На прошлой неделе исследователи из Торонтского университета опубликовали работу, выводы которой предостерегают водителей от чрезмерного увлечения модными системами, проецирующими на лобовое стекло дополнительную информацию, связанную с автомобилем и смартфоном. Такая система, задумывавшаяся, как облегчающая вождение, по мнению учёных на самом деле увеличивает поток информации, который необходимо обработать водителю, и отвлекает его от дороги.
Такие системы получили название Augmented-reality head-up displays (AR-HUD, или индикаторы на лобовом стекле с дополненной реальностью). Эта технология, первоначально разработанная исключительно для военной авиации (в первую очередь для реактивных истребителей и вертолётов), в настоящее время находит применение в гражданской авиации и автомобилестроении.
Пилот военного самолёта вынужден постоянно оценивать как окружающую обстановку, так и показания многочисленных приборов. Выводимая на дисплей шлема необходимая информация, дополняющая вид через стекло, облегчает его работу.
О создании подобной системы задумались и производители автомобилей. Принцип действия систем различается — здесь и встроенные в конструкцию приборной панели проекторы, и навигаторы со встроенным проектором, и даже простые приложения для смартфонов. Если положить смартфон на приборную панель, отражение его экрана в лобовом стекле будет работать, как AR-HUD.
Теоретически, такая система действительно даёт преимущества. Можно выводить на лобовое стекло текущую скорость, рекомендации навигатора о ближайших поворотах, уведомления о сообщениях на смартфоне, время. Продвинутые системы могут ассистировать водителю, подсказывая расстояние до ближайшего автомобиля и предлагая возможности для маневрирования.
Всё бы было хорошо — но так не бывает. «Водителям приходится распределять своё внимание, отдавая часть его новой визуальной информации,- поясняет профессор психологии Ян Спенс. — Водителям нужно концентрироваться не только на том, что происходит на дороге вокруг них, как обычно, но и обращать внимание на всяческие уведомления».
Профессор со своими студентами разработал двухэтапное тестирование. Сначала испытуемые на компьютере проверяли своё внимание, подсчитывая появляющиеся на экране случайные точки. А в некоторых случаях на экране непредсказуемо появлялся квадратик, который тоже нужно было попытаться заметить — это было вторичным визуальным стимулом.
Оказалось, что в 7-10% случаев, в зависимости от количества точек, которые подсчитывали участники, они пропускали появление на экране дополнительного квадратика. Кроме этого, точность подсчёта количества точек также снижалась. Когда внимание испытуемых было поглощено одной главной задачей, со второстепенной они справлялись хуже, да и качество выполнения главной падало.
А водителю требуется не только увидеть и распознать нечто неожиданное, но и адекватно среагировать на это. Кроме того, необходимо различать, допустим, предупреждения о возможном столкновении и уведомления о необходимости сделать поворот — в противном случае соревнующиеся друг с другом предупреждения нанесут больше вреда, чем пользы.
Для этого второй тест был усложнён, и вместе с точками, которые нужно было считать, на экране могли появляться фигуры разной формы (треугольник, квадрат, ромб). Такой тест показал, что появление дополнительной фигуры часто не замечают, или же её форма воспринимается неправильно. Кроме того, выяснилось, что скорость выполнения главной задачи уменьшалась на 200% при появлении дополнительной фигуры.
В итоге, из данного исследования вытекает, что набор дополнительной информации, который должен дополнять сведения водителя о происходящем и облегчать вождение автомобиля, на деле, скорее всего, будет только отвлекать его от первоначальной задачи — безопасно вести автомобиль.
ссылка на оригинал статьи http://geektimes.ru/post/252754/
Добавить комментарий