Давайте посмотрим на пример:
createArray(10, 20); // Что это значит? Что за "10" ? Что за "20" ? createArray(length=10, capacity=20); // О, вот теперь понятнее! createArray(capacity=20, length=10); // И наоборот тоже работает.
И еще один пример на выдуманном псевдо-языке:
window = new Window { xPosition = 10, yPosition = 20, width = 100, height = 50 };
Этот подход особенно полезен для функций с большим количеством опциональных параметров, при вызове которых нужно изменить лишь некоторую часть дефолтных значений. Некоторые языки программирования поддерживают именованные параметры (C#, Objective-C, …), но не С++. В этом посте мы рассмотрим пару классических способов эмуляции именованных параметров в С++, ну и попробуем придумать что-то новое.
Комментарии
Давайте начнём с ненастоящего, но наиболее простого способа — эмуляция именованных параметров через комментарии 🙂
Window window { 10, // xPosition 20, // yPosition 100, // width 50 // height };
Этот подход весьма популярен среди Windows-разработчиков, поскольку примеры в MSDN часто снабжены такими комментариями.
Идиома «именованного параметра»
Идея происходит из стиля программирования на Java: создать прокси-класс, который будет все опциональные параметры включать в себя в виде методов. После этого мы можем использовать цепочку вызовов этих методов для задания только нужных нам параметров:
// 1 File f { OpenFile{"path"} // это обязательно .readonly() .createIfNotExist() . ... };
// 2 классическая версия (не подходит для случая "хотим оставить всё по-умолчанию") File f = OpenFile { ... } .readonly() .createIfNotExist() ... ;
// 3 для случая "хотим оставить всё по-умолчанию" - просто добавим ещё один слой (вызов CreateFile) auto f = CreateFile ( OpenFile("path") .readonly() .createIfNotExists() . ... ));
Класс OpenFile — это набор параметров, а конструктор File принимает объект этого класса. Некоторые авторы (например, здесь) утверждают, что OpenFile должен иметь только private-члены и объявить класс File дружественным. Это может иметь смысл, если вы хотите использовать какую-то более сложную логику установки параметров. Но для присвоения простых значений вполне пойдет и вышеуказанный стиль с публичными методами.
В этом подходе:
- Обязательные параметры всё так-же позиционны (вызов конструктора OpenFile должен быть первым и это нельзя изменить)
- Опциональные параметры должны иметь конструкторы копирования (перемещения)
- Вам нужно написать дополнительный прокси-класс
Идиома «пакета параметров»
Идея похожа на предыдущую и взята из книги Davide Di Gennaro’s Advanced C++ Metaprogramming – техника использования прокси-объектов для установки параметров через оператор присваивания (=), в итоге мы получим следующий синтаксических сахар:
MyFunction(begin(v), end(v), where[logger=clog][comparator=greater<int>()]);
Задействованные сущности:
- logger и comparator — глобальные константы. Оператор присваивания просто возвращает обёрнутую копию присваиваемого значения
- where — глобальная константа типа «пакет параметров». Её оператор [] просто возвращает новый прокси-объект, который заменяет один из своих членов новым аргументом.
В символах:
where = {a, b, c } where[logger = x] → { a,b,c }[ argument<0>(x) ] → {x,b,c}
Набросок реализации:
// argument template <size_t CODE, typename T = void> struct argument { T arg; argument(const T& that) : arg(that) { } }; // void argument - just to use operator= template <size_t CODE> struct argument<CODE, void> { argument(int = 0) { } template <typename T> argument<CODE, T> operator=(const T& that) const { return that; } argument<CODE, std::ostream&> operator=(std::ostream& that) const { return that; } }; // "пакет аргументов" (хранит значения) template <typename T1, typename T2, typename T3> struct argument_pack { T1 first; T2 second; T3 third; argument_pack(int = 0) { } argument_pack(T1 a1, T2 a2, T3 a3) : first(a1), second(a2), third(a3) { } template <typename T> argument_pack<T, T2, T3> operator[](const argument<0, T>& x) const { return argument_pack<T, T2, T3>(x.arg, second, third); } template <typename T> argument_pack<T1, T, T3> operator[](const argument<1, T>& x) const { return argument_pack<T1, T, T3>(first, x.arg, third); } template <typename T> argument_pack<T1, T2, T> operator[](const argument<2, T>& x) const { return argument_pack<T1, T2, T>(first, second, x.arg); } }; enum { LESS, LOGGER }; const argument<LESS> comparator = 0; const argument<LOGGER> logger = 0; typedef argument_pack<basic_comparator, less<int>, std::ostream> pack_t; static const pack_t where(basic_comparator(), less<int>(), std::cout);
За полным кодом загляните в оригинальную книгу.
Хотя техника и кажется интересной, на практике тяжело сделать её достаточно удобной и общной. В книге она вообще была представлена не решением рассматриваемой нами задачи, а примером «цепочного» вызова оператора [].
Теги
Andrzej Krzemieński опубликовал интересный пост «Интуитивный интерфейс», где предложил следующее: именованные параметры представляют собой пары компаньонов — реального значения и пустой структуры (пустые структуры разных типов нужны для выбора нужной перегруженной функции). Вот пример этого подхода из STL:
std::function<void()> f{std::allocator_arg, a}; // a - аллокатор std::unique_lock<std::mutex> l{m, std::defer_lock}; // отложенный lock
Andrzej предложил обобщить подход:
// не настоящий STL std::vector<int> v1(std::with_size, 10, std::with_value, 6);
Как вы понимаете, потребуется создать некоторое количество перегруженных функций, а также вы не можете выбирать порядок параметров. К плюсам можно отнести отсутствие необходимости наличия конструкторов копирования\переноса. Передача значений по-умолчанию также работает без проблем. Из статьи: «Теги не являются идеальным решением, поскольку засоряют пространства имён перегруженными функциями, которые полезны лишь в нескольких местах их вызова»
Кроме того, один из читателей предложил хорошую идею другой реализации тегов.:
std::vector v1(std::with_size(10), std::with_value(6));
Boost
В Boost есть библиотека параметров.
Как и можно было ожидать, это довольно полная и практичная реализация. Пример:
// код класса #include <boost/parameter/name.hpp> #include <boost/parameter/preprocessor.hpp> #include <string> BOOST_PARAMETER_NAME(foo) BOOST_PARAMETER_NAME(bar) BOOST_PARAMETER_NAME(baz) BOOST_PARAMETER_NAME(bonk) BOOST_PARAMETER_FUNCTION( (int), // возвращаемый тип функции function_with_named_parameters, // имя функции tag, // часть "магии". Если вы используете BOOST_PARAMETER_NAME, в этом месте нужно вставить "tag" (required // имена и типы всех обязательных параметров (foo, (int)) (bar, (float)) ) (optional // имена, типы и значения по-умолчанию всех опциональных параметров (baz, (bool) , false) (bonk, (std::string), "default value") ) ) { if (baz && (bar > 1.0)) return foo; return bonk.size(); } // код клиента function_with_named_parameters(1, 10.0); function_with_named_parameters(7, _bar = 3.14); function_with_named_parameters( _bar = 0.0, _foo = 42); function_with_named_parameters( _bar = 2.5, _bonk= "Hello", _foo = 9); function_with_named_parameters(9, 2.5, true, "Hello");
Именованные параметры в современном С++
Последние стандарты языка С++ открывают новые двери. Давайте посмотрим, получится ли применить что-нибудь из них для решения нашей задачи.
Лямбды
Метод «цепочных вызовов» слишком многословен. Я не хочу добавлять кучу функций, возвращающих сам объект. Как на счёт определить структуру и устанавливать её члены через лямбда-функции?
struct FileRecipe { string Path; // обязательный параметр bool ReadOnly = true; // опциональный параметр bool CreateIfNotExist = false; // опциональный параметр // ... }; class File { File(string _path, bool _readOnly, bool _createIfNotexist) : path(move(_path)), readOnly(_readOnly), createIfNotExist(_createIfNotExist) {} private: string path; bool readOnly; bool createIfNotExist; }; auto file = CreateFile( "path", [](auto& r) { // такая-себе мини-фабрика r.CreateIfNotExist = true; });
Нам всё ещё нужен класс для хранения параметров, но сам подход масштабируется лучше, чем классическая идиома именованного параметра, в которой нужно явно прописать все «цепочные» функции. Ещё один вариант — сделать конструктор класса File, принимающий объект типа FileRecipe.
Как улучшить читаемость обязательных параметров? Давайте попробуем соединить данный подход с тегами:
auto file = CreateFile( _path, "path", [](auto& r) { r.CreateIfNotExist = true; });
Правда, они всё ещё позиционные. Если вы допускаете возможность получения в рантайме ошибки «обязательный параметр отсутствует» — можно использовать тип optional
Я недавно пробовал использовать данный подход для конфигурации тестов и моков. К примеру, мне нужно было создать тесты для простой игры в кости. Конфигурация и тесты раньше выглядели так:
TEST_F(SomeDiceGameConfig, JustTwoTurnsGame) { GameConfiguration gameConfig { 5u, 6, 2u }; }
С использованием данного подхода они могут выглядеть так:
TEST_F(SomeDiceGameConfig, JustTwoTurnsGame) { auto gameConfig = CreateGameConfig( [](auto& r) { r.NumberOfDice = 5u; r.MaxDiceValue = 6; r.NumberOfTurns = 2u; }); }
Также мы можем использовать макрос, чтобы не повторяться в каждом тесте с вызовом одинаковых лямбд:
TEST_F(SomeDiceGameConfig, JustTwoTurnsGame) { auto gameConfig = CREATE_CONFIG( r.NumberOfDice = 5u; r.MaxDiceValue = 6; r.NumberOfTurns = 2u; ); }
Использование Variadic Templates
Появившиеся в С++11 Variadic Templates могут улучшить способ, описанный выше. Давайте снова вспомним теги. Теги могут быть лучшим подходом, чем лямбда + объект параметров, поскольку нам не нужно создавать ещё один объект, нет проблем с конструкторами копирования, все параметры обрабатываются единообразно (с лямбдами нам приходилось иначе обрабатывать обязательные параметры). Но теги могут быть достаточно хорошим подходом, только если бы у нас вышло:
- Обойтись объявлением лишь одного перегруженного конструктора или функции
- Получить возможность свободного определения порядка параметров (пар «тег-значение»)
- Иметь как обязательные, так и опциональные параметры
Что-то типа:
File f { _readonly, true, _path, "some path" };
или:
File f { by_name, Args&&... args) {}
Моя идея в следующем: я хочу использовать Variadic Templates чтобы дать пользователю возможность определять порядок параметров и опускать опциональные параметры.
Представьте два конструктора:
File(string path, bool readonly, bool createIfNotExist) {} // все параметры обязательны template<typename... Args> File(by_name_t, Args&&... args) {}
Объект типа File может быть создан любым из двух способов. Если вы используете второй конструктор — он просмотрит все параметры в наборе и вызовет первый конструктор с соответствующим набором параметров. Просмотр параметров и генерация кода выполняется на этапе компиляции, занимает линейное время и не влияет на затраты времени на вызов в рантайме.
Данная реализация лишь набросок, наверняка её можно улучшить.
Вот как может быть спроектирован класс:
File(string path, bool readonly, bool createIfNotExists /*...*/) : _path (move(path)), _createIfNotExist(createIfNotExist), _readonly(readonly) // ,etc... { } template<typename Args...> File(named_tag, Args&&... args) : File{ REQUIRED(path), OPTIONAL(read, false) // , etc... } // делегирование { }
Перед тем как показать вам работающий код, давайте проясним, что ту же самую идею мы можем применить к прокси:
auto f = File { by_name, readonly=true, path="path" };
Основное отличие здесь в передаче аргументов: с прокси мы получаем синтаксический сахар (оператор=), но теперь нам нужно хранить и передавать значения (не очень хорошо для не-перемещаемых/копируемых типов).
Здесь вы можете поэкспериментировать с кодом. Я начал с версии с тегами и потом перешел к прокси, поэтому там обе версии. Вы найдёте две секции под названием “PACK UTILS” (для тегов и прокси).
Вот как будет выглядеть класс:
class window { public: // обычный конструктор window( string pTitle, int pH, int pW, int pPosx, int pPosy, int& pHandle) : title(move(pTitle)), h(pH), w(pW), posx(pPosx), posy(pPosy), handle(pHandle) { } // конструктор, использующий прокси (_title = "title") template<typename... pack> window(use_named_t, pack&&... _pack) : window { REQUIRED_NAME(title), // required OPTIONAL_NAME(h, 100), // optional OPTIONAL_NAME(w, 400), // optional OPTIONAL_NAME(posx, 0), // optional OPTIONAL_NAME(posy, 0), // optional REQUIRED_NAME(handle) } // required { } // конструктор, использующий теги (__title, "title") template<typename... pack> window(use_tags_t, pack&&... _pack) : window { REQUIRED_TAG(title), // required OPTIONAL_TAG(h, 100), // optional OPTIONAL_TAG(w, 400), // optional OPTIONAL_TAG(posx, 0), // optional OPTIONAL_TAG(posy, 0), // optional REQUIRED_TAG(handle) } // required { } private: string title; int h, w; int posx, posy; int& handle; };
Как вы видите, оба последних конструктора всегда вызывают «классический» конструктор для выполнения реальной работы.
Следующий кусок кода показывает, как пользователь может создать объект:
int i=5; // версия с тегами window w1 {use_tags, __title, "Title", __h, 10, __w, 100, __handle, i}; cout << w1 << endl; // версия с прокси window w2 {use_named, _h = 10, _title = "Title", _handle = i, _w = 100}; cout << w2 << endl; // классическая версия window w3 {"Title", 10, 400, 0, 0, i}; cout << w3 << endl;
Плюсы:
- Обязательные и опциональные параметры используются однообразно
- Порядок не определён жестко
- Способ с тегами не имеет недостатков, связанных с передачей параметров
- Способ с прокси весьма нагляден (за счет оператора =)
Минусы:
- Ошибки на этапе компиляции могут быть сложны для понимания (static_assert может помочь в некоторых случаях)
- Доступные параметры должны быть документированы
- «Загрязнение» пространства имён лишними функциями\конструкторами
- Значения по-умолчанию всегда вычисляются
- Способ с тегами не идеален с точки зрения наглядности (тег и значение следуют через запятую)
- Способ с прокси не идеален с точки зрения передачи параметров
Обратите внимание на первую проблему: Clang достаточно умён, чтобы сообщить о проблеме весьма наглядно. Представим, что я забыл об обязательном параметре с названием окна, вот вывод компилятора:
main.cpp:28:2: error: static_assert failed "Required parameter" static_assert(pos >= 0, "Required parameter"); ^ ~~~~~~~~ main.cpp:217:14: note: in instantiation of template class 'get_at<-1, 0>' requested here : window { REQUIRED_NAME(title), ^
Теперь вы достаточно точно знаете, что именно и где было пропущено.
Минималистичный подход с использованием std::tuple
[этот параграф написал Davide Di Gennaro]
Мы можем использовать функционал кортежей (std::tuple) для написания весьма компактной и портируемой реализации нашей задачи. Мы будем опираться на несколько простых принципов:
- Набор параметров будет специальным кортежем, где после каждого «типа тега» будет идти его значение (то есть тип будет чем-то вроде (std::tuple<age_tag, int, name_tag, string, … >)
- Стандартная библиотека языка уже включает функции передачи / конкатенации объектов и кортежей, что гарантирует производительность и корректность
- Мы будем использовать макрос для определения глобальных констант, представляющих тег
- Синтаксис создания набора параметров будет выглядеть как (tag1=value1)+(tag2=value2)+…
- Клиент будет принимать набор параметров как ссылку на шаблонный тип, т.е.
template <typename pack_t>
void MyFunction([whatever], T& parameter_pack) // или const T&, T&&, и т.д. - Внутри вызова функции клиент извлечёт нужные значения из набора параметров и как-то их использует (ну например запишет в локальные переменные):
namespace tag { CREATE_TAG(age, int); CREATE_TAG(name, std::string); } template <typename pack_t> void MyFunction(T& parameter_pack) { int myage; std::string myname; bool b1 = extract_from_pack(tag::name, myname, parameter_pack); bool b2 = extract_from_pack(tag::age, myage, parameter_pack); assert(b1 && myname == "John"); assert(b2 && myage == 18); } int main() { auto pack = (tag::age=18)+(tag::name="John"); MyFunction(pack); }
Вот как может выглядеть реализация этой идеи.
Сначала макрос:
#include <tuple> #include <utility> template <typename T> struct parameter {}; #define CREATE_TAG(name, TYPE) \ \ struct name##_t \ { \ std::tuple<parameter<name##_t>, TYPE> operator=(TYPE&& x) const \ { return std::forward_as_tuple(parameter<name##_t>(), x); } \ \ name##_t(int) {} \ }; \ \ const name##_t name = 0
Раскрытие макроса CREATE_TAG(age, int) создаёт класс и глобальный объект.
struct age_t { std::tuple<parameter<age_t>, int> operator=(int&& x) const { return std::forward_as_tuple(parameter<age_t>(), x); } age_t(int) {} }; const age_t age = 0;
Концептуально присваивание
age = 18
Преобразовывается во что-то типа:
make_tuple(parameter<age_t>(), 18);
Обратите внимание, что мы написали:
std::tuple<parameter<age_t>, int> operator=(int&& x) const
Мы требуем r-value справа. Это сделано ради безопасности: ради повышения читабельности кода с наборами параметров вы можете захотеть присваивать константы, а не переменные.
int myage = 18; f(myage); // ok g((...) + (age=18)); // ok g((...) + (age=myage)); // ошибка компиляции, а также избыточно с точки зрения читабельности
Кроме того, мы можем использовать семантику перемещения:
Разница между
std::tuple<parameter<age_t>, int> operator=(int&& x) const { return std::make_tuple(parameter<age_t>(), x); }
и
std::tuple<parameter<age_t>, int> operator=(int&& x) const { return std::forward_as_tuple(parameter<age_t>(), x); }
очень тонкая. В последнем случае возвращается std::tuple<…, int&&>, но поскольку функция возвращает std::tuple<…, int> — вызывается конструктор перемещения std::tuple.
В виде альтернативы мы могли бы написать:
std::tuple<parameter<age_t>, int> operator=(int&& x) const { return std::make_tuple(parameter<age_t>(), std::move(x)); }
А теперь мы напишем подходящий оператор конкатенации для наших кортежей.
Мы неявно соглашаемся с тем, что все кортежи, начинающиеся с parameter были созданы нашим кодом, так что без всякой явной валидации мы просто выбросим parameter.
template <typename TAG1, typename... P1, typename TAG2, typename... P2> std::tuple<parameter<TAG1>, P1..., parameter<TAG2>, P2...> operator+ (std::tuple<parameter<TAG1>, P1...>&& pack1, std::tuple<parameter<TAG2>, P2...>&& pack2) { return std::tuple_cat(pack1, pack2); }
Очень простая функция: проверяет, что оба кортежа имеют вид
tuple<parameter<tag>, type, [maybe something else]>
и соединяет их.
Ну и наконец, мы напишем функцию извлечения аргумента из набора. Обратите внимание, что данная функция имеет семантику переноса (т.е. после её вызова параметр будет извлечён из набора).
template <typename TAG, typename T, typename... P, typename TAG1> bool extract_from_pack(TAG tag, T& var, std::tuple<parameter<TAG1>, P...>& pack);
Работает она следующим образом: если набора содержит parameter, тогда переменная получает значение, следующее непосредственно за ним и функция возвращает true. Иначе случается что-то плохое (мы можем выбрать — ошибка компиляции, вернуть false, сгенерировать исключение).
Чтобы сделать этот выбор возможным, функция будет выглядеть как:
template <typename ERR, typename TAG, typename T, typename... P, typename TAG1> bool extract_from_pack(TAG tag, T& var, std::tuple<parameter<TAG1>, P...>& pack)
и вызывать мы её будем вот так:
extract_from_pack< erorr_policy > (age, myage, mypack);
В виду правил работы с variadic templates, extract_from_pack знает, что набор параметров имеет форму tuple<parameter, … >, так что нужно проверить рекурсивно действительно ли TAG равен TAG1. Мы реализуем это направлением вызова классу:
extract_from_pack< erorr_policy > (age, myage, mypack);
вызывает
extractor<0, erorr_policy >::extract (age, myage, mypack);
который далее вызывает
extractor<0, erorr_policy >::extract (age, myage, std::get<0>(pack), mypack);
который имеет два перегруженных варианта:
extract(TAG, … , TAG, …)
которые, если выполняется, выполняет присваивание и возвращает true или
extract(TAG, … , DIFFERENT_TAG, …)
который продолжает итерацию, вызывая снова
extractor<2, erorr_policy >::extract (age, myage, mypack);
когда продолжение итерации невозможно — вызывается error_policy::err(…)
template <size_t N, typename ERR> struct extractor { template <typename USERTAG, typename T, typename TAG, typename... P> static bool extract(USERTAG tag, T& var, std::tuple<parameter<TAG>, P...>&& pack) { return extract(tag, var, std::get<N>(pack), std::move(pack)); } template <typename USERTAG, typename T, typename TAG, typename... P> static bool extract(USERTAG tag, T& var, parameter<TAG> p0, std::tuple<P...>&& pack) { return extractor<(N+2 >= sizeof...(P)) ? size_t(-1) : N+2, ERR>::extract(tag, var, std::move(pack)); } template <typename USERTAG, typename T, typename... P> static bool extract(USERTAG tag, T& var, parameter<USERTAG>, std::tuple<P...>&& pack) { var = std::move(std::get<N+1>(pack)); return true; } }; template <typename ERR> struct extractor<size_t(-1), ERR> { template <typename TAG, typename T, typename DIFFERENT_TAG, typename... P> static bool extract(TAG tag, T& var, std::tuple<parameter<DIFFERENT_TAG>, P...>&& pack) { return ERR::err(tag); } }; template <typename ERR, typename TAG, typename T, typename... P, typename TAG1> bool extract_from_pack(TAG tag, T& var, std::tuple<parameter<TAG1>, P...>& pack) { return extractor<0, ERR>::extract(tag, var, std::move(pack)); }
В виду гибкой природы наборов параметров, лучшей политикой обработки ошибком может считаться “return false” (любое более строгое поведение будет на самом деле означать обязательность каждого параметра).
struct soft_error { template <typename T> static bool err(T) { return false; } };
Тем ни менее, если зачем-то нужно, мы можем выбрать также из вот этих двух:
struct hard_error { template <typename T> static bool err(T); // обратите внимание, что static_assert(false) здесь не работает. Можете ли вы догадаться почему? }; struct throw_exception { template <typename T> static bool err(T) { throw T(); return false; } };
Дополнительным усовершенствованием может быть проверка избыточности для таких случаев как:
(age=18)+(age=19)
Финальные заметки
Мы не обсудили рантайм-техники, вроде:
void MyFunction (option_parser& pack) { auto name = pack.require("name").as<string>(); auto age = pack.optional("age", []{ return 10; }).as<int>(); ... }
Код работает на рантайме, пытаясь достать нужные ему параметры по ходу работы, соответственно мы имеем затраты времени, ну и об ошибке вы узнаете лишь когда она возникнет. Код далёк от идеала, я привожу его лишь как «proof of concept» и не думаю, что в таком виде его можно применять в реальных проектах.
А ещё я нашел предложение добавить именованные параметры в стандарт языка С++ вот здесь. Неплохо было бы.
Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/company/infopulse/blog/246663/
Добавить комментарий