Ковырялся давеча с одним универсальным, и потому до неприличного мощным, интерфейсом доступа к данным на Python-е. Неприличная мощь выражается в виде множества параметров на все случаи жизни, зачастую крайне экстравагантные и нужные только в 5% случаев. В итоге приходится дублировать всю пачку параметров и деталей даже в прямолинейных запросах, что вызывает пессимизм и желание заняться чем-то другим. И тут вспомнилась мне аналогичная история из моего далекого прошлого, которой и делюсь.
Проблема
Было это давно и не правда, настолько давно, что можно смело относить в категорию мемуаров. Отрядили нас в помощь отделу занимающемуся аутсорсингом. Проект был уже в стадии активного кодирования и, что-то обсуждать и менять было уже поздно (а может и изначально невозможно). Необходимо было сделать интерфейс бизнес уровня к данным, хранящимся в 20 табличках. На С++. Под винду и линукс. 20 табличек в Постгресе или Оракле. «Интерфейс бизнес уровня» это такой эвфемизм к тупейшему набору операций над сущностями из этих таблиц, а именно — выбрать по ключу или значению других полей, создать, изменить или выбрать связные сущности.
К тому моменту я уже начинал догадываться, что наша работа иногда бывает не очень интересной, но чтобы настолько! Эта задача по своей унылости побила все рекорды. В одночасье я почувствовал себя в шкуре тех людей которым их работа не интересна, и меня это, почему-то, совсем не воодушевляло. На этом фоне у моих коллег все было не так плохо — они, всего лишь, перебрали кучу С++(С) либ упрощающих доступ к БД и убедились в том, что ни одна из них, вопреки заявлениям, нормально не работает одновременно с Ораклом и Постгресом.
Идея
Убежденность в том, что это тупую работу должен делать кто угодно, но только не я, потихоньку подталкивала меня к мысли, что надо на кого-нить это свалить. Из моего окружения смириться с такой участью согласился только компьютер, так что, в итоге, ему выпала честь сгенерировать необходимый код. Напрягало во всей этой затее только то, что на тот момент о предмете у меня было весьма смутное представление как о чем-то очень сложном и нетривиальном. Из инкубационного периода идею с генерацией вывело случайное воспоминание о дебуге одного вэб приложения с JSP, бинами и прочим ужасом летящим на крыльях ночи. Дебугер показал мне код который генерится из JSP (java server pages) странички. К примеру из такой вот странички:
<ul> <% for (int i = 0; i < 10; i++) { %> <li> <%= i %> <% } %> </ul>
получается примерно следующий код:
out.println("<ul>"); for (int i = 0; i < 10; i++) { out.print("<li>"); out.print(i); out.println(); } out.println("</ul>");
То есть, алгоритм генерации из JSP кода который, в свою очередь, генерит HTML очень прост, приблизительно: все, что внутри <% %> становится кодом, а все, что снаружи заворачивается в out.print("<текст>"), ну и немного синтаксического сахара. В нашем случае нужно лишь заменить HTML на С++, а жаву на что-то еще и, после простейших преобразований, мы получаем код, который нам сгенерит желаемый C++ код. «Что-то еще» я выбрал по принципу наименьшего сопротивления — windows scripting host уже был на нашей билд машине, соответственно, используем java script (или ECMAScript, как его там).
Прототип
В данной статье мы рассмотрим максимально «близкое к тексту» решение. Оригинальное решение, к сожалению, рассмотреть не получится — слишком много важных деталей уже стерлось из памяти. Будем считать, что БД у нас только Постгрес, чтобы не покидать уютный линух энвайрмент windows scripting host тоже не будем использовать, в качестве данных будем использовать какую-нить простенькую типовую схемку с Employee, Department etc.
В качестве standalone реализации JS возьмем первый пришедший в голову — rhino (почему-то v8 был вторым). Итак, ставим rhino, создаем файл codegen.js, пишем туда print(2*2); rhino codegen.js: 4, voila!
if (arguments.length < 1) { print("Usage: codegen.js <template>"); quit(); } function produce_text(text) { return "__codegen_output += '" + text.replace("'", "\\'", 'g').replace('\n', '\\n', 'g').replace('\r', '\\r', 'g').replace('\t', '\\t', 'g') + "';\n"; } function produce_code(code) { if (code[0] == '=') { return '__codegen_output += ' + code.substr(1) + ';\n'; } return code + '\n'; } remainder = readFile(arguments[0]); var code = 'var __codegen_output = ""; '; while (remainder.length) { var begin = remainder.indexOf('<%'); if (begin >= 0) { code += produce_text(remainder.substr(0, begin)); remainder = remainder.substr(begin + 2); var end = remainder.indexOf('%>'); if (end >= 0) { code += produce_code(remainder.substr(0, end)); remainder = remainder.substr(end + 2); } else { code += produce_code(remainder); remainder = ''; } } else { code += produce_text(remainder); remainder = ''; } } code += 'print(__codegen_output);' eval(code);
— тупейшая, прямолинейная реализация описанного чуть выше алгоритма — 50 строк — весь кодогенератор. Тестируем:
файл template:
<% var className = 'MyClass'; var fields = ['Name', 'Description', 'AnotherOne', 'LastOne']; %> class <%= className %> { private: <% for(var i = 0; i < fields.length; i++) { %> int <%= fields[i] %>; <% } %> };
rhino codegen.js tempalte:
class MyClass { private: int Name; int Description; int AnotherOne; int LastOne; };
В <% %> у нас любой js код, <%= expr %> заменяется результатом вычисления expr. В принципе — это все, что нам надо, того достаточно, чтобы сгенерить вообще все, что угодно. К сожалению, стоит отметить, что это простота имеет и обратную сторону — код в шаблоне очень плотный и без подходящей подсветки синтаксиса читать его сложно. Не последнюю скрипку в этом играет сам JS — лаконичностью и выразительностью он не отличается.
Теперь время попробовать сгенерить что-то более полезное.
файл template:
<% var model = [ { name: 'Employee', fields: { Id: { type: 'int' }, Name: { type: 'string' } } } ]; var cppTypeMap = { 'int': 'int', 'string': 'std::string' }; %> <% for (var i = 0; i < model.length; i++) { var entity = model[i];%> struct <%= entity.name %> { <% for (var field in entity.fields) { %> <%= cppTypeMap[entity.fields[field].type] %> <%= field %>; <% } %> }; <% } %>
rhino codegen.js template:
struct Employee { int Id; std::string Name; };
Содержимое переменной model это, по сути, так называемый DSL (domain specific language). В нашем случае это язык описания сущностей предметной области. Текущий его вариант слишком примитивен чтобы быть хоть как-то полезным, так что дополним его всем необходимым.
var model = [ { name: 'Department', fields: { Id: { type: 'int' }, Name: { type: 'string'} }, primaryKey: 'Id' }, { name: 'Employee', fields: { Id: { type: 'int' }, Name: { type: 'string' }, DepartmentId: { type: 'int', references: 'Department' } }, primaryKey: 'Id' } ];
Решение
Теперь мы в состоянии сгенерить код получения сущностей из БД по ключу, по связным сущностям и т.д. Также уже можно сгенерить sql скрипт для создания базы данных. Чтобы из одной модели генерить разные исходники немного поразбросаем код:
var model = [ { name: 'Department', fields: { Id: { type: 'int' }, Name: { type: 'string'} }, primaryKey: 'Id' }, { name: 'Employee', fields: { Id: { type: 'int' }, Name: { type: 'string' }, DepartmentId: { type: 'int', references: 'Department' } }, primaryKey: 'Id' } ];
будет содержать только наш DSL,
<% load('model'); var cppTypeMap = { 'int': 'int', 'string': 'std::string' }; function fieldType(entity, field) { return cppTypeMap[entity.fields[field].type]; } %> <% for (var i = 0; i < model.length; i++) { var entity = model[i];%> struct <%= entity.name %> { <% for (var field in entity.fields) { %> <%= fieldType(entity, field) %> <%= field %>; <% } %> <% var fieldList = []; for (var field in entity.fields) fieldList.push(field); %> static <%= entity.name %> ByKey(<%= fieldType(entity, entity.primaryKey) %> key, pqxx::work& tr) { if (!tr.prepared("<%= entity.name %>ByKey").exists()) { tr.conn().prepare("<%= entity.name %>ByKey", "select <%= fieldList.join() %> from <%= entity.name %> where <%= entity.primaryKey %> = $1"); } pqxx::result rows = tr.prepared("<%= entity.name %>ByKey")(key).exec(query); <%= entity.name %> result; <% for (var j = 0; j < fieldList.length; j++) { %> result.<%= fieldList[j] %> = rows[0][<%= j %>].as<<%= fieldType(entity, fieldList[j]) %>>(); <% } %> return result; } <% for (var field in entity.fields) if (entity.fields[field].references) { var ref = entity.fields[field].references; %> <%= ref %> Get<%= ref %>() { return <%= ref %>::ByKey(<%= field %>); } static std::vector<<%= entity.name %>> By<%= ref %>(<%= fieldType(entity, field) %> key) { if (!tr.prepared("<%= entity.name %>By<%= ref %>").exists()) { tr.conn().prepare("<%= entity.name %>By<%= ref %>", "select <%= fieldList.join() %> from <%= entity.name %> where <%= field %> = $1"); } pqxx::result rows = tr.prepared("<%= entity.name %>By<%= ref %>")(key).exec(query); std::vector<<%= entity.name %>> result; for (pqxx::result::size_type i = 0; i < rows.size(); i++) { <%= entity.name %> row; <% for (var j = 0; j < fieldList.length; j++) { %> row.<%= fieldList[j] %> = rows[i][<%= j %>].as<<%= fieldType(entity, fieldList[j]) %>>(); <% } %> result.push_back(row); } return result; } <% } %> }; <% } %>
— шаблон для генерации плюсового кода и
<% load('model'); var sqlTypeMap = { 'int': 'integer', 'string': 'text' }; function fieldType(entity, field) { return sqlTypeMap[entity.fields[field].type]; } %> <% for (var i = 0; i < model.length; i++) { var entity = model[i];%> CREATE TABLE <%= entity.name %> ( <% for (var field in entity.fields) { var ref = entity.fields[field].references; %> <%= field %> <%= fieldType(entity, field) %><% if (ref) { %> REFERENCES <%= ref %><% } %>, <% } %> PRIMARY KEY (<%= entity.primaryKey %>) ); <% } %>
— шаблон для генерации скрипта создания БД.
rhino codegen.js cpp.template:
struct Department { int Id; std::string Name; static Department ByKey(int key, pqxx::work& tr) { if (!tr.prepared("DepartmentByKey").exists()) { tr.conn().prepare("DepartmentByKey", "select Id,Name from Department where Id = $1"); } pqxx::result rows = tr.prepared("DepartmentByKey")(key).exec(query); Department result; result.Id = rows[0][0].as<int>(); result.Name = rows[0][1].as<std::string>(); return result; } }; struct Employee { int Id; std::string Name; int DepartmentId; static Employee ByKey(int key, pqxx::work& tr) { if (!tr.prepared("EmployeeByKey").exists()) { tr.conn().prepare("EmployeeByKey", "select Id,Name,DepartmentId from Employee where Id = $1"); } pqxx::result rows = tr.prepared("EmployeeByKey")(key).exec(query); Employee result; result.Id = rows[0][0].as<int>(); result.Name = rows[0][1].as<std::string>(); result.DepartmentId = rows[0][2].as<int>(); return result; } Department GetDepartment() { return Department::ByKey(DepartmentId); } static std::vector<Employee> ByDepartment(int key) { if (!tr.prepared("EmployeeByDepartment").exists()) { tr.conn().prepare("EmployeeByDepartment", "select Id,Name,DepartmentId from Employee where DepartmentId = $1"); } pqxx::result rows = tr.prepared("EmployeeByDepartment")(key).exec(query); std::vector<Employee> result; for (pqxx::result::size_type i = 0; i < rows.size(); i++) { Employee row; row.Id = rows[i][0].as<int>(); row.Name = rows[i][1].as<std::string>(); row.DepartmentId = rows[i][2].as<int>(); result.push_back(row); } return result; } };
Признаюсь, что сгенеренный код не запускал и даже не компилировал, но обещаю, что он очень близок к реальному коду работающему с постгресом. 🙂
rhino codegen.js sql.template:
CREATE TABLE Department ( Id integer, Name text, PRIMARY KEY (Id) ); CREATE TABLE Employee ( Id integer, Name text, DepartmentId integer REFERENCES Department, PRIMARY KEY (Id) );
Для многих, я думаю, очевидно, что ничего нового я не придумал. Множество ORM’ов умеет генерить аналогичный код. Основная цель статьи была продемонстрировать, что создать свой язык, пусть всего лишь DSL, не просто, а очень просто. Это совсем не так страшно, как кажется, потому как на многих этапах можно очень неплохо сэкономить. Например, в данном случае мы сэкономили на парсере — большую часть работы делает JS движок, и на компиляторе — генерить плюсовый код значительно проще, чем машинный, а тяжести пусть таскает плюсовый компилятор.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/acronis/blog/199012/
Добавить комментарий