JavaScript: проверьте свою интуицию

от автора


На Хабре уже разминались и развлекались кажущимися нелогичностями JavaScript. По-моему, такие примеры отличный способ размять мозги после длительных новогодних праздников, поэтому предлагаю вам подумать над 10 задачками.

Ответы и свой вариант объяснения почему такое поведение логично я буду скрывать под спойлером. Сразу оговорюсь, что не претендую на непоколебимую истину своих версий и буду рад их обсудить. В разгадывании вам может помочь отличный русский перевод спецификации ECMAScript 5 за который большое спасибо iliakan!

1. Так что помните, дети, всегда подставляем системы счисления!

Для начала простой, но прикольной пример. Что вернут такие вызовы parseInt?

parseInt('fuck'); parseInt('fuck', 16); 

Решение

parseInt('fuck');     // NaN parseInt('fuck', 16); // 15 

Как работает parseInt: он посимвольно проверяет переданную строку на соответствие указанной вторым аргументом системе счисления и если находит некорректный символ, то завершает работу. По умолчанию, система счисления считается десятичной. В не самых свежих браузерах если переданная строка начинается с 0, то по умолчанию система считается восьмеричной. В десятичной системе счисления символ ‘f’ недопустим и функция заканчивается свою работу не найдя ни одной цифры. А вот в шестнадцатиричной системе символ ‘f’ допустим и соответствует десятичному числу 15. Символ ‘u’ не допустим и функция завершает свою работу.

2. Может кто подскажет?

Чему равно такое выражение?

"Why am I a " + typeof + ""; 

Решение

“Who am I a number” 

Оператор “+” обладает большим приоритетом чем “typeof”, поэтому указанная запись эквивалентна следующей:

“Why am I a ” + (typeof (+ “”)). 

Унарный “+” выполняет привидение к числу, поэтому “typeof” от результата его выполнения — это number.

3. Кто больше?

Ну и кто больше?

[1, 2, 4]         <  [1, 2, 5] [1, 2, 'd']       <  [1, 2, 5] [1, 2, ['d', 5]]  <  [1, 2, [20, 5]] [1, 2, 5]         == [1, 2, 5] [1, 2, 5]         <= [1, 2, 5] [1, 2, 5]         >= [1, 2, 5] 

Решение

[1, 2, 4]         <  [1, 2, 5]        //true [1, 2, 'd']       <  [1, 2, 5]        //false [1, 2, ['d', 5]]  <  [1, 2, [20, 5]]  //false [1, 2, 5]         == [1, 2, 5]        //false [1, 2, 5]         <= [1, 2, 5]        //true [1, 2, 5]         >= [1, 2, 5]        //true 

Согласно спецификации ECMAScript 5 для выполнения операции сравнения аргументы, которые не являются примитивами, должны быть привидены к примитивам (если кому интересно, то пункт 11.8.5 “Алгоритм сравнения абстрактного отношения”). Сначала JavaScript пробует преобразовать аргумент к числу с помощью метода valueOf и только когда это не удается приводит к строковому типу (изначально я хотел написать здесь про естественность сравнения чисел, и что когда мы говорим, что слово А больше слова Б, то имеем в виду длину. Но из беседы с коллегой выяснилось, что это не правда. Когда мы сравнимаем два слова мы инстанцируем связанные с ними образы и сравнимаем их. И только если образов не нашлось, то сравниваем слова не как метки образов, а именно как набор букв). Для массивов метод valueOf не определен и поэтому они сравниваются как строки:

"1,2,4" < "1,2,5" //true "1,2,d" < "1,2,5" //false 

Но все вышесказаное верно только для операций сравнения. В случае оператора “==”” привидение к примтивам осуществляется только если один из аргументов примитив, а во всех остальных случаях оператор “==” возвращает true только если оба аргумента ссылаются на один объект (пункт 11.9.3 “Алгоритм сравнения абстрактного равенства”), что в нашем случае не так.

Следует заметить, что для объектов сравнение работать не будет, т.к. их дефолтный toString возвращает [object Object].

4. Кто больше?-2

По мотивам предыдущей загадки, точнее её решения.

var obj1 = {   test: 'test',   toString: function(){ return 10; },   valueOf: function(){ return 100; } }  var obj2 = {   test: 'test',   toString: function(){ return 100; },   valueOf: function(){ return 10; } }  obj1 ? obj2 

Решение

obj1 > obj2 

Как было сказано в предыдущем решении, при сравнении JavaScript сначала пытается привести непримитивные аргументы к числам, т.е. вызывает метод valueOf. А 100 > 10.

5. Бесконечности безумия

Что вернет?

parseFloat('Infinity'); Number('Infinity'); parseInt('Infinity'); 

Решение

parseFloat('Infinity'); //Infinity Number('Infinity');     //Infinity parseInt('Infinity');   //NaN 

Число отображается как бесконечность, когда оно превышает максимальное число с плавающей точкой: 1.7976931348623157E+10308. Т.е. по сути Infinity это константа с дробным значением и поэтому она определяется parseFloat и Number, но не определяется parseInt.

6. Игры с плюсами

Для тех, кто внимательно читал предыдущие решения, не составит труда сказать, что вернет вот такое выражение:

"foo" + + "bar" 

Решение

("foo" + + "bar") === "fooNaN" // true

Выделим унарный +:

 “foo” + (+ “bar”) 

Как не трудно видеть, он вернет NaN, т.к. строку нельзя привести к числу. Таким образом:

"foo" + NaN === "fooNaN". 

7. Самое маленькое число

Кто больше?

Number.MIN_VALUE ? 0 

Решение

Number.MIN_VALUE > 0 

Согласно спецификации MIN_VALUE — это число наиболее приближенное к 0, которое позволяет JavaScript. Приблизительно равно 5e-324. Все числа меньшие по модулю конвертируются в 0. Называть его минимальным, пожалуй, логично, т.к. максимальное отрицательное так и называется “максимально отрицательное”, но все-таки вносит определенную путаницу.

8. Налог на роскошь

Что увидим на экране?

alert(111111111111111111111); 

Решение

111111111111111111000 

JavaScript интерпретирует большие числа в экспоненциальной форме:

111111111111111111111 = 1.11111111111111111111e20. 

Но для хранения 1.11111111111111111111 точности не хватает и поэтому

(1.11111111111111111111e20).toString() == 111111111111111111000 

9. “Булева арифметика”

(true + 1) === 2;​ (true + true) === 2; true === 2; true === 1; 

Решение

(true + 1) === 2;​  ​ // true (true + true) === 2;  // true true === 2;       // false true === 1;       // false 

Двухместный оператор “+” либо складывает числа, либо конкатенирует строки. При привидении true к числу будет возвращена 1.

Оператор “===” в отличии от “+” не производит привидение типов и поэтому true строго не равно единице.

10. Отрицание пустоты

[] == ![] 

Решение

[] == ![]      //true 

Небольшая цитата из правила привидение типов в операторе == из спецификации:

1. Если Type(x) – Number и Type(y) – String, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).

2. Если Type(x) – String и Type(y) – Number, вернуть результат сравнения ToNumber(x) == y.

3. Если Type(x) – Boolean, вернуть результат сравнения ToNumber(x) == y.

4. Если Type(y) – Boolean, вернуть результат сравнения x == ToNumber(y).

5. Если Type(x) – либо String, либо Number, и Type(y) – Object, вернуть результат сравнения x == ToPrimitive(y).

6. Если Type(x) – Object и Type(y) – либо String, либо Number, вернуть результат сравнения ToPrimitive(x) == y.

Сначала вычислим правую часть равенства и получим:

[] == false 

т.к. объект всегда приводится к true. Теперь

по правилу 4:

[] == 0 

по правилу 6 и со знаниями из 3 задачки:

"" == 0 

и по правилу 2:

0 == 0 

Вуаля!

Заключение

Сколько задач с первого раза вы решили правильно? Надеюсь, вам понравились эти небольшие упражнения. По субъективным ощущениям, разбор таких ситуаций очень полезен. Отличный повод заглянуть в документацию и освежить расположение граблей.

Если вы знаете другие интересные примеры, то прошу добавлять в комментарии скрывая ответы и объяснения под спойлер. Со своей стороны не могу удержатся, чтобы не добавить в качестве бонуса задачку из комментариев к одной из старых статей:

Что больше?

Math.min() ? Math.max() 

Решение

Math.min() > Math.max() 

Согласно определению метода Math.max в случае отсутствия аргументов возвращается -Infinity. Аналогично min возвращает просто Infinity.

И да, главное: не используйте это в боевом коде! Пожалейте тех, кто будет его читать.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/208922/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *