Социальная сеть без сервера. История разработки

от автора

Интро

Я хочу рассказать об опыте разработки iOS-клиента для социальной сети и бэкенда реализованного с помощью BaaS Parse.com Нижe приведена архитектура, которая у нас получилась, некоторые tips&tricks и размышления по поводу работы с parse.com.
Изначально клиент думал о сервере на RoR, но, видимо, они не рискнули вкладывать сразу много денег. Мы подписали строгое NDA, поэтому ссылку на Appstore я дать не могу.

Архитектура

Я много раз видел и слышал про проекты, которые перекидывались между разными разработчиками и теряли при этом цельность идеи, поэтому решил написать небольшой документ, в котором изложены основные принципы, по которым я выстраивал архитектуру приложения. Считаю, что в нем, по большей части, и сконцентрировался весь опыт, который я получил на этом проекте.

Скриншот структуры Xcode проекта

image
Логические слои

Работа с сетью

В приложении мы работаем с двумя сервисами: PubNub и Parse. Все взаимодействие с SDK этих сервисов происходит на этом слое.

  • Message Center
    • PubNub SDK

  • Parse Services
    У Parse есть свое iOS SDK, но мы не хотели сильно привязываться к нему, так как клиент говорил, что они планируют запустить свой сервер позднее. Поэтому мы использовали Parse RESTfull API, с которым взаимодействовали через AFNetworking. Всю бизнес-логику, которую можно было перенести на сервер, мы перенесли на cloud code — получилось, что каждый запрос вызывал серверный код. В принципе, можно было составлять сложные запросы, запихивая параметры в NSDictionary, но после того, как я разобрался с Backbone.js, на которой пишется cloud code, я стал все делать там — это гораздо читабельнее и лучше поддается изменениям. В итоге получилось, что на каждое действие пользователя приложение посылало только один запрос к серверу. Только на login и обновление экранов с разной информацией посылалось большее количество запросов.

UI

Этот слой самый простой — тут только ViewControllers, Views, Cells и дополнительный контроллер, который помогает в навигации и реализует разные хитрости с показыванием экранов в самых неожиданных местах. Например, если пользователь производит регистрацию через facebook, то он показывает экран с теми полями, которые должен заполнить пользователь, если их нет в его facebook аккаунте. Также здесь располагаются контроллеры, реагирующие на push notification. Нам необходимо было сделать drag-n-drop для UICollectionView — в результате использовали готовую реализацию: github.com/lxcid/LXReorderableCollectionViewFlowLayout. Пришлось немного подшаманить, но, в целом, пользоваться кодом можно.
Также могу порекомендовать MNMPullToRefresh, если вам нужен pull to refresh контрол для UITableView.

Data

Для работы с CoreData используем Magic Recording: никаких других дополнительных классов нету, кроме класса, который подключается к базе данных конкретного пользователя.

  • Core Data
    • Magic Recording
    • DataBaseManager class
  • DataSources
    Отдельные классы для UIViewController, где содержится логика взаимодействия с БД и сервером.
  • Models
    Мы имеем два основных типа моделей — модели локальной базы данных и промежуточные модели информации, которая приходит к нам с сервера.

Synchronisation Layer

Логический слой, на котором мы переводим объекты, полученные от сервера, в объекты БД и обратно(если есть необходимость). Если объекта с текущим id нету — добавляем его в БД. Если есть, то просто обновляем информацию с сервера.
Для моделей с большим количеством полей реализован обобщенный метод заполнения их значениями с использованием runtime функций:

смотреть код

-(id)syncLocal:(id)local withClass:(Class)localClass fromParse:(id)parse{     NSAssert([parse isKindOfClass:[UserStatistic class]], @"wrong class");     UserStatistic*stat =(UserStatistic*)parse;     LocalUserStatistics* newLocalStat = (LocalUserStatistics*)local;     if(!newLocalStat)         newLocalStat=[super syncLocal:local withClass:localClass fromParse:parse];          unsigned int outCount;     Protocol* protocol = objc_getProtocol("StatisticsProtocol");     objc_property_t *propList = protocol_copyPropertyList(protocol, &outCount);      NSArray* noSetProps = [self propertiesDontNeedToSet];     for (int i = 0; i < (int)outCount; i++) {         objc_property_t * oneProp = propList + i;     	NSString *propName = [NSString stringWithUTF8String:property_getName(*oneProp)];         if([noSetProps indexOfObject:propName]==NSNotFound){             id newValue =[stat valueForKey:propName];             if(newValue && newValue!=[NSNull null]){                 [newLocalStat setValue:newValue forKey:propName];             }         }     }     free(propList);          return  newLocalStat; }

