Шумоподавление в CMU Sphinx

от автора

Можно смело заявить, что на сегодня CMU Sphinx стал лидером среди открытого софта для распознавания речи. Pocketsphinx поставляется вместе с Ubuntu, многообещающий проект Simon построен с широким его использованием, а структура корпуса Voxforge как бы намекает, что создан он для sphinxtrain.

Несмотря на бурное развитие самого Sphinx’а и методов распознавания речи вообще, каждый, кто пытался использовать его на практике, знает, насколько сложно получить вменяемый результат даже для простых задач. А все потому, что нельзя просто подключить дефолтные модели и ожидать, что система вас поймет. Требуется адаптировать акустику, построить релевантную языковую модель, найти оптимальные параметры и конфигурацию движка — вобщем, потратить недели времени, кропотливо снижая ошибку процент за процентом. Как человек, потративший эти самые недели, могу заверить, что и в этом случае вам ничего не гарантировано. Особенно, если вы хотите распознавать речь, записанную не гарнитурой, а встроенным микрофоном ноутбука, как это часто бывает.

Вообще, фундаментальная причина плохого распознавания — несовпадение обучающих и тестовых условий (немного кривая калька с conditions mismatch). Туда можно отнести все: незнакомых дикторов, несовпадающие характеристики каналов, неадекватную языковую модель, и даже проявление эмоций, которых мы не ожидали от пользователя. В случае с ноутбучным микрофоном имеем различные аддитивные шумы и эхо, которых не было в обучающей базе, и которые могут значительно уронить точность распознавания.

Предыстория

Реализация шумоподавления в CMU Sphinx началась ровно год назад вот с этого поста Николая Шмырева (низкий ему поклон за всё, кстати): Around noise-robust PNCC features. Через два месяца состоялся коммит, но первое упоминание в FAQ появилось только 10 июня 2014. До этого момента с шумами предлагали бороться с помощью адаптации к каналу (весьма дельный совет, кстати, который никто не отменял). Так что для экспериментов вам понадобятся новейшая на сегодня версия 0.8.

Описание самого алгоритма приведено в фундаментальной статье и в посте Николая. Вкратце, алгоритм весьма похож на MFCC, а модификации обусловлены исследованиями в области слуховой системы человека. Шумоподавление в системах распознавания речи — весьма обширная облать, в которую я не буду углубляться, поскольку не шарю. Расскажу только, как реализовать ее на практике. Данный пост является обобщением информации, найденной мной в статьях и на форумах. От вас потребуется знакомство со сфинксом. В противном случае, добро пожаловать в вики.

Шумоподавление на практике

Если PNCCs — это просто новые признаки такие, логично предположить, что их можно использовать, указав соответствующее значение для -feat. А вот и нет, ха-ха. В данном случае реализация модификацию уже существующего механизма feature extraction. И выглядит это немного по-разному для pocketsphinx и Sphinx4. Но давайте по порядку.

Создание акустических моделей

Итак, прежде чем приступить к распознаванию, нам нужны акустические модели. Существующие модели нам не подойдут, потому что получены они пока обычным способом, а значит попытка их использования в шумоустойчивой системе породит тот самый фундаментальный mismatch. Поэтому модели нужно будет натренировать заново. Для этого, соответственно, нужен корпус и установленные sphinxbase и sphinxtrain. В качестве корпуса рекомендую voxforge, который нужно будет слегка модифицировать.

Вот здесь мы и подходим к самому главному. Как вы, наверное, знаете, sphinxtrain управляется общим конфигом (sphinx_train.cfg), который задает все параметры для обучения (и тестирования) моделей, и дополнительно feat.params, в котором указываются параметры feature extraction. Начиная с версии 0.8, некоторые утилиты сфинкса получили дополнительные параметры, отвечающие за шумоподавление. А именно -remove_noise и -lifter. Для -remove_noise нужно задать значение yes (впрочем, это его дефолтное значение), а обычное значение параметра -lifter — 22. Если задавать его в основном конфиге:

$CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition 

то можно читать его оттуда:

-lifter __CFG_LIFTER__ 

Еще один важный для нас параметр — это -transform. Его дефолтное значение legacy, но нам нужно dct. Итак, чтобы натренировать шумоустойчивые модели, нам нужно задать в feat.params трио параметров:

-transform dct -remove_noise yes -lifter 22 

Но все же, лучше перенести их в sphinx_train.cfg, как это делается для других параметров:

$CFG_TRANSFORM = "dct"; # Previously legacy transform is used, but dct is more accurate $CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition 

feat.params:

-transform __CFG_TRANSFORM__ -remove_noise yes -lifter __CFG_LIFTER__ 

Надо понимать, что sphinxtrain — это всего лишь скрипт-обертка для отдельных утилит, таких как fe, поэтому если вы вызываете их отдельно, нужно всегда задавать эти параметры (если они есть).

Вот пример моих конфигов для voxforge-en:

sphinx_train.cfg:

# Configuration script for sphinx trainer                  -*-mode:Perl-*-  $CFG_VERBOSE = 1;		# Determines how much goes to the screen.  # These are filled in at configuration time $CFG_DB_NAME = "voxforge_en"; # Experiment name, will be used to name model files and log files $CFG_EXPTNAME = "$CFG_DB_NAME";  # Directory containing SphinxTrain binaries $CFG_BASE_DIR = "/home/speechdat/voxforge-en"; $CFG_SPHINXTRAIN_DIR = "/usr/local/lib/sphinxtrain"; $CFG_BIN_DIR = "/usr/local/libexec/sphinxtrain"; $CFG_SCRIPT_DIR = "/usr/local/lib/sphinxtrain/scripts";   # Audio waveform and feature file information $CFG_WAVFILES_DIR = "$CFG_BASE_DIR/wav"; $CFG_WAVFILE_EXTENSION = 'wav'; $CFG_WAVFILE_TYPE = 'mswav'; # one of nist, mswav, raw $CFG_FEATFILES_DIR = "$CFG_BASE_DIR/feat"; $CFG_FEATFILE_EXTENSION = 'mfc'; $CFG_VECTOR_LENGTH = 13;   # Feature extraction parameters $CFG_WAVFILE_SRATE = 16000.0; $CFG_NUM_FILT = 40; # For wideband speech it's 40, for telephone 8khz reasonable value is 31 $CFG_LO_FILT = 133.33334; # For telephone 8kHz speech value is 200 $CFG_HI_FILT = 6855.4976; # For telephone 8kHz speech value is 3500 $CFG_TRANSFORM = "dct"; # Previously legacy transform is used, but dct is more accurate $CFG_LIFTER = "22"; # Cepstrum lifter is smoothing to improve recognition  $CFG_MIN_ITERATIONS = 1;  # BW Iterate at least this many times $CFG_MAX_ITERATIONS = 10; # BW Don't iterate more than this, somethings likely wrong.  # (none/max) Type of AGC to apply to input files $CFG_AGC = 'none'; # (current/none) Type of cepstral mean subtraction/normalization # to apply to input files $CFG_CMN = 'current'; $CFG_CMNINIT = 10.0; # (yes/no) Normalize variance of input files to 1.0 $CFG_VARNORM = 'no'; # (yes/no) Train full covariance matrices $CFG_FULLVAR = 'no'; # (yes/no) Use diagonals only of full covariance matrices for # Forward-Backward evaluation (recommended if CFG_FULLVAR is yes) $CFG_DIAGFULL = 'no';  # (yes/no) Perform vocal tract length normalization in training.  This # will result in a "normalized" model which requires VTLN to be done # during decoding as well. $CFG_VTLN = 'no'; # Starting warp factor for VTLN $CFG_VTLN_START = 0.80; # Ending warp factor for VTLN $CFG_VTLN_END = 1.40; # Step size of warping factors $CFG_VTLN_STEP = 0.05;  # Directory to write queue manager logs to $CFG_QMGR_DIR = "$CFG_BASE_DIR/qmanager"; # Directory to write training logs to $CFG_LOG_DIR = "$CFG_BASE_DIR/logdir"; # Directory for re-estimation counts $CFG_BWACCUM_DIR = "$CFG_BASE_DIR/bwaccumdir"; # Directory to write model parameter files to $CFG_MODEL_DIR = "$CFG_BASE_DIR/model_parameters";  # Directory containing transcripts and control files for # speaker-adaptive training $CFG_LIST_DIR = "$CFG_BASE_DIR/etc";   # Decoding variables for MMIE training $CFG_LANGUAGEWEIGHT = "11.5"; $CFG_BEAMWIDTH      = "1e-100"; $CFG_WORDBEAM       = "1e-80"; $CFG_LANGUAGEMODEL  = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.lm.DMP"; $CFG_WORDPENALTY    = "0.2";  # Lattice pruning variables $CFG_ABEAM              = "1e-50"; $CFG_NBEAM              = "1e-10"; $CFG_PRUNED_DENLAT_DIR  = "$CFG_BASE_DIR/pruned_denlat";  # MMIE training related variables $CFG_MMIE = "no"; $CFG_MMIE_MAX_ITERATIONS = 5; $CFG_LATTICE_DIR = "$CFG_BASE_DIR/lattice"; $CFG_MMIE_TYPE   = "best"; # Valid values are "rand", "best" or "ci" $CFG_MMIE_CONSTE = "3.0"; $CFG_NUMLAT_DIR  = "$CFG_BASE_DIR/numlat"; $CFG_DENLAT_DIR  = "$CFG_BASE_DIR/denlat";   # Variables used in main training of models $CFG_DICTIONARY     = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.dict"; $CFG_RAWPHONEFILE   = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.phone"; $CFG_FILLERDICT     = "$CFG_LIST_DIR/$CFG_DB_NAME.filler"; $CFG_LISTOFFILES    = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.fileids"; $CFG_TRANSCRIPTFILE = "$CFG_LIST_DIR/${CFG_DB_NAME}_full.transcription"; $CFG_FEATPARAMS     = "$CFG_LIST_DIR/feat.params";  # Variables used in characterizing models  $CFG_HMM_TYPE = '.cont.'; # Sphinx 4, PocketSphinx #$CFG_HMM_TYPE  = '.semi.'; # PocketSphinx #$CFG_HMM_TYPE  = '.ptm.'; # PocketSphinx (larger data sets)  if (($CFG_HMM_TYPE ne ".semi.")     and ($CFG_HMM_TYPE ne ".ptm.")     and ($CFG_HMM_TYPE ne ".cont.")) {   die "Please choose one CFG_HMM_TYPE out of '.cont.', '.ptm.', or '.semi.', " .     "currently $CFG_HMM_TYPE\n"; }  # This configuration is fastest and best for most acoustic models in # PocketSphinx and Sphinx-III.  See below for Sphinx-II. $CFG_STATESPERHMM = 3; $CFG_SKIPSTATE = 'no';  if ($CFG_HMM_TYPE eq '.semi.') {   $CFG_DIRLABEL = 'semi'; # Four stream features for PocketSphinx   $CFG_FEATURE = "s2_4x";   $CFG_NUM_STREAMS = 4;   $CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 256;   $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 256;   die "For semi continuous models, the initial and final models have the same density"      if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES != $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES); } elsif ($CFG_HMM_TYPE eq '.ptm.') {   $CFG_DIRLABEL = 'ptm'; # Four stream features for PocketSphinx   $CFG_FEATURE = "s2_4x";   $CFG_NUM_STREAMS = 4;   $CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 64;   $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 64;   die "For phonetically tied models, the initial and final models have the same density"      if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES != $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES); } elsif ($CFG_HMM_TYPE eq '.cont.') {   $CFG_DIRLABEL = 'cont'; # Single stream features - Sphinx 3   $CFG_FEATURE = "1s_c_d_dd";   $CFG_NUM_STREAMS = 1;   $CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES = 1;   $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES = 32;   die "The initial has to be less than the final number of densities"      if ($CFG_INITIAL_NUM_DENSITIES > $CFG_FINAL_NUM_DENSITIES); }  # Number of top gaussians to score a frame. A little bit less accurate computations # make training significantly faster. Uncomment to apply this during the training # For good accuracy make sure you are using the same setting in decoder # In theory this can be different for various training stages. For example 4 for # CI stage and 16 for CD stage # $CFG_CI_TOPN = 4; # $CFG_CD_TOPN = 16;  # (yes/no) Train multiple-gaussian context-independent models (useful # for alignment, use 'no' otherwise) in the models created # specifically for forced alignment $CFG_FALIGN_CI_MGAU = 'no'; # (yes/no) Train multiple-gaussian context-independent models (useful # for alignment, use 'no' otherwise) $CFG_CI_MGAU = 'no'; # Number of tied states (senones) to create in decision-tree clustering $CFG_N_TIED_STATES = 3000; # How many parts to run Forward-Backward estimatinon in $CFG_NPART = 1;  # (yes/no) Train a single decision tree for all phones (actually one # per state) (useful for grapheme-based models, use 'no' otherwise) $CFG_CROSS_PHONE_TREES = 'no';  # Use force-aligned transcripts (if available) as input to training $CFG_FORCEDALIGN = 'no';  # Use a specific set of models for force alignment.  If not defined, # context-independent models for the current experiment will be used. $CFG_FORCE_ALIGN_MDEF = "$CFG_BASE_DIR/model_architecture/$CFG_EXPTNAME.falign_ci.mdef"; $CFG_FORCE_ALIGN_MODELDIR = "$CFG_MODEL_DIR/$CFG_EXPTNAME.falign_ci_$CFG_DIRLABEL";  # Use a specific dictionary and filler dictionary for force alignment. # If these are not defined, a dictionary and filler dictionary will be # created from $CFG_DICTIONARY and $CFG_FILLERDICT, with noise words # removed from the filler dictionary and added to the dictionary (this # is because the force alignment is not very good at inserting them)  # $CFG_FORCE_ALIGN_DICTIONARY = "$ST::CFG_BASE_DIR/falignout$ST::CFG_EXPTNAME.falign.dict";; # $CFG_FORCE_ALIGN_FILLERDICT = "$ST::CFG_BASE_DIR/falignout/$ST::CFG_EXPTNAME.falign.fdict";;  # Use a particular beam width for force alignment.  The wider # (i.e. smaller numerically) the beam, the fewer sentences will be # rejected for bad alignment. $CFG_FORCE_ALIGN_BEAM = 1e-60;  # Calculate an LDA/MLLT transform? $CFG_LDA_MLLT = 'yes'; # Dimensionality of LDA/MLLT output $CFG_LDA_DIMENSION = 29;  # This is actually just a difference in log space (it doesn't make # sense otherwise, because different feature parameters have very # different likelihoods) $CFG_CONVERGENCE_RATIO = 0.1;  # Queue::POSIX for multiple CPUs on a local machine # Queue::PBS to use a PBS/TORQUE queue $CFG_QUEUE_TYPE = "Queue::POSIX";  # Name of queue to use for PBS/TORQUE $CFG_QUEUE_NAME = "workq";  # (yes/no) Build questions for decision tree clustering automatically $CFG_MAKE_QUESTS = "yes"; # If CFG_MAKE_QUESTS is yes, questions are written to this file. # If CFG_MAKE_QUESTS is no, questions are read from this file. $CFG_QUESTION_SET = "${CFG_BASE_DIR}/model_architecture/${CFG_EXPTNAME}.tree_questions"; #$CFG_QUESTION_SET = "${CFG_BASE_DIR}/linguistic_questions";  $CFG_CP_OPERATION = "${CFG_BASE_DIR}/model_architecture/${CFG_EXPTNAME}.cpmeanvar";  # This variable has to be defined, otherwise utils.pl will not load. $CFG_DONE = 1;  return 1; 

feat.params:

-alpha 0.97 -dither yes -doublebw no -nfilt __CFG_NUM_FILT__ -ncep __CFG_VECTOR_LENGTH__ -lowerf __CFG_LO_FILT__ -upperf __CFG_HI_FILT__ -samprate __CFG_WAVFILE_SRATE__ -nfft 512 -wlen 0.0256 -transform __CFG_TRANSFORM__ -feat __CFG_FEATURE__ -agc __CFG_AGC__ -cmn __CFG_CMN__ -varnorm __CFG_VARNORM__ -remove_noise yes -lifter __CFG_LIFTER__ 

Конечно, тренировка акустических моделей — это тот еще геморрой труд. Помимо специфических знаний, она требует установки sphinxbase и sphinxtrain и длится около суток. Поэтому я расшарил свои модели, натренированные на voxforge-en по вышеприведенному рецепту: dropbox.

Использование акустических моделей

Имея модели, мы можем, наконец, свободно вздохнуть и подключить их в свою систему. Здесь рецепты разнятся в зависимости от того, используете вы pocketsphinx или Sphinx4. С pocketsphinx все просто: нужно просто задать трио параметров -transform, -remove_noise и -lifter. А ежели мы хотим использовать Sphinx4, то нужно включить во фронтенд компонент Denoise и немного изменить сам фронтенд. Соответствующий конвеер будет выглядеть примерно так:

  1. StreamDataSource
  2. Dither
  3. Preemphasizer
  4. RaisedCosineWindower
  5. DiscreteFourierTransform
  6. MelFrequencyFilterBank
  7. Denoise
  8. DiscreteCosineTransform2
  9. Lifter
  10. BatchCMN
  11. DeltasFeatureExtractor
  12. FeatureTransform

NB: featureTransform нужен, только если вы применяли LDA/MLLT в обучении моделей.

Три компонента, выделенные жирным и обеспечивают шумоподавление.

В XML соответствующая часть конфига будет выглядеть так:

config.xml

<component name="mfcFrontEnd"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.FrontEnd">         <propertylist name="pipeline">             <item>audioFileDataSource</item>             <item>dither</item>             <item>preemphasizer</item>             <item>windower</item>             <item>fft</item>             <item>melFilterBank</item>             <item>denoise</item>             <item>dct</item>             <item>lifter</item>             <item>batchCMN</item>             <item>featureExtraction</item>             <item>featureTransform</item>         </propertylist>     </component>          <component name="audioFileDataSource"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.util.AudioFileDataSource">     </component>      <component name="preemphasizer"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.filter.Preemphasizer">     </component>      <component name="dither"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.filter.Dither">     </component>      <component name="windower"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.window.RaisedCosineWindower">     </component>      <component name="fft"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.DiscreteFourierTransform">     </component>      <component name="melFilterBank"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.frequencywarp.MelFrequencyFilterBank">         <property name="numberFilters" value="40"/>         <property name="minimumFrequency" value="133.33334"/>         <property name="maximumFrequency" value="6855.4976"/>     </component>          <component name="denoise"  	  type="edu.cmu.sphinx.frontend.denoise.Denoise">     </component>      <component name="dct"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.DiscreteCosineTransform2">     </component>          <component name="lifter"  	  type="edu.cmu.sphinx.frontend.transform.Lifter">     </component>      <component name="batchCMN"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.BatchCMN">     </component>      <component name="featureExtraction"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.DeltasFeatureExtractor">     </component>      <component name="featureTransform"           type="edu.cmu.sphinx.frontend.feature.FeatureTransform">         <property name="loader" value="modelLoader"/>     </component>  

Это работает?

Вполне. Для своей задачи я получил прирост в 6.5%: с 74.65% до 81.38%. Но все равно, адаптацию к каналу стоит проводить.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/227099/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *