Читая хабр, с недоумением заметил малую осведомленность хабровчан о консольном мире, порой в комментариях проскакивают серьезные неточности, и исправлять их никто не спешит. Комментировать у меня права нет, поэтому пишу краткий обзор рынка, особенно актуальный в связи с грядущим приходом нового поколения консолей. Статья станет отличным дополнением к недавней истории их развития, но опишет лишь текущую ситуацию.
Рынок игр для ПК затрону лишь вскользь. Так же проигнорирую портативные консоли, это тема для отдельного разговора.
Статья носит исключительно информационный характер. Любые замечания субъективного характера спрятаны под каты и опциональны для прочтения.
Введение
Переход от поколения к поколению в мире консолей всегда был «гонкой технологий». Начавшись на картриджных системах, где понятие 16 бит было куда круче, чем 8 бит, оно переросло в высокотехнологичные разработки, кульминацией которых стал сложнейший процессор Cell для PS3.
Консоль получилась очень мощной (её возможности в пиковом состоянии вы можете лицезреть в таких проектах как Last of Us и Beyond: Two Souls), но ценой стала сложность разработки под неё и стоимость производства. Как результат многие мультиплатформенные проекты на консоли Microsoft выглядят даже лучше.
Последние же сделали в текущем поколении ставку на сервисы, на онлайн, их работа с коммьюнити в начале жизненного цикла Xbox 360 была выше всяких похвал, и Sony была в роли догоняющего всё текущее поколение. Тем более, что Xbox уже успел укрепиться на рынке, выйдя на год с лишним раньше. Консоль Microsoft была создана сбалансированной, достаточно несложной для разработки, и лишь колоссальный процент брака в первой партии (по некоторым данным до 60%) омрачил её выход.
Wii от Nintendo была показана на Е3 2005, и она совершенно неожиданно «выстрелила». Точнее говоря, все знали, что консоль будет иметь в комплекте пульт, позволяющий отслеживать его движения, но никто не предполагал, что эта идея настолько понравится пользователям. Очереди к стендам с Wii не уменьшались до конца выставки. При стоимости $250 консоль разбирали на старте как горячие пирожки, не обращая внимания на невысокую мощность её железа.
Текущее положение на консольном рынке кратко характеризуется двумя таблицами:
Недельные продажи консолей на сегодня
Общее количество проданных консолей за весь период с их запуска
Для своей новой консоли Sony кардинально поменяла приоритеты. Консоль из эксклюзивной разработки превратилась в модифицированный ПК с уникальным набором функций. Ставка сделана на онлайн сервисы и социализацию. PS Vita, Vita TV, Gaikai, Nashe и Torne (в Японии) в идеале создадут целостную вселенную PlayStation, покрывающие все потребности конечного пользователя.
Microsoft продолжила уже зарекомендовавшую себя политику (вырвать на несколько лет лидерство у неуязвимой ранее Sony — огромное достижение), форсировав дополнительное направление на ТВ и видеосервисы. Кинект, идущий в комплекте с каждой консолью, дифференцирует консоль от конкурента, пусть он и нужен далеко не всем.
Nintendo сделала ставку на уникальность своей консоли, которая отлично сработала с Wii. Их консоль продалась лучше и PS3, и Xbox 360, во многом благодаря тому, что захватила совершенно новых игроков, мам, бабушек и дедушек. Была очень популярна среди детей. Wii U, их новая консоль, имеет встроенный в джойстик экран, и так же предлагает уникальный геймплей.
Немножко истории и чего нам ждать
Microsoft сегодня находится в уникальной ситуации. Озвученная ими на Е3 2013 политика вызвала резкое отторжение у большинства игроков. Обязательное подключение к интернету раз в сутки, невозможность свободно дать купленный диск поиграть другу, Кинект, без которого консоль не станет даже работать и стоимость в $500… На компанию обрушился шквал критики.
Предложенная компанией система многим напоминала Steam, совершенно очевидно, что Microsoft планировала сделать шаг к полностью цифровому распространению игр, но поспешила. Поспешила и отняла у игроков выбор, лишь сыграв на руку главному конкуренту.
Выступавшая следом за ними Sony сорвала овации зала, просто рассказав, что у них подобных ограничений не будет (видео).
Меньше месяца спустя редмондовцы сделали поворот на 180 градусов, отменив все ограничения и вернувшись к привычной системе, попутно уничтожив все плюсы, которые обещала новая система. К сожалению, компания очень закрыта как для журналистов, так и для обычных пользователей, и новостей от них немного.
В остальном Xbox One идет по стопам Xbox 360. Их самая успешная консоль до сих пор с большим запасом обгоняет PS3 в США и Великобритании, хоть и отстает в Европе и остальном мире.
Из интересных фактов: Microsoft в январе этого года показала очень многообещающую технологию IllumiRoom
Но представители компании заявили, что подобная технология будет слишком дорогой на данный момент. Очень, очень жаль.
Sony вступила в гонку самой последней (решение добавить в консоль GPU было принято чуть ли не в последний момент, что и задержало разработку), дав конкурентам огромную фору, отыграть которую смогла лишь у Microsoft в середине этого года. Повторения подобной истории компания не хотела, ведь PS3 очень больно ударила по их карманам, с каждой проданной консоли они теряли больше чем $200. И это при цене в $600 для топовой модели, и $500 для бюджетной. Поэтому политика создания уникальной платформы, хорошо работавшая с PS One и PS2, была пересмотрена. Времена изменились.
При создании новой PlayStation компания ориентировалась прежде всего на игроков и разработчиков. Были созданы фокус группы, проводились опросы и множество тестов. Эта практика разительно отличалась от закрытой, сверхсекретной разработки PS3 с Cell внутри. Обо всем этом намного подробнее рассказал главный архитектор PS4 Марк Церни, его изумительное выступление вы можете посмотреть в видео ниже.
Хотя Sony и продолжит терять деньги на каждой консоли, эти потери не сравнятся с убытками нанесенными PS3. Компания получит прибыль, если игрок приобретет хотя бы 1-2 игры, или подпишется на PS Plus. Microsoft будет продавать консоли сразу с прибылью, что ранее удавалось лишь Nintendo до выпуска 3DS.
Помимо этого, Sony сообщила, что предзаказы на PS4 значительно превышают показатели предыдущих поколений, и составили на данный момент уже полтора миллиона консолей. Microsoft приводит лишь примерные цифры, но тоже обнадеживающие: предзаказы в два раза выше, чем были на Xbox 360.
Nintendo же стоит на своей позиции. Её железо не вызывает восторгов своей мощностью, хотя с ним и удобно работать. Но их сила во внутренних студиях.
Если вы посмотрите на топы продаж Sony и Microsoft, то увидите там на первых местах Call of Duty, FIFA, Battlefield и подобные им. В десятке лучших эксклюзивы занимают только три, четыре позиции. У Nintendo же эксклюзивы занимают почти все строки. Именно они продают консоль.
Впрочем, и они стараются наладить отношения со сторонними разработчиками. По словам самих игроделов, Nintendo вторая по открытости компания для них.
К сожалению, текущие продажи их новой консоли не назовешь высокими. Возможно сложившаяся ситуация с Wii U возникла частично из-за 3DS. Любимые игры только-только вышли на портативной консоли, а тут спустя год — полтора уже новые части, да еще и покупать отдельную консоль надо. Из-за неудачного маркетинга многие владельцы Wii даже не поняли, что вышла новая консоль. А джойстик с большим сенсорным экраном приняли за дополнительную периферию для старой приставки.
Однако ведущие эксперты индустрии не раз предупреждали, что недооценивать Nintendo нельзя. Они совершенно неожиданно выстрелили с Wii, а ведь после провала GameCube их и за конкурентов-то не считали. Компания вполне может вытащить Wii U, расширив пользовательскую базу собственными проектами, и сделав консоль привлекательной для крупных издателей.
Самые продаваемые игры 2013 для разных платформ.
Пару слов об инди
Сегодня об инди играх и разработчиках не слышал разве что глухой. Есть они и на хабре.
Все крупные платформодержатели единогласно говорят о поддержке независимых команд, однако плотная работа с инди — палка о двух концах. С одной стороны, они получают на борту множество талантливых команд, способных на креативные проекты, с другой — поток невразумительного контента, который надо как-то отфильтровать. Microsoft именно из-за этого изначально ограничила разработчиков, выставив условие, что игра обязана иметь издателя. Простейший, но нелюбимый большинством инди способ.
Их ближайший конкурент же с самого начала делал акцент на поддержку независимых разработчиков.
Что происходит при относительной свободе публикации своих приложений, вы все прекрасно знаете на примере GooglePlay и AppleStore. PSMobile (бесплатный для разработки и публикации игровой сервис на PS Vita и ряде телефонов на андроиде) движется в том же направлении. Почему-то никто не говорит о сотнях, если не тысячах неудавшихся и забытых проектов, потерявшихся на фоне AngryBirds, Minecraft, Braid и других шедевров.
Девкит PS4 стоит сейчас $2500, однако Sony уже довольно давно раздают их инди разработчикам в рамках бесплатной аренды сроком на год.
В качестве ответа, Microsoft в августе анонсировали программу ID@Xbox, в рамках которой разработчики могут разрабатывать и выпускать игры на Xbox One без издателя. Зарегистрированные в программе разработчики так же получат бесплатно два девкита, полный доступ к библиотекам для работы с Кинект и XboxLive, бесплатный доступ к популярному межплатформенному движку Unity.
Позабавило) “It’s too bad that Microsoft had to be dragged kicking and screaming into doing the right – and smart – thing” – David Cole
Любопытная деталь, представители компании утверждают, что в 2014 году станет возможна разработка игр, используя саму консоль, без девкита. Естественно, лицензирование будет платным.
Что принесут инди разработчики в мир консолей, еще только предстоит увидеть.
Цифровое распространение, и как оно изменило ранее незыблемый мир консолей
Начиная с текущего поколения, стало возможным распространение игр по сети. И этот с виду простой факт меняет практически всё.
Впервые в истории, консоли открылись для небольших проектов, что и дало почву для наблюдаемого сегодня бума «инди» проектов. Небольшую игру, стоимостью в пару долларов, выпускать на диске и распространять через магазины будет лишь безумец. Скачиваемые версии полностью решили эту проблему.
Однако для платформодержателей это оказался далеко не положительный переход, ломающий устоявшуюся систему разработки и распространения игр.
Первыми среагировали Valve — небольшая игровая компания, а не мудрые мегакорпорации. Успех Steam сейчас уже никем не обсуждается.
В то время они пришли на совершенно пустой рынок первыми и предоставили качественный сервис, получив заслуженное признание. Цифровое распространение на ПК было развито и раньше, но носило очень хаотичный характер, высокий уровень пиратства и неудобство приобретения игр сильно усложняли жизнь игровым студиям.
Недавний анонс SteamOS — дальнейший шаг в этом направлении.
Собственный, уникальный рынок открыла Apple, такого успеха их телефона и AppStore не ожидал никто.
Google стартовала позже, но сделав ставку на открытую платформу, не проиграла. Несмотря на дикую популярность iPhone, на сегодня самая распространенная в мире операционная система — Android. GooglePlay стремительно набрала обороты и даже обогнала по количеству скачанных приложений AppStore, если верить последней информации.
Консольные гиганты оказались куда менее поворотливыми. С опозданием в несколько лет начала двигаться в цифровом направлении Microsoft, вскоре за ней последовала и Sony. Лишь совсем недавно перспективы поняла Nintendo. И PS4, и Xbox One позволят купить в сети любую игру, доступную на прилавках. Отдельных цифровых релизов же будет еще больше.
В тему: совершенным сюрпризом стал анонс PS Vita TV. Крошечная консоль подключается к любому телевизору с HDMI входом и служит медиасервером с дополнительной возможностью запуска игр. Плюс со временем появится возможность кинуть коробочку в карман, пойти к другу и играть в игры PS4, которая стоит у вас дома. Список поддерживаемых на запуске игр. Первая партия на Японском Амазоне распродалась за сутки. Похоже, очень удачное решение от Sony.
Анонс SteamOS словно аукается с инициативой Sony и их желанием выйти со своим контентом на экраны телевизоров, мобильных и компьютеров. Бесплатная операционная система, позволяющая стримить игры на любое устройство, выглядит очень похожей на Vita TV и напоминает возможностями PS4. Джойстик SteamBox ( Отзывы ) для системы только подтверждает факт, что консоли и компьютеры всё больше сближаются.
Заключение
Wii U на рынке уже год. Многие недоброжелатели даже отказываются назвать консоль следующим поколением. Ходили разговоры, что она слабже Xbox 360, хоть и несет на борту 8 гигабайт оперативной памяти (512 мегабайт для PS3, Xbox 360). Консоль страдает от недостатка игр и отсутствия поддержки со стороны крупных издателей. Кого-то не устраивает мощность консоли, кого-то — малая пользовательская база.
К сожалению, сейчас модно хоронить консоль сразу после её рождения. Предвещали смерть 3DS, которая сейчас уже продалась в количестве больше 30-ти миллионов, до сих пор предвещают смерть PS Vita, предвещают смерть Wii U. Будут предвещать смерть PS4 и Xbox One, когда через месяц после запуска окажется, что играть-то пока и не во что. А я не верю, что на дно пойдет консоль, для которой делают такие игры:
Набор уже вышедших и планируемых игр: Вики.
Детальный обзор консоли с техническими спецификациями
Поклонники Nintendo — самые верные. У компании сразу несколько серий с миллионными армиями фанатов по всему миру. И они еще найдут чем удивить мир и индустрию. К тому же их консоли отлично уживаются с приставками Sony и Microsoft, не конкурируя с ними напрямую.
Поэтому прямая конфронтация развернется в этот праздничный сезон между японской и американской корпорациями.
Сегодня сложно сказать, кто выигрывает в схватке двух гигантов. По количеству предзаказов и по охвату стран, в которых пройдет запуск, Sony несомненно впереди. Цена консоли в $400, любопытные социальные функции и человеческое отношение к покупателям склоняют весы на их сторону. PS Plus дает на порядок больше бонусов: несколько бесплатных игр в месяц на PS4, PS3, PS Vita; скидки, эксклюзивные материалы, ранний доступ к бетам.
Сильно модифицирован джойстик (видео). И похоже, в лучшую сторону. Инженеры Sony изготовили десятки прототипов и разослали их разработчикам на тестирование. И на основе отзывов создали текущую модель.
Хабровчанам, уверен, будет интересно посмотреть видео, где PS4 разбирает на составные части один из инженеров Sony.
Консоль будет хранить на жестком диске последние 15 минут вашего геймплея, которые вы в любой момент можете выложить в сеть, на Facebook, Twitch, Ustream, при необходимости отредактировав, вырезав нужный момент. Публикация скриншотов будет возможна на Facebook и Твиттер. Можно и постоянно стримить ваш геймплей посредством вышеназванных сервисов. Для этого больше не понадобится компьютер. Ваши друзья смогут смотреть, комментировать, находится в голосовом чате. А если они смотрят стрим с PS4, то даже помочь вам с прохождением, вы просто отдадите им на время управление собственной игрой (данная функция будет недоступна на запуске).
К тому же PS Vita позволит играть в игры PS4 удаленно, 100% в пределах одной локальной сети, с большой вероятностью и через интернет, зависит от качества связи.
Эта технология — продолжение известного многим сервиса Gaikai. Sony не так давно выкупила компанию и планирует в дальнейшем использовать её наработки для обеспечения совместимости игр PS3 и PS2 с PS4, PS Vita. И возможно другими устройствами.
Линейка игр, доступная на запуске, весьма обширна и содержит в себе как проекты уровня ААА, так и небольшие инди игры. Подробнее. Вики.
Список доступных на старте приложений для России не очень актуален, но может пригодится читателям из других стран.
Детальный обзор консоли с техническими спецификациями.
В тоже время Microsoft по мнению многих экспертов имеет более привлекательную линейку игр для массовой аудитории, Кинект в комплекте и многообещающее «облако», которым могут воспользоваться все разработчики для своих игр. 300 000 серверов были установлены только под его нужды. Это как минимум обозначает выделенный сервер для каждой игры. Их пользовательская база старше и сплоченнее, большинство игроков называют Xbox Live более удобным и стабильным сервисом. Давние его пользователи не перейдут на консоли Sony просто из-за друзей, которых они завели. Подписчики Live Gold получают по бесплатной игре в месяц.
Консоль также сохраняет запись вашей игры, последние 5 минут, и позволяет выходить в эфир на Twitch. Автоматом записывается момент получения наград. Джойстик изменился не сильно, что и к лучшему, он и так достаточно удобен. Значительно улучшилось качество компонентов, изменена система виброотдачи. Теперь она имеет возможность отдавать вибрацию в отдельные плечевые кнопки (курки или шифты, кто как называет). Эту функцию сложно оценить, не подержав джойстик в руках, но попробовавшие систему в деле, поют дифирамбы реалистичности.
Одной из особенностей Xbox One является одновременная работа трех осей, каждая из которых отвечает за свою часть. Это позволяет владельцам быстро переключаться между игрой, видео, браузером или разговором по скайпу. Или даже совмещать эти занятия.
Список игр, доступный на старте Xbox One не так обширен, но весьма качественен и насыщен эксклюзивами. Подробнее. Вики.
Доступные на старте приложения.
Детальный обзор консоли с техническими спецификациями.
Общие для обеих консолей игры состоят в основном из продолжений уже зарекомендовавших себя серий, все эти игры доступны и на текущем поколении.
В любом случае, от противостояния консольных гигантов выиграет только покупатель. Как бы это странно не звучало, платформодержателям она также выгодна. Andrew House, президент Sony Computer Entertainment Inc., называет сложившуюся ситуацию выгодной для обеих сторон. «Противостояние двух крупных корпораций, играющих на одном рынке, вызвало всплеск интереса у публики». Примерно такой же точки зрения придерживаются Microsoft. Естественно, каждая сторона уверена в своей победе. Согласно Yves Guillemot (Ubisoft CEO), предзаказы нового поколения консолей у некоторых поставщиков больше чем в два раза превышают предыдущее поколение.
Среди игроков очень популярно сравнение консолей по мощности, и Microsoft его проигрывает. Еще год назад зазвучали голоса, что PS4 чуть ли не в полтора раза мощнее следующей Xbox. Сейчас это косвенно подтверждается более высоким разрешением на PS4 мультиплатформенных проектов Call of Duty: Ghosts и Battlefield 4. К сожалению, для многих игроков это станет приговором, и они выберут платформу просто ради графики. Это… грустно.
Отличная заметка с очень адекватным мнением игрового разработчика о бессмысленности подобного сравнения.
Действительно, если посмотреть историю, то наибольшую популярность в предыдущих двух поколениях получили приставки, отстававшие по производительности. PS One на голову разбила Sega Saturn, PS2 намного обогнала более мощные GameCube и Xbox. Wii — королева этого цикла. Успех консоли определяют игры, возможности и, чего уж там, маркетинг.
PS4 уже вышла в США 15 ноября.
Там же, плюс еще в 7-ми странах ( в том числе и нескольких европейских), 22 ноября появится Xbox One.
29 ноября доберется до Европы и до России PS4.
Xbox One доберется до нашей страны официально лишь в 2014 году, точной даты еще нет.
Обе консоли будут региононезависимы. Естественно, это касается только игр. Фильмы на Blu-ray будут работать на консолях лишь соответствующего региона.
Одновременный запуск двух конкурирующих платформ не происходил в индустрии со времен противостояния Nintendo и Sega. E3 2013 была самой интересной за последние годы, и ноябрь обещает быть жарким. Будем наблюдать или поучаствуем?
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/202284/
Добавить комментарий