Основной модуль конструктора Lego Mindstorms EV3 может работать с прошивкой leJOS, позволяющей запускать Java-приложения. Специально для этого Oracle выпустил и поддерживает отдельную версию полноценной Java SE.
Нормальная JVM позволила мне использовать встроенный в нее протокол Java Management Extensions (JMX), чтобы реализовать удаленное управление роботом-манипулятором. Для объединения управляющих элементов, показаний датчиков и картинок с установленных на роботе IP-камер используется мнемосхема, сделанная на платформе AggreGate.
Сам робот состоит из двух основных частей: шасси и руки-манипулятора. Они управляются двумя полностью независимыми компьютерами EV3, вся их координация осуществляется через управляющий сервер. Прямого соединения между компьютерами нет.
Оба компьютера подключены к IP-сети помещения через Wi-Fi адаптеры NETGEAR WNA1100. Робот управляется восемью двигателями Mindstorms — из них 4 «большие» и 4 «маленькие». Также установлены инфракрасный и ультразвуковой датчики для автоматической остановки у препятствия при движении задним ходом, два датчика прикосновения для остановки поворота манипулятора из-за препятствия, и гироскопический датчик, облегчающий ориентировку оператора при помощи визуализации положения плеча.
В шасси установлены два двигателя, каждый из которых передает усилие на пару гусеничных приводов. Еще один двигатель поворачивает всю руку-манипулятор целиком на 360 градусов.
В самом манипуляторе два двигателя отвечают за подъем и опускание «плеча» и «предплечья». Еще три двигателя занимаются подъемом/опусканием кисти, ее поворотом на 360 градусов и сжиманием/разжиманием «пальцев».
Самым сложным механическим узлом является «кисть». Из-за необходимости выноса трех тяжелых двигателей в район «локтя» конструкция получилась достаточно хитрой.
В целом все выглядит так (коробок спичек был с трудом найден для масштаба):
Для передачи картинки установлены две камеры:
- Обычный Android-смартфон с установленным приложением IP Webcam для общего обзора (на снимке HTC One)
- Автономная Wi-Fi микро-камера AI-Ball, установленная прямо на «кисти» манипулятора и помогающая хватать предметы сложной формы
Программирование EV3
ПО самого робота получилось максимально простым. Программы двух компьютеров очень похожи, они запускают JMX сервер, регистрируют MBean’ы, соответствующие двигателям и датчикам, и засыпают в ожидании операций по JMX.
public class Arm { public static void main(String[] args) { try { EV3Helper.printOnLCD("Starting..."); EV3Helper.startJMXServer("192.168.1.8", 9000); MBeanServer mbs = ManagementFactory.getPlatformMBeanServer(); EV3LargeRegulatedMotor motor = new EV3LargeRegulatedMotor(BrickFinder.getDefault().getPort("A")); LargeMotorMXBean m = new LargeMotorController(motor); ObjectName n = new ObjectName("robot:name=MotorA"); mbs.registerMBean(m, n); // Registering other motors here EV3TouchSensor touchSensor = new EV3TouchSensor(SensorPort.S1); TouchSensorMXBean tos = new TouchSensorController(touchSensor); n = new ObjectName("robot:name=Sensor1"); mbs.registerMBean(tos, n); // Registering other sensors here EV3Helper.printOnLCD("Running"); Sound.beepSequenceUp(); Thread.sleep(Integer.MAX_VALUE); } catch (Throwable e) { e.printStackTrace(); } } } public class EV3Helper { static void startJMXServer(String address, int port) { MBeanServer server = ManagementFactory.getPlatformMBeanServer(); try { java.rmi.registry.LocateRegistry.createRegistry(port); JMXServiceURL url = new JMXServiceURL("service:jmx:rmi:///jndi/rmi://" + address + ":" + String.valueOf(port) + "/server"); Map<String, Object> props = new HashMap<String, Object>(); props.put("com.sun.management.jmxremote.authenticate", "false"); props.put("com.sun.management.jmxremote.ssl", "false"); JMXConnectorServer connectorServer = JMXConnectorServerFactory.newJMXConnectorServer(url, props, server); connectorServer.start(); } catch (Exception e) { e.printStackTrace(); } } static void printOnLCD(String s) { LCD.clear(); LCD.drawString(s, 0, 4); } }
Для каждого типа датчика и мотора создан интерфейс MBean’а и реализующий его класс, которые напрямую делегирует все вызовы классу, входящему в leJOS API.
public interface LargeMotorMXBean { public abstract void forward(); public abstract boolean suspendRegulation(); public abstract int getTachoCount(); public abstract float getPosition(); public abstract void flt(); public abstract void flt(boolean immediateReturn); public abstract void stop(boolean immediateReturn); public abstract boolean isMoving(); public abstract void waitComplete(); public abstract void rotateTo(int limitAngle, boolean immediateReturn); public abstract void setAcceleration(int acceleration); public abstract int getAcceleration(); public abstract int getLimitAngle(); public abstract void resetTachoCount(); public abstract void rotate(int angle, boolean immediateReturn); public abstract void rotate(int angle); public abstract void rotateTo(int limitAngle); public abstract boolean isStalled(); public abstract void setStallThreshold(int error, int time); public abstract int getRotationSpeed(); public abstract float getMaxSpeed(); public abstract void backward(); public abstract void stop(); public abstract int getSpeed(); public abstract void setSpeed(int speed); }
public class LargeMotorController implements LargeMotorMXBean { final EV3LargeRegulatedMotor motor; public LargeMotorController(EV3LargeRegulatedMotor motor) { this.motor = motor; } @Override public void forward() { motor.forward(); } @Override public boolean suspendRegulation() { return motor.suspendRegulation(); } @Override public int getTachoCount() { return motor.getTachoCount(); } @Override public float getPosition() { return motor.getPosition(); } @Override public void flt() { motor.flt(); } @Override public void flt(boolean immediateReturn) { motor.flt(immediateReturn); } // Similar delegating methods skipped }
Как ни странно, на этом программирование закончилось. На стороне сервера и операторского рабочего места не было написано ни одной строчки кода.
Подключение к серверу
Непосредственное управление роботом осуществляет сервер IoT-платформы AggreGate. Установленная бесплатная версия продукта AggreGate Network Manager включает драйвер протокола JMX и позволяет подключить до десяти JMX-хостов. Нам понадобится подключить два — по одному на каждый кирпичик EV3.
Прежде всего, нужно создать аккаунт JMX устройства, указав в настройках URL, заданный при запуске JMX сервера:
![](http://habrastorage.org/files/956/899/6f8/9568996f83644aaa8283012619db44a3.png)
После этого выбираем активы (т.е. MBean’ы в данном случае), которые будут добавлены в профиль устройства:
![](http://habrastorage.org/files/c73/555/335/c73555335f6b463dbb82018f36c41c03.png)
И через несколько секунд смотрим и меняем текущие значения всех опрошенных свойств MBean’ов:
![](http://habrastorage.org/files/cd2/07c/3fa/cd207c3fa07c44f3b36fe614e17bccd8.png)
Можно также потестировать различные операции вызывая вручную методы MBean’ов, например forward() и stop().
![](http://habrastorage.org/files/aa7/edf/e97/aa7edfe9764a45758ffb63ef6c260572.png)
Далее настраиваем периоды опроса для датчиков. Высокая частота опроса (100 раз в секунду) используется, так как управляющий сервер находится в локальной сети вместе с роботом и именно сервер принимает решения об остановке вращения при упоре в препятствие и т.п. Решение, безусловно, не промышленное, но в хорошо работающей Wi-Fi сети в рамках одной квартиры показало себя вполне адекватным.
![](http://habrastorage.org/files/e37/95e/3f9/e3795e3f92034a4290746a13aca35e8b.png)
Интерфейс оператора
Теперь переходим к созданию интерфейса оператора. Для этого сначала создаем новый виджет и накидываем в него нужные компоненты. В конечном работающем варианте выглядит он так:
По сути, весь интерфейс состоит из нескольких панелей с кнопками, слайдерами и индикаторами, сгруппированными в различные сеточные раскладки, и двух больших видео-плееров, транслирующих картинки с камер.
![](http://habrastorage.org/files/578/99e/5db/57899e5db955430994435e90ae7ac4fe.png)
Вид с показанными панелями-контейнерами:
Теперь, как говорят АСУТПшники, осталось «оживить мнемосхему». Для этого применяются так называемые привязки связывающие свойства и методы графических компонентов интерфейса со свойствами и методами серверных объектов. Так как компьютеры EV3 уже подключены к серверу, серверными объектами могут быть и MBean’ы нашего робота.
Весь интерфейс оператора содержит около 120 привязок, большая часть из которых однотипна:
Половина однотипных привязок реализует управление при помощи кликов на кнопки, расположенные на мнемосхеме. Это красиво, удобно для тестирования, но совершенно непригодно для реального передвижения робота и перемещения грузов. Активаторами привязок из этой группы являются события mousePressed и mouseReleased различных кнопок.
Вторая половина привязок позволяет управлять роботом с клавиатуры, предварительно нажав на кнопку Keyboard Control. Эти привязки реагируют на события keyPressed и keyReleased, а в условии каждой привязки прописано, на какой именно код кнопки нужно реагировать.
Все управляющие привязки вызывают методы forward(), backward() и stop() различных MBean’ов. Поскольку доставка событий происходит асинхронно, важно, чтобы вызовы функций forward()/backward() и последующие вызовы stop() не перепутались. Для этого привязки, вызывающие методы одного MBean’а, добавлены в одну очередь (Queue).
Две отдельные группы привязок выставляют начальные скорости и ускорения двигателей (сейчас это реализовано на стороне сервера при помощи модели, поэтому эти привязки отключены) и меняют скорости/ускорения при перемещении ползунков Speed и Acceleration.
![](http://habrastorage.org/files/300/881/6f4/3008816f4876439286c7a84beec4a35f.png)
Все остальные привязки подсвечивают части мнемосхемы при активации сенсоров касания, показывают измеренные сенсорами расстояния до объектов на шкалах и выполняют различные служебные функции.
![](http://habrastorage.org/files/ff1/3c5/d1a/ff13c5d1a36846459f9ef5ac981d85c9.png)
Помимо аккаунтов JMX-устройств и вышеописанного виджета на сервере есть еще один объект, участвующий в управлении роботом. Это модель, которая останавливает двигатели при срабатывании одного из датчиков прикосновения. Осуществляется это также при помощи привязок, различие их с привязками виджета лишь в том, что привязки модели обрабатываются на сервере и связывают одни свойства серверных объектов с другими.
![](http://habrastorage.org/files/ed7/058/085/ed705808542b4a13b46b70cb11f8d56f.png)
Закончив настройку виджета и модели можно запускать виджет, активировать клавиатурное управление и развлекаться:
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/254259/
Добавить комментарий