Часть 1 — Свойства
Продолжаем разбираться с метасистемой Qt. В этот раз рассмотрим создание виртуальных сигналов и слотов.
1. Сигналы
А точнее подключение к любым сигналам. Тут всё очень похоже на работу со свойствами, только аргументов может быть от 0 до 10. Цель — получить класс DynamicQObject, который сможет подключиться к любому сигналу и при его активации, вызвать некоторый метод с именем сигнала и переданными аргументами в виде QVariantList. Также буду разбивать код на кусочки с комментариями, приступим:
class DynamicQObject : public QObject { public: DynamicQObject(QObject *mapToObject, const char *signalCatchMethod, QObject *parent = 0); bool addSlot(QObject *object, const char *signal, const QString &slotName); bool removeSlot(const QString &name); bool addSignal(const QString &name, QObject *object, const char *slot); bool removeSignal(const QString &name); bool activate(const QString &signalName, const QVariantList &args); int qt_metacall(QMetaObject::Call call, int id, void **arguments); private: // virtual slots bool containsSlot(const QString &name); QObject *m_mapTo; const char *m_catchMethod; typedef struct { bool isEmpty; // true after removeSlot() QObject *object; int signalIdx; QString name; // virtual slot name QVector<int> parameterTypes; } slot_t; QVector<slot_t> m_slotList; // virtual signals typedef struct { bool isEmpty; // // true after removeSignal() QObject *reciever; int slotIdx; QString name; QVector<int> parameterTypes; } signal_t; QVector<signal_t> m_signalList; QHash<QString, int> m_signalHash; void *m_parameters[11]; // max 10 parameters + ret value };
addSlot — создаёт новый виртуальный слот с именем slotName и подключает его к сигналу signal объекта object. Посмотрим как тут всё устроено:
bool DynamicQObject::addSlot(QObject *object, const char *signal, const QString &slotName) { if (containsSlot(slotName)) return false; if (signal[0] != '2') { qWarning() << "Use SIGNAL() macro"; return false; }
Проверяем нет ли уже слота с таким же именем, а также наличие символа ‘2’ в начале его имени, этот символ добавляет макрос SIGNAL().
QByteArray theSignal = QMetaObject::normalizedSignature(&signal[1]); int signalId = object->metaObject()->indexOfSignal(theSignal); if (signalId < 0) { qWarning() << "signal" << signal << "doesn't exist"; return false; } QVector<int> parameterTypes; QMetaMethod signalMethod = object->metaObject()->method(signalId); for (int i = 0; i < signalMethod.parameterCount(); ++i) parameterTypes.push_back(signalMethod.parameterType(i));
Также как и в прошлый раз, получаем индекс сигнала, а далее получаем по этому индексу QMetaMethod. Из которого мы по одному получаем аргументы сигнала, создаём из них вектор. Далее мы будем приводить полученные аргументы именно к этим типам.
int slotIdx = -1; for (int i = 0; i < m_slotList.count(); ++i) { if (m_slotList[i].isEmpty == true) { slotIdx = i; break; } } bool addEntry = false; if (slotIdx == -1) { addEntry = true; slotIdx = m_slotList.count(); }
Здесь всё совсем просто, находим пустую запись (либо создаём новую) в m_slotList, куда мы сохраним информацию о созданном слоте. Пустые записи образуются после удаления слотов ( removeSlot() ), т.к. индексы у нас привязаны к слотам, их сдвиг привёл бы к вызову неверных слотов. Можно было бы применить здесь QHash или QMap, но я посчитал, что удаляют слоты гораздо реже, чем создают, а вызывают очень часто, так что вектор явно эффективнее, т.к. у него доступ по индексу выполняется за O(1), а у QMap и QHash в худшем случае за O(logn) и O(n) соответственно.
Собственно осталось только подключиться к сигналу:
if (!QMetaObject::connect(object, signalId, this, slotIdx + metaObject()->methodCount())) { qWarning() << "can't connect" << signal << "signal to virtual slot"; return false; } if (addEntry) { m_slotList.push_back({false, object, signalId, slotName, parameterTypes}); } else { slot_t &slot = m_slotList[slotIdx]; slot.isEmpty = false; slot.object = object; slot.signalIdx = signalId; slot.name = slotName; slot.parameterTypes = parameterTypes; } return true; }
И сохранить всю необходимую информацию о нём.
Вызов слота
Тут всё похоже на фокус со свойствами, создаём свою реализацию qt_metacall, только у нас теперь аргументов может быть больше:
int DynamicQObject::qt_metacall(QMetaObject::Call call, int id, void **arguments) { id = QObject::qt_metacall(call, id, arguments); if (id < 0 || call != QMetaObject::InvokeMetaMethod) return id; Q_ASSERT(id < m_slotList.size());
Проверяем, что вызывают действительно слот (метаметод), а также что индекс корректный.
const slot_t &slotInfo = m_slotList[id]; QVariantList parameters; for (int i = 0; i < slotInfo.parameterTypes.count(); ++i) { void *parameter = arguments[i + 1]; parameters.append(QVariant(slotInfo.parameterTypes[i], parameter)); }
Достаём ранее сохранённую информацию о слоте. И дальше создаём список QVariant-ов из полученный аргументов и сохранённых типов.
QMetaObject::invokeMethod(m_mapTo, m_catchMethod, Q_ARG(QString, slotInfo.name), Q_ARG(QVariantList, parameters)); return -1; }
Осталось только вызвать указанный в конструкторе метод с именем слота, и аргументами.
В removeSlot() нет ничего интересного, так что посмотрим сразу на пример использования:
Reciever reciever; DynamicQObject dynamic(&reciever, "signalCatched"); Tester tester; dynamic.addSlot(&tester, SIGNAL(signal1(int,int,QString)), "myslot1"); dynamic.addSlot(&tester, SIGNAL(signal2(QPoint)), "myslot2"); tester.emitSignal1(); tester.emitSingal2();
В конструктор DynamicQObject передаем указатель на любого наследника QObject и имя метода (Q_INVOKABLE), который будет вызывать при получении любого сигнала.
В классе Reciever у нас есть для имеется есть следующий метод: Q_INVOKABLE void signalCatched(const QString &signalName, const QVariantList &args), который просто выводить в консоль свои аргументы.
А в Tester есть два сигнала с указанными аргументами, и две функции генерирующие их, думаю всё должно быть понятно. Запускаем:
«myslot1» (QVariant(int, 123), QVariant(int, 456), QVariant(QString, «str») )
«myslot2» (QVariant(QPoint, QPoint(3,4) ) )
Видим, что всё работает:) Можно использовать абсолютно любые типы известные метасистеме Qt.
2. Слоты
Т.е. создание виртуальных сигналов и подключение их к обычным слотам, тут легко перепутать одно с другим… За это отвечают 3 функции: addSignal(), removeSignal() и activate().
Рассмотрим самое интересное. Создание сигнала:
bool DynamicQObject::addSignal(const QString &name, QObject *object, const char *slot) { if (slot[0] != '1') { qWarning() << "Use SLOT() macro"; return false; } int slotIdx = object->metaObject()-> indexOfSlot(&slot[1]); // without 1 added by SLOT() macro if (slotIdx < 0) { qWarning() << slot << "slot didn't exist"; return false; }
Как обычно, проверяем, что всё идёт как надо.
QVector<int> parameterTypes; QMetaMethod slotMethod = object->metaObject()->method(slotIdx); for (int i = 0; i < slotMethod.parameterCount(); ++i) parameterTypes.push_back(slotMethod.parameterType(i)); int signalIdx = -1; for (int i = 0; i < m_slotList.count(); ++i) { if (m_slotList[i].isEmpty == true) { signalIdx = i; break; } } bool addEntry = false; if (signalIdx == -1) { addEntry = true; signalIdx = m_signalList.count(); }
Аналогично создаём вектор типов аргументов.
if (!QMetaObject::connect(this, signalIdx + metaObject()->methodCount(), object, slotIdx)) { qWarning() << "can't connect virtual signal" << name << "to slot" << slot; return false; } if (addEntry) { m_signalList.append({false, object, slotIdx, name, parameterTypes}); } else { signal_t &signal = m_signalList[signalIdx]; signal.isEmpty = false; signal.reciever = object; signal.slotIdx = slotIdx; signal.name = name; signal.parameterTypes = parameterTypes; } m_signalHash.insert(name, signalIdx); return true; }
И снова всё почти также — подключаем наш виртуальный сигнал к слоту, а также сохраняем в m_signalHash пару имя — индекс сигнала. Таким образом при активации сигнала, мы получим его индекс из имени.
Удаление рассматривать не будем, а то и так очень много кода…
Активация сигнала
Тут уже есть новые моменты, а именно приведение типов.
bool DynamicQObject::activate(const QString &signalName, const QVariantList &args) { int signalIdx = m_signalHash.value(signalName, -1); if (signalIdx == -1) { qWarning() << "signal" << signalName << "doesn't exist"; return false; } signal_t &signal = m_signalList[signalIdx];
Проверяем, что сигнал существует и извлекаем сохранённую ранее информацию.
if (args.count() < signal.parameterTypes.count()) { qWarning() << "parameters count mismatch:" << signalName << "provided:" << args.count() << "need >=:" << signal.parameterTypes.count(); return false; }
Проверяем, что аргументов достаточно, лишние просто отбросим…
QVariantList argsCopy = args; for (int i = 0; i < signal.parameterTypes.count(); ++i) { if (!argsCopy[i].convert(signal.parameterTypes[i])) { qWarning() << "can't cast parameter" << i << signalName; return false; } m_parameters[i + 1] = argsCopy[i].data(); }
Создаём копию списка аргументов, т.к. он константный, а нам нужно приводить типы, т.е. менять его. А далее пробуем привести каждый аргумент к нужному типу. Так, например, можно вызвать слот с аргументом типа int, передав activate аргумент типа QString, главное чтобы строка содержала число.
Пример:
DynamicQObject dynamic(&reciever, "signalCatched"); Reciever reciever; dynamic.addSignal("virtual_signal", &reciever, SLOT(slot1(int,QString))); dynamic.activate("virtual_signal", QVariantList() << "123" << QString("qwerty") << 2 << 3);
Соответственно Reciever содержит обычный слот. Мы создаём виртуальный сигнал и вызываем его со списком аргументов.
Вот что получается:
slot1_call 123 «qwerty»
Два лишних аргумента отбросились, а для первого было выполнено преобразование типов, не уверен, что это очень нужная вещь, но тут она получается сама по себе, хотя можно и запретить подобное поведение…
Пока всё. Далее разберёмся с методами, и прикрутим простенький сетевой интерфейс…
P.S. В написании данного класса, очень помогла статья: Dynamic Signals and Slots, из которой можно узнать много всего интересного.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/198780/
Добавить комментарий