Function Pointer — забытая реализация шаблона Singleton

от автора

Много статей написано о том, как правильно реализовывать на Java шаблон проектирования Singleton.

Как правило, специалисты ломают копья вокруг проблемы, как совместить корректную работу в условиях многопоточного использования и эффективное выполнение, обеспечивающее производительность, близкую максимальной.

Лично я считаю единственным корректным способом реализации синглтона на Java так называемый Synchronized Accessor:

public class Singleton {     private static Singleton instance;          public static synchronized Singleton getInstance() {         if (instance == null) {             instance = new Singleton();         }         return instance;     } } 

Именно так задумывали реализацию подобной задачи авторы виртуальной машины Java, именно такая реализация используется в стандартной библиотеке классов языка Java. Если же для программы метод доступа к Singleton-у становится узким местом, то это повод для того, чтобы произвести редизайн программы, чтобы она обращалась к глобальному объекту не так часто.

Однако, пытаясь освежить в памяти возможности Java concurrency, я почитал старые статьи о вариантах синглтонов и удивился, что не нахожу описания еще одного способа, который я называю Function Pointer.

Function Pointer заслуживает внимание тем, что он годится не только для шаблона Singleton, но и для многих других задач. Его можно использовать тогда, когда в программе существует несколько ветвей кода, одна из которых, начиная с какого-то момента, становится единственной. Остальные ветви остаются зомби-кодом, который уже никогда не будет выполняться. Как раз такая ветка присутствует в большинстве вариантов синглтона.

Идея заключается в том, что мы создаем интерфейс с одним методом и несколько реализаций. Каждая ветка помещается в отдельную имплементацию интерфейса. В конце метода добавляем установку в глобальной переменной (Function Pointer) той реализации, которая должна будет отработать в следующий раз.

Вот как это выглядит:

public final class Singleton {     private static FunctionPointer accessor = new SynchronizedFunction();          private Singleton() {         System.err.printf("%s.%s()%n", Singleton.class.getName(), Singleton.class.getSimpleName());     }          private static interface FunctionPointer {         Singleton get();     }          private static final class SynchronizedFunction implements FunctionPointer {         @Override         public synchronized Singleton get() {             if (accessor != this) {                 return accessor.get();             }             Singleton instance = new Singleton();             accessor = new DummyFunction(instance);             return instance;         }     }          private static final class DummyFunction implements FunctionPointer {         private final Singleton instance;                  private DummyFunction(Singleton instance) {             this.instance = instance;         }          @Override         public Singleton get() {             return instance;         }     }          public static Singleton getInstance() {         return accessor.get();     } } 

При первом вызове Singleton.getInstance() управление получит объект SynchronizedFunction. Его метод get() объявлен как synchronized, поэтому для потоков, которые его вызывают, будут справедливы отношения happens-before. Это гарантирует нам, что код Singleton instance = new Singleton(), выполнится ровно 1 раз. Другие потоки, вошедшие в SynchronizedFunction, увидят, что поле accessor уже изменено, и пройдут по условию accessor != this.

Все потоки, которые вызовут Singleton.getInstance() после окончания SynchronizedFunction.get(), перейдут по сслыке в метод DummyFunction.get(), который уже не содержит ни условий, ни критических секций. Это просто метод-аксессор, который возвращает всегда одно и то же значение.

Нам даже не нужно объявлять поля volatile. Если какой-то поток не увидит записи в поле accessor, то он попадет в synchronized-метод, где он обязан будет увидеть все обновления, сделанные другими потоками в этом методе.

Ну а в классе DummyFunction единственное поле объявлено final. Java нам гарантирует, что final-поля видны одинаково во всех потоках.

При компиляции данного кода Eclipse сообщает, что доступ к полям с видимостью private компилятор осуществляет каким-то нестандартным менее эффективным способом и советует из соображений производительности увеличить видимость поля accessor и конструкторов. В данном случае все эти медленные обращения производятся не более 1 раза, поэтому советами компилятора можно пренебречь.

Часто в реализациях шаблона Singleton обращают внимание на возможность обработки ошибок, возникающих в конструкторе целевого класса. Сделаем конструктор, который срабатывает только со 2-го раза:

private static final AtomicInteger cnt = new AtomicInteger();      private Singleton() {     if (cnt.incrementAndGet() == 1) {         throw new IllegalArgumentException("Ошибка. Попробуйте еще раз.");     }     System.err.printf("%s.%s()%n", MySingleton.class.getName(), MySingleton.class.getSimpleName()); } 

Легко убедиться, что наша реализация позволяет корректно поймать и обработать исключение, выброшенное из конструктора. В случае ошибки статическое поле accessor не будет изменено, и наш Singleton останется в исходном непроинициализированном состоянии.

Посмотрим, насколько эффективно сможет откомпилировать наш класс Hotspot JVM. Запустим Java с опциями -XX:+UnlockDiagnosticVMOptions -XX:+PrintInlining. Получаем вот такую диагностику:

@ 20   ru.habrahabr.Singleton::getInstance (9 bytes)   inline (hot)   @ 3   ru.habrahabr.Singleton$DummyFunction::get (5 bytes)   accessor 

Я не очень разбираюсь в сообщениях JIT-компилятора, но по-моему, это самое быстрое, что можно получить из метода getInstance(). Вместо него подставлен метод accessor, возвращающий значение одного из полей.

Подведем итоги

+ Гарантирован 1 экземпляр класса Singleton
+ Безопасность при многопоточном использовании
+ Ленивая инициализация
+ Обработка ошибок конструктора
+ Эффективная реализация
Вызов виртуального метода при получении экземпляра Singleton
Громоздкий код
3 дополнительных класса: интерфейс и 2 реализации

Links

[1] Реализация Singleton в JAVA
[2] Правильный Singleton в Java
[3] Singleton pattern
[4] What is an efficient way to implement a singleton pattern in Java?
[5] The «Double-Checked Locking is Broken» Declaration
[6] Singleton Design Pattern

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/228079/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *