example = grid() example.mix() flook = [[0 for j in range(example.n*example.n)] for i in range(example.n*example.n)] iterator = 0 difficult = example.n ** 4 #Первоначально все элементы на месте example.show() print "---------------------------" while iterator < example.n ** 4: i,j = random.randrange(0, example.n*example.n ,1), random.randrange(0, example.n*example.n ,1) # Выбираем случайную ячейку if flook[i][j] == 0: #Если её не смотрели iterator += 1 flook[i][j] = 1 #Посмотрим temp = example.table[i][j] #Сохраним элемент на случай если без него нет решения или их слишком много example.table[i][j] = 0 difficult -= 1 #Усложняем если убрали элемент table_solution = [] for copy_i in range(0, example.n*example.n): table_solution.append(example.table[copy_i][:]) #Скопируем в отдельный список i_solution = 0 for solution in solver.solve_sudoku((example.n, example.n), table_solution): i_solution += 1 #Считаем количество решений if i_solution != 1: #Если решение не одинственное вернуть всё обратно example.table[i][j] = temp difficult += 1 # Облегчаем example.show() print "difficult = ",difficult
#!/usr/bin/env python3 # Author: Ali Assaf <ali.assaf.mail@gmail.com> # Copyright: (C) 2010 Ali Assaf # License: GNU General Public License <http://www.gnu.org/licenses/> from itertools import product def solve_sudoku(size, grid): """ An efficient Sudoku solver using Algorithm X. >>> grid = [ ... [5, 3, 0, 0, 7, 0, 0, 0, 0], ... [6, 0, 0, 1, 9, 5, 0, 0, 0], ... [0, 9, 8, 0, 0, 0, 0, 6, 0], ... [8, 0, 0, 0, 6, 0, 0, 0, 3], ... [4, 0, 0, 8, 0, 3, 0, 0, 1], ... [7, 0, 0, 0, 2, 0, 0, 0, 6], ... [0, 6, 0, 0, 0, 0, 2, 8, 0], ... [0, 0, 0, 4, 1, 9, 0, 0, 5], ... [0, 0, 0, 0, 8, 0, 0, 7, 9]] >>> for solution in solve_sudoku((3, 3), grid): ... print(*solution, sep='\\n') [5, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 1, 2] [6, 7, 2, 1, 9, 5, 3, 4, 8] [1, 9, 8, 3, 4, 2, 5, 6, 7] [8, 5, 9, 7, 6, 1, 4, 2, 3] [4, 2, 6, 8, 5, 3, 7, 9, 1] [7, 1, 3, 9, 2, 4, 8, 5, 6] [9, 6, 1, 5, 3, 7, 2, 8, 4] [2, 8, 7, 4, 1, 9, 6, 3, 5] [3, 4, 5, 2, 8, 6, 1, 7, 9] """ R, C = size N = R * C X = ([("rc", rc) for rc in product(range(N), range(N))] + [("rn", rn) for rn in product(range(N), range(1, N + 1))] + [("cn", cn) for cn in product(range(N), range(1, N + 1))] + [("bn", bn) for bn in product(range(N), range(1, N + 1))]) Y = dict() for r, c, n in product(range(N), range(N), range(1, N + 1)): b = (r // R) * R + (c // C) # Box number Y[(r, c, n)] = [ ("rc", (r, c)), ("rn", (r, n)), ("cn", (c, n)), ("bn", (b, n))] X, Y = exact_cover(X, Y) for i, row in enumerate(grid): for j, n in enumerate(row): if n: select(X, Y, (i, j, n)) for solution in solve(X, Y, []): for (r, c, n) in solution: grid[r][c] = n yield grid def exact_cover(X, Y): X = {j: set() for j in X} for i, row in Y.items(): for j in row: X[j].add(i) return X, Y def solve(X, Y, solution): if not X: yield list(solution) else: c = min(X, key=lambda c: len(X[c])) for r in list(X[c]): solution.append(r) cols = select(X, Y, r) for s in solve(X, Y, solution): yield s deselect(X, Y, r, cols) solution.pop() def select(X, Y, r): cols = [] for j in Y[r]: for i in X[j]: for k in Y[i]: if k != j: X[k].remove(i) cols.append(X.pop(j)) return cols def deselect(X, Y, r, cols): for j in reversed(Y[r]): X[j] = cols.pop() for i in X[j]: for k in Y[i]: if k != j: X[k].add(i) if __name__ == "__main__": import doctest doctest.testmod()
The base table is ready! [5, 4, 6, 8, 7, 9, 2, 1, 3] [8, 7, 9, 2, 1, 3, 5, 4, 6] [2, 1, 3, 5, 4, 6, 8, 7, 9] [6, 5, 7, 9, 8, 1, 3, 2, 4] [9, 8, 1, 3, 2, 4, 6, 5, 7] [3, 2, 4, 6, 5, 7, 9, 8, 1] [7, 6, 8, 1, 9, 2, 4, 3, 5] [1, 9, 2, 4, 3, 5, 7, 6, 8] [4, 3, 5, 7, 6, 8, 1, 9, 2] --------------------------- [0, 0, 6, 0, 0, 0, 0, 0, 0] [8, 7, 0, 0, 1, 0, 0, 0, 6] [0, 0, 0, 5, 4, 0, 0, 0, 9] [6, 0, 0, 0, 8, 1, 3, 0, 4] [0, 0, 0, 3, 0, 0, 0, 5, 0] [0, 0, 0, 0, 0, 7, 0, 0, 0] [0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0, 0] [0, 9, 0, 4, 0, 0, 0, 0, 8] [0, 0, 5, 0, 6, 0, 1, 0, 0] difficult = 22
Я уверен, что есть и более сложные подходы в построении таблицы Судоку. Моя цель была достигнута, получился рабочий алгоритм. Теперь мне не нужно искать новые выпуски, я могу их генерировать 🙂
В принципе, здесь был приведён частный случай Судоку 9х9. Но нет ограничений для использования его на 16х16 и 25х25.
- Для проверки решения применялся Алгоритм Х и его реализация для Судоку
- Решение Судоку на всех языках http://rosettacode.org/wiki/Sudoku
Если у кого есть лучшие предложения — не стесняйтесь оставить комментарий.
Спасибо за внимание.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/192102/
Добавить комментарий