Портативные аудиосистемы

от автора

Мы публикуем серию транскриптов нашего подкаста «Звук». Одна из последних бесед, записанных в рамках шоу, уже вышла в формате поста, однако сегодня мы решили вернуться к самому первому выпуску (от 22.10.2013), в котором Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков рассказывают о том, как возникла идея записи этого подкаста, развенчивают некоторые мифы, связанные с темой аудио, и рассуждают о зачастую неизвестных широким массам, но любопытных компонентах портативных аудиосистем.

Дмитрий: Мы решили начать с того, что проговорить, откуда появилась идея, как мы вообще пришли к тому, чтобы сделать передачу, посвященную именно технике, гаджетам, которые «прикручиваются» к вашим смартфонам или к вашим домашним аудиосистемам, которые вы можете таскать с собой где угодно, и не просто в них разбираться, а делать свою жизнь, свою музыку действительно более качественной, более приятной и проводить время лучше.

Тимофей: Улучшать качество жизни, скажем так. Вообще идея пошла от того, что современные СМИ практически забыли о том, что существует музыка. О том, что существует индустрия целая звука, которая в 80-х была «на коне», о ней говорили все, о ней знали все. Сейчас, по большей части, говорят о каких-то компьютерных технологиях, о каких-то цифрах непонятных, говорят о смартфонах, об Apple, и всем, что с этим связано. А про то, что музыку слушать не перестали, [не говорят]. И о том, что вокруг этого происходит, какие вокруг этого технологии существуют [пользователи не знают], а ведь тут тоже целый мир огромный.

И получается так, что я встречаюсь с различными людьми, не связанными с нашей тематикой, начинаю рассказывать о том, что вообще есть: какие [существуют] устройства, какие есть технологии, новые возможности для людей, и я вижу расширяющиеся глаза. И меня это каждый раз, с одной стороны, удивляет и радует: я рассказал что-то новое, добавил какое-то качество жизни человеку. Он теперь понимает что-то. С другой стороны, я расстраиваюсь потому, что огромное количество людей просто не в курсе возможностей, которые дают технологии в сфере музыки, в сфере звука людям, которые увлечены этим.

Дмитрий: Ну да. Нам далеко ходить не надо. Пока я выбирал и искал себе наушники, волею судеб попал в Аудиоманию: я просто не подозревал о существовании таких девайсов, как усилитель звука, портативный усилитель звука для смартфонов… И выбирая наушники, скажем так, выше среднего, для того, чтобы слушать музыку, обрабатывать те же самые подкасты, я, не задумываясь, решил просто воткнуть их в свой iPhone. Такого устройства, как усилитель звука для смартфонов, для меня просто не существовало до этого момента.

Когда мы начали смотреть, какие они вообще есть, какого форм-фактора, функциональных возможностей, я просто решил взять пару неделек и изучить это все дело. Когда начинаешь разбираться с малого, для тебя открывается поле неизведанного. Но это все настолько затягивает, что хочется разбираться, копаться в этих гаджетах, смотреть, что есть, чего нет, сравнивать по ценам. Что это даст, что – не даст. Что лучше таскать с собой в метро, через что лучше слушать подкасты, а что лучше поставить дома. Что лучше взять в качестве портативного бумбокса, если это можно так назвать. Потому что у меня дома, например, даже не знаю, как это называется правильно, стоит Jawbone-колонка, которая работает по bluetooth и подключается к обычному мини-джеку.

Тимофей: Да, это вечная проблема. Мы когда добавляем какие-то новые товары (а мы сейчас постепенно расширяем ассортимент именно в сторону современных цифровых устройств), всегда появляется проблема: как назвать это дело по-русски. Наш мир становится цифровым, несмотря на то, что уши у нас, конечно, продолжают оставаться аналоговыми, поэтому в процессе расширения ассортимента мы каждый раз собираем консилиум и думаем, как назвать ту или иную группу товаров: в Америке, например, и в Европе есть термин «portable speakers» – портативные колонки.

Если назвать это «портативные колонки» или «портативные акустические системы», становится абсолютно непонятно, что это такое. И тут возникает много всяких вопросов, возникают новые термины. Те же усилители для наушников. Когда говоришь кому-то, кто не в курсе темы, «усилитель для наушников», улыбку вызывает.

Дмитрий: Представляется огромная коробка…


Портативный усилитель для наушников FiiO E17K

Тимофей: Да, а зачем усиливать наушники? А если говорить еще и «портативные усилители наушников», это вообще нечто. А это зачем? Я беру наушники, подключаю их к своему смартфону, к iPhone’у, к Android’ному девайсу, Samsung какому-нибудь, все слышно, все нормально. При этом (сейчас это заметно) многие люди на улицах ходят с большими наушниками. Тут возникает сразу несколько моментов: во-первых, люди «закрываются» от внешнего фона, который мешает им наслаждаться музыкой, а во-вторых, люди все-таки хотят купить наушники, которые качественно звучат, чтобы слушать все, что вложил исполнитель в эту композицию: голос и все остальное.

И часто я вижу на форумах, что люди говорят: «Вот я слушаю, а там звук не тот, басов не хватает». И ругают наушники. А на самом деле наушники-то хорошие. То есть они приходят домой, подключают их к чему-то «большому» и слышат все нормально. Но ругают все равно почему-то наушники. Получается, что iPhone они ругать не могут. Как ругать iPhone? Это их любимый гаджет. На него кто-то долго копил, кто-то очень долго мечтал, ждал, пока выйдет новая модель.

Дмитрий: Если смотреть с позиции обывателя, с которой, скорее всего, я буду выступать в этой передаче на постоянной основе – не могу сказать, что я эксперт в аудиотехнике – и если говорить о наушниках и об устройствах, которые я использую для прослушивания музыки, то я абсолютно обычный человек, как и все вокруг. И когда я выбираю наушники, максимум, на что я обращаю внимание, это, конечно же, «чем дороже, тем круче», и «чем меньше сопротивление, тем лучше». Чем шире диапазон, тем качественнее.

Тимофей: Да, классика жанра! Нас часто спрашивают, почему у нас на сайте нет возможности сравнивать акустические системы и наушники по характеристикам. А дело в том, что это практически бесполезно. Понятно, что, если сравнивать по сопротивлению, можно понять, на сколько потянет данный усилитель, данная акустическая система. На самом деле факторов гораздо больше.

Дмитрий: Ну, это все равно, что сказать, что у легковой машины колесики маленькие, но если прикрутить большие, то она будет лучше. Но на самом деле они приспособлены именно этой модели, именно к этому классу машин, и бесполезно тут что-то выкручивать, прикручивать колеса от КАМАЗа. Также и с сопротивлением, и с диапазоном.

Тимофей: На самом деле параметров очень много. Если брать [одни только] динамики, там несколько десятков параметров. И пытаться их у себя в голове как-то уложить и сравнить бесполезно. Сравнивать по классическим характеристикам: частотный диапазон, мощность, сопротивление, – это что-то даст, конечно, но в целом сравнивать бесполезно, поскольку есть акустические системы совершенно разных классов. При этом характеристики у них на вид одинаковые.

Поэтому есть такое заблуждение: если вот эти основные характеристики: мощность, частотность, диапазон, может быть, сопротивление, – одинаковые, значит, и разницы никакой нет вовсе. Вот – большая колонка, это – тоже большая колонка. Эта стоит 10 000 рублей, эта стоит 50 000 рублей, характеристики основные одинаковые, значит, и нет никакой разницы. Значит, та, что за 50 000 – это просто «развод лохов» для тех, у кого много денег. Они купят дорогую, а не дешевую.

Дмитрий: А если еще на коробочке на картиночке изображен кто-то знакомый, какой-то музыкант или звезда, то это уж вообще «разлетается».

Тимофей: Да, это отдельная песня. И самое смешное, что люди вроде современные, как-то они [вроде] не сильно восприимчивы к классической рекламе, но вот на такие простые вещи они почему-то покупаются.

Дмитрий: Мне кажется, здесь дело именно в том, что человек не может до конца быть уверенным, что он прав, ориентируясь по этим характеристикам, которые мы проговорили: цена и т.д.

Тимофей: Поэтому надо слушать.

Дмитрий: Да, решающим фактором для него является, как ни странно, факт того, что кто-то известный слушает, рекламирует продукт.

Тимофей: При этом мы забываем, что у всех уши-то разные. И музыкальные предпочтения разные. И каждый любит слушать музыку по-разному. Понятно, что есть такое, пришедшее к нам еще из 80-х–90-х желание выкрутить низкие частоты побольше. Просто потому, что их не хватает. А их не хватает не потому, что их нет, а потому, что звуковое оборудование, которое использовалось [тогда], просто не может воспроизвести тот спектр, который заложен в музыкальную композицию. В результате хочется добавить потому, что кажется, что чего-то не хватает.

Дмитрий: В результате до наушников все это не доходит никогда.

Тимофей: Если возвращаться к тому, с чего мы начали, про усилители… они, кстати, [существуют] не только для смартфонов, как ни странно. То есть сейчас же есть огромное количество портативных проигрывателей. Началось все с достаточно больших устройств. Я помню это: я стою у истоков этого рынка с начала 2000-х. Начиналось все с достаточно больших коробочек, и туда действительно можно было поставить более-менее приличный усилитель. Потом пошла тенденция «чем меньше, тем лучше». В итоге новейшие плееры имеют размер меньше спичечного коробочка.

Дмитрий: Именно с этими вопросами, с этими задачами, мне кажется, мы и будем разбираться по ходу этой и следующих передач. Как выбирать? Что выбирать? На что обращать внимание? Какие вообще есть виды устройств? Какая есть техника? Как ее сравнить? Что с чем слушать? И на чем слушать?

Тимофей: Да, тема неисчерпаемая. Думаю, можно об этом говорить годами. Ну, собственно, мы это и делаем. Первое, что я хотел бы на эту тему сказать, и самое главное: нельзя аудиотехнику выбирать, полагаясь на какую-то известную личность, которая выбрала для себя эти наушники. Я понимаю, что у тебя сейчас на голове, например, Beats, и ты их, наверное, купил не просто так.

Дмитрий: К моему стыду, мы все-таки раскрыли этот факт первого выпуска.

Тимофей: Есть причины, по которым ты их купил. Это дорогие наушники. В них вложено много пиара. И этот пиар, естественно, влияет на цену, поскольку тут не может быть чудес.

Дмитрий: Ну, конечно. Это большой бизнес. Насколько я знаю, это компания была выкуплена обратно теми, кто ее перепродал. Впоследствии в нее еще вложили сотни миллионов долларов. Бренд продается, и хорошо продается. К нему «прикрутили» известных людей. Все рады и счастливы.

Тимофей: Бренд мирового уровня.

Дмитрий: На самом деле я очень четко ощутил, что с практической точки зрения, если не смотреть на вкусную картинку, по мере их использования они просто разбалтываются, расшатываются, и весь пластик начинает трескаться. Если ты их роняешь с 20-30 сантиметров на любую поверхность, они просто рассыпаются, и приходится брать клей «Момент», и все начинать заново. Я их купил сто лет назад, поэтому я с ними просто гоняю на запись. Они как раз подходят для таких целей.

Тимофей: Они, на самом деле, много, для чего подходят. Наушники приличные. Вопрос в другом. Вопрос в том, что люди идут в магазин, видят эту коробку. Они ее берут и даже не задумываются, что внутри. И тут, конечно, есть такой фактор забавный: людям нравится просто потому, что людям нравится. Даже если им не нравится, они сами себя уговаривают, что им нравится. И вот на этом все останавливается. Есть такие люди, которые могут себя уговорить. Не знаю, к сожалению ли, к счастью?.. Главное, что они удовлетворили свой спрос. Они хотели именно такие наушники, хотели, чтобы они выглядели именно так.

Поскольку все-таки, по большей части, это – молодежная аудитория, то и музыка там соответствующая. Она, в общем, достаточно проста для воспроизведения, поэтому для нее подходит практически любое звуковое оборудование, в том числе дешевое. Если углубляться в звуковые форматы, то там можно уже использовать различные форматы со сжатием, те же mp3. Все равно будет более-менее нормально. То есть получается связка: дешевая аппаратура – дешевая с точки зрения производства музыка.

Дмитрий: Как мне кажется, здесь же важно понимать, что на самом деле покупка-то не из дешевых. Даже если сравнивать с теми же смартфонами, iPhone’ом или чем угодно еще, то это фактически половина или даже целый хороший смартфон. Удивительно, как люди подходят к этой покупке по сравнению с теми же смартфонами. Они могут сравнивать смартфоны неделями, выбирать на Яндекс.Маркете, где-то еще, смотреть характеристики: экран, память, процессор. Но когда дело доходит до наушников, человек просто заходит в магазин, тратит 10 минут, хватает, даже не слушает их, и все, и идет.

Тимофей: К счастью, не только так. К счастью, есть люди, которые понимают, что выбирать что-либо музыкальное надо, послушав музыку. Причем желательно ту, которую ты хорошо знаешь, хорошо знаешь, как она должна звучать. Если, конечно, знаешь, если есть, на чем послушать, с чем сравнить. Но, так или иначе, в магазин можно прийти и послушать те или иные наушники. И большие, или маленькие. Кстати, тут есть еще один миф. Я думаю, по ходу пьесы будем развенчивать мифы, которых вокруг аудио огромное количество.

Дмитрий: Да, обязательно.

Тимофей: И один из мифов – это то, что маленькие наушники, вставные, «капельки», как угодно их называют, что они по басам всегда хуже, чем большие. Это реально миф. Это просто различные технологии. И есть наушники маленькие, которые «басят» о-го-го и могут сравниться с очень большими. То есть разговор тут больше не о том, какого они размера. Тут, кстати, и про акустику тоже такая же история, говорят, чем больше колонки, тем лучше.


Внутриканальные наушники Denon AH-C101 для любителей «сильной» линии басов

Дмитрий: Мифов куча. Начиная с того, что до последнего момента, мне казалось, что колонки, сделанные из стекла, должны быть по качеству обязательно хуже на порядок, чем, например, колонки из дерева. Но, как выясняется…

Тимофей: Материал, из которого делается корпус акустической системы… так вот, идеальные колонки должны быть из бетона. Он прочный, он не резонирует, не вибрирует, не создает дополнительных призвуков. Все. Вот идеальные колонки.

Дмитрий: Будет немножко тяжеловато тащить на 10-й этаж.

Тимофей: Тут возникают проблемы с логистикой сразу. Это невозможно никуда доставить. Поэтому, получается, что [вместо бетона используется] МДФ – тот материал, из которого производятся практически все акустические системы в мире, и дорогие и дешевые – любые. Совсем дешевые, понятно, можно и из пластика делать, или еще какие-то применять материалы. Есть очень приличные акустические системы, сделанные, например, из алюминия.

Вопрос не в том, какой будет материал, а как его грамотно применить: это и формы, и различные дополнительные материалы, которые используются при производстве. Сложнейший инженерный расчет. Не все понимают, что акустическая система – это не просто ящик деревянный, сколоченный из нескольких досок прямоугольного размера, в который вставлены динамики, подкручены провода и все. На самом деле это вовсе не так просто.

Те, кто рассчитывает это все – инженеры с огромным опытом, люди, как правило, занимающиеся этим всю жизнь. Не просто увлеченные, вовлеченные. Это – часть их жизни. И они себя по-другому не представляют. Если просто взять и сколотить абы какой ящик, взять даже очень дорогие динамики, вставить туда и подключить, то сразу сгорит «пищалка», то есть низкочастотный динамик, просто потому, что нужно фильтровать звук. Потом из средне- и низкочастотного динамика может вообще никакого звука не последовать… то есть он будет, просто вы его не будете слышать.

Тут тонкостей огромное количество. Кажется, что все очень просто, а на самом деле все очень сложно. Каждый динамик, он настолько уникален, насколько уникальны отпечатки пальцев. У нас часто бывают истории: люди весело потусовались вечерочком, сожгли какой-нибудь динамик в какой-нибудь недешевой акустической системе, приходят к нам. Мы продаем динамики, в том числе. Приходят к нам и говорят: «А помогите с заменой».

Дмитрий: Это чуть сложнее, чем заменить лампочку на кухне.

Тимофей: Это вообще невозможно практически, если динамик произведен для данной конкретной акустической системы, а так часто бывает, если это не очень дорогая акустика. Производится все комплектом. Делается исключительно такой динамик вот для этой акустической системы. Найти аналог невозможно. Аналогов просто не существует.

Это можно попробовать сравнить с запчастями для автомобиля. Если один год выпуска машины, то там такая-то запчасть, если другой – то другая. Они друг другу не подходят. А здесь все еще хуже. Вкрутить-то динамик можно, отверстие подходит, и клеммы точно такие же, и выглядит очень похоже. Но, например, не звучит. Или не тот объем – объем самого ящика, в который ставился тот динамик, не подходит для нового динамика. И тут тонкостей безумное количество. Десятки параметров, по которым надо сравнивать. Одинаковых не бывает.

Дмитрий: Ну, конечно. Тем более, чем выше класс, тем выше…

Тимофей: А тут класс даже не очень важен. Может быть колонка за 5 000 рублей, опять же, человек говорит: «Вот, у меня такая дешевая колонка. Я хочу, чтоб она звучала лучше. Я хочу купить дорогой динамик, заменить тот, который стоит в ней, и тогда у меня будет крутой звук». Я всех обманул, купил дешевую колонку, купил дорогой динамик, и в итоге у меня получилась колонка, звучащая лучше, чем очень дорогая, которая раз в десять дороже стоит. Ничего не получится, к сожалению. Если было бы так все просто, наверное, все бы так и делали.

Дмитрий: Ну, понятное дело. Все-таки, если даже возвращаться к классу любительских, более дешевых обывательских устройств: какая-то портативная аудиотехника и небольшие аудиосистемы для дома, то, мне кажется, здесь у нас довольно обширное поле для обсуждения.

Но, мне кажется, стоит идти поэтапно. И по ходу выпусков разбирать сначала один класс устройств, потом другой. Чтобы слушателям было легче ориентироваться и, узнав какую-то небольшую долю той экспертизы, начать разбираться во всем этом. И применять эти знания на практике, просто зайдя в обычный магазин и послушав различные модели, разобравшись в них, разобравшись в том, какая музыка позволит им определить, подходит им или не подходит та или иная модель, скажем, наушников.

Тимофей: Вот только с обычными магазинами у нас проблема. Обычные магазины, к сожалению, не предоставляют подобных услуг. Даже если в ассортименте представлен большой выбор наушников, послушать их, в общем-то, практически нигде нельзя.

Дмитрий: Здесь важно понимать, что не стоит отталкиваться от сложившейся практики, когда первый магазин, куда ты идешь покупать наушники или аудиотехнику, это компьютерный магазин. Мне кажется, это восприятие у всех уже сложилось с начала 2000-х – конца 90-х, по крайней мере, у людей из моего поколения. И я очень четко понимаю, что мне до сих пор хочется зайти в какой-то магазин, где я покупаю те же ноутбуки или какие-то гаджеты, и посмотреть, что у них есть там. Поэтому там везде и разложена по краям эта техника. Там лежат Beats, лежат какие-то еще дорогущие наушники, которые я даже не знаю, как носить. Они просто ничего не закрывают, но они в два раза дороже, чем Beats.

Тимофей: Ценообразование – это, наверное, отдельная тема. Но компьютерные магазины – да, почему нет… есть мультимедийные колонки, определенный класс устройств. То есть колонки, которые предназначены непосредственно для компьютера, чтобы издавать какие-то звуки, системные сообщения, игрушки озвучивать. Естественно, слушать через них музыку так, чтоб брало за душу, маловероятно.

Вчера у меня была совершенно потрясающая история. Вот точно так же я встретился с человеком, который абсолютно «не в нашей теме», встретился совершенно по другому бизнесу, связанному с E-commerce. А у нас в Аудиомании нет переговорок, у нас комнаты прослушивания, поскольку практически все разговоры у нас про музыку. Мы сидим, разговариваем, беседа близится к завершению, и я говорю: «Ну, давайте, что ли, музыку послушаем». Он говорит: «Да, да!» Я смотрю, у человека горят глаза. Он видит вокруг себя аппаратуру, он видит акустику. Я говорю: «Что вы слушаете?» Он: «Я dubstep люблю».


Большой зал прослушивания в салоне «Аудиомания на Электрозаводской» (г. Москва)

Я смотрю демонстрационные диски, которые лежат [в шоуруме] – нет ничего подходящего. Ну, думаю, ладно, человек первый раз, первое впечатление. Он никогда ничего подобного не видел. Я не пытался ничего «собирать» для него специально. В шоуруме просто стояла аппаратура, и не очень дорогая. Акустические системы за 40 000 рублей за пару, такого же класса усилитель и проигрыватель. Вот он садится. Я вижу эту улыбку скептика, который понимает, что аппаратура, которая стоит у него дома, которую он купил в компьютерном магазине, она, в общем-то, звучит также. Я ставлю ему просто первый встречный трек, и вижу, как меняется его лицо. Он открывает рот и говорит: «У меня мурашки по спине бегут». Я говорю: «Правильно! Это впервые?» – «Да, это впервые».

Человек окунулся вот в этот мир, он понял, что всю свою жизнь слушал только часть музыки. Эмоции от нее были «отрезаны». И вот тут он, наконец-то, услышал и почувствовал музыку, почувствовал те эмоции, которые…

Дмитрий: И тут в телевизоре появился цвет…

Тимофей: Да, да, да. Это вот что-то из той оперы. И такая история происходит постоянно. Особенно я часто спорю с людьми и на форумах: я натыкаюсь на какую-то ссылку на нас, иду смотреть, что пишут, и там начинается такой классический разговор: «Да все это ерунда! Да все это никому не нужно! Можно купить колонку в корпусе из дерева в компьютерном магазине, и все будет хорошо». Да, конечно, все будет хорошо. Другой вопрос, с чем сравнивать-то? Людям не с чем сравнивать, но мнение у них свое есть. И тут я начинаю спорить. Причем изначально я говорю: «Давайте поспорим на деньги». Люди сразу: «А, круто! Сейчас я к вам приеду. И ничего не услышу, никакой разницы». Человек приезжает, включает, и вот это вот изменение лица… Я его жду.

Один раз случай был, у человека слезы выступили. Человек вошел с таким классическим выражением «trollface», и вот как это все изменяется, и изменяется вплоть до слез, до мурашек. Как это меняет людей. Они просто не в курсе. И это очень-очень обидно. Возвращаясь к портативным устройствам: то, с чего мы начали, усилители для наушников маленькие, они позволяют получить такие же эмоции на, естественно, хороших, приличных наушниках, но подключенных не напрямую к проигрывателю и/или к смартфону, а подключенных через этот самый усилитель. Появляются басы, которых, казалось бы, эти наушники воспроизвести не могут.

С чем люди еще зачастую сравнивают [звучание]? С компьютером. Человек в дороге слушает смартфон, где стоит усилитель, который не может «раскачать» наушники, и характеристики у него, естественно, соответствующие. Он выкручивает громкость на максимум, возникает нелинейное искажение и т.д. Человек приходит домой, подключает наушники к компьютеру, ну и слушает там. Там все звучит по-другому. Не могу сказать, что очень хорошо или очень плохо.

Дмитрий: Обычно кажется, что это уже лучшее, что можно придумать.

Тимофей: А на самом деле там другая история. Там точно так же: компьютеры сейчас маленькие, платы маленькие, и про какое-то усиление мы вообще молчим. Про преобразование цифро-аналоговое, то есть, ключевое звено современной аудиотехники. Потому что вся музыка цифровая: мы качаем музыку из Сети с разным качеством. И дальше этот файл должен быть декодирован, чтоб из единичек и ноликов превратиться в звук, поскольку уши-то аналоговые при всем при том. Люди сравнивают то, что они слушают на смартфоне, то, что они слушают на компьютере, где-то лучше, где-то хуже, но и то, и другое далеко от того, что в принципе могут дать эти наушники.

Потому что даже в дорогом компьютере…я смотрю, у нас сейчас тут стоит достаточно приличный компьютер. Это хороший компьютер. Но если говорить про качество звука, если, например, использовать внешнюю звуковую плату – а люди используют внешние звуковые платы, и, как ни странно, покупают профессиональные. Я часто вижу на iXBT’е огромное количество постов [о том], какую профессиональную звуковую плату выбрать. И люди действительно выбирают профессиональные платы.

Дмитрий: А что такое профессиональная плата?

Тимофей: Это плата для рекординга. Они вообще не для этого. Как люди сравнивают? Они смотрят характеристики: «О, цифры большие». 24 бита. 192 кГц. Это же какие большие цифры. Значит, это круто звучит.

Дмитрий: И включают свою mp3-шку.

Тимофей: К счастью, многие сейчас понимают, что есть высокие частоты, высокая разрядность. Они качают lоssless-форматы, flac [например] и слушают их. Хорошо. Но они берут вот эти платы, у которых большое количество возможностей, и сравнивают их по цене, допустим, с цифро-аналоговыми преобразователями, которые отдельно сейчас продаются.


Внешний ЦАП Arcam rPac предназначен в первую очередь для улучшения звучания аудиофайлов, проигрываемых с компьютера или ноутбука

Это тоже отдельный класс устройств, и огромный мир, это устройства, которые предназначены только для воспроизведения музыки. У них есть USB-интерфейс, они подключаются к компьютеру и с обратной стороны у них либо разъем для наушников и встроенный усилитель для наушников, либо аналоговые клеммы, обычные «тюльпанчики», которые уже можно подключить к усилителю. Этот класс устройств реально взорвал рынок год назад. Для наших слушателей, я думаю, это будет сюрпризом, они не слышали, не видели такого. Но если видели, здорово!

Дмитрий: Я вообще не в курсе.

Тимофей: Это огромный рынок. Он сейчас растет безумными темпами. Люди действительно слушают музыку на компьютере. Это абсолютно нормально. Скачали и послушали. Все отлично. И там огромное количество места, куда можно все это положить. Жесткие диски сейчас безумных размеров. И как слушают? Либо подключили проводочком к усилителю, если есть, к чему подключать, либо подключили мультимедийные колонки.

Дмитрий: Я, например, очень часто использовал старый музыкальный центр, аудиосистему, которая была с DVD-плеером вместе. И подключал ее к компьютеру.

Тимофей: Ну, лучше, чем мультимедийные колонки, правда?

Дмитрий: Действительно, когда появляется промежуточное устройство, оно позволяет ощутить как раз те самые эмоции и качество получить на выходе. Мне кажется, если бы я узнал обо всей этой технике лет 5 назад, когда начинал учиться в университете, и все те часы, которые я провел в метро, в автобусах – это безумное количество времени, – я сидел в этих ужасных капельках-затычках, я сидел и в этих Beats, и в других наушниках закрытых…

Мне кажется, что люди [сейчас] проводят безумное количество времени в транспорте и в той среде, где они хотят почувствовать какую-то обособленность от окружающего мира, от всех закрыться, от всех спрятаться, послушать свою любимую музыку, подкасты, аудиокниги. Так вот это знание, оно поможет существенно изменить и преобразовать это время не просто в засыпание под грохочущие, шипящие басы. И действительно поможет обратить их внимание на ту музыку, которую они слушали все это время, но не слышали.

Тимофей: Да, это точно! Жалко только, что 5 лет назад этого оборудования еще не было. Все-таки, появляется это все только в последние годы. Вот усилители для наушников портативные, они в прошлом году уже были. Но это были фрагментарные продажи. Кто-то откуда-то привез в чемодане или в кармане. «Вот, смотри, какая у меня штука есть». Никто об этом не знает до сих пор. Хотя у меня такое ощущение, что это устройство реально нужно каждому.

Дмитрий: Но сейчас, по-моему, их не продают во всех этих магазинах у метро.

Тимофей: Они не знают, как их продавать. Они не знают, что это такое. Потому что это нужно каждому объяснить. У них нет на это времени.

Дмитрий: Компании, которые выпускают, продают сами наушники, они их не комплектуют вместе?

Тимофей: Нет. Вообще есть, кстати, вот TDK – бренд из 90-х, который, думаю, многим знаком. Сейчас они очень здорово сменили направление, и у них, в том числе, есть наушники со встроенным усилителем. Причем туда вставляются батарейки, и можно включить или выключить усилитель. Такое вот гибридное устройство. Но в основном, конечно, таких нет.


Наушники TDK ST750 со встроенным усилителем

Дмитрий: Мне кажется, даже если говорить о самых дешевых, о самых простых усилителях, важно понимать, что на них еще, скорее всего, будут расположены элементы управления – погромче, потише – и это очень удобно использовать, если у вас на наушниках нет всех этих кнопочек, и вам неудобно лазить в карман и переключать это все на смартфоне.

Тимофей: Классическая история, когда человек хочет купить дорогие наушники, хорошие, но они не умеют управлять смартфоном. Он начинает выбирать: а не купить ли наушники подешевле, попроще, не очень хорошо звучащие, но чтоб не доставать телефон, не нажимать эти кнопки. А есть усилитель для наушников, который выглядит как пульт, причем еще и со встроенным микрофоном.

Берем свои любимые наушники, подключаем к этому пульту-усилителю и решаем сразу несколько задач. Во-первых, управляем смартфоном, который лежит в кармане. Сейчас в преддверии холодов это, наверное, очень актуально. И можно еще и поговорить, поскольку есть микрофон. Убиваем сразу всех возможных зайцев.

Дмитрий: Ну да, даже дома можно спокойно по скайпу поговорить.

Тимофей: Что касается дома, то тут отдельная история. Есть же усилители для наушников со встроенными «ЦАПами», то есть гибридные устройства. Когда мы идем по улице, мы используем его как усилитель, управляем чем-то: погромче, потише, используем различные настройки звука, которые больше нравятся. Придя домой, мы его подключаем к компьютеру, и используем, как внешнюю звуковую плату. При этом, опять же, убиваем всех зайцев. Бедные зайцы!

Решается сразу несколько серьезных проблем. Но, опять же, они решаются только тогда, когда люди осознают, что это – проблема. Пока они не знают о существовании таких устройств, они и не задумываются о том, что, вообще-то, музыка может звучать лучше. Музыка может не просто «закрывать» нас в наушниках от окружающей среды и заглушать все, что вокруг происходит, она может приносить действительно те эмоции, про которые я рассказывал.

Дмитрий: По своему опыту могу точно сказать, что последние, наверное, года три, пока я учился, я после 10-15 минут просто уже начинал засыпать потому, что басы очень быстро убаюкивают. Особенно, когда ты понимаешь, что у тебя не очень хорошего качества файл, который ты скачал не совсем легально.

Тимофей: Но об этом мало кто беспокоится.

Дмитрий: Да. И все начинает петь-свистеть, и вот ты уже заснул, а просыпаешься, когда все начинает окончательно свистеть в ушах или просто вырубается.

Тимофей: Ну да. К сожалению, есть такое.

Дмитрий: Поэтому это важно.

Тимофей: Если я еду в метро, я часто подглядываю, у кого какие настройки [при прослушивании звука]. Люди выкручивают громкость на максимум.

Дмитрий: Конечно.

Тимофей: Потому что [громкости] не хватает. А когда громкость на смартфоне, на плеере выкручена на максимум, те характеристики, которые заложены в это устройство, оказываются не самыми лучшими – это его экстремальное состояние. И в этом месте начинает не хватать басов. Получается, что это уже не музыка. Это уже не пойми что. Это какая-то странная какофония, звучащая в наушниках.

ОК, она заглушает окружающую среду. ОК, она как-то стимулирует и не дает, может быть, заснуть, будит по утру. Но, тем не менее, я даже не знаю, сколько [в этом звуке] процентов от того, что действительно можно услышать.

Дмитрий: Мне кажется, существует довольно интересная дилемма: где выкручивать на максимум громкость – на компьютере на колонках или на звуковой карте?

Тимофей: Зависит от того, с какого выхода мы снимаем звук. Если у компьютера есть только один выход, и это выход на наушники, то, значит, это усиленный выход, он, по-хорошему, вообще не предназначен для подключения какой бы то ни было акустики. Это выход уже усилен. Там уже есть усилители. И немного опасно подключать туда еще один усилитель. Можно входной каскад загубить.

Поэтому, конечно, если это выход именно на наушники, то его не надо ни в коем случае на максимум выкручивать. Ниже серединки, желательно. Потому что это уже усиленный выход. Это опасно. А на колонках, если это активные колонки, мультимедийные, там уж «как по комфорту». В любом случае, выкрученный на максимум регулятор громкости на любом устройстве, так или иначе, добавляет помех, добавляет искажения, добавляет всего, чего мы в общем-то не хотели бы слышать.

Дмитрий: Мне кажется, еще будет интересно по ходу выпусков разобраться в различных use case’ах прослушивания музыки и посмотреть на тот же самый бег, спорт, такие виды деятельности, когда важно ощущать комфорт – те же самые затычки (даже для тех людей, которые могут их терпеть в своих ушах), они [для этих целей] не очень подходят. И активная деятельность, и какие-то погодные условия, они очень влияют [на прослушивание]. Та же самая зима, когда будет -30 или -35.


Наушники Phiaton MS 200 Moderna разработаны для занятий спортом: прочные, компактные, не боятся пота и несильного дождя

Тимофей: В принципе [для этих целей] есть [специальные] устройства. Хотя, конечно, любая техника при минусовых температурах ведет себя не очень адекватно. Но, что касается наушников вставных, которые не все могут терпеть: понятно, что есть люди, которым действительно тяжело, но по большей части это связано с тем, что амбушюры очень разные. И у приличных наушников в комплекте их идет несколько.

Поскольку уши разные, можно подобрать те, которые будут максимально комфортны. Можно один раз попробовать, и все, проблемы этой нет. Ведь действительно же люди говорят: «А, нет. Я вставные наушники – никогда в жизни. Потому что мне не нравится что-то там в ушах». Хотя есть люди, у которых и правда они вываливаются все время из ушей.

Дмитрий: Я видел и людей, которые обычные капельки пытаются засовывать на полную глубину в ухо, и людей, которые не могут, как и я сам, терпеть ощущение своего дыхания, когда я «слышу себя» с этими затычками. Это просто невозможно передать.

Тимофей: Это все очень индивидуально. Вообще все, что касается звука, все, что касается музыки, ее воспроизведения, все очень индивидуально. Именно поэтому не существует абсолютно хороших наушников, самых лучших. Точно так же не существует самых хороших акустических систем, колонок. Точно так же не существует абсолютно лучших форматов записи. Все очень индивидуально.

До сих пор продаются виниловые проигрыватели. Новый ренессанс. К нам, опять же, люди, которые далеки от всей этой темы, приходят и говорят: «О, у вас тут для диджеев». Я говорю: «Нет. Для диджеев у нас как раз ничего нет. У нас аппаратура для дома». У нас вот эти виниловые проигрыватели – для дома. «А у моей бабушки есть целый ящик пластинок». И тут опять же начинается получасовая лекция о том, какие [в данном случае используются] современные технологии, современные материалы. Это нечто. Их не было в те годы, когда появились проигрыватели.

Даже те головки, которые используются сейчас в современных проигрывателях – там такой фарш из технологий в этом малюсеньком устройстве. У нас, кстати, на YouTube есть канал «AudiomaniaVideo», там можно посмотреть головку близко очень крупно и со всех сторон. Она там крутится, вертится. Оператор когда первый раз сделал такое видео с этой головкой, я сидел не отрываясь, потому что на большом экране особенно это потрясающее зрелище.


Сувенирная модель винилового проигрывателя Ricatech EP1950 Elvis Presley Limited Edition, выполненная в виде ретро-чемоданчика

Из чего и как это все сделано – отдельная история. И пластинки. Технологии производства виниловых пластинок тоже изменились. Другие материалы, другие средства для производства. Ремастеринг цифровой, который используется до производства, он шагнул далеко вперед. Если раньше были жуткие, страшные по характеристикам аппараты, то сейчас это совершенно другой уровень. И люди берут оригинальные материалы, обрабатывают их, записывают, и получается совершенно другое впечатление. Кроме того, винил – это же некий фетиш. Взять пластиночку, достать ее из конвертика, поставить. Это, конечно, тема не для всех, не все ее могут понять.

Опять же, надо один раз попробовать, взять прочувствовать это – жизнь никогда не будет прежней. Для кото-то это навсегда. Поэтому нет универсального ответа, что хорошо, что плохо. Музыку надо слушать. И аппаратуру надо слушать. И выбирать ее ушами. Потому что выбирать аппаратуру глазами – это все равно, что телевизор выбирать ушами. Это невозможно.

Причем это касается необязательно очень дорогой аппаратуры, это могут быть акустические системы, например, за 15, за 20 тысяч. Они между собой разные, и звучат очень по-разному. Это зависит и от аппаратуры, к которой они подключены. От усилителей. Характер звучания может очень сильно отличаться. То же самое касается наушников. Тут разговор не о том, маленькие они или большие, закрытые или открытые.

Разговор о том, что они все разные. Наушники – это ведь тоже маленькие акустические системы. Просто направлены непосредственно в уши. Просто другая немного технология производства и технология воспроизведения. Но по сути это то же самое, просто в другом корпусе, в другом виде. Поэтому нужно обязательно слушать музыку.

Дмитрий: Даже если навскидку посмотреть, взять какой-то отдельный тип тех же cамых наушников, и примерно оценить количество марок и подвидов, которые есть в этой линейке, счет пойдет, мне кажется, даже не на десятки.

Тимофей: Если марки сравнивать, тут всплывает много историй. Была история, ребенок мне рассказывал, сын. Встретились в лагере и начали меряться телефонами, как водится. Но у него iPhone, старенький, но iPhone. И ему говорят:

– У тебя какая версия Android?
Он говорит:
– У меня не Android.
– Да нет, у всех телефонов какая-то версия Android.
Он говорит:
– Да нет, у меня никакой не Android.
– Да Android у тебя. Скажи, какой.

У взрослых другой способ восприятия товаров и брендов. В каждом возрасте своя «тема». Люди немножечко подрастают, и тема выпендриться буковкой «b» на наушнике уже отпадает, они начинают думать о том, что, в общем-то, главное то, что я слышу, а не то, что остальные видят вокруг. Потому что им, в общем-то, все равно. И вот тут уже возникает необходимость слушать. И, зачастую, в нашей теме, бренды, которые достаточно хорошую делают технику, к сожалению, не на слуху. И приходится рассказывать историю каждый раз.

У нас на сайте про каждый бренд много-много текста. Просто потому, что люди вообще не представляют, что это за бренд. Они первый раз о нем слышат. Естественно им тяжело, они думают, что это какая-то китайская «не-подделка, но поделка». [Это пошло с того времени] когда в 80-е огромное количество всяких непонятных брендов наводнило страну. Люди, когда слышат про какой-то неизвестный им бренд, относятся к этому с подозрением.


Наушники-вкладыши Thinksound ts02, выполненные в деревянном корпусе, поставляются в холщовом мешочке и сделаны полностью из экологически чистых материалов

Но, естественно, в своих кругах и в профессиональной прессе это все обсуждается: обзоры, награды и все такое. Но при этом обычные люди не в курсе. Например, американская компания Thinksound, которая делает наушники деревянные маленькие вставные. Отличные наушники. Мало, кто слышал. При этом они есть, можно взять послушать. Они не только хорошо звучат, они еще экологичные. Пластика практически нет. Как-то еще и миф параллельно работает, что дерево в звуке, оно хорошо.

Дмитрий: Это очень хорошо работает. На мне это отлично работает.

ссылка на оригинал статьи http://geektimes.ru/post/249694/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *