Случилось мне как-то иметь дело с тяжелым PHP-скриптом. Нужно было каким-то образом в браузере отображать прогресс выполнения задачи в то время, пока в достаточно длительном цикле на стороне PHP проводились расчёты. В таких случаях обычно прибегают к периодичному выводу строки вроде этой:
<script>document.getElementById('progress').style.width = '1%';</script>
Этот вариант меня не устраивал по нескольким причинам, к тому же мне в принципе не нравится такой подход.
Итераций у меня было порядка 3000—5000. Я прикинул, что великоват трафик для такой несложной затеи. Кроме того, мне такой вариант казался очень некрасивым с технической точки зрения, а внешний вид страницы и вовсе получался уродлив: футер дойдет еще не скоро — после последнего уведомления о 100% выполнении задачи.
Увернуться от проблемы некрасивой страницы большого труда не составляло, но остальные минусы заставили меня обрадоваться и приступить к поискам более изящного решения.
Несколько наводящих вопросов. Асинхронные HTTP-запросы возможны? — Да. Можно ли с помощью одного-единственного байта сообщить, что часть большой задачи выполнена? — Да. Можем ли мы постепенно (последовательно) получать и обрабатывать данные с помощью XMLHttpRequest.onreadystatechange
? — Да. Мы даже можем воспользоваться заголовками HTTP для передачи предварительного уведомления об общей продолжительности выполняемой задачи (если это возможно в принципе).
Решение простое. Основанная страница — это пульт управления. С пульта можно запустить и остановить задачу. Эта страница инициирует XMLHttpRequest — стартует выполнение основной задачи. В процессе выполнения этой задачи (внутри основного цикла) скрипт отправляет клиенту один байт — символ пробела. На пульте в обработчике onreadystatechange
мы, получая байт за байтом, сможем делать вывод о прогрессе выполнения задачи.
Схема такая. Скрипт операции:
<?php set_time_limit(0); for ($i = 0; $i < 50; $i++) // допустим, что итераций будет 50 { sleep(1); // Тяжелая операция echo ' '; }
Обработчик XMLHttpRequest.onreadystatechange
:
xhr.onreadystatechange = function() { if (this.readyState == 3) { var progress = this.responseText.length; document.getElementById('progress').style.width = progress + '%'; } };
Однако, итераций всего 50. Об этом мы знаем, потому что сами определили их количество в файле скрипта. А если не знаем или количество может меняться? При readyState == 2
мы можем получить информацию из заголовков. Давайте этим и воспользуемся для определения количества итераций:
header('X-Progress-Max: 50');
А на пульте получим и запомним это значение:
var progressMax = 100; xhr.onreadystatechange = function() { if (this.readyState == 2) { progressMax = +this.getResponseHeader('X-Progress-Max') || progressMax; } else if (this.readyState == 3) { var progress = 100 * this.responseText.length / progressMax; document.getElementById('progress').style.width = progress + '%'; } };
Общая схема должна быть ясна. Поговорим теперь о подводных камнях.
Во-первых, если в PHP включена опция output_buffering
, нужно это учесть. Здесь все просто: если она включена, то при запуске скрипта ob_get_level()
будет больше 0. Нужно обойти буферизацию. Еще, если вы используете связку Nginx ↔ FastCGI ↔ PHP, нужно учесть, что и FastCGI и сам Nginx будут буферизовать вывод. Последний это будет делать в том случае, если собирается сжимать данные для отправки. Устраняется проблема просто:
header('Content-Encoding: none', true);
Если проблему с gzip можно решить внутри самого PHP-скрипта, то заставить FastCGI сразу передавать данные можно только поправив конфигурацию сервера:
fastcgi_keep_conn on;
Кроме того, то ли Nginx, то ли FastCGI, то ли сам Chrome считают, что инициировать прием-передачу тела ответа, которое содержит всего-навсего один байт — слишком расточительно. Поэтому нужно предварить всю операцию дополнительными байтами. Нужно договориться, скажем, что первые 20 пробелов вообще ничего не должны означать. На стороне PHP их нужно просто «выплюнуть» в вывод, а в обработчике onreadystatechange
их нужно проигнорировать. На мой взгляд — раз уж вся конфигурационная составляющая передается в заголовках — то и это число игнорируемых пробелов тоже лучше передать в заголовке. Назовем это padding-ом.
<?php header('X-Progress-Padding: 20', true); echo str_repeat(' ', 20); flush(); // ...
На стороне клиента это тоже нужно учесть:
var progressMax = 100, progressPadding = 0; xhr.onreadystatechange = function() { if (this.readyState == 2) { progressMax = +this.getResponseHeader('X-Progress-Max') || progressMax; progressPadding = +this.getResponseHeader('X-Progress-Padding') || progressPadding; } else if (this.readyState == 3) { var progress = 100 * (this.responseText.length - progressPadding) / progressMax; document.getElementById('progress').style.width = progress + '%'; } };
Откуда число 20? Если подскажете — буду весьма признателен. Я его установил экспериментальным путем.
Кстати, насчет настройки PHP output_buffering
. Если у вас сложная буферизация и вы не хотите ее нарушать, можно воспользоваться такой функцией:
function ob_ignore($data, $flush = false) { $ob = array(); while (ob_get_level()) { array_unshift($ob, ob_get_contents()); ob_end_clean(); } echo $data; if ($flush) flush(); foreach ($ob as $ob_data) { ob_start(); echo $ob_data; } return count($ob); }
С ее помощью можно обойти все уровни буферизации, вывести данные напрямую, после чего все буферы восстанавливаются.
Кстати, а почему именно пробел используется для уведомления о выполненной части задачи? Просто потому что почти любой формат представления данных в вебе такими пробелами не испортишь. Можно применить такой метод передачи уведомления о прогрессе операции, а после всего этого вывести отчет о результатах в JSON.
Если все привести в порядок, немного оптимизировать и дополнить код всеми возможностями, которые могут пригодиться, получится вот что:
function ProgressLoader(url, callbacks) { var _this = this; for (var k in callbacks) if (typeof callbacks[k] != 'function') callbacks[k] = false; delete k; function getXHR() { var xhr; try { xhr = new ActiveXObject("Msxml2.XMLHTTP"); } catch (e) { try { xhr = new ActiveXObject("Microsoft.XMLHTTP"); } catch (E) { xhr = false; } } if (!xhr && typeof XMLHttpRequest != 'undefined') xhr = new XMLHttpRequest(); return xhr; } this.xhr = getXHR(); this.xhr.open('GET', url, true); var contentLoading = false, progressPadding = 0, progressMax = -1, progress = 0, progressPerc = 0; this.xhr.onreadystatechange = function() { if (this.readyState == 2) { contentLoading = false; progressPadding = +this.getResponseHeader('X-Progress-Padding') || progressPadding; progressMax = +this.getResponseHeader('X-Progress-Max') || progressMax; if (callbacks.start) callbacks.start.call(_this, this.status); } else if (this.readyState == 3) { if (!contentLoading) contentLoading = !!this.responseText .replace(/^\s+/, ''); // .trimLeft() — медленнее О_о if (!contentLoading) { progress = this.responseText.length - progressPadding; progressPerc = progressMax > 0 ? progress / progressMax : -1; if (callbacks.progress) { callbacks.progress.call(_this, this.status, progress, progressPerc, progressMax ); } } else if (callbacks.loading) callbacks.loading.call(_this, this.status, this.responseText); } else if (this.readyState == 4) { if (callbacks.end) callbacks.end.call(_this, this.status, this.responseText); } }; if (callbacks.abort) this.xhr.onabort = callbacks.abort; this.xhr.send(null); this.abort = function() { return this.xhr.abort(); }; this.getProgress = function() { return progress; }; this.getProgressMax = function() { return progressMax; }; this.getProgressPerc = function() { return progressPerc; }; return this; }
<?php function ob_ignore($data, $flush = false) { $ob = array(); while (ob_get_level()) { array_unshift($ob, ob_get_contents()); ob_end_clean(); } echo $data; if ($flush) flush(); foreach ($ob as $ob_data) { ob_start(); echo $ob_data; } return count($ob); } if (($work = @$_GET['work']) > 0) { header("X-Progress-Max: $work", true, 200); header("X-Progress-Padding: 20"); ob_ignore(str_repeat(' ', 20), true); for ($i = 0; $i < $work; $i++) { usleep(rand(100000, 500000)); ob_ignore(' ', true); } echo $work.' done!'; die(); }
<!DOCTYPE html> <html> <head> <title>ProgressLoader</title> <script type="text/javascript" src="progress-loader.js"></script> <style> progress, button { display: inline-block; vertical-align: middle; padding: 0.4em 2em; margin-right: 2em; } </style> </head> <body> <progress id="progressbar" value="0" max="0" style="display: none;"></progress> <button id="start">Start/Stop</button> <script> var progressbar = document.getElementById('progressbar'), btnStart = document.getElementById('start'), worker = false; btnStart.onclick = function() { if (!worker) { var url = 'process.php?work=42'; worker = new ProgressLoader(url, { start: function(status) { progressbar.style.display = 'inline-block'; }, progress: function(status, progress, progressPerc, progressMax) { progressbar.value = +progressbar.max * progressPerc; }, end: function(status, s) { progressbar.style.display = 'none'; worker = false; }, }); } else { worker.abort(); progressbar.style.display = 'none'; worker = false; } }; </script> </body> </html>
Вместо вступления перед катом: Прошу не бить ногами. Гугление перед проработкой схемы не дало вменяемых результатов, поэтому ее и понадобилось выдумать, ввиду чего я и решил ее изложить в этой своей первой публикации.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/257053/
Добавить комментарий