Материалов, посвященных культовой вещи своего времени RAZR V3 и историй вокруг нее написано немало. Сегодня представляю вашему вниманию перевод статьи Дэвида Пирса. Я решил ее перевести, потому что лично мне хотелось бы видеть больше действительно стоящих продуктов с дизайнерской точки зрения.
Символы статуса это вещи, которые передают свои функции и особенности и становятся чем-то красивыми и роскошными сами по себе. Это вещи, которые могут жить уже после войн мегапикселей и мегагерц, вне зависимости от них, вечные светочи дизайна и инноваций.
В 2003-м, Нокиа создала три самых популярных в мире телефона. Все три были короткими обрубками, кирпичиками с девятью кнопками и маленьким монохромным экранчиком. Все три выглядели и работали так же как и любой другой мобильный телефон на рынке, но они стоили по 50, 20 долларов или вообще бесплатно. Потому и продавались как горячие пирожки.
Но в начале следующего года, под стеклянным футляром внутри музея современного искусства Аркен в Копенгагене, избранная группа из 110 фэшн-журналистов получила неожиданный мимолетный высокотехнологичный взгляд в будущее. Это был Motorola RAZR V3, телефон который изменил мир.
Джим Викс, главный дизайнер в Мотороле с 2000 (или с 2001 года, он сам точно не помнит), сообщает, что изменить мир было все время в планах. “В то время, все телефоны начали превращаться в такие ухватистые, без ярких особенностей, бесформенные штучки. Потому и идея выхода за рамки была очень и очень необычной, шла вразрез со всем, что остальные разрабатывали в сфере мобильных устройств в то время”
Моторола начала этот проект с двумя установками, даже мантрами. Викс и его команда были одержимы идеей быть «королями тонкости», не делая «никаких компромиссов». Эти вещи звучат сегодня очевидно, но они были десять лет назад необычайно противоречащими интуиции. Даже без упоминания сложности при производстве: в процессе создания тончайшего телефона на рынке, Мотороле надо было изобретать и совершенствовать технологию за технологией. Викс хотел, чтобы телефон был сделан из металла, «сплава высокого качества, а не из штампованной дешевки.» Но металл блокировал радиопередатчик телефона, поэтому Моторола переупаковала проводку, чтобы все антенны и чипы были в нижней части устройства. Ныне печально известный «подбородок» у RAZR был создан по необходимости, а не по эскизам дизайнеров. Даже клавиатура была заново продумана во имя войны за миллиметры. «Все клавиатуры начали было становиться очень маленькими» — говорит Викс. «И если вы устанавливаете клавиатуру больше, то вам бы не хотелось этих типичных клавиш с пупырками и выпуклостями, которые забрали бы более 5-10% толщины устройства. Таким образом дело привело к поискам в области супертонкой клавиатуры, но если вы делаете супертонкую клавиатуру, вы не можете сделать ее из мембранных пластиковых штук. Поэтому мы сделали металлическую”.
Телефон выглядел и ощущался как ничто другое на рынке. RAZR не создавался для миллионных тиражей, а чтобы просто доказать, на что Моторола способна. Викс вспоминает: “когда мы показывали устройство операторам, многие говорили что-то вроде: “Нет. Не взлетит.” Довольно много людей было занитересовано, но не настолько чтобы всем подписаться под контрактом.” Объявленная цена — 449 долларов, что практически неслыханно в то время. Издания называли телефон модной штучкой, диковинкой.
Но вот что Викс узнал в Копенгагене, RAZR помимо всей движухи вокруг него, имел одну особенность, которая действительно что-то значила: он был клевым. Телефон выделялся в подарочных пакетах на церемонии Оскар, в рекламе с Марией Шараповой, в кармане Джейсона Борна, как фигурка в настольной Монополии. По словам Викса, это был первый девайс, который стал чем-то большим, чем просто телефоном, а месседжем окружающему миру, который Моторола поддержала огромной и беспощадной рекламной кампанией. “Это первое устройство, которое действительно перешло из разряда средства для звонков, к подлинно консьюмерскому продукту и даже стало модной вещью.” Эд Бэйг из USA Today сравнил телефон с дорогими часами или спорткаром — никто не приобретал RAZR из чисто утилитарных аргументов, но если вы могли его себе позволить, он был вне конкуренции.
В 2005 и 2006 годах все, кого я знал, или уже обладали RAZR, или хотели купить его себе. Моя Моторола Т193 с беспроводной зарядкой от оператора Voicestream (T-Mobile) была одна из легиона обезличенных моноблочных телефонов, но RAZR-ы моих друзей были как штучки из новелл Филиппа Дика. Они были такими тонкими, мастерски обработанными, с до опаски резкими контурами.
Многие годы, цена — это все, что имело значение — операторы продавали телефоны как можно дешевле в отчаянной попытке продать как можно больше контрактов. RAZR положил начало новой эре: Моторола доказала, что люди будут платить хорошие деньги за отличные устройства. Без таких конкурентных преимуществ, как магазин приложений или хорошей операционной системы, оставалось только железо, в котором ни одна компания не могла сравниться с Моторолой. Многие пытались, от Sanyo Katana (собезьянничали даже лезвиеподобное название) до Samsung A900, но никто даже близко не смог повторить успех. В период превосходства, непревзойденного ни до, ни после, в течение 12 кварталов подряд с 2004 по 2008 год, RAZR оставался самым продаваемым телефоном в США.
Но на гребне волны популярности RAZR, со временем снижая цены и маржу, чтобы телефон продолжали сметать с полок, Моторола пропустила появление следующего этапа развития телефонов: программное обеспечение и сервисы. “Мы не выясняли, что его [RAZR] может подорвать,” говорит Викс. “Мы не вкладывались в подрыв нашего превосходства. Это был кто-то другой.” И даже когда Моторола пыталась развиваться и улучшаться, это встретило сопротивление всемогущих операторов. “Мы были в ступоре от неудачной позиции, когда мы тормозили будущую продуктовую линейку и спецификации из-за того, что все говорили “мы хотим что-то похожее,” и когда однажды мы зафиксировали пожелания все начали говорить: “Хорошо, но эта новая модель выглядит как RAZR.” Потом вышел айфон и рынок сделал следующий поворот в мобильной индустрии.
Смартфоны убили RAZR раз и навсегда, но это не обязано было таким образом произойти. Викс указывает на линейку телефонов Ming, которую Моторола запустила для Китая в 2006 году, раскладушки с двумя экранами со стилусом и распознаванием рукописного ввода могли дать Мотороле новую жизнь на рынке сенсорных устройств. “Это был один из самых неизвестных, но один из самых классных продуктов” — сообщает Викс. Но телефоны линейки Ming никогда нигде больше не появлялись и айфон почти решил, как в любом случае будет выглядеть следующее поколение телефонов.
Моторола стала первой компанией, доказавшая, что дизайн может продать телефон, и на протяжении трех лет, вечность в мире потребительской электроники, ее было не остановить. Окружающая действительность могла поменяться с тех пор, но уроки которые извлек Викс и его команда, остались неизменны. По его словам, Моторола научилась, что компаниям нужно превосходство в проектировании, дизайне, маркетинге или ничего не выйдет. Дизайн — самое трудное и самое важное: “Если у вас безупречные проектирование и разработка без создания отличного дизайна, вы далеко не уедете.”
Время RAZR ушло, раскладушки устарели — хотя Викс не исключает возвращения этого форм фактора. “Я думаю технологии будут эволюционировать. Я имею ввиду, черт возьми, если вам не придется касаться телефона для его использования…” Он замолкает. Внезапно я подумал, что мы оба мечтаем о раскладушке Moto X. Существует 130 миллионов бывших владельцев RAZR, которых может быть очень взбудоражит эта мысль.
Кому интересно, рекомендую главу из этой книги: RAZR от Motorola — история неожиданного успеха — www.ozon.ru/context/detail/id/7380214/
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/200684/
Добавить комментарий