Всем привет!
Я думаю, что многие слышали о Google DeepMind. О том как они обучают программы играть в игры Atari лучше человека. Сегодня я хочу представить вам статью о том, как сделать нечто подобное. Данная статья — это обзор идеи и кода примера применения Q-learning, являющегося частным случаем обучения с подкреплением. Пример основан на статье сотрудников Google DeepMind.
Игра
В примере рассматривается игра Karpathy game. Она изображена на КПДВ. Суть ее заключается в следующем: необходимо управлять желтым шариком таким образом, чтобы «есть» зеленые шарики и не есть красные и оранжевые. За оранжевые дается больший штраф, чем за красные. У желтого шарика имеются радиально расходящиеся отрезки ответственные за зрение (в программе они называются eye). С помощью такого отрезка программа чувствует тип ближайшего объекта в направлении отрезка, его скорость и удаление. Типом объекта может быть цвет шарика или стена. Набор входных данных получается следующим: данные с каждого глаза и собственная скорость. Выходные данные — это команды управления желтым шариком. По сути — это ускорения по четырем направлениям: вверх, влево, вниз, вправо.
Идея
В эту игру играет многослойный перцептрон. На входе у него описанные выше входные данные. На выходе полезность каждого из возможных действий. Перцептрон обучается методом обратного распространения ошибки. А конкретно используется метод RMSProp. Особенность его в том, что он использует для оптимизации сразу пачку примеров, но это не единственная его особенность. Чтобы узнать больше о методе можете посмотреть эти слайды. Они рассказывают не только о RMSProp. Ничего лучше я пока не нашел. Ошибка выхода нейронной сети вычисляется с помощью того самого Q-learning.
TensorFlow
Почти все это можно более менее легко закодить не углубляясь в написание собственных реализаций алгоритмов, благодаря недавно увидевшей свет библиотеке TensorFlow. Программирование с использованием этой библиотеки сводится к описанию графа вычислений, требуемых для получения результата. Затем этот граф отправляется в сессию TensorFlow, где и производятся сами вычисления. RMSProp взят целиком из TensorFlow. Нейронная сеть реализована на матрицах оттуда же. Q-learning реализован также на обычных операциях TensorFlow.
Код
Теперь давайте посмотрим в наиболее интересные места кода примера.
import math import tensorflow as tf from .utils import base_name # Для начала посмотрите ниже класс MLP # Один слой перцептрона class Layer(object): # input_sizes - массив количеств входов, почему массив см конструктор MLP ниже # output_size - количество выходов # scope - строчка, переменные в TensorFlow можно организовывать в скоупы # для удобного переиспользования (см https://www.tensorflow.org/versions/master/how_tos/variable_scope/index.html) def __init__(self, input_sizes, output_size, scope): """Cretes a neural network layer.""" if type(input_sizes) != list: input_sizes = [input_sizes] self.input_sizes = input_sizes self.output_size = output_size self.scope = scope or "Layer" # входим в скоуп with tf.variable_scope(self.scope): # массив нейронов self.Ws = [] for input_idx, input_size in enumerate(input_sizes): # идентификатор нейрона W_name = "W_%d" % (input_idx,) # инициализатор весов нейрона - равномерное распределение W_initializer = tf.random_uniform_initializer( -1.0 / math.sqrt(input_size), 1.0 / math.sqrt(input_size)) # создание нейрона - как матрицы input_size x output_size W_var = tf.get_variable(W_name, (input_size, output_size), initializer=W_initializer) self.Ws.append(W_var) # создание вектора свободных членов слоя # этот вектор будет прибавлен к выходам нейронов слоя self.b = tf.get_variable("b", (output_size,), initializer=tf.constant_initializer(0)) # использование слоя нейронов # xs - вектор входных значений # возвращает вектор выходных значений def __call__(self, xs): if type(xs) != list: xs = [xs] assert len(xs) == len(self.Ws), \ "Expected %d input vectors, got %d" % (len(self.Ws), len(xs)) with tf.variable_scope(self.scope): # рассчет выходных значений # так как каждый нейрон - матрица # то вектор выходных значений - это сумма # умножений матриц-нейронов на входной вектор + вектор свободных членов return sum([tf.matmul(x, W) for x, W in zip(xs, self.Ws)]) + self.b # возвращает список параметров слоя # это нужно для работы алгоритма обратного распространения ошибки def variables(self): return [self.b] + self.Ws def copy(self, scope=None): scope = scope or self.scope + "_copy" with tf.variable_scope(scope) as sc: for v in self.variables(): tf.get_variable(base_name(v), v.get_shape(), initializer=lambda x,dtype=tf.float32: v.initialized_value()) sc.reuse_variables() return Layer(self.input_sizes, self.output_size, scope=sc) # Многослойный перцептрон class MLP(object): # input_sizes - массив размеров входных слоев, не знаю зачем, # но здесь реализована поддержка нескольких входных слоев, # выглядит это как один входной слой разделенный на части, # по факту эта возможность не используется, то есть входной слой один # hiddens - массив размеров скрытых слоев, по факту # используется 2 скрытых слоя по 100 нейронов # и выходной слой - 4 нейрона, что интересно, не делать ничего # нейросеть не может, такого варианта у нее нет # nonlinearities - массив передаточных функций нейронов слоев, про передаточные функции см <a href="https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%BD">Искусственный нейрон</a> # scope - строчка, переменные в TensorFlow можно организовывать в скоупы # для удобного переиспользования # given_layers - можно передать уже созданные слои def __init__(self, input_sizes, hiddens, nonlinearities, scope=None, given_layers=None): self.input_sizes = input_sizes self.hiddens = hiddens self.input_nonlinearity, self.layer_nonlinearities = nonlinearities[0], nonlinearities[1:] self.scope = scope or "MLP" assert len(hiddens) == len(nonlinearities), \ "Number of hiddens must be equal to number of nonlinearities" with tf.variable_scope(self.scope): if given_layers is not None: # использовать переданные слои self.input_layer = given_layers[0] self.layers = given_layers[1:] else: # создать слои # создание входного слоя self.input_layer = Layer(input_sizes, hiddens[0], scope="input_layer") self.layers = [] # создать скрытые слои for l_idx, (h_from, h_to) in enumerate(zip(hiddens[:-1], hiddens[1:])): self.layers.append(Layer(h_from, h_to, scope="hidden_layer_%d" % (l_idx,))) # использование нейросети # xs - вектор входных значений # возвращается выход выходного слоя def __call__(self, xs): if type(xs) != list: xs = [xs] with tf.variable_scope(self.scope): # применение входного слоя к вектору входных значений hidden = self.input_nonlinearity(self.input_layer(xs)) for layer, nonlinearity in zip(self.layers, self.layer_nonlinearities): # применение скрытых слоев в выходам предидущих слоев hidden = nonlinearity(layer(hidden)) return hidden # список параметров всей нейронной сети от входного слоя к выходному def variables(self): res = self.input_layer.variables() for layer in self.layers: res.extend(layer.variables()) return res def copy(self, scope=None): scope = scope or self.scope + "_copy" nonlinearities = [self.input_nonlinearity] + self.layer_nonlinearities given_layers = [self.input_layer.copy()] + [layer.copy() for layer in self.layers] return MLP(self.input_sizes, self.hiddens, nonlinearities, scope=scope, given_layers=given_layers)
import numpy as np import random import tensorflow as tf from collections import deque class DiscreteDeepQ(object): # Описание параметров ниже def __init__(self, observation_size, num_actions, observation_to_actions, optimizer, session, random_action_probability=0.05, exploration_period=1000, store_every_nth=5, train_every_nth=5, minibatch_size=32, discount_rate=0.95, max_experience=30000, target_network_update_rate=0.01, summary_writer=None): # Этот большой комментарий я просто переведу ниже """Initialized the Deepq object. Based on: https://www.cs.toronto.edu/~vmnih/docs/dqn.pdf Parameters ------- observation_size : int length of the vector passed as observation num_actions : int number of actions that the model can execute observation_to_actions: dali model model that implements activate function that can take in observation vector or a batch and returns scores (of unbounded values) for each action for each observation. input shape: [batch_size, observation_size] output shape: [batch_size, num_actions] optimizer: tf.solver.* optimizer for prediction error session: tf.Session session on which to execute the computation random_action_probability: float (0 to 1) exploration_period: int probability of choosing a random action (epsilon form paper) annealed linearly from 1 to random_action_probability over exploration_period store_every_nth: int to further decorrelate samples do not all transitions, but rather every nth transition. For example if store_every_nth is 5, then only 20% of all the transitions is stored. train_every_nth: int normally training_step is invoked every time action is executed. Depending on the setup that might be too often. When this variable is set set to n, then only every n-th time training_step is called will the training procedure actually be executed. minibatch_size: int number of state,action,reward,newstate tuples considered during experience reply dicount_rate: float (0 to 1) how much we care about future rewards. max_experience: int maximum size of the reply buffer target_network_update_rate: float how much to update target network after each iteration. Let's call target_network_update_rate alpha, target network T, and network N. Every time N gets updated we execute: T = (1-alpha)*T + alpha*N summary_writer: tf.train.SummaryWriter writer to log metrics """ """Инициализация Deepq Основано на: https://www.cs.toronto.edu/~vmnih/docs/dqn.pdf Параметры ------- observation_size : int длина вектора входных данных (этот вектор будем называть наблюдением или состоянием) num_actions : int количество возможных действий или же длина вектора выходных данных нейросети observation_to_actions: dali model модель (в нашем случае нейросеть), которая принимает наблюдение или набор наблюдений и возвращает оценку очками каждого действия или набор оценок для каждого действия каждого из наблюдений входной размер: матрица [batch_size, observation_size] выходной размер: матрица [batch_size, num_actions] optimizer: tf.solver.* алгоритм рассчета обратого распространения ошибки в нашем случае будет использоваться RMSProp session: tf.Session сессия TensorFlow в которой будут производится вычисления random_action_probability: float (0 to 1) вероятность случайного действия, для обогощения опыта нейросети и улучшения качесва управления с определенной вероятностью выполняется случайное действие, а не действие выданное нейросетью exploration_period: int период поискового поведения в итерациях, в течении которого вероятность выполнения случайного действия падает от 1 до random_action_probability store_every_nth: int параметр нужен чтобы сохранять не все обучающие примеры а только определенную часть из них. Сохранение происходит один раз в указаное в параметре количество обучающих примеров train_every_nth: int обычно training_step (шаг обучения) запускается после каждого действия. Иногда получается так, что это слишком часто. Эта переменная указывает сколько шагов пропустить перед тем как запускать шаг обучения minibatch_size: int размер набора обучающих примеров который используется на одном шаге обучения алгоритмом RMSProp. Обучающий пример включает в себя состояние, предпринятое действие, награду и новое состояние dicount_rate: float (0 to 1) параметр Q-learning насколько сильно влияет будущая награда при расчете пользы действия max_experience: int максимальное количество сохраненных обучающих примеров target_network_update_rate: float параметр скорости обучения нейросети, здесь используется 2 нейросети T - target_q_network она используется для расчета вклада будущей пользы и N - q_network она испольщуется для выбора действия, также эта сеть подвергается обучению методом обратного распространения ошибки. Сеть T с определенной скоростью стремится к сети N. Каждый раз при обучении N, Т модифицируется следующим образом: alpha = target_network_update_rate T = (1-alpha)*T + alpha*N summary_writer: tf.train.SummaryWriter запись логов """ # memorize arguments self.observation_size = observation_size self.num_actions = num_actions self.q_network = observation_to_actions self.optimizer = optimizer self.s = session self.random_action_probability = random_action_probability self.exploration_period = exploration_period self.store_every_nth = store_every_nth self.train_every_nth = train_every_nth self.minibatch_size = minibatch_size self.discount_rate = tf.constant(discount_rate) self.max_experience = max_experience self.target_network_update_rate = \ tf.constant(target_network_update_rate) # deepq state self.actions_executed_so_far = 0 self.experience = deque() self.iteration = 0 self.summary_writer = summary_writer self.number_of_times_store_called = 0 self.number_of_times_train_called = 0 self.create_variables() # расчет вероятности случайного действия # с учетом уменьшения с итерациями # (линейный отжиг) def linear_annealing(self, n, total, p_initial, p_final): """Linear annealing between p_initial and p_final over total steps - computes value at step n""" if n >= total: return p_final else: return p_initial - (n * (p_initial - p_final)) / (total) # создание графов TensorFlow для # для расчета управляющего действия # и реализации Q-learning def create_variables(self): # создание нейросети T копированием из исходной нейросети N self.target_q_network = self.q_network.copy(scope="target_network") # расчет управляющего действия # FOR REGULAR ACTION SCORE COMPUTATION with tf.name_scope("taking_action"): # входные данные вектора состояния self.observation = tf.placeholder(tf.float32, (None, self.observation_size), name="observation") # расчитать очки оценки полезности каждого действия self.action_scores = tf.identity(self.q_network(self.observation), name="action_scores") tf.histogram_summary("action_scores", self.action_scores) # взять действие с максимальным количеством очков self.predicted_actions = tf.argmax(self.action_scores, dimension=1, name="predicted_actions") # расчет будущей пользы with tf.name_scope("estimating_future_rewards"): # FOR PREDICTING TARGET FUTURE REWARDS # входной параметр - будущие состояния self.next_observation = tf.placeholder(tf.float32, (None, self.observation_size), name="next_observation") # входной параметр - маски будущих состояний self.next_observation_mask = tf.placeholder(tf.float32, (None,), name="next_observation_mask") # оценки полезности self.next_action_scores = tf.stop_gradient(self.target_q_network(self.next_observation)) tf.histogram_summary("target_action_scores", self.next_action_scores) # входной параметр - награды self.rewards = tf.placeholder(tf.float32, (None,), name="rewards") # взять максимальные оценки полезностей действий target_values = tf.reduce_max(self.next_action_scores, reduction_indices=[1,]) * self.next_observation_mask # r + DF * MAX(Q,s) см статью о Q-learning в википедии self.future_rewards = self.rewards + self.discount_rate * target_values # обученте сети N with tf.name_scope("q_value_precition"): # FOR PREDICTION ERROR # входной параметр маски действий в наборе обучающих примеров self.action_mask = tf.placeholder(tf.float32, (None, self.num_actions), name="action_mask") # расчет полезностей действий набора обучающих примеров self.masked_action_scores = tf.reduce_sum(self.action_scores * self.action_mask, reduction_indices=[1,]) # разности текущих полезностей и будущих # - (r + DF * MAX(Q,s) — Q[s',a']) temp_diff = self.masked_action_scores - self.future_rewards # ключевой момент обучения сети # RMSProp минимизирует среднее от вышеуказанных разностей self.prediction_error = tf.reduce_mean(tf.square(temp_diff)) # работа RMSProp, первый шаг - вычисление градиентов gradients = self.optimizer.compute_gradients(self.prediction_error) for i, (grad, var) in enumerate(gradients): if grad is not None: gradients[i] = (tf.clip_by_norm(grad, 5), var) # Add histograms for gradients. for grad, var in gradients: tf.histogram_summary(var.name, var) if grad: tf.histogram_summary(var.name + '/gradients', grad) # второй шаг - оптимизация параметров нейросети self.train_op = self.optimizer.apply_gradients(gradients) # то самое место где настраивается сеть T # T = (1-alpha)*T + alpha*N # UPDATE TARGET NETWORK with tf.name_scope("target_network_update"): self.target_network_update = [] for v_source, v_target in zip(self.q_network.variables(), self.target_q_network.variables()): # this is equivalent to target = (1-alpha) * target + alpha * source update_op = v_target.assign_sub(self.target_network_update_rate * (v_target - v_source)) self.target_network_update.append(update_op) self.target_network_update = tf.group(*self.target_network_update) # summaries tf.scalar_summary("prediction_error", self.prediction_error) self.summarize = tf.merge_all_summaries() self.no_op1 = tf.no_op() # управление def action(self, observation): """Given observation returns the action that should be chosen using DeepQ learning strategy. Does not backprop.""" assert len(observation.shape) == 1, \ "Action is performed based on single observation." self.actions_executed_so_far += 1 # расчет вероятности случайного действия exploration_p = self.linear_annealing(self.actions_executed_so_far, self.exploration_period, 1.0, self.random_action_probability) if random.random() < exploration_p: # случайное действие return random.randint(0, self.num_actions - 1) else: # действие выбранное нейросетью return self.s.run(self.predicted_actions, {self.observation: observation[np.newaxis,:]})[0] # сохранение обучающего примера # обучающий примеры берутся из действий нейросети # во время управления def store(self, observation, action, reward, newobservation): """Store experience, where starting with observation and execution action, we arrived at the newobservation and got thetarget_network_update reward reward If newstate is None, the state/action pair is assumed to be terminal """ if self.number_of_times_store_called % self.store_every_nth == 0: self.experience.append((observation, action, reward, newobservation)) if len(self.experience) > self.max_experience: self.experience.popleft() self.number_of_times_store_called += 1 # шаг обучения def training_step(self): """Pick a self.minibatch_size exeperiences from reply buffer and backpropage the value function. """ if self.number_of_times_train_called % self.train_every_nth == 0: if len(self.experience) < self.minibatch_size: return # из всего сохраненного опыта случайно выбираем # пачку из minibatch_size обучающих примеров # sample experience. samples = random.sample(range(len(self.experience)), self.minibatch_size) samples = [self.experience[i] for i in samples] # представляем обучающие примеры # в нужном виде # bach states states = np.empty((len(samples), self.observation_size)) newstates = np.empty((len(samples), self.observation_size)) action_mask = np.zeros((len(samples), self.num_actions)) newstates_mask = np.empty((len(samples),)) rewards = np.empty((len(samples),)) for i, (state, action, reward, newstate) in enumerate(samples): states[i] = state action_mask[i] = 0 action_mask[i][action] = 1 rewards[i] = reward if newstate is not None: newstates[i] = newstate newstates_mask[i] = 1 else: newstates[i] = 0 newstates_mask[i] = 0 calculate_summaries = self.iteration % 100 == 0 and \ self.summary_writer is not None # запускаем вычисления # сначала считаем ошибку сети # потом запускаем оптимизацию сети # далее собираем статистику (необязательный шаг # нужный для построения графиков обучения) cost, _, summary_str = self.s.run([ self.prediction_error, self.train_op, self.summarize if calculate_summaries else self.no_op1, ], { self.observation: states, self.next_observation: newstates, self.next_observation_mask: newstates_mask, self.action_mask: action_mask, self.rewards: rewards, }) # подстраиваем нейросеть Т self.s.run(self.target_network_update) if calculate_summaries: self.summary_writer.add_summary(summary_str, self.iteration) self.iteration += 1 self.number_of_times_train_called += 1
import math import matplotlib.pyplot as plt import numpy as np import random import time from collections import defaultdict from euclid import Circle, Point2, Vector2, LineSegment2 import tf_rl.utils.svg as svg # Игровой объект # это шарик определенного цвета # данный класс рассчитывает перемещение # столкновения и занимается отрисовкой class GameObject(object): def __init__(self, position, speed, obj_type, settings): """Esentially represents circles of different kinds, which have position and speed.""" self.settings = settings self.radius = self.settings["object_radius"] self.obj_type = obj_type self.position = position self.speed = speed self.bounciness = 1.0 def wall_collisions(self): """Update speed upon collision with the wall.""" world_size = self.settings["world_size"] for dim in range(2): if self.position[dim] - self.radius <= 0 and self.speed[dim] < 0: self.speed[dim] = - self.speed[dim] * self.bounciness elif self.position[dim] + self.radius + 1 >= world_size[dim] and self.speed[dim] > 0: self.speed[dim] = - self.speed[dim] * self.bounciness def move(self, dt): """Move as if dt seconds passed""" self.position += dt * self.speed self.position = Point2(*self.position) def step(self, dt): """Move and bounce of walls.""" self.wall_collisions() self.move(dt) def as_circle(self): return Circle(self.position, float(self.radius)) def draw(self): """Return svg object for this item.""" color = self.settings["colors"][self.obj_type] return svg.Circle(self.position + Point2(10, 10), self.radius, color=color) # Игра. Здесь все довольно просто # Сначала, в соответствии с настройками, # создаются стенки и объект, которым управляет # алгоритм. Здесь я не буду комментировать # все, так как тут^ в принципе, по коду понятно, # что происходит, ниже откомментирую функцию # observe, так как она имеет непосредственное # отношение к входным данным алгоритма class KarpathyGame(object): def __init__(self, settings): """Initiallize game simulator with settings""" self.settings = settings self.size = self.settings["world_size"] self.walls = [LineSegment2(Point2(0,0), Point2(0,self.size[1])), LineSegment2(Point2(0,self.size[1]), Point2(self.size[0], self.size[1])), LineSegment2(Point2(self.size[0], self.size[1]), Point2(self.size[0], 0)), LineSegment2(Point2(self.size[0], 0), Point2(0,0))] self.hero = GameObject(Point2(*self.settings["hero_initial_position"]), Vector2(*self.settings["hero_initial_speed"]), "hero", self.settings) if not self.settings["hero_bounces_off_walls"]: self.hero.bounciness = 0.0 self.objects = [] for obj_type, number in settings["num_objects"].items(): for _ in range(number): self.spawn_object(obj_type) self.observation_lines = self.generate_observation_lines() self.object_reward = 0 self.collected_rewards = [] # Каждый радиальный отрезок видит объект или стенку # и два числа представляющих собой скорость объекта # every observation_line sees one of objects or wall and # two numbers representing speed of the object (if applicable) self.eye_observation_size = len(self.settings["objects"]) + 3 # и, в конце, к состоянию добавляются # два числа - скорость управляемого объекта # additionally there are two numbers representing agents own speed. self.observation_size = self.eye_observation_size * len(self.observation_lines) + 2 self.last_observation = np.zeros(self.observation_size) self.directions = [Vector2(*d) for d in [[1,0], [0,1], [-1,0],[0,-1]]] self.num_actions = len(self.directions) self.objects_eaten = defaultdict(lambda: 0) def perform_action(self, action_id): """Change speed to one of hero vectors""" assert 0 <= action_id < self.num_actions self.hero.speed *= 0.8 self.hero.speed += self.directions[action_id] * self.settings["delta_v"] def spawn_object(self, obj_type): """Spawn object of a given type and add it to the objects array""" radius = self.settings["object_radius"] position = np.random.uniform([radius, radius], np.array(self.size) - radius) position = Point2(float(position[0]), float(position[1])) max_speed = np.array(self.settings["maximum_speed"]) speed = np.random.uniform(-max_speed, max_speed).astype(float) speed = Vector2(float(speed[0]), float(speed[1])) self.objects.append(GameObject(position, speed, obj_type, self.settings)) def step(self, dt): """Simulate all the objects for a given ammount of time. Also resolve collisions with the hero""" for obj in self.objects + [self.hero] : obj.step(dt) self.resolve_collisions() def squared_distance(self, p1, p2): return (p1[0] - p2[0]) ** 2 + (p1[1] - p2[1]) ** 2 def resolve_collisions(self): """If hero touches, hero eats. Also reward gets updated.""" collision_distance = 2 * self.settings["object_radius"] collision_distance2 = collision_distance ** 2 to_remove = [] for obj in self.objects: if self.squared_distance(self.hero.position, obj.position) < collision_distance2: to_remove.append(obj) for obj in to_remove: self.objects.remove(obj) self.objects_eaten[obj.obj_type] += 1 self.object_reward += self.settings["object_reward"][obj.obj_type] self.spawn_object(obj.obj_type) def inside_walls(self, point): """Check if the point is inside the