Я тоже решил принять участие в этой специальной спонтанной олимпиаде кодерского мастерства, и вспомнил фразу одной моей подруги-музыканта: «Если уж играть, то на пианино». И решил: да будет так. Вместо игры напишу пианино. И написал.
Оговорюсь сразу: я ни разу не музыкант, моё музыкальное образование ограничивается десятком блатных песенок на расстроенной гитаре, так что, с терминологией могу и обязательно буду безбожно врать, но буду чертовски рад, если вы меня будете в этом поправлять.
Итак, начнем.
Клавиатура классического фортепиано состоит из 88 клавиш, покрывающих диапазон от A0 (Ля суб-контр-октавы, частота звучания 27.5 Гц) до C8 (До пятой октавы, частота 4186 Гц). Каждая октава на клавиатуре состоит из двенадцати нот:
До, До-диез, Ре, Ре-диез, Ми, Фа, Фа-диез, Соль, Соль-диез, Ля, Ля-диез/Си-бемоль, Си. Жирным выделены клавиши верхнего ряда, они на клавиатуре обычно бывают черного цвета.
Собственно, вот так выглядит одна октава:
Просто взглянув на таблицу частот звучания нот, становится очевидной закономерность: каждая последующая октава ровно вдвое выше предыдущей. Таким образом, можно сказать, что:
Nx = N1 × 2x-1, где:
- N – название ноты;
- x — номер октавы (от 0 до 8);
- Nx, соответственно, частота звука, соответствующая ноте N октавы x;
В формуле фигурирует N1 вместо N0 лишь потому, что часть нот суб-контр-октавы (N0) имеет частоту звучания ниже порога слышимости человеческим ухом (< 20 Hz).
Чтобы ноты получались чистыми, нам нужны достаточно точные значения частот нот контроктавы, от которой мы начинаем считать. Собственно, вот они:
C: 32.703,
С#: 34.648,
D: 36.708,
D#: 38.891,
E: 41.203,
F: 43.654,
F#: 46.249,
G: 48.999,
G#: 51.913,
A: 55,
A#: 58.27,
B: 61.735
Основываясь на этом, пишем функцию, принимающую в качестве аргумента строку с именем клавиши в виде "A4"
или "C5#"
, и возвращающую частоту её звучания:
function play(key) { var controctave = { 'C': 32.703, 'С#': 34.648, 'D': 36.708, 'D#': 38.891, 'E': 41.203, 'F': 43.654, 'F#': 46.249, 'G': 48.999, 'G#': 51.913, 'A': 55, 'A#': 58.27, 'B': 61.735, }, note = key[0].toUpperCase(), octave = parseInt(key[1]), sharp = key[2] == '#' ? true : false; if (sharp) { return controctave[note + '#'] * Math.pow(2, octave-1); } else { return controctave[note] * Math.pow(2, octave-1); } }
Ах, да, мы же пишем не красиво, а коротко. Немного подсократим:
function play(key) { var controctave = { 'C': 32.703, 'С#': 34.648, 'D': 36.708, 'D#': 38.891, 'E': 41.203, 'F': 43.654, 'F#': 46.249, 'G': 48.999, 'G#': 51.913, 'A': 55, 'A#': 58.27, 'B': 61.735}; freq = key[2] == '#' ? controctave[key[0].toUpperCase() + '#'] * Math.pow(2, (key[1]|0) - 1) : controctave[key[0].toUpperCase()] * Math.pow(2, (key[1]|0) - 1); return freq; }
Уже использовано четыре строчки кода.
Давайте нарисуем клавиатуру
88 клавиш клавиатуры начинаются с ноты Ля (A0).
Соответственно, цикл будет такой: в цикле рисуем по 12 клавиш, и каждую вторую, четвертую, седьмую, девятую и одиннадцатую делаем черной. Каждой клавише присвоим id, соответствующей ноте, которую она должна воспроизводить при нажатии.
В общем, так:
var width = 1000; var deck = document.createElement('div'), octave = ['A', 'A#', 'B', 'C', 'C#', 'D', 'D#', 'E', 'F', 'F#', 'G', 'G#'], id = "", keynumber = 0, whitekeys = 0, keys = []; deck.style.width = width; parent: for (var i = 0; i < 8; i++) { for (var j = 0; j < 12; j++) { keynumber = (i * 12) + j; if (keynumber >= 88) break parent; keys[keynumber] = document.createElement('div'); keys[keynumber].style.border = "1px solid black"; keys[keynumber].style.position = "absolute"; id = (octave[j][1] == '#') ? octave[j] + i + 's' : octave[j] + i; keys[keynumber].id = id; switch(j%12) { case 1: case 3: case 6: case 8: case 10: keys[keynumber].style.backgroundColor = 'black'; keys[keynumber].style.left = ((width / 50 * whitekeys) - (width / 200)) + 'px'; keys[keynumber].style.width = width/100 + "px"; keys[keynumber].style.height = "200px"; keys[keynumber].style.zIndex = 10; break; default: keys[keynumber].style.backgroundColor = 'white'; keys[keynumber].style.left = (width / 50 * whitekeys) + 'px'; keys[keynumber].style.width = width/50 + "px"; keys[keynumber].style.height = "300px"; whitekeys++; } deck.appendChild(keys[keynumber]); } } document.body.appendChild(deck);
И вновь превратим нормальный код в нечитабельное говнище применим небольшую оптимизацию.
var width = 1000, octave = ['A', 'A#', 'B', 'C', 'C#', 'D', 'D#', 'E', 'F', 'F#', 'G', 'G#'], id = "", div, whitekeys=0, keys = []; parent: for (var i = 0; i < 8; i++) { for (var j = 0; j < 12; j++) { if ((i * 12) + j >= 88) break parent; div = document.createElement('div'); div.id = (octave[j][1] == '#') ? octave[j][0] + ((((i * 12) + j + 9) / 12)|0) + 's' : octave[j] + ((((i * 12) + j + 9) / 12)|0); if (j % 12 == 1 || j % 12 == 4 || j % 12 == 6 || j % 12 == 9 || j % 12 == 11) { div.setAttribute('style', 'border:1px solid black; position:absolute; background-color:black; left:' + ((width / 50 * whitekeys) - (width / 200)) + 'px; width:' + width/100 + 'px; height: 200px; z-index:1;');} else { div.setAttribute('style', 'border:1px solid black; position:absolute; background-color:white; left:' + (width / 50 * whitekeys) + 'px; width:' + width/50 + 'px; height:300px;'); whitekeys++; } document.body.appendChild(div);}}
Мы израсходовали ещё 13 строк.
Научим пианино издавать звуки
Для этого нам понадобится Web Audio API, который на сей момент поддерживается только Webkit-based браузерами и Firefox.
Добавим в строку объявления глобальных переменных создание аудиоконтекста:
context = window.AudioContext ? new AudioContext() : new webkitAudioContext();
добавим обработчик нажатий на клавиши:
document.body.addEventListener('click', play);
а саму функцию play изменим следующим образом:
function play(e) { var controctave = { 'C': 32.703, 'Cs': 34.648, 'D': 36.708, 'Ds': 38.891, 'E': 41.203, 'F': 43.654, 'Fs': 46.249, 'G': 48.999, 'Gs': 51.913, 'A': 55, 'As': 58.27, 'B': 61.735}, osc = context.createOscillator(); osc.frequency.value = e.target.id[2] == 's' ? controctave[e.target.id[0] + 's'] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1) : controctave[e.target.id[0]] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1); osc.type = "square"; osc.connect(context.destination); osc.start(0); setTimeout(function() { osc.stop(0); osc.disconnect(context.destination); }, 1000 / 2);}
Здесь мы создали осциллятор: osc = context.createOscillator();
, установили ему необходимую частоту звучания: osc.frequency.value = e.target.id[2] == 's' ? controctave[e.target.id[0] + 's'] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1) : controctave[e.target.id[0]] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1);
(ну, мы же не следим за чистотой и опрятностью кода, не так ли?), установили форму сигнала: osc.type = "square";
(по умолчанию был синусоидальный) соединили его с устройством вывода звука: osc.connect(context.destination);
, и дали команду начать воспроизведение: osc.start(0);
. После этого нам необходимо заставить клавишу замолчать через некоторое время (500мс), а то она так и будет противно пищать. Для этого используем osc.stop(0)
, завёрнутый в интервал. Обязательный элемент — osc.disconnect(context.destination);
— отключаем осциллятор от устройства вывода.
Резюмируем: у нас получился вот такой нехитрый код:
var width = 1000, octave = ['A', 'A#', 'B', 'C', 'C#', 'D', 'D#', 'E', 'F', 'F#', 'G', 'G#'], id = "", div, whitekeys=0, keys = [],context = window.AudioContext ? new AudioContext() : new webkitAudioContext(); parent: for (var i = 0; i < 8; i++) { for (var j = 0; j < 12; j++) { if ((i * 12) + j >= 88) break parent; div = document.createElement('div'); div.id = (octave[j][1] == '#') ? octave[j][0] + ((((i * 12) + j + 9) / 12)|0) + 's' : octave[j] + ((((i * 12) + j + 9) / 12)|0); if (j % 12 == 1 || j % 12 == 4 || j % 12 == 6 || j % 12 == 9 || j % 12 == 11) { div.setAttribute('style', 'border:1px solid black; position:absolute; background-color:black; left:' + ((width / 50 * whitekeys) - (width / 200)) + 'px; width:' + width/100 + 'px; height: 200px; z-index:1;');} else { div.setAttribute('style', 'border:1px solid black; position:absolute; background-color:white; left:' + (width / 50 * whitekeys) + 'px; width:' + width/50 + 'px; height:300px;'); whitekeys++; } document.body.appendChild(div);}} document.body.addEventListener('click', play); function play(e) { var controctave = { 'C': 32.703, 'Cs': 34.648, 'D': 36.708, 'Ds': 38.891, 'E': 41.203, 'F': 43.654, 'Fs': 46.249, 'G': 48.999, 'Gs': 51.913, 'A': 55, 'As': 58.27, 'B': 61.735}, osc = context.createOscillator(); osc.frequency.value = e.target.id[2] == 's' ? controctave[e.target.id[0] + 's'] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1) : controctave[e.target.id[0]] * Math.pow(2, (e.target.id[1]|0) - 1); osc.type = "square"; osc.connect(context.destination); osc.start(0); setTimeout(function() { osc.stop(0); osc.disconnect(context.destination); }, 1000 / 2);}
В заключение хочу сказать, что теперь меня надо называть Страдивари XXI века Web Audio API — штука очень классная и интересная. Почитать про него можно, естественно, на MDN, могу посоветовать милый туториал на HTML5Rocks и ещё один забавный эксперимент.
А пианино вышло жутко примитивное, но экспериментом я всё равно доволен. Надеюсь, вам тоже было интересно.
P.S. динамики макбука, например, отказываются издавать слышимые звуки вплоть до малой октавы (т.е. до 130 Гц), что неудивительно. В общем, не удивляйтесь, если левая часть клавиатуры будто бы вообще не звучит.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/202646/
Добавить комментарий