4 версии одной и той же по механике игры от четырёх разных производителей
У нас тут рынок без патентов. Можно посмотреть на него и понять, что будет, если все патенты отметить прямо завтра.
Дело в том, что отечественное патентное право не защищает механики настольных игр, и у нас очень много похожих штук. Кто-то конкурирует, кто-то расходится по сегментам, бьют друг друга по ценам или просто выдавливают аналоги. И ничего, все живы. Рынок развивается и растёт.
Почему нет защиты
Юридическая ситуация такая: по стандартным законам защищаются правила, графические компоненты и так далее. Это значит, что если вы возьмёте западную игру, перерисуете все картинки и в некоторой степени (скажем, на 10-20%) поменяете правила, этого будет достаточно чтобы пройти автороведческую экспертизу, и, следовательно, издавать игру в РФ в полном соответствии с законом.
Как это выглядит? Как разница между Wolfenshtain, Doom, Quake и Half-Life. Это 4 одинаковых механики в разных сеттингах, разной графике и с разным сюжетом. Сейчас идея патентовать жанр 3D-шутера или real-time стратегию вряд ли придёт кому-то в голову — хотя, помнится, создатели Warcraft’а когда-то сильно поссорились с правообладателями Warhammer’а.
Так вот, давайте посмотрим, что же происходит на таком «диком» рынке без патентов на конкретных примерах.
Активити и Элиас
Две игры на объяснение слов. В Активити надо рисовать, говорить словами и показывать жестами, в Элиасе — только объяснять словами. Живут в разных ценовых нишах (Элиас дешевле), благодаря чему Активити — лучшая игра для вечеринке в Москве, а Элиас — в регионах, где требования к цене критичнее. В эту же нишу делают игры все крупные производители. У Hasbro есть игра «Табу» — это тоже объяснение слов, но со своей изюминкой. Кстати, у нас в России тоже есть аналог, игравшийся ещё со времён СССР — Крокодил. И есть отечественный «Бум» (в народе – «Бумажки» или «Шляпа»). Это пример более-менее параллельного развития. Игры помогают друг другу занимать нишу и все вместе её расширяют.
Дженга и вариации
Дженга — очень старая игра про вытаскивание брусков из деревянной башни. Она очень увлекательная, крутая и вообще стабильно держится в хитах. Проблема только в том, что много кто выпускает похожие игры. Это также же башни с другой формой бруска, другими материалами и так далее — они легальны в Европе. У нас же делают ещё и прямые клоны, которые тоже соответствуют закону, причём получается куда дешевле.
Классическая версия: конкуренты долго копировали коробку по стилю, а они вот недавно его резко сменили на яркий-взрывной
Вот здесь мы подходим к самому главному ответу на вопрос пиратства: помогает ли скачивание «левых» фильмов и софта издателю? Да. Дело в том, что Дженга отличается качеством, и единственное, что сдерживает покупателей от покупки оригинальной — это цена. В прошлом году производитель убрал из продажи версию игры до 1000 рублей, осталась только дорогая, за примерно 1300. А это для многих покупателей рубеж. Сами знаете, какая зарплата в регионах.
За это время активировались все-все-все, кто пилил бруски, и как результат, башня появилась практически везде по стране, даже в мелких магазинах, куда бы в жизни не дотянулся издатель. А потом компания вернула на рынок товар — всё ту же старую добрую клёвую Дженгу, но уже в цене, по которой её реально купить. И сделала премиум-версию подороже. Разумеется, когда про игру знает куда больше людей, продаётся она в разы круче. Красиво, правда?
Производитель сейчас расширил линейку: например, на днях приехала редкая «Дженга тетрис» — её ещё долго никто не сможет скопировать.
Очень точная отливка (у нас так пока не делают) и «гнутые» детали. Но китайцы смогут скопировать — то есть минимум 3 месяца форы.
Монополия — Миллионер и вариации
Клонов Монополии за рубежом регулярно ловят и закрывают, поэтому ни один не успевает набрать популярность. У нас даже в продуктовых можно было встретить отдельных представителей этой группы игр. Надо отдельно сказать, что есть более-менее нормальная игра «Менеджер» ещё с советских времён — она ещё адекватна, но только как ностальгия. Монополия – это чётко подарок, поэтому почти всегда даже при наличии рядом похожих игр выбирают качественное оригинальное издание.
Скрабл и Эрудит
Скрабл и Эрудит — это две почти одинаковые игры, которые отличаются изданием. Иностранный Скрабл дорогой, качественный и очень клёвый, а наш Эрудит — маленький и заточенный под дорогу, плюс по цене — аккурат под регионы. Скрабл при этом пошел в потолок по цене и занял премиум-сегмент, а Эрудит всё ещё рулит там, где бюджет на покупку ограничен. Есть и клоны – Играслов, Словодел и так далее.
Больше юридических деталей
Основания
10.4.3.2. Административного регламента по изобретениям — «Предложения, которые не являются изобретениями согласно пункту 5 статьи
1350 Кодекса: правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;»
9.4.1. Административного регламента по полезным моделям — в качестве полезных моделей в соответствии с пунктом 1 статьи 1351 Кодекса и с учетом пунктов 1 и 5 статьи 1350 Кодекса техническим решением, охраняемым в качестве полезной модели, не являются предложения, характеризующие: правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;
Сама механика игры в России патентом не защищается. При этом можно подать заявку с указанием наличия определенного поля, карточек для него, фишек, костей и других атрибутов, игр, которые отличны от известных, то можно получить патент на изобретение или полезную модель. Примеры: RU2265471C2, RU2204430C2, RU80349U1 и так далее.
При этом механика игры защищается авторским правом. Защита осуществляется только от простого копирования данной игры, то есть клон с другими правилами и сюжетом имеет право на жизнь. В теории возможно обращение в суд, но нужны очень веские доказательства.
Например, наш юрист привёл такой пример:
Если я придумаю фильм типа «Властелина колец» на основе его сценария, но сюжет будет разворачиваться в космосе, вместо кольца будет амулет и так далее, передвигаться будут все на космических кораблях, битвы будут при станциях или на планетах, то обладателем прав на «Властелин колец» будет очень сложно доказать копирование.
Если защитить как изобретение или полезную модель, то в игре должны использоваться неизвестные ранее поля и атрибутика (специально разработанные), таким образом клонировать игру будет можно, но продавать поля и атрибутику будет нельзя. Пример – можно защитить булькающий спиральный таймер в «Ответь за 5 секунд» — и тогда новая игра должна будет использовать, например, другой таймер.
Вот тут сбоку видно таймер, где шарики спускаются по спирали. При перевороте он смешно булькает. Таймер может быть защищён как модель или изобретение, но это только кусочек игры.
Развитие рынка
Самые интересные игры — это те, которые используют похожую механику, но при этом развивают её. Например, если говорить о компьютерных стратегиях, DUNE II не использовала «резиновую» рамку для выделения отряда, а в Warcraft она уже появилась. Следующий шаг — команда в один клик (а не в два: что делать и куда это делать) и так далее. Так постепенно появляются ветки развития и интересные новые продукты в рамках одной механики. Опять же, я не слышал про патентование «резиновой рамки» для RTS, но аналогии в патентном праве бывают.
Вы давно хотели узнать, что будет, если патенты отменят?
Так вот, у нас их на рынке нет, и все могут делать одно и то же. Смотрите, как это работает: кто-то уверенно делит нишу (Уно-Свинтус), кто-то бьётся за аудиторию и вынуждает других снижать цену (цена на «Jungle Speed» упала вдвое после появления «Медведа»), кто-то не выживает (в цепочке Уно-Свинтус была ещё игра Соло — она ушла с рынка), кто-то использует технологические наработки для создания чудесных новых штук.
И ещё момент: цена игры определяется себестоимостью производства, а при крупной серии она куда ниже, поэтому те, кто уже есть на рынке, имеют ещё одну защиту – большие тиражи и федеральную рекламу. Это означает, что входить с копией – значит рисковать большими убытками, играя первое время в минус.
Хорошо это или плохо?
В целом, как оказалось, скорее, хорошо — двигает вперёд, даёт выигрыш тем, у кого лучше реализация, а не тем, кто раньше успел. Но первые всё равно снимают сливки, и если готовы играть в реальном рынке (как в случае Дженги) — получают максимальные профиты.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/mosigra/blog/193700/
Добавить комментарий