ЗОМБИ-АПОКАЛИПСИС: ЗАЧЕМ ОБ ЭТОМ ПИШЕТ “БРИТАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ”?

от автора

Мой 6-летний внук поражает меня своими архитектурными и инженерными способностями, творя (в креативном) «Майнкрафте». Но, его сверстники в детском саду играют в другой «Майнкрафт» — где нужно «мочить» зомби и прочую «нечисть». Им не понятно: зачем что-то строить? Масс-культура с раннего детства приучает к убийствам. В детских мультиках убийств больше, чем в фильмах для взрослых (некоторое время назад, статистику числа убийств и прочего насилия в детских фильмах привел авторитетный «Британский медицинский журнал»).

Запрещать что-либо – тактика провальная («запретный плод – сладок»). Поэтому, пытаюсь «аргументировать аргументами». В том числе, ссылаясь на то, что никаких зомби не бывает, и такая игра не имеет никакого смысла… Но, вчера, начиная день с поиска того, что можно выложить в своей группе «В контакте» о здоровом образе жизни, натыкаюсь на свежую публикацию в «Британском медицинском журнале». Тара С.Смит, доцент кафедры биостатистики, гигиены окружающей среды и эпидемиологии колледжа общественного здоровья Кентского Государственного Университета (Огайо, США), опубликовал статью «Зомби инфекции: эпидемиология, лечение и профилактика».

Комментарий редакции к статье отсутствует. Приведена достаточно обширная библиография. В том числе, есть ссылка на (не менее авторитетный) журнал «Ланцет». Статья в «Ланцет» называется «Клинические результаты трех случаев зомбификации». В доступных для бесплатного прочтения двух первых страницах статьи речь идет об использовании для исследований компьютерного томографа и методов ДНК-идентификации. Но подробности остались «за кадром». Так что же, зомби – это реальность? Иду по второй ссылке – на публикацию правительственного Центра по контролю и профилактике заболеваний США.
(http://wwwnc.cdc.gov/eid/article/19/5/ad-1905_article#tnF1)

Вот, что написано у них:

Сидя за лабораторным столом, ученый добавляет изменение за изменением в цепочку РНК вируса бешенства, не подозревая, что через несколько дней, вспышка заболевания вызванного этим вирусом разрушит все наше общество. Это можно было бы назвать “зомби-бешенством” — подобно названию очередного голливудского блокбастера.

Другими словами, дискуссия по поводу зомби-Апокалипсиса, производимого генетическим модифицированием одного из таких заболеваний, как бешенство, может быть больше, чем просто фантастика. Страх перед неизвестным издавна является психологической движущей силой нашего любопытства, и концепция зомби-Апокалипсиса приобрела популярность в современном обществе. Эта статья исследует полезность зомби, чтобы воспользоваться преимуществами распространения государственного санитарного просвещения на основе использования взаимосвязи массовой культуры и средств научного объяснения вымышленных явлений.

Хотя зомби являются неотъемлемой частью нашей поп-культуры, ходячие мертвецы известны уже несколько столетий. Историки и антропологи проследили происхождение зомби в фольклоре нескольких племен Западной Африки, от Ганы до Нигерии.

Гаитянский Вуду-фольклор признает двойственную личность зомби: один вид зомби является телом без живой души, и другой, менее известный — когда душа бродит без тела. Разрыв тела и души, известный как зомбирование, предположительно происходит, когда колдун (или «Боко»), выполняет манипуляции черной магии с целью убить или поработить человека. Колдун может также использовать ядовитые порошки из лягушек или жаб. Яд тетродотоксин, мощный нейротоксин, выделяемый рыбой фугу, который может вызвать паралич и смерть, также может входить в ингредиенты такого порошка. Как только колдун разделит тело и душу, он сохраняет «ти-Бон эндж» — все знания и память своей жертвы в специальной бутылке. Хранящаяся внутри контейнера часть души, является «астральным зомби». Владея им, колдун сохраняет полный контроль над жертвой — это духовно мертвое тело («зомби-кадавр»). Единственный способ, которым зомби могут освободиться от своего рабства — если произнести специальное заклинание и сломать при этом сосуд, содержащий «ти-Бон эндж» этого зомби или если жертва проглотит соль или мясо.

Хотя большинство рассматривает зомби, как вымышленных существ, зомби считаются довольно распространенными в Гаити. В Гаитянской и Африканской культуре, зомбирование является уголовно наказуемым преступлением той же тяжести, как и убийство (статья 246 Гаитянского УК). Превращенный в зомби человек характеризуется тупым взором, «ступорозным» поведением, неуклюжей походкой и повторяющимися движениями. Медики могли бы охарактеризовать зомби, как людей, имеющих психические расстройства, например, кататоническую шизофрению. Те же черты включены в нынешнюю интерпретацию зомби в современных масс-медиа.

Зомби и параллели с другими проблемами общественного здравоохранения

Переосмысление процесса зомбирования, как заразной, неизлечимой болезни делает его эффективным аналогом для понимания других инфекционных заболеваний.

Зомби популярность может быть прекрасной возможностью для повышения осведомленности о бешенстве. Сильное сходство между одержимыми бешенством и зомби очевидно: оба недуга, в первую очередь, передаются через укусы (см.таблицу ниже). Почти так же, как при «вторичном» зомбировании, бешенство распространяется через заражение слюной (в случае бешенства возникает повышенное слюноотделение, повышающее шансы его передачи).

Борьба с бешенством на практике может быть похожей на (гипотетический) контроль вспышек «зомби-инфекций». Например, в 2008 году, чиновники Индонезии на острове Бали уничтожили около 50 000 собак в течение 5 дней после вспышки бешенства. Это вызвало немало споров по поводу альтернативой массовой вакцинации. Но, если зомби-Апокалипсис случится, люди могут не иметь возможностей для массовой вакцинации. Единственным вариантом может быть, убийство «нежитей» для выживания человечества, Однако, этика уничтожения тех, кто некогда были людьми, может быть поставлена под сомнение.

Физические характеристики бешенства и зомби также аналогичны. После заражения жертвы характеризуются общей слабостью и повышенной (субфебрильной) температурой. В случае зомбирования появление лихорадки обычно обозначает переход из человека в зомби. При бешенстве движения человека становятся нескоординированными — мышечные спазмы и судороги приводят к онемению и частичной потере мышечной функции. Хотя физические способности зомби варьируются СМИ, зомби, с которыми мы «знакомы», как правило, имеют характерную «ковыляющую» походку. Бешенство вызывает затруднение глотания и спазм голосовых связок. Зомби также часто недостает способности производить любые звуки, отличные от глубокого стона (хотя в классическом зомби-кино они были в состоянии говорить слово “мозги”).

Общими характеристиками являются не только физические атрибуты. Человек с бешенством испытывает изменения в психическом состоянии (повышенную тревожность, стресс, беспокойство, бред, ненормальное поведение, и галлюцинации). Зомби также обычно изображаются, как имеющие ограниченный уровень когнитивной функции и агрессивное поведение.

Многочисленные параллели между зомби и бешенством, а также другими инфекционными заболеваниями, которые представляют угрозу для общественного здравоохранения, позволяют использовать зомби для содействия общественному здравоохранению. В отсутствии специальной подготовки в области медицины, обыватель может существенно заинтересоваться и понять бешенство, сравнив его и зомби. В СМИ, главные герои всегда находят способ борьбы с зомби и обеспечить выживание. Борьба с инфекционными заболеваниями аналогична этой борьбе. Использование зомби аналогии может предоставить пищу для размышлений, таким образом, вдохновляя людей быть готовыми и не допустить развития инфекционных болезней.

Зомби психология

Зомби могут внушать страх тем, кто видел их в массовой культуре, и этот страх можно сравнить с теми же эмоциями, которые человек может испытать, когда он сталкивается с неизвестным. Некоторые страхи, вызванные зомби включают страх мозговой дисфункции, страх смерти и чувство безысходности. Зомби, в свою очередь, преобразуют эти страхи во что-то конкретное — в то, над чем мы можем поразмыслить «с безопасного расстояния» — в отличие от иной деятельности с более высоким риском (прыжки с парашютом или банджи-джампинг).

По мнению психологов, просмотр фильмов типа «28 недель спустя» может подготовить нас к возможной ситуации, когда наши страхи могут стать реальностью. Мы должны, по крайней мере, признать положительный эмоциональный эффект, от просмотра прошлых историй успеха о вспышках бешенства и инфекционных заболеваниях. Ведь прогрессивное общество не может быть построено на чувствах страха и тревоги. Это лучший способ создать чувство надежды и сообщества.

Необходимость психологической подготовки вызвана не только необходимостью преодоления страха, который (иначе) может стать главной мотивацией в действиях сообщества. Используя зомби, как аналог и средство инструктирования о рациональном поведении при массовых инфекционных заболеваниях, мы можем (психологически более эффективно) достичь большего, чем то, чего могут достичь сайты и блоги по обеспечению готовности к стихийным бедствиям.
Волнение и интерес к «нежити» вызывается нашей психологической «проекцией» вымышленного мира на реальный.

Эти «проекции» могут вызвать и переосмысление нами многих этических дилемм и вопросов нравственности. Например, вызвать сочувствие к пациентам с такими дегенеративными заболеваниями, как бешенство, болезнь Альцгеймера или рак. Вспомним про чиновников, которые приняли решение об уничтожении 50,000 потенциально здоровых собак. Этично ли убийство потенциально неинфицированных людей (из соображений безопасности, разумеется), которые только что был укушены, но все еще сохраняют все свои когнитивные функции? Морален ли карантин сотен тысяч людей в большом «запертом» военными городе? Все это может быть более интересно, если обсуждается в сравнении контекста бешенства и зомби.

Обсуждение

Зомби уже набрали обороты не только в СМИ, но и в сфере общественного здоровья. Они вошли в «обиход» здравоохранения в середине 2011 года, когда после землетрясения в Тохоку в Японии в начале марта того года, Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) открыл форум в Twitter. На форуме CDC задал вопрос о том, к каким видам чрезвычайных ситуаций, люди готовы и какую тактику они считают полезной для обеспечения готовности к стихийным бедствиям. Несколько человек проявили интерес в подготовке к катастрофической атаке зомби.

Их ответы, скорее всего, были шутливыми, но они продемонстрировали известность зомби в массовой культуре и их полезность для привлечения внимания к проблемам здравоохранения. В результате, д-р С. Али-хан и его коллеги написали специальную колонку по вопросам общественного здравоохранения на сайте CDC. Они использовали зомби в качестве «крючка», чтобы привлечь читателей к статье, в которой описывается, как лучше всего подготовиться к «зомби-Апокалипсису», а в более широком смысле — к любой катастрофе природного или техногенного характера.

Популярность статьи CDC о «зомби-Апокалипсисе» побудила и других написать свои, проливая свет не только на готовность к стихийным бедствиям, но и на этику зомби. Среди них обзорная статья Дэниела О’Коннора из Университета Джона Хопкинса. В этой статье О’Коннор обозначил несколько биоэтических проблем (порог, при котором человек уже не может считаться человеком, когда и как убить зомби нравственно приемлемым образом, соотношение риска и пользы для как можно большего количества людей). Наиболее эффективные стратегии предлагали учет разнообразных мнений сообщества, а не передачу всех решений исключительно военным, политикам, и экспертам в области здравоохранения. Многие из этих биоэтических принципов важны при продвижении стратегий вмешательства при целом ряде других заболеваний. Однако, О’Коннор тонко подчеркивает шаткость таких руководящих принципов перед лицом реальных бедствий, которые угрожают дестабилизировать инфраструктуру самого здравоохранения. Статья указывает на явную потребность обеспечить гарантии того, что стандарты общественного здравоохранения сохранятся даже в случае апокалипсической пандемии.

Высказывались и предположения о том, что вирус сходный с вирусом бешенства может стать угрозой, схожей с зомби-Апокалипсисом. Авторы статьи Национального географического общества под названием “Зомби-вирус”: можно ли встроить бешенство в вирус гриппа?» проливают свет на то, что они считают иррациональным страхом. Во-первых, существует, «механистический» барьер для создания идеального зомби-вируса из вируса бешенства. Вопреки мгновенному началу зомбирования, развитие бешенства в организме происходит в срок от 10 дней до 1 года. Существует и генетический барьер: науке пока неизвестно, как совместить два «независимых» вируса. Несмотря на наличие ультрасовременной генной инженерии, которая может «совместить» воздушно-капельный «потенциал» вируса гриппа с вирусом бешенства, мало уверенности, что такой вирус может быть жизнеспособным в естественных условиях.

Но, если «коктейль» из смертельных вирусов пока не может имитировать черты зомби, есть ли другие микроорганизмы, которые это могут? Ответ на этот вопрос ближе, чем можно было бы ожидать. Всего лишь, неправильное свертывание белков в мозге может привести к созданию целого семейства таких аномалий, называемых «прионами». Прионы могут, в конечном счете, привести к заболеванию головного мозга (энцефалопатии), которая может привести к изменению личности, потере когнитивных функций, и мышечным подергиваниям — характерным признакам зомби. К счастью, современные научные данные свидетельствуют о том, что прионы не способны стать причиной распространения эпидемий. Имея инкубационный период 12-18 месяцев до смерти, прионы не кажутся большой угрозой, в сравнении с зомби-Апокалипсисом.

Правительства могут также стать препятствием для вспышки зомби, путем изоляции и управления источником таких инфекций, циркулирующих в мире. Тем не менее, некоторые могут возразить, что правительственный ответ зомби-Апокалипсису может привести к дискриминации части населения. Но, мы предполагаем, что большая часть нашего общества опирается на часто ложные соображения, а в некоторых случаях даже на сатиру, описывающую нефункционирующее или плохо функционирующее государство. Все-таки, когда мы имеем дело с вспышками болезней за пределами нашего понимания, мы должны сначала создать дееспособное общество, которое сможет эффективно бороться со вспышками и решать гражданские проблемы.

Выводы

Зомби можно использовать в качестве мощного инструмента для повышения осведомленности о проблемах общественного здравоохранения. Мы предлагаем продолжать эти усилия, опираться на популярность зомби, чтобы повысить осведомленность населения в вопросах здоровья, а также изучать вопросы, которые не были учтены ранее (инфекционный контроль, вопросы психического здоровья, этики заболеваний, потенциал био-терроризма).

Такая вот статья. Но, получается, что статья CDC все-таки о другом. Ведь Тара С.Смит пишет именно о зомби, а не о зомби-подобных массовых инфекциях…
( www.bmj.com/content/351/bmj.h6423 )

Кстати, о бешенстве: его природными носителями являются белки и ежи. Недавно в Германии зарегистрировали смерть трех «заводчиков» белок. Будьте предельно осторожны сами и берегите своих детей (сейчас очень популярны «контактные» зоопарки «шаговой доступности»).

ссылка на оригинал статьи http://geektimes.ru/post/267790/


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *