Меня зовут Александр Янковский, и среди 12 готовых прототипов в финале прошлого Tolstoy Camp и трёх, которые получили инвестиции и поддержку Яндекса, был и мой проект Speaking Mind — агрегатор новостей, который умеет их зачитывать. Сегодня я хочу сегодня рассказать о своём личном опыте на Tolstoy Camp, что мне дали эти два месяца, и почему это стоит внимания.
Сразу признаюсь, что поводом для этого поста стало то, что сегодня Яндекс объявляет о наборе в новый Tolstoy Startup Camp — мастерскую для тех, кто хочет научиться создавать, разрабатывать и запускать стартапы. Как и в прошлом году Яндекс ждёт заявки от разработчиков, дизайнеров и менеджеров. Никаких требований к образованию, опыту или месту, где вы живёте нет, а иногородним оплачивает поездку в Москву и проживание в городе. В этот раз занятия будут проходить весной — с 3 марта по 25 апреля. Если готовы участвовать, заполняйте анкету и приступайте к тестовому заданию.
И так, постараюсь рассказать о том, как я стал участником кэмпа и что он мне дал.
Как я писал в начале — прошлый пост я прочитал и почти забыл. «Почти», потому что где-то в подкорке засвербило чувство, что я что-то упускаю. Ну, знаете, такое, как иногда бывает по выходу из дома. Идёшь на работу, а оно свербит. Хлопаешь себя по карманам, проверяешь деньги, ключи, пропуска, документы, кроссовки ли на ногах, а не тапки, и только потом в метро понимаешь, что забыл наушники и теперь надо полчаса страдать от этого невыносимого грохота.
До того как я прочитал о наборе в TSC, я больше пятнадцати лет проработал в ИТ. Начинал с «курвера» в рекламном агентстве с дополнительной нагрузкой в виде поддержания всего в рабочем виде, потом эникейщиком, затем админом, старшим админом, специалистом ИБ, и к моменту, о котором я вам рассказываю, был уже руководителем отдела ИТ.
Стандартная, в общем, карьера. Но этот опыт не давал мне успокоиться, потому что творческий порыв слишком часто разбивался о рифы бюджетов, планов и совещаний и потому что мои идеи вообще никак не были связаны с работой, а работа занимала всё время. И к тому моменту, когда я узнал о TSC, ощущение, что «надо что-то менять» уже созрело.
А через несколько дней мне позвонила давняя подруга и говорит: «Саша, ты мне минимум пятнадцать лет дуешь в уши своими идеями. Я не вспомню даже десяти процентов из них. Но помню, что как минимум парочка из них были очень даже стоящими. Давай-ка ты возьмёшь ноги в руки, сожмёшь волю ягодицами, соберёшь сопли в кулак (или как ты там ещё себя мотивируешь) и наконец-то что-то сделаешь, чтобы хотя бы одна твоя идёя таки обрела реальную форму», — и даёт мне ссылку на Яндекс. На тот самый кэмп.
Тут мне даже стыдно стало. Подруга была совершенно права. В голове сотни идей, а реализовать их ни разу даже не дёрнулся. Работа моя уже пару месяцев как протекала удалённо, восьмичасового внимания не требовала, поэтому идея на два месяца закопаться с головой во что-то стоящее выглядела всё более привлекательно.
Тем временем до окончания срока подачи заявки оставалось три дня. Два дня я думал о том, какую из идей можно было бы предложить на рассмотрение, потом сжимал сопли и наматывал волю на кулак. В общем, примерно без пяти минут дедлайн, отправил заявку на рассмотрение.
Спустя несколько дней мне пришло письмо о том, что Яндекс приглашает меня на скайп-собеседование. И оно в итоге не было похоже вообще ни на что, испытанное мною прежде. Скорее, это был такой короткий и приятный разговор «за жизнь» двух незнакомых людей. Однако впечатление осталось очень хорошее.
И оно меня не обмануло. Спустя пару недель мне пришло письмо-подтверждение о том, что я прошёл отбор и приглашён к участию в мероприятии. Состояние было практически эйфорическим. Уже позже я узнал, что конкурс составлял более двадцати человек на место, и эйфорическое настроение сменилось на “тяжкий груз ответственности”. Серьёзно, эти люди выбрали меня, прочитав моё очень краткое эссе и проведя двадцатиминутное собеседование по скайпу. Я не питаю иллюзий относительно того, что я какой-то суперзамечательный или идея моя гениальна, однако этот выбор команды Яндекса возложил на меня определённую ответственность — мне теперь нельзя облажаться и разочаровать этих людей.
В общем, первого июля группа из чуть более чем шестидесяти балбесов разной степени великовозрастности собралась в офисе Яндекса и мастерская стартовала. Если вкратце, то за первую неделю в нас было закачано такое количество информации, что если бы я не вёл вообще никаких конспектов, то не вспомнил бы сейчас и 5%. А так я помню хотя бы четверть. 🙂
Совершенно особое впечатление за первые недели кэмпа оставили тренинги Натальи Зверёк, заместителя директора Яндекса по развитию персонала. Она преподавала нам самые базовые вещи, которые по идее тридцатилетний мужик уже должен знать на собственном опыте, но при этом постоянно открывала новые стороны и показывала новые способы общения и взаимодействия. Это было очень круто. Лет пятнадцать назад я заплатил за какой-то NLP-тренинг, но был изгнан оттуда через полтора часа, потому что у меня вызывало глубокое отвращение методика промывания мозгов и чушь, которую нёс тренер. Естественным для себя образом я всё это высказал раза три во всеуслышание и больше на подобные мероприятия не ходил. Однако тренинги Натальи были совершенно противоположны по уровню эмпатии. Не могу говорить за всех участников, но большего удовольствия от получения знаний я не испытывал лет двадцать, если не больше.
Каждый день на протяжении месяца нас по 8-10 часов чему-то учили. Была масса совершенно замечательных приглашённых гостей, которые зачастую преодолевали половину земного шара, чтобы выступить перед нами. Нам рассказывали о бизнесе, о патентных правах, о технологиях. Приходили ребята из Яндекса, которые рассказывали и показывали собственные разработки, которые мы можем использовать.
Довольно часто лекторы противоречили друг другу, что вносило забавный элемент когнитивного диссонанса в процесс обучения. С детства все привыкли к тому, что всё, чему вас учит преподаватель, есть истина. А тут два лектора с перерывом в два дня говорят, если не диаметрально противоположные вещи, то как минимум сильно разнящиеся. И надо самому решить, для каких условий их установки являются истинными. Например, МетаБета рассказывала нам о том, что бизнес надо строить «навсегда», т.е. чтобы никогда даже мысли не было его продать. А через пару дней Денис Довгополый, сооснователь первого украинского акселератора, говорил, что это глупость и бизнес надо начинать, точно зная, когда из него выходить.
Через две недели после начала кэмпа был назначен первый отсев проектов. То есть руководитель каждого из них должен был выступить перед судейской коллегией из организаторов и за пять минут представить ей свой проект. Из, кажется, тридцати трёх идей, была отвергнута треть, и в итоге осталось 22 проекта. Для некоторых отсев стал довольно травматичным, но никто из участников кэмп не покинул — они присоединились к другим проектам. Каждому было понятно, что упускать три четверти кэмпа нельзя. Довольно стрессовая была ситуация, но я оставался спокоен. Я уже был уверен, что даже если мой проект не пройдёт, я всё равно доведу его до ума, потому что он мне нравится. Но я прошёл.
После первого отсева началась “настоящая работа”. То есть нас уже стали чуть меньше учить. Хотя лекции и были по-прежнему практически каждый день, появилось время и на то, чтобы заниматься именно сутью своих проектов.
Второй отсев был назначен на первое августа. У нас было две недели на то чтобы сделать MVP — Minimum Viable Product — минимально жизнеспособный продукт, который можно показать судьям. Этот этап был самым сложным и стрессовым за всё время на кэмпе. Потому что по условиям мероприятия после второго отсева нужно было принять окончательное решение присоединиться к другой команде или покинуть кэмп.
Это было отличное время, когда все натурально “пахали”. Этаж в офисе Яндекса, на котором мы располагались, был похож на улей, где деятельность не прекращалась ни днём, ни ночью семь дней в неделю. Посудомоечную машину загружали кружками из-под кофе по четыре-пять раз в день.
Первого августа в конференц-зале Яндекса несколько десятков человек, которые управляют деньгами, сравнимыми с бюджетом небольшой страны, собрались послушать, что мы имеем им предложить.
Вот тогда я действительно волновался. Мандраж был такой, что я собственного голоса не узнавал. Но я выступил и снова прошёл! Я был горд собой, когда узнал, что мой проект остаётся на кэмпе в числе двенадцати прошедших этот важный этап. Это было очень приятно.
И с каждым таким этапом я понимал, что “уж вот теперь-то мне точно никак нельзя облажаться”. Мы “выходили в люди” — это когда у тебя есть гипотеза, но для её проверки нужна релевантная аудитория. Например, мой сервис Speaking Mind агрегирует и озвучивает новости. Он в существенной части рассчитан на автомобилистов. И я провел в общей сложности несколько дней на разных больших парковках, опрашивая людей, пока они идут от автомобиля до входа в магазин. Проверять гипотезы — это очень круто. Каждый раз, когда мне обычный человек тремя словами разносил в пух и прах очередное предположение, я вспоминал одно выражение, услышанное на кэмпе. Нам сказали: «Не бойтесь ошибаться, просто проверяйте всё и меняйтесь. Помните, Groupon начинался как “две пиццы по цене одной”, а получился всемирно известный магазин скидочных купонов с миллиардной капитализацией».
Мы даже умудрились переругаться и мне пришлось за две недели до финала начинать разработку приложения фактически с нуля, потому что наш единственный разработчик покинул проект. Но мы справились. И к финальному выступлению, когда кроме тех, кто видел нас месяцем ранее, нас пришли оценивать ещё два десятка людей, управляющих ещё чьими-то деньгами, у нас был практически готовый продукт. И он полностью удовлетворял понятию MVP. И вот тут я немного облажался. Я так нервничал последние две недели перед “выпускным”, что на выступление куража уже не хватило, и я просто оттарабанил заученный питч и не слишком бодро отвечал на вопросы.
Но когда Ксения yolkina Ёлкина выступала с заключительной речью о проекте, были объявлены три проекта, которыми заинтересовался именно Яндекс. И оказалось, что мой проект входит в эту тройку! Вот это был мегасюрприз. Если до того момента у меня были довольно большие сомнения на счёт того, как дальше развиваться и что именно нужно делать, чтобы одновременно зарабатывать деньги и не дать проекту заглохнуть, то теперь будущее снова показалось вполне привлекательным и многообещающим. Получить Яндекс в качестве инвестора было моей мечтой. Нет, не из-за денег — денег в стране очень много — тот же ФРИИ даёт деньги на каждый мало-мальски заслуживающий внимания проект. Для меня Яндекс — это пять тысяч профессионалов, которые потенциально доступны для того, чтобы поделиться своей экспертизой со мной.
Теперь я бы хотел покритиковать и отсыпать благодарностей.
Количество информации на единицу времени в первые две недели было зашкаливающим и никакие конспекты не спасали. Нужно иметь возможность посмотреть лекцию в записи ещё раз. Хотя бы на территории кэмпа. Некоторые правила не были явно прописаны сразу и, несмотря на то, что большинству они были очевидны, меньшинство спровоцировало несколько неприятных моментов из-за этих упущений.
Я благодарен команде МетаБеты за то, что они буквально весь кэмп учили нас и помогали советами. Иной раз было жёстко, но правильно.
Я благодарен Яндексу в общем за то, что они это сделали. TSC — самое крутое событие в моей жизни за последние лет десять. Вот-такенное спасибо!
Отдельно хочу поблагодарить лекторов, как из Яндекса, так и приглашённых, за то, что они после лекций — или даже вне оных — приходили к нам и делились своим опытом. Это очень ценно.
Я не могу вам сказать, чему научился на кэмпе. Потому что было слишком много всего. Но я точно могу сказать, что вышел из мастерской Яндекса совсем другим. На множество вещей я начал смотреть совершенно другими глазами. Поменялось отношение к владельцам бизнеса, я стал лучше понимать логику их действий. И чего я точно не буду делать, так это безоговорочно верить словам признанных авторитетов. Потому что они друг другу часто противоречат.
Все подробности о Tolstoy Startup Camp лежат здесь. Обучение опять будет проходить в три этапа, о которых я рассказывал: формулирование идеи, проверка гипотез и создание прототипа. Учтите, что мастерская подразумевает полную занятость — работать над проектами вы будете каждый день с восхода до заката и ещё немножко по ночам. Но я абсолютно уверен в том что вы не пожалеете об этом времени.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/yandex/blog/208886/
Добавить комментарий