walls""" EPS = 1e-4 return (EPS <= point[0] < self.size[0] - EPS and EPS <= point[1] < self.size[1] - EPS) # возвращает вектор состояния def observe(self): """Return observation vector. For all the observation directions it returns representation of the closest object to the hero - might be nothing, another object or a wall. Representation of observation for all the directions will be concatenated. """ num_obj_types = len(self.settings["objects"]) + 1 # and wall max_speed_x, max_speed_y = self.settings["maximum_speed"] # расстояние видимости observable_distance = self.settings["observation_line_length"] # получение всех объектов в зоне видимости relevant_objects = [obj for obj in self.objects if obj.position.distance(self.hero.position) < observable_distance] # сортировка объектов по расстоянию # сначала ближние # objects sorted from closest to furthest relevant_objects.sort(key=lambda x: x.position.distance(self.hero.position)) observation = np.zeros(self.observation_size) observation_offset = 0 # начинаем перебирать отрезки зрения for i, observation_line in enumerate(self.observation_lines): # shift to hero position observation_line = LineSegment2(self.hero.position + Vector2(*observation_line.p1), self.hero.position + Vector2(*observation_line.p2)) observed_object = None # проверяем видим ли мы стену # if end of observation line is outside of walls, we see the wall. if not self.inside_walls(observation_line.p2): observed_object = "**wall**" # перебираем объекты в зоне видимости for obj in relevant_objects: if observation_line.distance(obj.position) < self.settings["object_radius"]: # нашли объект observed_object = obj break # параметры найденного объекта # тип, скорость и расстояние до него object_type_id = None speed_x, speed_y = 0, 0 proximity = 0 if observed_object == "**wall**": # wall seen # видим стену object_type_id = num_obj_types - 1 # в примере стена всегда обладает # нулевой скоростью, я подумал, # что лучше, все таки, использовать # ее относительную скорость # в результате # качество управление улучшилось # a wall has fairly low speed... # speed_x, speed_y = 0, 0 # I think relative speed is better than absolute speed_x, speed_y = tuple (-self.hero.speed) # best candidate is intersection between # observation_line and a wall, that's # closest to the hero best_candidate = None for wall in self.walls: candidate = observation_line.intersect(wall) if candidate is not None: if (best_candidate is None or best_candidate.distance(self.hero.position) > candidate.distance(self.hero.position)): best_candidate = candidate if best_candidate is None: # assume it is due to rounding errors # and wall is barely touching observation line proximity = observable_distance else: proximity = best_candidate.distance(self.hero.position) elif observed_object is not None: # agent seen # видим объект # тип объекта object_type_id = self.settings["objects"].index(observed_object.obj_type) # здесь я тоже использовал скорость относительно # управляемого объекта speed_x, speed_y = tuple(observed_object.speed - self.hero.speed) intersection_segment = obj.as_circle().intersect(observation_line) assert intersection_segment is not None # вычисление расстояние до объекта try: proximity = min(intersection_segment.p1.distance(self.hero.position), intersection_segment.p2.distance(self.hero.position)) except AttributeError: proximity = observable_distance for object_type_idx_loop in range(num_obj_types): # здесь 1.0 означает отсутствие в поле видимости # объекта заданного типа observation[observation_offset + object_type_idx_loop] = 1.0 if object_type_id is not None: # если объект найден то в ячейке типа объекта # задается расстояние меньше от 0.0 до 1.0 # расстояние меряется относительно длины отрезка observation[observation_offset + object_type_id] = proximity / observable_distance # скорость найденного объекта observation[observation_offset + num_obj_types] = speed_x / max_speed_x observation[observation_offset + num_obj_types + 1] = speed_y / max_speed_y assert num_obj_types + 2 == self.eye_observation_size observation_offset += self.eye_observation_size # после заполнения данных со всех отрезков # добавляется скорость управляемого объекта observation[observation_offset] = self.hero.speed[0] / max_speed_x observation[observation_offset + 1] = self.hero.speed[1] / max_speed_y assert observation_offset + 2 == self.observation_size self.last_observation = observation return observation def distance_to_walls(self): """Returns distance of a hero to walls""" res = float('inf') for wall in self.walls: res = min(res, self.hero.position.distance(wall)) return res - self.settings["object_radius"] def collect_reward(self): """Return accumulated object eating score + current distance to walls score""" wall_reward = self.settings["wall_distance_penalty"] * \ np.exp(-self.distance_to_walls() / self.settings["tolerable_distance_to_wall"]) assert wall_reward < 1e-3, "You are rewarding hero for being close to the wall!" total_reward = wall_reward + self.object_reward self.object_reward = 0 self.collected_rewards.append(total_reward) return total_reward def plot_reward(self, smoothing = 30): """Plot evolution of reward over time.""" plottable = self.collected_rewards[:] while len(plottable) > 1000: for i in range(0, len(plottable) - 1, 2): plottable[i//2] = (plottable[i] + plottable[i+1]) / 2 plottable = plottable[:(len(plottable) // 2)] x = [] for i in range(smoothing, len(plottable)): chunk = plottable[i-smoothing:i] x.append(sum(chunk) / len(chunk)) plt.plot(list(range(len(x))), x) def generate_observation_lines(self): """Generate observation segments in settings["num_observation_lines"] directions""" result = [] start = Point2(0.0, 0.0) end = Point2(self.settings["observation_line_length"], self.settings["observation_line_length"]) for angle in np.linspace(0, 2*np.pi, self.settings["num_observation_lines"], endpoint=False): rotation = Point2(math.cos(angle), math.sin(angle)) current_start = Point2(start[0] * rotation[0], start[1] * rotation[1]) current_end = Point2(end[0] * rotation[0], end[1] * rotation[1]) result.append( LineSegment2(current_start, current_end)) return result def _repr_html_(self): return self.to_html() def to_html(self, stats=[]): """Return svg representation of the simulator""" stats = stats[:] recent_reward = self.collected_rewards[-100:] + [0] objects_eaten_str = ', '.join(["%s: %s" % (o,c) for o,c in self.objects_eaten.items()]) stats.extend([ "nearest wall = %.1f" % (self.distance_to_walls(),), "reward = %.1f" % (sum(recent_reward)/len(recent_reward),), "objects eaten => %s" % (objects_eaten_str,), ]) scene = svg.Scene((self.size[0] + 20, self.size[1] + 20 + 20 * len(stats))) scene.add(svg.Rectangle((10, 10), self.size)) num_obj_types = len(self.settings["objects"]) + 1 # and wall observation_offset = 0; for line in self.observation_lines: # getting color of the line linecolor = 'black'; linewidth = '1px'; for object_type_idx_loop in range(num_obj_types): if self.last_observation[observation_offset + object_type_idx_loop] < 1.0: if object_type_idx_loop < num_obj_types - 1: linecolor = self.settings["colors"][self.settings["objects"][object_type_idx_loop]]; linewidth = '3px'; observation_offset += self.eye_observation_size scene.add(svg.Line(line.p1 + self.hero.position + Point2(10,10), line.p2 + self.hero.position + Point2(10,10), color = linecolor, stroke = linecolor, stroke_width = linewidth)) for obj in self.objects + [self.hero] : scene.add(obj.draw()) offset = self.size[1] + 15 for txt in stats: scene.add(svg.Text((10, offset + 20), txt, 15)) offset += 20 return scene
Если вы захотите посмотреть как все это работает вам будет необходим IPython Notebook. Так как все это собирается воедино в сценарии для него. Сценарий находится по адресу notebooks/karpathy_game.ipynb.
Результат
Пока писал статью, запустил на несколько часов обучение. Ниже видео: как у меня в итоге обучилась сетка за довольно небольшое время.
Куда двигаться дальше
Дальше я планирую попробовать внедрить этот метод в свой виртуальный квадрокоптер. Сначала хочу попробовать сделать стабилизацию. Потом, если получится, попробую сделать чтобы оно летало, но там уже, скорее всего, понадобится сверточная сеть вместо многослойного перцептрона.
Пример заботливо выложен на гитхаб пользователем nivwusquorum, за что хочется выразить ему огромное человеческое спасибо.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/274597/
Добавить комментарий