Предисловие
Привет, Хабр!
Прошу прощения за задержку — знаю, что обещал опубликовать вторую часть статьи про NX-экосистему от Samsung чуть раньше, но лучше поздно, чем никогда. Если не читали первый пост — можете ознакомиться с ним по этой ссылке, а сегодня я расскажу вам про ассортимент оптики, доступный для серии NX.
Все стёкла для фотоаппаратов делятся на две большие группы: фикс-фокалы и зум-объективы. У первых, соответственно, фокусное расстояние не меняется, у вторых — меняется. Первые (обычно) легче, содержат меньше элементов, позволяют конструкторам добиться хорошей светосилы и более резкой картинки. Вторые универсальны, могут снимать в гораздо более широких условиях и просто удобнее в повседневном использовании. NX-стёкла сейчас насчитывают 5(+3) фиксов (16, 20, 30, 45(+2D/3D), 85 мм + 60 мм макро-стекло + 10 мм фишай) и 5 зумов: ширик 12-24 мм, кит 20-50 мм, кит 18-55 мм, суперзум 18-200 мм, теле-зум 50-200 мм. Часть из них я видел и трогал лично, о некоторых только читал отзывы, но постараюсь подробно рассказать о каждом.
Теория
Названию каждого объектива Samsung NX присвоен определённый набор дополнительных букв. Чтобы не гуглить, что обозначают всякие ED, SSA, OIS и прочие буквы, я сразу приведу расшифровку этих аббревиатур.
ED (Extra-Low Dispersion) — Объектив, в составе которого имеется одна (или несколько) линз из материалов со сверхнизкой дисперсией света. Уменьшает количество хроматических аберраций.
SSA (Super Sonic Actuator) — Объектив снабжён бесшумным автофокусным мотором на основе ультразвукового привода. Позволяет системе автофокуса работать быстрее и точнее.
OIS (Optical Image Stabilization) — Система оптической стабилизации. Линзы объектива имеют специальный “подвес”, который контролируется электроникой и уменьшает влияние тряски на качество кадра. Позволяет снимать на более длинной выдержке и/или в сложных условиях.
I, II, III, IV (1, 2, 3, 4) — Римскими цифрами обозначено поколение, к которому принадлежит та или иная подсистема (чем больше, тем лучше) или поколение самого объектива.
Маркировка фокусного расстояния и диафрагмы, думаю, не должна ни у кого вызывать проблем.
Все объективы NX-серии имеют непрямой привод автофокуса (кольцо фокусировки не связано непосредственно с механизацией стекла, а является своеобразным органом управления, который подаёт сигнал на “ручное” перемещение линз при помощи встроенного мотора автофокуса. Подобное решение позволило улучшить сразу два момента: убрать сложный (и удорожающий конструкцию) гибридный привод, позволяющий одновременно использовать оба режима фокусировки, и использовать кольцо фокусировки как ещё один орган управления общими функциями камеры (через кнопку i-Fn, которая так же присутствует на всех объективах NX-серии).
Практика: фиксы
Преимущества фиксированной оптики, зачастую, труднооспоримы. Качество картинки, возможность работы с большой (открытой) диафрагмой (вплоть до 1.2 на коммерческих моделях и до 0.7 на редчайшем Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, который был сделан специально для съёмки тёмной стороны луны). Минус только один — постоянное фокусное расстояние. Кадрирование осуществляется либо постфактум, либо перемещением камеры относительно объекта съёмки (или сменой объектива на фикс с отличающимся фокусным расстоянием). В некоторых случаях подобные ограничения приносят в жертву качеству кадров, в некоторых — универсальность и гибкость зумов важнее возможностей фиксов.
10mm f/3.5 Fisheye
“Рыбий глаз” — специфический объектив.
У него есть тысяча плюсов, но все они разбиваются об крайне ограниченные условия использования данного стекла: съёмка пейзажей (особенно городских), архитектурных ансамблей, художественных фото (с чётким пониманием того, для чего нужен данный объектив и какой результат вы получите) — это всегда пожалуйста. А вот для повседневной съёмки или в качестве универсального данный объектив годится мало, впрочем, он и не для этого создавался.
Характеристики у 10 мм лупоглазика следующие:
Диафрагма
F3.5 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.09m
Увеличение
~ 0.22X
Угол обзора
180°
Количество групп элементов
7 элементов в 5 группах
Диаметр фильтра
unsupported
Длина x Внешний диаметр
26.3mm x 58.8mm
Вес
73g
Если честно, то это стекло мне понравилось намного больше, чем испытываемый мной (пусть и недолго) 16mm F/2.4. Творческий потенциал у него выше, эффект рыбьего глаза позволяет снимать то, что обычный ширик передать не в силах, а искажения… ну, от них никуда не деться.
Сочетая возможность камеры снимать кадры с эксповилкой (автоматический брекетинг для сведения в HDR) и возможности самого фишая, можно получить замечательные вечерние (да и не только вечерние) фотографии.
Да и просто снимать на фишай — одно удовольствие.
Думаю, о виньетировании, разрешении и дисторсии говорить в данном случае бессмысленно. Снимайте на диафрагме 8 и всё будет ОК. 😉
Средняя цена по яндекс-маркету: 13 740 руб.
16mm F/2.4
Шестнадцатимиллиметровый “блинчик” — маленький и удобный широкоугольник для съёмки пейзажей и городских сюжетов. Весит мало, приведённое фокусное расстояние — 24.6 мм, угол обзора, конечно, не дотягивает до фишая, но и не вносит такое количество искажений в картинку.
Характеристики таковы:
Диафрагма
F2.4 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.18m
Увеличение
~ 0.12X
Угол обзора
82.6°
Количество групп элементов
7 элементов в 6 группах (2 Асферических линзы)
Диаметр фильтра
43mm
Длина x Внешний диаметр
24mm x 61.5mm
Вес
72g
В руках 16 мм не держал, но у нас есть интернет, а значит фотографии и отзывы о подобном стекле:
The Samsung 16mm f2.4 is a super simple and very minimal lens in its design and its functionality. Firstly noted, it is a pancake lens and therefore also keeps the overall camera package quite small.
Зарубежные тестеры характеризуют объектив как “неплохой”, хвалят за качество картинки, чёткость, приятное бокэ, терпимые геометрические искажения, которые обусловлены самой природой широкоугольного объектива, некоторые цветовые искажения (которые, впрочем, легко убираются при пост-обработке).
Средняя цена по яндекс-маркету: 8 990 руб.
20mm F/2.8
Тот же вес, больше фокусное расстояние, меньше искажений, меньше элементов, та же цена.
Диафрагма
F2.8 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.17m
Увеличение
~ 0.18X
Угол обзора
70.2°
Количество групп элементов
6 элементов в 4 группах (1 Асферическая линза)
Диаметр фильтра
40.5mm
Длина x Внешний диаметр
24.5mm x 62.2mm
Вес
72g
Рассматривать 20 мм как конкурент 16 мм-стеклу я бы не стал. По сути, это два очень близких друг к другу объектива, отличающихся конструктивом. 20 мм проще и надёжней, 16 мм позволяет взглянуть на мир шире.
Средняя цена по яндекс-маркету: 8 990 руб.
30mm F/2.0
Крайне популярное фокусное расстояние 30-35 мм, пользующееся спросом как на полнокадровых фотоаппаратах, так и на кроп-матрицах.
Характеристики у объектива следующие:
Диафрагма
F2.0 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.17m
Увеличение
~ 0.20X
Угол обзора
50.2°
Количество групп элементов
5 элементов в 5 группах
Диаметр фильтра
43mm
Длина x Внешний диаметр
21.5mm x 61.5mm
Вес
85g
Эквивалентное фокусное расстояние в 46 мм позволяет успешно использовать данный объектив как в портретной, так и в предметной съёмке, да и пейзажное творчество ему всё ещё доступно. Сочетание максимальной диафрагмы F/2.0 с коротким рабочим отрезком позволяет получать отличные кадры в условиях недостаточной освещённости, а цена у данного объектива ниже, чем у 16/20 мм-собратьев, что делает его неплохим “универсальным” фиксом в пару к китовому зуму.
Зарубежные ресурсы хвалят объектив за неплохие характеристики (особенно принимают во внимание сочетание полученных результатов с ценой рассматриваемого экземпляра). Виньетирование на уровне 1EV-стопа при максимально открытой диафрагме. Разрешение — от ~3200 линий на высоту матрицы в центре кадра (макс) при F/4.0, до ~ 2000 в углах при максимально открытой диафрагме. Хроматические аберрации называют “незначительными” или “практически отсутствующими”.
Средняя цена по яндекс-маркету: 7 890 руб.
45mm f/1.8 2D/3D
Необычный портретник с функцией съёмки 3D.
О трёхмерности чуть позже, а пока — основные характеристики:
Диафрагма
F1.8 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.45m
Увеличение
~ 0.13X
Угол обзора
34.7°
Количество групп элементов
7 элементов в 6 группах
Диаметр фильтра
43mm
Длина x Внешний диаметр
44.5mm x 62mm
Вес
115g
Необычно “толстый” и длинный для фикса с таким фокусным расстоянием (из-за встроенной системы для получения стерео-снимков) объектив получил неплохие оценки в зарубежной прессе за возможность снимать как в 2D, так и в 3D-режимах, но, на мой взгляд, несколько страдает и в том, и в другом из-за своей универсальности.
В обычном режиме стекло выдаёт неплохие кадры: резкие, с неплохим бокэ, приемлемыми искажениями и без ярковыраженного хроматита. В стерео-режиме камера снимает только в JPEG, диафрагма зафиксирована на положении F/6.0 (реально же теряется ещё один стоп из-за “половинчатого” экспонирования кадра), и в целом кадры получаются средние. К сожалению, видео в 3D камера с этим объективом снимать не может, а сводить вручную 2 JPEG-снимка или просматривать MPO-файл на телевизоре мало кто станет. Так что “за изобретение — пять, а за зачёт — неуд”, с тем лишь исключением, что неудом тут и не пахнет. Просто посмотрите на кадры:
Неплохо? С остальными фото-характеристиками у него тоже хорошо: виньетирование максимум ⅓ — ½ стопа на самой открытой диафрагме, стоит её хоть капельку поджать, и оно становится просто незаметным, камерный JPEG не страдает от дисторсий, ну а SRW-файл всегда можно восстановить в редакторе. Разрешение — порядка 2500 линий в центре кадра и около 1500 по краям (что, учитывая “портретную” направленность данного объектива — вполне приличные показатели).
Трёхмерная съёмка работает следующим образом: внутри объектива опускается специальная “шторка”, которая делит изображение на два полукадра. Камера последовательно экспонирует сначала “левую” часть, затем “правую”, после чего выполняет некоторые волшебные расчёты, и на выходе мы получаем стереопару из двух JPEG’ов.
Основные минусы данного объектива — цена и вес. Очень надеюсь, что Samsung выпустит более дешёвый аналог без 3D; уверен, что он будет пользоваться куда большим спросом.
Средняя цена по яндекс-маркету: 14 449 руб.
60mm f/2.8 Macro ED OIS SSA
Один из лучших фиксов в парке оптики Samsung (и один из самых популярных).
Сверхбыстрый автофокус, стабилизатор, увеличивающий допустимые выдержки на три стопа, возможность снимать как отличные портреты (и предметку), так и макро-фотографии с огромной глубиной резкости и всё это за весьма разумные деньги.
Характеристики у объектива следующие:
Диафрагма
F2.8 (минимум — F32), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.187m
Увеличение
~ 1.0X
Угол обзора
26.4°
Количество групп элементов
12 элементов в 9 группах, (1 Асферическая линза, 1 Extra-low Dispersion-линза)
Диаметр фильтра
52mm
Длина x Внешний диаметр
84mm x 73.5mm
Вес
372g
У автофокуса есть два режима работы — ограниченный (фокусировка на расстояниях от 50 сантиметров до бесконечности) и полный (фокусировка во всём рабочем диапазоне, от 18 сантиметров до бесконечности). В первом случае мы получаем ультра-быстрый объектив на расстояниях, чуть превышающих “стандартные” портретные 50 мм (80-85 мм для 35 мм): лёгкая и удобная фокусировка с возможностью ручной доводки, приятное бокэ, стабилизатор, уменьшающий влияние выдержки на чёткость картинки. Во втором случае вы можете сфотографировать бабочку, жука, цветок или любую другую понравившуюся вам мелочь при хорошем освещении с сильно зажатой диафрагмой и получить отличный по качеству и глубине резкости кадр.
Максимальное разрешение кадра достигается при диафрагме F/5.6 (и держится на достаточно приличном уровне до значения диафрагмы F/11 и на приемлемом уровне при значении диафрагмы F/16). Максимальная разрешающая способность — 3020 линий, в углах значение падает до 2330 линий (на высоту матрицы). Результат более, чем приличный. При диафрагме F/11 разрешение плавает в пределах от 2780 до 2500 линий, что так же является достойным результатам для объектива с ценой значительно меньшей, чем $1000.
Хроматические аберрации не превышают одного пикселя (а значит легко правятся), дисторсия и геометрические искажения практически равны нулю (результат не превышает погрешность измерения).
Виньетирование находится на уровне ~0.9 EV при максимально открытой диафрагме и всего ~0.5 EV при диафрагме F/4.0 (соответственно, дальше — ещё меньше).
Средняя цена по яндекс-маркету: 19 790 руб.
85mm f/1.4 ED SSA
Сверхбыстрый телевик для охоты на удалённые объекты. 🙂
Быстрый и чёткий автофокус, большое относительное отверстие диафрагмы, умеренный вес, сверхнизкодисперсная линза для уменьшения хроматических аберраций. А вот и характеристики:
Диафрагма
F1.4 (минимум — F22), Число лепестков: 7, скруглённый контур
Минимальное фокусное расстояние
0.82m
Увеличение
~ 0.13X
Угол обзора
18.8°
Количество групп элементов
10 элементов в 9 группах, (1 Асферическая линза, 1 Extra-low Dispersion-линза)
Диаметр фильтра
67mm
Длина x Внешний диаметр
92.2mm x 79mm
Вес
450g
Дисторсии, как и в случае с 60mm f/2.8 Macro ED OIS SSA, практически, на уровне погрешности измерений. Виньетирование — от 0.9 EV при максимально открытой диафрагме до практически незаметного 0.28 EV на F/4.0. Максимальное разрешение — 2898 линий достигается в центре кадра при диафрагме F/5.6 (при F/4.0 разрешение отличается незначительно — 2989 линий, да и на всём диапазоне от F/2.0 до F/8 в центре кадра проблем с разрешением, если честно, нет. Края и углы показывают результат чуть хуже, но и они не страдают — 2550 линий на F/2.8 по краям и углам, что есть очень достойный результат. Хроматические аберрации находятся примерно на уровне полупикселя, на крайне открытой или полностью закрытой диафрагме придётся именно что искать характерные дефекты на кадре.
Европейские обзорщики открыто называют 85mm f/1.4 ED SSA одним из лучших объективом в линейке Samsung, и я бы рад с ними согласиться, да вот только пока самому попользоваться не довелось. Но ничего — подождём: может и в нашу глубинку завезут тестовые семплы в ближайшем будущем. 😉
Средняя цена по яндекс-маркету: 22 990 руб.
Фиксфокалы, краткие итоги
В приведённой ниже табличке я собрал все фиксы, их плюсы, минусы и комментарии к ним.
ФР | Плюсы | Минусы | Комментарий |
10 | Достаточно резкий, интересные кадры, отличная работа с гиперфокальным расстоянием; | Цена (дороже, чем 16 мм), неуниверсальность; | Имеет смысл брать только если вы понимаете, что это и зачем вам необходимо. |
16 | Неплохой широкоугольник, достаточно резкий, универсальный, лёгкий, компактный, разумная цена; | На Fisheye кадры получаются интереснее; | Отличный пейзажный объектив. |
20 | см. 16 мм Ultrawide; | Не ясно, зачем он нужен, если есть 16 мм и 30 мм; | Меньше искажений, наверное, больше подойдёт для городской фотографии. |
30 | Один из лучших фиксов “на каждый день”, цена не может не радовать; | В качестве штатного портретника не годится — слишком маленькое фокусное расстояние. | Не смотря на “минус”, при случае снять приятный портрет вполне способен. |
45 | Приятный, быстрый портретник; | Режим 3D малопригоден для использования, цена кусается; | Хотелось бы его же, но без 3D и с разумным ценником. |
60 | Отличное дополнение к 30 мм-объективу: резкий, без искажений, с очень быстрым автофокусом, оптическим стабилизатором и возможностью съёмки макро; | Тяжеловат, явно не относится к бюджетным стёклам; | Мастхэв, если считаете, что будете им пользоваться. |
85 | Всё то же, что и у 60 мм за исключением съёмки макро. | Тяжеловат, цена кусается ещё сильней, чем у 60 мм. | Просто отличный телефикс. |
Если бы я выбирал себе набор фиксов, то, наверное, взял бы 10-30-60 или 10-30-85. Они отлично покрывают весь спектр интересных фокусный расстояний и моих юзкейсов: съёмка в городе, универсальное стекло для всех случаев (просто взять с собой, хотя тут я предпочту зум) и портреты / предметка.
На этом все: про зумы поговорим на следующей неделе. Stay tuned!
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/samsung/blog/202838/
Добавить комментарий