  • ParseObjectsSync
    Слой для синхронизации массивов объектов — вызывает соответствующий класс из слоя ParseObjectSync для соответствующей модели
  • ParseObjectSync
    Слой, на котором описана логика, где мы каждой модели Parse ставим в соответствие модель Core Date. Также преобразуем поля, если это необходимо.
  • Chat Engine
    UI работает с сетью и БД только через прослойку классов синхронизации. Класс Chat Engine тоже лежит между UI и Pubnub c CoreDate. Он получился достаточно большим, но не настолько, чтобы можно было выделить из него отдельный класс, который бы назывался в соответствии с занимаемым слоем. Хотя, скорее всего, у меня просто не хватило желания это сделать.

In App Purchase

В приложении с самого начала задумывалась внутренняя валюта — Coins (Монетки), которые пользователь может легко купить, используя механизм In-App Purchase, ну а потратить всегда есть на что :). С точки зрения Apple’s In-App Purchase, они являются Consumable Product, т.е. нужно очень осторожно подходить к записи и учету прихода/расхода монеток, иначе пользователь потеряет деньги и расстроится.

Было решено сделать этот тонкий слой без использования сторонних библиотек. Сами Coins мы решили хранить в модели User на parse.com, а не локально. Это повлияло на то, как работает код завершения тразакции. Ведь мы должны дождаться момента, когда изменения Coins запишутся на parse.com и только после этого делать finishTransaction. Здесь отличное место для использования Block-a, который хранит контекст для завершения транзакции, пока мы делаем запрос на сервер. Такой подход дал нам возможность заходить в систему с разных устройств и всегда иметь актуальную информацию о Coins текущего пользователя.

Еще одна вещь, которую обычно не делают: SKPaymentTransactionObserver (класс, который реализует этот протокол) должен создаваться при старте приложения и жить всю его жизнь, так как туда может прийти незавершенная транзакция, которая не была завершена в прошлый запуск приложения. Cвоих Singleton-ов мы здесь не создавали.

Work Circle Controller

В ходе разработки появлялось все больше и больше действий, которые нужно было произвести в конкретный период времени и между таким-то и таким-то запросом. Например, для поддержания консистентности локальной БД нужно было загрузить сначала картинки пользователя, и только потом чаты, которые ссылаются на эти картинки. Также было много нюансов в бизнес-логике: показать экран с обязательными полями для заполнения, если пользователь зарегистрировался через facebook и подписаться на push notifications после логина, ведь не факт, что логин произойдет одновременно с получением токена. Также необходимо отписаться от push notifications после logout, инициализировать одни сервисы сразу после запуска, а другие только после логина. После того как вся логика последовательности запуска сервисов и жизни приложения была сосредоточена в отдельном классе, жить стало гораздо легче. Класс, кстати, не синглтон — он живет в AppDelegate. В итоге в AppDelegate осталось всего лишь 146 строчек кода.

Работа с Parse.com

В целом, работать с Parse понравилось, но до сих пор не понятно, приложения с каким объемом трафика на нем могут работать стабильно. На данный момент сервис дает следующие лимиты на один аккаунт (Pro plan):
Burst limit: 40 запросов в секунду
API requests limit: 160 — этого вы не найдете в документации (на момент написания статьи этого нет)
Ограничение на выполнение cloud code функции: 15 секунд
Ограничение на выполнение background job: 15 минут

Наше приложение еще не набрало большого количества пользователей, и не совсем понятно, как оно поведет себя в продакшене, но есть сомнения на этот счет. Приложение уже достигает лимита на количество API запросов. Я контактировал с командой Parse по поводу перехода на Enterprise plan со следующими характеристиками:

Total users: 1000
Users performing request in the same time: 500
API requests performing in the same time: 1000
API calls burst limit: 1000
Cloud code burst limit: 2000

Они ответили, что 1000 запросов в секунду будут стоить $14 000 в месяц. После чего я спросил у них, как можно уменьшить количество запросов, и описал работу нашего приложения. Они ответили, что 1000 запросов в секунду для нашего приложения — вполне оправдано, и меньше сделать вряд ли получится.

На Parse пока что нельзя просто поднять еще одну среду для тестирования и разработки на той же модели БД. Приходится создавать новое приложение и практически вручную создавать такую же модель данных.

В плане ограничения на количество запросов Parse проигрывает Kinvey. Я специально узнал об этом ограничении у Kinvey, и вот что они ответили: «You are correct — we do not limit number of requests per second (or on total requests or API calls in any way).» За $1 400 в месяц можно получить BaaS, на котором могут быть 50 000 активных пользователей в месяц, 3 среды, а бизнес-логика ограничивается 50 скриптами. При этом один скрипт саппорт определил так: «BL scripts are written in their own containers within the Kinvey web console, so a BL script is defined as each chunk of JS code — certainly quite a lot can be fit into a single BL script if one so desires.» Как все работает на практике, я не знаю, но выглядит привлекательно.

Cloud code на Backbone.js

Мне, как человеку, писавшему только на языках со строгой типизацией и никогда не прикасавшемуся к backend, было очень интересно изучать backbone.js. Основные сложности с которыми столкнулся:

  • Callback hell.
    решил с помощью использования библиотеки async.js
  • Debugging.
    для написания кода использовал Sublime. Потом наткнулся на пост о том, как настроить среду в Cloud9, и в тот же день нашел сообщение автора этой инструкции, в котором он поделился проблемой: после обновления сервиса для деплоя нового кода на сервер Parse у него все перестало работать, потому что версия python на Cloud9 не поддерживает некоторые функции. В итоге все так и осталось на Sublime, и дебаггинг происходил только после deploy и запуска кода на сервере
  • Тестирование.
    Смотри ниже. Это заслуживает отдельной главы
Интегральное тестирование

Подготовка среды для тестирования
Как сказал один умный человек, самое сложное в тестах — это настройка среды для тестирования.
В ходе разработки на серверном коде скапливалось все больше логики и появлялось все больше сценариев для тестирования. Становилось ясно, что без автоматических тестов написание cloud code будет занимать колосальное количество времени. Как я уже писал выше, дебажить можно было только после деплоя на сервер, до момента запуска кода нельзя было узнать даже о наличии синтаксических ошибок, только если они не связаны непосредственно с деплоем.
В итоге мы настроили среду для тестирования. В тестах мы с помощью Work Circle Controller запускаем все необходимые сервисы. С помощью флагов для препроцессора устанавливаем тот код, который нам нужно запустить для тестовой среды:

смотреть код

 #import "WorkCircleController.h"  //UI #if !TEST #import "LoginViewsManager.h" #endif  //Net #import <Parse/Parse.h> #import "ParseRESTClient.h" #import "StatisticService.h" #import "ProfilePicturesSync.h"  #if !TEST #import "ChatsEngine.h"  //Data #import "DataBaseManager.h" #import "LocalUser.h" #import "LocalLockSlot.h" #import "LocalPicture.h"  //Sync #import "SyncManager.h" #import "UserSync.h" #else  #endif  #if !TEST @interface WorkCircleController(){     ProfilePicturesSync* profilePicturesSync; }  @property(nonatomic, weak) AppDelegate* appDelegate; @property(nonatomic, strong) LoginViewsManager* loginManager; @property(nonatomic, strong) NSData* deviceToken; @end  #endif   @implementation WorkCircleController  #if !TEST - (id)initWithDelegate:(AppDelegate*)appDelegate {     self = [self init];     if (self) {         self.appDelegate = appDelegate;         profilePicturesSync = [ProfilePicturesSync new];     }     return self; }    #pragma mark - Push notification  - (void)app:(UIApplication*)application didRegisterForRemoteNotificationsWithToken:(NSData*)deviceToken{     self.deviceToken = deviceToken;     if(self.state == LifeStateLoginDataAndNetLayersReady || self.state == LifeStateLoggedIn)         [self subscribeToPushes:deviceToken]; }  - (void)subscribeToPushes:(NSData *)deviceToken {     [self subscribeToParsePushes:deviceToken];     [self subscribeToChatPushes:deviceToken]; }  - (void)subscribeToParsePushes:(NSData *)deviceToken { ... }  - (void)subscribeToChatPushes:(NSData *)deviceToken { ... }   - (void)unsubscribeFromPushesInParseWithBlock:(void (^)(NSError *error))block { ... }  #endif   #pragma mark - Pre Login Logic  -(void)setupPreLoginStateWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{     [self prepareNetManagersForPreLoggin]; #if !TEST     [self performUIUpdatesForPreLogginWithBlock:^(NSError *error) {         if(block)             block(error);     }]; #else     finishWithErrorBlock(nil); #endif }  -(void)prepareNetManagersForPreLoggin{     [[ParseRESTClient sharedClient] startParseService]; }  #if !TEST -(void)performUIUpdatesForPreLogginWithBlock:(void (^) (NSError* error))block {     ... } #endif  #pragma mark after register Login Logic - (void)afterRegistrationWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{ ... }  #pragma mark - Login Logic -(void)loginWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{         [self prepareDataManagersForLogginWithBlock:^(NSError *error) {         [self prepareNetManagersForLogginWithBlock:^(NSError *_error) { #if !TEST             [self performUIUpdatesForLogginWithBlock:^(NSError *uIError) {                 if(block)                     block(uIError);                 [self performAfterLoginUpdatesWithBlock:^(NSError *afterLoginError) {                                      }];             }]; #else             if(finishWithErrorBlock)                 finishWithErrorBlock(error); #endif         }];     }]; }  -(void)prepareDataManagersForLogginWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{ #if !TEST     [DataBaseManager setupDataBaseWithUserId:[PFUser currentUser].email];     [[Settings defaultSettings] setUsername:[PFUser currentUser].email]; #endif     block(nil); }  -(void)prepareNetManagersForLogginWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{     [[ParseRESTClient sharedClient] updateToken]; #if !TEST     ... #endif     block(nil); }  #if !TEST - (void)performUIUpdatesForLogginWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{     ... }  - (void)performAfterLoginUpdatesWithBlock:(void (^) (NSError* error))block {    ... } #endif  #pragma mark - Logout Logic   -(void)logoutWithBlock:(void (^)(NSError *error))block{ #if !TEST ... #else     [PFUser logOut];     [[ParseRESTClient sharedClient] closeClient];     block(nil); #endif }  - (void)deleteAccountWithBlock:(void (^)(NSError *error))block{     [[ParseRESTClient sharedClient] closeClient]; #if !TEST     ... #else     [PFUser logOut];     block(nil); #endif      }

Далее мы создали отдельные классы, в которых поместили реализацию разных сценариев, которые может выполнить пользователь.
В базовом классе реализован единственный метод:

 - (void) setUpWithBlock:(void (^) (NSError* error))block{     [NSURLRequest setAllowsAnyHTTPSCertificate:YES forHost:@"api.parse.com"]; //отключаем проверку сертификатов, иначе iOS не дает нам общаться через https в тестовой среде. Это приватное АПИ.     self.workCircleController = [WorkCircleController new];     [self.workCircleController setupPreLoginStateWithBlock:^(NSError *error) {         block(error);     }]; }

Далее мы создали среду и логику для двух пользователей и для отдельных сценариев. Поскольку взаимодействие с сервером реализовано асинхронное, то мы использовали SRTAdditions.h для получения калбеков и правильного исполнения тестов.
Развитие идеи
Основной целью этого подхода было уменьшение времени на тестирование разных сценариев. Я думаю, что на Parse реально настроить Jasmine или Mocha, поэтому некоторые кейсы было бы проще решать через юнит-тесты, но в целом интеграционные тесты вполне оправдали себя: билды становились все стабильнее, время на разработку новых фич на cloud code уменьшилось, и можно было поиграть в теннис, пока выполняются все тесты.
image
После того, как в теннис я стал играть слишком много времени, начальство забеспокоилось и решило поднять сервер hudson-ci.org, который берет последний код с git, и запускает sh скрипты, которые запускают тесты. Для запуска тестов и красивого отображения логов использовали xtool. Кстати, при запуске через консоль тесты не запускают симулятор, и можно дальше работать над кодом, пока выполняются тесты.

Локализация

Для локализации в итоге стал использовать очень простой тул: agi18n

Tips & Tricks

  • Почему надо включать warnings в проекте статья 1, статья 2
  • Снипеты (шаринг через dropbox):
    • __weak typeof(self) weakSelf = self;
    • (void (^)(NSError *error))<#block#>
  • Code style от New York Times
  • Reveal. Очень любопытный инструмент для отладки UI. Очень удобно, когда неясно, куда уехала вью или когда дают на поддержку новый большой проект и мало времени, чтобы разобраться в том, как устроена архитектура вью-контроллеров и где какие вью.
  • удобный тул для генерирования бесчисленного количества иконок всевозможных размеров
    www.gieson.com/Library/projects/utilities/icon_slayer/

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/198864/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *