Отечественный краудфандинг: статистика на примере Planeta.ru

от автора

В то время, как Kickstarter изобилует интересной статистикой, а хабраюзеры пишут о нём отличные аналитические посты, на рынке отечественного краудфандинга в плане статистики и аналитики как-то совсем плохо. Максимум, на что можно рассчитывать — парочка интересных цифр где-нибудь на «фасаде» сервиса. Цифры эти, конечно, очень оптимистичные и не отражают в целом ситуации на рынке. Но очень хотелось бы хотя бы примерно оценить как обстоят дела у нас.

Многие краудфандинговые сервисы в России умерли, не успев родиться. Примеры: RuStarter (сейчас редиректит на Boomstarter), IT RockOut, TimeToStart. Более менее держатся на плаву Planeta.ru, Boomstarter, С миру по нитке и ряд других помельче. На этих сервисах периодически появляются новые проекты, с различным успехом завершаются старые — платформы живут и функционируют. Остаётся лишь один вопрос — с каким успехом?
Я решил собрать маленькую и простую статистику по одному из перечисленных сервисов. Чем больше кампаний на сервисе, тем лучше. Оценив примерно количество активных и завершённых кампаний на каждом из них, я пришёл к выводу, что крупнейшим по количеству зарегистрированных кампаний является краудфандинговый сервис Planeta.ru: там мне удалось насчитать 424 кампании, в то время как на Boomstarter — около 200, на «С миру по нитке» — около сотни.
Из перечисленного количества проектов на Planeta.ru, завершено 236, текущих — 188. Если рассматривать по категориям, то картина следующая:

Категория Всего проектов Завершённых Текущих Доля завершённых
Спорт 1 0 1 0%
Технологии 14 9 5 64,29%
Видео 58 14 44 24,14%
Общество 50 41 9 82%
Театр 11 9 2 81,82%
Фотография 10 6 4 60%
Искусство 23 17 6 73,91%
Игры 10 8 2 80%
Еда 10 5 5 50%
Дизайн 6 3 3 50%
Музыка 165 106 59 64,24%
Литература 28 13 15 46,43%
Мода 1 0 1 0%
Благотворительность 23 0 23 0%
Другое 14 5 9 35,71%

Видим, что наибольшее количество проектов в категориях «Музыка» и «Видео». И вообще, налицо смещение фокуса в сторону творческих проектов нежели социальных. Возможно, это объясняется популярностью того же Kickstarter, ведь именно ориентированность на творческие проекты зарекомендовала себя на рынке краудфандинга и в значительной мере популяризировало само явление краудфандинга. Абсолютными лидерами, как видно, являются проекты категории «Музыка», которые составляют порядка 39% от общего числа.
Однако, куда интереснее узнать: сколько среди всех этих проектов успешно собрали целевую сумму? Собравших 100 и более процентов целевой суммы назовём успешными, менее 100% — неуспешными, собравших 0% — провальными. Также учтём, что записать проект к «успешным» можно даже в случае незавершённой кампании (ведь если проект собрал больше 100% целевой суммы ещё до окончания кампании, он в любом случае считается успешным), а к неуспешным и провальным — только в случае уже завершённой. Получим такое распределение по категориям:

Категория Всего проектов Успешных Неуспешных в т.ч. провальных Доля успешных Доля провальных
Спорт 1 0 0 0 0% 0%
Технологии 14 1 8 4 7,14% 28,57%
Видео 58 8 8 10 13,79% 17,24%
Общество 50 8 33 10 16% 20%
Театр 11 1 8 1 9,09% 9,09%
Фотография 10 1 5 3 10% 30%
Искусство 23 2 15 7 8,70% 30,43%
Игры 10 0 8 0 0% 0%
Еда 10 3 2 0 30% 0%
Дизайн 6 1 2 1 16,67% 16,67%
Музыка 165 35 79 35 21,21% 21,21%
Литература 28 2 12 9 7,14% 32,14%
Мода 1 0 0 0 0% 0%
Благотворительность 23 0 0 0 0% 0%
Другое 14 1 4 2 7,14% 14,29%

Отсекаем мысленно категории «Спорт» и «Мода» (они не представляют интереса, так как в каждой из них всего один незавершённый проект), и видим, что наибольшая доля успешных проектов в категориях «Еда» и «Музыка», а в категориях «Игры» и «Благотворительность» вообще нет успешных проектов. Для «Благотворительности» это обусловлено тем, что такие кампании в большинстве являются долгосрочными (для некоторых вообще не указан срок окончания) и не завершены на текущий момент, поэтому судить об их успешности пока рано. В то же время видно, что среди таких кампаний совсем нет провальных: любой из зарегистрированных благотворительных кампаний удалось собрать хоть какую-нибудь сумму.
Интересно взглянуть на категорию «Игры». Несмотря на то, что ни один проект не собрал целевой суммы, среди них также нет ни одного провального: люди готовы жертвовать деньги.
Самыми «провальными» в относительном выражении являются категории «Литература» и «Искусство» — 32,14% и 30,43% провалившихся кампаний соответственно. Категория «Технологии» также не отличается успехом: провалилось 28,57% кампаний.
В целом, среди всех завершенных проектов всех категорий доля успешных — 26,7%, доля провальных — 34,7%. Для сравнения: доля успешных проектов на Kickstarter порядка 43%.
Наконец, собранные деньги. На гистограмме ниже представлены собранные всеми проектами каждой категории суммы в рублях.

image

То же, но в процентах от общей суммы собранных средств на ресурсе:

image

Как видно, лидерами по сборам с большим отрывом являются проекты категории «Музыка» и «Видео», что явно коррелирует с количеством зарегистрированных кампаний в этих категориях (их больше всего). На успешные проекты было пожертвовано 5 741 514 руб. (от суммы), на неуспешные — 28 288 077, рубля. В общей сумме, был пожертвован 34 029 591 рубль.
Тут интересный момент: сам сервис сообщает об общей собранной сумме в 37 106 254 рубля (сбор данных мной производился 28.10.2013), хотя я уверен, что собрал данные по всем представленным на сайте проектам. Возможно, человеческий фактор с моей стороны, но на 3 миллиона ошибиться — очень сомнительно. Возможно, сумма, сообщаемая сервисом, указана без учета комиссии самого сервиса, но об этом нигде не сообщается.

Краудфандинг в России (да и в мире в целом) сейчас на пути становления. Но уже сейчас даже в отечественной практике есть вполне успешные проекты. Самый успешный найденный мною проект собрал 1063 % от целевой суммы, что весьма неплохо. В целом же, доля успешных проектов, как уже было сказано, составляет не более 25 — 28% среди всех завершённых. Это меньше, чем на Kickstarter, однако, тоже неплохой результат. Напомню также, что изначально создатели того же Kickstarter не рассчитывали получать больше 5% успешных проектов, но результат оказался неожиданно лучше. Как будет развиваться отечественный краудфандинг — покажет время.

P.S. Это мой первый пост, поэтому буду рад всем конструктивным замечаниям и указаниям на ошибки.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/201038/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *