Functional C#: Primitive obsession (одержимость примитивами)

от автора

Это вторая статья из миницикла статей про функциональный C#.

  • Functional C#: Immutability
  • Functional C#: Primitive obsession
  • Functional C#: Non-nullable reference types (coming soon)
  • Functional C#: Handling failures and input errors (coming soon)

Что такое одержимость примитивами (Primitive obsession)?

Если коротко, то это когда для моделирования домена приложения используются в основном примитивные типы (string, int и т.п.). К примеру, вот как класс Customer может выглядеть в типичном приложении:

public class Customer {     public string Name { get; private set; }     public string Email { get; private set; }       public Customer(string name, string email)     {         Name = name;         Email = email;     } } 

Проблема здесь в том, что если вам необходимо обеспечить соблюдение каких-то бизнес-правил, вам приходится дублировать логику валидации по всему коду класса:

public class Customer {     public string Name { get; private set; }     public string Email { get; private set; }       public Customer(string name, string email)     {         // Validate name         if (string.IsNullOrWhiteSpace(name) || name.Length > 50)             throw new ArgumentException(“Name is invalid”);           // Validate e-mail         if (string.IsNullOrWhiteSpace(email) || email.Length > 100)             throw new ArgumentException(“E-mail is invalid”);         if (!Regex.IsMatch(email, @”^([\w\.\-]+)@([\w\-]+)((\.(\w){2,3})+)$”))             throw new ArgumentException(“E-mail is invalid”);           Name = name;         Email = email;     }       public void ChangeName(string name)     {         // Validate name         if (string.IsNullOrWhiteSpace(name) || name.Length > 50)             throw new ArgumentException(“Name is invalid”);           Name = name;     }       public void ChangeEmail(string email)     {         // Validate e-mail         if (string.IsNullOrWhiteSpace(email) || email.Length > 100)             throw new ArgumentException(“E-mail is invalid”);         if (!Regex.IsMatch(email, @”^([\w\.\-]+)@([\w\-]+)((\.(\w){2,3})+)$”))             throw new ArgumentException(“E-mail is invalid”);           Email = email;     } } 

Более того, точно такой же код имеет тенденцию попадать в application слой:

[HttpPost] public ActionResult CreateCustomer(CustomerInfo customerInfo) {     if (!ModelState.IsValid)         return View(customerInfo);       Customer customer = new Customer(customerInfo.Name, customerInfo.Email);     // Rest of the method }  public class CustomerInfo {     [Required(ErrorMessage = “Name is required”)]     [StringLength(50, ErrorMessage = “Name is too long”)]     public string Name { get; set; }       [Required(ErrorMessage = “E-mail is required”)]     [RegularExpression(@”^([\w\.\-]+)@([\w\-]+)((\.(\w){2,3})+)$”, ErrorMessage = “Invalid e-mail address”)]     [StringLength(100, ErrorMessage = “E-mail is too long”)]     public string Email { get; set; } } 

Очевидно, такой подход нарушает принцип DRY. Этот принцип говорит нам о том, что каждая часть информации о домене должна иметь единственный авторитетный источник в коде нашего приложения. В примере выше мы имеем 3 таких источника.

Как избавиться от одержимости примитивами?

Чтобы избавиться от одержимости примитивами, мы должны добавить два новых типа, которые бы агрегировали в себе логику валидации. Таким образом мы сможем избавиться от дублирования:

public class Email {     private readonly string _value;       private Email(string value)     {         _value = value;     }       public static Result<Email> Create(string email)     {         if (string.IsNullOrWhiteSpace(email))             return Result.Fail<Email>(“E-mail can’t be empty”);           if (email.Length > 100)             return Result.Fail<Email>(“E-mail is too long”);           if (!Regex.IsMatch(email, @”^([\w\.\-]+)@([\w\-]+)((\.(\w){2,3})+)$”))             return Result.Fail<Email>(“E-mail is invalid”);           return Result.Ok(new Email(email));     }       public static implicit operator string(Email email)     {         return email._value;     }       public override bool Equals(object obj)     {         Email email = obj as Email;           if (ReferenceEquals(email, null))             return false;           return _value == email._value;     }       public override int GetHashCode()     {         return _value.GetHashCode();     } }  public class CustomerName {     public static Result<CustomerName> Create(string name)     {         if (string.IsNullOrWhiteSpace(name))             return Result.Fail<CustomerName>(“Name can’t be empty”);           if (name.Length > 50)             return Result.Fail<CustomerName>(“Name is too long”);           return Result.Ok(new CustomerName(name));     }       // Остальная часть класса такая же, как Email } 

Достоинство этого подхода в том, что в случае изменения логики валидации, нам достаточно отразить это изменение только единожды.

Обратите вниманите, что конструктор класса Email закрыт, так что единственный способ создать его экземпляр — использовать статический метод Create, который проводит всю необходимую валидацию. Этот подход позволяет нам быть уверенными в том, что все экземпляры класса Email находятся в валидном состоянии на протяжении всей их жизни.

Вот как контроллер может использовать эти классы:

[HttpPost] public ActionResult CreateCustomer(CustomerInfo customerInfo) {     Result<Email> emailResult = Email.Create(customerInfo.Email);     Result<CustomerName> nameResult = CustomerName.Create(customerInfo.Name);       if (emailResult.Failure)         ModelState.AddModelError(“Email”, emailResult.Error);     if (nameResult.Failure)         ModelState.AddModelError(“Name”, nameResult.Error);       if (!ModelState.IsValid)         return View(customerInfo);       Customer customer = new Customer(nameResult.Value, emailResult.Value);     // Rest of the method } 

Экземпляры Result и Result явным образом говорят нам о том, что метод Create может потерпеть неудачу, и если это так, то мы сможем узнать причину прочитав свойство Error.

Вот как класс Customer выглядит после рефакторинга:

public class Customer {     public CustomerName Name { get; private set; }     public Email Email { get; private set; }       public Customer(CustomerName name, Email email)     {         if (name == null)             throw new ArgumentNullException(“name”);         if (email == null)             throw new ArgumentNullException(“email”);           Name = name;         Email = email;     }       public void ChangeName(CustomerName name)     {         if (name == null)             throw new ArgumentNullException(“name”);           Name = name;     }       public void ChangeEmail(Email email)     {         if (email == null)             throw new ArgumentNullException(“email”);           Email = email;     } } 

Почти все проверки переехали в Email и CustomerName. Единственная оставшаяся валидация — это проверка на null. Мы посмотрим как избавиться и от нее в следующей статье.

Итак, какие преимущества дает нам избавление от одержимости примитивами?

  • Мы создаем единственный авторитетный источник знаний для каждой проблемы, решаемой нашим кодом. Никаких дублирований, только чистый и «сухой» (dry) код.
  • Более строгая система типов. Компилятор работает на нас с удвоенной силой: теперь невозможно ошибочно присвоить свойству типа Email объект типа CustomerName, такой код не будет скомпилирован.
  • Нет необходимости в проверке входящих значений. Если мы получаем объект класса Email или CustomerName, мы можем быть на 100% уверены, что он находится в корректном состоянии.

Небольшое замечание. Некоторые разработчики имеют тенденцию «оборачивать» и «разворачивать» примитивные типы по нескольку раз в течение единственной операции:

public void Process(string oldEmail, string newEmail) {     Result<Email> oldEmailResult = Email.Create(oldEmail);     Result<Email> newEmailResult = Email.Create(newEmail);       if (oldEmailResult.Failure || newEmailResult.Failure)         return;       string oldEmailValue = oldEmailResult.Value;     Customer customer = GetCustomerByEmail(oldEmailValue);     customer.Email = newEmailResult.Value; } 

Лучше всего использовать кастомные типы во всем приложении, разворачивая их в примитивы только когда они выходят за границы домена, к примеру сохраняются в базу или рендерятся в HTML. В ваших доменный классах старайтесь всегда использовать кастомные типы, код в таком случае будет более простым и читаемым:

public void Process(Email oldEmail, Email newEmail) {     Customer customer = GetCustomerByEmail(oldEmail);     customer.Email = newEmail; } 

Ограничения

К сожалению, создание типов-оберток в C# — процесс не настолько простой как в к примеру в F#. Это возможно изменится в C# 7 если будет реализован pattern matching и record types на уровне языка. До того момента, нам приходится иметь дело с неуклюжестью этого подхода.

Из-за этого некоторые примитивные типы не стоят того, чтобы быть обернутыми. К примеру, тип «money amount» с единственным инвариантом, говорящим о том, что количество денег не может быть отрицательным, может быть представлен как обычный decimal. Это приведет к некоторому дублированию логики валидации, но даже не смотря на это, такой подход будет более простым решением, даже в долгосрочной перспективе.

Как обычно, придерживайтесь здравого смысла и взвешивайте плюсы и минусы решений в каждом конкретном случае.

Заключение

С неизменяемыми и непримитивными типами мы подходим ближе к проектированию приложений на C# в более функциональном стиле. В следующей статье мы обсудим как облегчить «ошибку на миллиард долларов» (mitigate the billion dollar mistake).

Исходники

Остальные статьи в цикле

  • Functional C#: Immutability
  • Functional C#: Primitive obsession
  • Functional C#: Non-nullable reference types (coming soon)
  • Functional C#: Handling failures and input errors (coming soon)

Английская версия статьи: Functional C#: Immutability

ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/266937/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *