Обновление древовидной модели в Qt

от автора

Всем доброго времени суток! В этой статье я хочу рассказать про трудности, с которыми столкнулся при отображении и обновлении древовидной структуры с помощью QTreeView и QAbstractItemModel. Так же предложу велосипед, который я создал, чтобы обойти эти трудности.

Для отображения данных Qt использует парадигму ModelView, в которой модель должна реализовываться наследниками QAbstractItemModel. Данный класс сделан удобно, однако поддержка иерархии, как мне показалось, пришита где-то сбоку и не очень удобно. Построить правильную древовидную модель, как разработчики признаются в документации, дело непростое и даже ModelTest, призванный помочь в его отладке, не всегда помогает выявить ошибки в модели.

В моем проекте я столкнулся с еще одной сложностью – с обновлением извне. Дело в том, что QAbstractItemModel требует, что перед любыми действиями с элементами требуется явно указать какие элементы конкретно удаляются, добавляются, перемещаются. Как я пониманию, предполагается, что модель будет редактироваться только посредством View-ов или через методы QAbstractItemModel. Однако, если я работаю с чужой моделью из библиотеки, которая не умеет «правильно» оповещать о своих изменениях, или модель интенсивно редактируется так, что отправлять сообщения об её изменениях становиться накладно, то обновление структуры модели усложняется.

Для решения проблемы такого обновления и упрощения создания реализации QAbstractItemModel. Я решил использовать следующий подход: сделать простой интерфейс для запроса структуры дерева:

class VirtualModelAdapter { public:   // запрос структуры   virtual int getItemsCount(void *parent) = 0;   virtual void * getItem(void *parent, int index) = 0;   virtual QVariant data(void *item, int role) = 0;   // процедуры обновления   void beginUpdate();   void endUpdate(); } 

и реализовать свою QAbstractItemModel, в которой структура будет кэшироваться и лениво подгружаться по мере необходимости. А обновление модели сделать простой сихранизацией кэшированной структуры с VirtualModelAdapter.

Таким образом, вместо кучи вызовов beginInsertRows/endInsertRows и beginRemoveRows/endRemoveRows можно заключить обновление модели в скобки beginUpdate() endUpdate() и по окончанию обновления выполнять синхронизацию. При этом заметьте – кэшируется только струтура (не данные) и только та её часть, что раскрывается пользователем. Сказано – сделано. Для кэширования дерева я использовал следующую структуру:

class InternalNode {   InternalNode *parent;   void *item;   size_t parentIndex;     std::vector<std::unique_ptr<InternalNode>> children;   } 

А для обновления структуры модели я использую функцию, которая сравнивает список элементов и при несовпадении вставляет новые и удаляет ненужные элементы:

void VirtualTreeModel::syncNodeList(InternalNode &node, void *parent) {   InternalChildren &nodes = node.children;   int srcStart = 0;   int srcCur = srcStart;   int destStart = 0;    auto index = getIndex(node);   while (srcCur <= static_cast<int>(nodes.size()))   {     bool finishing = srcCur >= static_cast<int>(nodes.size());     int destCur = 0;     InternalNode *curNode = nullptr;     if (!finishing) {       curNode = nodes[srcCur].get();       destCur = m_adapter->indexOf(parent, curNode->item, destStart);     }     if (destCur >= 0)     {       // remove skipped source nodes       if (srcCur > srcStart)       {         beginRemoveRows(index, srcStart, srcCur-1);         node.eraseChildren(nodes.begin() + srcStart, nodes.begin() + srcCur);         if (!finishing)           srcCur = srcStart;         endRemoveRows();       }       srcStart = srcCur + 1;        if (finishing)         destCur = m_adapter->getItemsCount(parent);       // insert skipped new nodes       if (destCur > destStart)       {         int insertCount = destCur - destStart;         beginInsertRows(index, srcCur, srcCur + insertCount - 1);         for (int i = 0, cur = srcCur; i < insertCount; i++, cur++)         {           void *obj = m_adapter->getItem(parent, destStart + i);           auto newNode = new InternalNode(&node, obj, cur);           nodes.emplace(nodes.begin() + cur, newNode);         }         node.insertedChildren(srcCur + insertCount);         endInsertRows();          srcCur += insertCount;         destStart += insertCount;       }       destStart = destCur + 1;        if (curNode && curNode->isInitialized(m_adapter))       {         syncNodeList(*curNode, curNode->item);         srcStart = srcCur + 1;       }     }     srcCur++;   }   node.childInitialized = true; } 

По сути получается следующая система: когда структура данных начинает меняться после вызова BeginUpdate(), все обращения View к index(), parent() и т.п. транслируются к кэшу, а data() возвращает пустой QVariant(). По завершению обновления структуры вы вызываете endUpdate() и происходит синхронизация со всеми вставками и удалениями и View перерисовывается.

В качестве примера я сделал следующую структуру разделов:

class Part {   Part *parent;   QString name;   std::vector<std::unique_ptr<Part>> subParts; } 

Теперь для её отображения мне достаточно реализовать следующий класс:

сlass VirtualPartAdapter : public VirtualModelAdapter {   int getItemsCount(void *parent) override;   void * getItem(void *parent, int index) override;   QVariant data(void *item, int role) override;   void * getItemParent(void *item) override;   Part *getValue(void * data); }; 

А для любых изменений извне используем следующий подход:

  m_adapter->beginUpdate();   Part* cur = currentPart();   auto g1 = cur->add("NewType");   g1->add("my class");   g1->add("my struct");   m_adapter->endUpdate(); 

В качестве еще более простой альтернативы можно вызвать QueuedUpdate() перед изменением данных и тогда обновление структуры произойдет автоматически после обработки сигнала, посланного через Qt::QueuedConnection:

  m_adapter-> QueuedUpdate();   Part* cur = currentPart();   auto g1 = cur->add("NewType");   g1->add("my class");   g1->add("my struct"); 

Заключение

Мой опыт работы с C++ и Qt не велик и меня не покидает ощущение, что проблему можно решить проще. В любом случае, надеюсь, этот способ будет кому-нибудь полезен. С полным текстом и примером можно ознакомиться на github.

Замечания и критика категорически приветствуются.

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/250431/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *