Шрифты как языковая графика в CorelDraw.
Вначале было слово! Язык, разговорная речь плюс абстрактное мышление превратили человека умелого в человека разумного. Письменность связала отдельные группы людей в Общество. А в человеческом обществе принято не просто общаться, а делать это красиво. Отправлять душевные СМС-ки, вывешивать привлекательные ярлыки, передавать красиво оформленные документы. При этом использовать в своих посланиях и работах шрифт, соответствующий месту и времени.
За столетия развития искусства типографики созданы сотни тысяч шрифтов. Многие из них стали классикой и были переведены в цифровой формат — кто не знает гарнитуру Times, так любимую книжными издательствами (она помогает экономить бумагу). В газетах и журналах особенно часто используют семейства Pragmatica, Futura и Futuris Extra Bold. Все эти шрифты хороши, они легко читаемые. Но удобочитаемость и привычность далеко не всегда являются положительными свойствами. Бывают случаи, когда нужно отойти от шрифтов-штампов, выразив индивидуальность оригинальным шрифтом. Конечно, ничто не мешает заказать его для нового издания, продукта или рекламной компании в студии шрифтового дизайна. Но это весьма недешёвый путь.
А как насчёт попробовать самому с помощью одной из множества специализированных программ по созданию шрифтов? Разработка новых шрифтов — это целая наука со своими законами и правилами. Под силу ли новичку освоить их сразу — ведь придётся углубляться в дебри кернинга и трекинга, разобраться, что такое апроши и по каким правилам строятся собственно символы? К счастью, есть возможность только попробовать свои силы, а если появится серьёзный интерес — обратиться к «классике» шрифтового искусства. В таком случае для продолжающих мы рекомендуем не менее классическую книгу «Шрифты. Разработка и использование» (Барышников Г. М., Бизяев А. Ю., Ефимов В. В., Моисеев А. А., Почтарь Э. И., Ярмола Ю. А. М.: Издательство «ЭКОМ», 1997 г.). Мы же предлагаем решение для быстрого экскурса в мир индивидуальных шрифтов с помощью привычного инструмента — CorelDRAW. Это умение поможет и в решении практических задач, когда нужно быстро создать отдельные декоративные символы, не отрисовывая полного шрифта.
Сделай сам
Дизайнер, использующий CorelDRAW, может позволить себе такую роскошь, как создание собственного, совершенно оригинального шрифта — набора печатных символов (глифов). В него входят строчные и прописные буквы, цифры, знаки препинания, математические и специальные символы. Есть разные форматы шрифтов, но возьмём для начала TTF (True Type). В нём векторные рисунки символов, составляющих шрифт, могут быть масштабированы без потери качества.
Что нужно сделать, чтобы создать собственный оригинальный шрифт? Создать векторный набор: отрисовать, трассировать отсканированные изображения, преобразовать векторные элементы, применить векторные эффекты и последовательно экспортировать каждый символ в файл специального формата.
Технология создания шрифта в программе CorelDRAW трёхступенчатая:
1. Создание шаблона для разметки высоты, ширины, выступающих надстрочных и подстрочных элементов символов.
2. Отрисовка векторных символов — букв, знаков препинания, специальных символов.
3. Экспорт каждого символа в файл формата TTF с указанием расположения каждого символа.
Начинаем с глифов
Давайте создадим декоративный шрифт с помощью модификации существующих символов, применим некоторые интерактивные векторные эффекты и создадим шрифт, отсканировав готовые символы. Сначала нам нужен комплект глифов. И начнём мы с создания многостраничного документа. Выбираем единицы измерения — пункты, размер документа — 750×750 пунктов. В диспетчере объектов создаём мастер-слой для шаблона. Всё, что размещено на мастер-слое, будет видимым на всех страницах документа. Устанавливаем направляющие, отступая на 30 пунктов от левого и нижнего края документа. Эти направляющие будут служить ориентиром для базовых линий размещения символов. Все символы должны быть размещены точно по направляющим. Вертикальная направляющая позволит регулировать расстояние между символами.
Открываем меню «Текст • Вставка символа» и выбираем базовую гарнитуру шрифта, который будем модифицировать. Устанавливаем размер символов равным 720 пунктам и помещаем на мастер слой два символа, содержащие выступающие подстрочные и надстрочные элементы — буквы «Ц» и «Й». Выбираем векторный эффект «Искажение». Настраиваем параметры искажения: тип — «застежка-молния», амплитуда — 6, частота — 5, сглаженное искажение. Эффект с такими параметрами будем применять ко всем символам, поэтому целесообразно сохранить его заготовку. Устанавливаем направляющие, определяющие высоту букв, выступающих элементов символов надстрочных и подстрочных элементов букв.
Рис. 1. Создание мастер-слоя для шаблона
Рис. 2. Шаблон буквы с выступающими надстрочными и подстрочными элементами после применения эффекта «искажение»
Содержимое мастер-слоя будет видимо на всех страницах документа. Каждый символ — в данном случае букву — будем размещать на отдельной странице, «вытаскивая» его из таблицы символов и применяя заготовку эффекта «искажение». После применения искажения каждый символ необходимо перевести в кривые.
Рис. 3. Вставляем из таблицы символов букву «А», применяем эффект «искажение», а символ переводим в кривые
Эти операции повторяем, пока не будут созданы все прописные буквы. В результате появляется многостраничный документ. Для строчных букв можно создать ещё один шаблон и работать в отдельном многостраничном документе.
При создании символов с «наклонными» элементами, например, русской буквы «Д», лучше сдвинуть символ до края листа за вертикальную направляющую. Так удастся уменьшить расстояние между парой символов — буквой Д и предшествующей ей буквой. Иначе из-за наклона расстояние в паре «ГД» зрительно будет казаться больше, чем расстояние между остальными буквами. Профессиональные разработчики шрифтов решают эту задачу точной настройкой расстояний между определёнными символами, задавая кернинговые пары.
При экспорте символов в файл задаём любые имена файла и гарнитуры шрифта, но, конечно, лучше, если имена совпадают. Можно создавать шрифты различных начертаний — жирные, наклонные. Можно собрать все часто используемые в определенных дизайнерских макетах символы в единый символьный шрифт, а можно создавать «другой» шрифт, генерируя отдельные буквы. Захочется — сделаем шрифт, имитирующий рукописные, иногда нарочито небрежные буквы. А можем собственный ужасный почерк отсканировать и затем доработать в векторном формате. В шаблоне, если хотим, поменяем расстояние между базовыми линиями, уменьшая или увеличивая тем самым расстояние между буквами и ширину самих букв.
От глифов к шрифту
Но вернемся к разработке нашего шрифта. Превращаем совокупность символов в шрифт.
Рис. 4. Итоговый многостраничный документ с прописными буквами-символами «колючего» шрифта
Выбираем на первой странице документа букву «А», открываем меню «Файл • Экспорт», выбираем формат, в котором будем экспортировать символ, — TrueType, вводим имя нового файла.
Рис. 5. Параметры шрифта: имя гарнитуры, к которой он принадлежит; начертание; наборный или символьный; размер координатной сетки, в которой представляются символы; ширина символа пробела
Рис. 6. Окно, в котором определяются параметры символа и его положение в шрифте
В окне «Размер проекта» показан первоначальный размер символа. Слева выведен пример символа с линиями границ и базовой линией. Если параметр «Авто» включен, ширина символа определяется автоматически — в соответствии с его первоначальными размерами и величиной отступа слева. После выключения этого параметра можно изменять ширину символа в окне примера или вводя числовые значения. В правом окне — определяется положение символа в шрифте. Уже поставленные в соответствие символы подсвечиваются чёрным цветом. Если вдруг возникла необходимость при экспорте изменить параметры символа, то необходимо сделать это для всех символов шрифта. После добавления всех символов устанавливаем шрифт в систему и смотрим результат.
Рис. 7. Созданный декоративный шрифт позволяет работать с текстом, размещённым вдоль произвольного пути
Рис. 8. Этот же шрифт выбран для текста в программе Word
Шрифт может использоваться любыми приложениями, установленными на компьютере.
Идём дальше: нестандартный шаблон
Принято создавать шаблон для разработки букв, устанавливая размер документа 750×750 пунктов. Выставлять вертикальную и горизонтальную направляющие следует на расстоянии 30 пунктов от левого и нижнего края листа документа. Размер символа должен быть не меньше 720 пунктов (Ю. Ярмола. Компьютерные шрифты. СПб: BHV, 1994).
Однако иногда полезно нарушить принятые правила. Можно попробовать создать шрифт, выбирая размер документа 1500×1500 пунктов или размер символа в 1000 пунктов. Больший размер — и у вас больше простора для фантазий, прослеживания тонких линий объектов и их сглаживания.
Советы начинающим
Для опытного пользователя не принципиально наличие шаблона с изображениями букв-ориентиров — достаточно и направляющих. У него взгляд профессиональный, особенный. Когда начинающий пользователь осваивает создание шрифта в CorelDRAW, шаблон лучше иметь перед глазами, как ориентир. Когда нет шаблона, то примерно после 10-го символа «буковки» уже начинают «скакать», «дрожать» — дизайнер забывает про верхние границы буквы и нижний выносной элемент. А уж если в одном документе прописные и строчные, то проще поставить ещё один шаблон для строчных букв или создать новый документ.
Создание векторных символов
Это следующий этап. Можно «нарисовать с нуля» каждую букву. Можно применять интерактивные эффекты к существующим символам готовых шрифтов. Можно сначала отрисовать буквы на бумаге, отсканировать, перевести в векторный формат с помощью трассировки и дорабатывать каждый векторный объект инструментами CorelDRAW. Все зависит от желания, работоспособности и художественного таланта автора будущего декоративного шрифта.
В состав CorelDRAW включено большое количество заготовок художественных кистей. Плюс к этому каждый пользователь легко может создать свои кисти, разнообразить стандартный набор и расширять его. Чтобы использовать этот эффект для создания символов, выполним описанные ниже операции.
Создаём шаблон, перетаскиваем на мастер-слой символы-ориентиры «Ц» и «Й», выбираем понравившийся образец из списка художественных кистей или создаём свой мазок кисти. Далее применяем эту кисть к символам. В докере «Художественное оформление» показаны последние используемые кисти, что позволит легко сориентироваться и применять одну полюбившуюся кисть ко всем символам будущего шрифта. Не забываем разъединять результат применения эффекта и опорную кривую. Для этого есть команда «Упорядочить • Разъединить Группу Художественного оформления». Итак, оставим только сам символ.
Рис. 9. Шаблон для создания символов и результат применения к символу мазка художественной кисти
Рис. 10. Буквы с применённым эффектом «Художественное оформление • Кисть»
Рис. 11. Текст, набранный шрифтом с эффектом «Художественное оформление • Кисть» в программах CorelDRAW и WORD
При создании символов «с нуля» можно использовать инструменты рисования, логические операции для комбинирования или вырезания фрагментов из букв (В, О, Б). Можно вписать буквы в какие-то простые или сложные фигуры.
Например, мы создали для туристического агентства «Цветик-семицветик» буквы, вписанные в контур логотипа-семицветика.
Рис. 12. Логотип компании и вписанная в его контур буква
Рис. 13. Многостраничный документ для шрифта «Семицветик»
Рис. 14. Текст, набранный шрифтом «Семицветик» в CorelDRAW, он же использован для основы анимированного баннера, созданного в Corel PHOTO-PAINT
Модифицируем классику
У CorelDRAW есть возможности модифицировать классические шрифты до неузнаваемости, применяя самые различные приемы и эффекты — от художественных средств до интерактивного искажения, перетекания или контура. Нужно только не забывать, что такая модификация и последующее использование полученного шрифта в коммерческих целях может противоречить соглашению, принятому вами при покупке шрифта.
Комбинирование объектов — полезный метод при создании буквенных символов. Каждый векторный редактор включает в себя инструменты для комбинирования, объединения, вырезания, пересечения и т. д. Можно создать шрифт из скомбинированных разных символов (Frankenstein). Можно комбинировать символы прямо в редакторе. Можно применять комбинирование сразу к группе символов, что значительно ускоряет работу, например, исправить ошибку, указав один для всех элемент для замены.
Рис. 15. Заготовки для возможного шрифта. Применение эффектов «перетекание» и «контур»
После применения любого эффекта необходимо разъединить группу интерактивного эффекта и, скомбинировав все объекты, преобразовать в единую кривую.
Можно использовать приём перевода в растровое полутоновое изображение, выбрав соответствующий тип преобразования в полутона — линии, закругления, квадрат. Затем оттрассировать растровые изображения и, переведя их в векторный формат, преобразовать в единую кривую.
Рис. 16. Примеры букв с имитацией полутонового растра разных типов
Долой рутину!
Утомительно повторять одни и те же рутинные операции, применяя эффекты и последовательно создавая каждый символ? Сохраните заготовку применяемого эффекта, запишите временный макрос или создайте свой новый макрос, записав всю последовательность ваших действий на примере одного символа-буквы. Применяя макрос, можно быстро и легко модифицировать остальные символы шрифта.
«Ручной» шрифт
Если вы не чураетесь ручной работы и хотите создать нечто совершенно особенное или «снять» редкий шрифт из бумажного документа, то вам будет интересно освоить методику отрисовки символов вручную, сканирования и доработки их в векторном редакторе.
Для примера мы отсканировали страничку из рассказа Артура Конан Дойля «Пляшущие человечки». Изображение маленькое, и сканировать его пришлось с разрешением 300 dpi. Если заготовка — нарисованные вами на бумаге символы достаточно большого размера, то сканировать их можно и с меньшим разрешением — 72 dpi и в цветовой модели Grayscale или Black&White. Символы, которые мы экспортируем, будут одноцветными. Кроме того, они должны содержать минимальное количество узлов.
Рис. 17. Отсканированное изображение
Рис. 18. Трассировка абрисом в режиме «подробный логотип»
В качестве шаблона здесь использованы только базовые направляющие для высоты и ширины букв. Возьмём пока только несколько букв, необходимых для одной надписи.
Рис. 19. Многостраничный документ с символами-буквами
Рис. 20. Так выглядит надпись «CORELDRAW»
Просмотрите созданный шрифт на экране и напечатайте несколько строк. Возможно, что на печати он будет выглядеть по-другому. Экспериментируйте больше, присматривайтесь к гарнитурам, выполненным профессиональными разработчиками.
Правила глифов
Символ (глиф) — не может быть группой объектов, разноцветным, растровым или иметь огромное количество узлов. А когда мы его намеренно искажаем,
результирующие символы в шрифте после установки его в систему тоже искажаются либо искажается последующая заливка. Так что лучше перевести заготовку в кривые и перепроверить лишний раз.
Стремитесь к совершенству
Шрифт в арсенале дизайнера, использующего ПО CorelDraw, — один из главных инструментов, который создаст необходимое впечатление от сделанной работы. Почему дизайнеры пользуются таким громадным количеством разнообразных шрифтов? Да потому, что визуальное восприятие шрифта помогает доходчивости информации. Можно прислать СМС-ку со смайликами, а можно написать короткий анекдот забавным шрифтом. И, конечно, деловая документация, представленная нарочито корявым детским почерком, вызовет недоумение у партнёра. Наконец, какое-то начертание букв может нравиться конкретному заказчику, а какое-то нет. При наличии такого мощного инструмента для создания новых и использования классических шрифтов, как CorelDraw, мы почти всегда и точно можем угадать тот самый единственный и неповторимый шрифт, который сделает нашу работу совершенной.
Об авторах: Елена Свистунова (elensvs@yandex.ru), преподаватель компьютерной графики; Александр Свистунов (alexsvs@yandex.ru; alexrash.livejournal.com/), писатель, директор интернет-компании InterNext.
По материалам COREL Magazine
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/corel/blog/201900/
Добавить комментарий